Корпоративные традиции. История униформы Sony

Время чтения: 4 мин.
Униформа Sony
Youtube/Dom Hennequin

По данным биографа Стива Джобса, Уолтера Исааксона, глава Sony Акио Марита рассказал основателю Apple о том, что сразу после Второй Мировой Войны, когда компания возникла, у японцев были проблемы с одеждой, и Sony помогала своим работникам, выдавая им униформу.[i] Возможно, так оно и было. Однако по другой версии, введение формы имело иные причины. Производство электроники не всегда было чистым и автоматизированным. Когда компания только возникла, многие операции выполнялись вручную и были сопряжены со значительным загрязнением одежды оператора. В то время Sony не имела большого офиса, и практически все работники были задействованы в производственных операциях. Поэтому униформа была необходима, причем буквально всем членам коллектива. В связи с объективной необходимостью возникло правило, требующее ношения спецодежды.

Со временем производство стало чище, многие процессы были автоматизированы. Разросся штат офисного персонала, для которого в униформе вообще не было никакого смысла. И в какой-то момент компания задумалась о том, чтобы отменить форму. Однако опрос коллектива показал, что 94% работников хотят, чтобы форма осталась. Тогда было принято решение сохранить форму, но изменить ее дизайн. В 1981 году к 35-летию компании была заказана форма нового образца у Иссей Миякэ, и все, начиная от простых рабочих и заканчивая руководителем компании (в то время это был Акио Марита) продолжили ее ношение.[ii], [iii] В наше время, форма перестала быть обязательной, но все еще остаются работники, которые продолжают ее носить.[iv]

Как мы видим, обычай носить форму возник как правило, опирающееся на объективную необходимость. В основе правила лежала цель — обеспечить  защиту работников от грязи и химических веществ, используемых на производстве. У компании были способности сделать это. Со временем практическая необходимость ношения спецодежды отпала для многих сотрудников. Но форма стала частью культурного кода, неотъемлемой частью жизни работников. Поэтому, когда менеджмент предложил отменить форму, 94% работников не захотело этого делать. Ношение формы перестало преследовать определенную цель и приобрело символический смысл. Оно стало обычаем. То, что этот обычай не противоречил здравому смыслу и внутренней логике компании, означало, что он пребывал в фазе зрелости.       

Позже повсеместное ношение формы все-таки перестало быть обязательным. Поэтому этот обычай не успел перейти в дегенеративную фазу и не начал негативно сказываться на деятельности организации. Однако можно вообразить, что было бы, если бы дегенеративная фаза наступила. Представьте, что в офис современной солидной компании прибывают партнеры для ведения переговоров, а их встречают высшие менеджеры в куртках с отливом, с пристяжными рукавами и бордовой окантовкой.[ii]


Дополнительно: Microsoft, Sony и Nokia упустили возможности из-за несоответствия их стратегий и организационных особенностей


[i] Judkis M. Steve Jobs’s style: New turtleneck details revealed. The Washington Post. October 12, 2011.

[ii] Trucco T. Company uniforms: Sony updates a Japanese tradition. The Christian Science Monitor. July 21, 1983.

[iii] Trucco T. Other Business; Dressing for success, Tokyo-style. New York Times. 1982.

[iv] Корпоративный сайт Sony. (https://www[dot]sony.net/SonyInfo/CorporateInfo/History/capsule/04/index.html)

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: