По данным биографа Стива Джобса, Уолтера Исааксона, глава Sony Акио Марита рассказал основателю Apple о том, что сразу после Второй Мировой Войны, когда компания возникла, у японцев были проблемы с одеждой, и Sony помогала своим работникам, выдавая им униформу.[i] Возможно, так оно и было. Однако по другой версии, введение формы имело иные причины. Производство электроники не всегда было чистым и автоматизированным. Когда компания только возникла, многие операции выполнялись вручную и были сопряжены со значительным загрязнением одежды оператора. В то время Sony не имела большого офиса, и практически все работники были задействованы в производственных операциях. Поэтому униформа была необходима, причем буквально всем членам коллектива. В связи с объективной необходимостью возникло правило, требующее ношения спецодежды.
Со временем производство стало чище, многие процессы были автоматизированы. Разросся штат офисного персонала, для которого в униформе вообще не было никакого смысла. И в какой-то момент компания задумалась о том, чтобы отменить форму. Однако опрос коллектива показал, что 94% работников хотят, чтобы форма осталась. Тогда было принято решение сохранить форму, но изменить ее дизайн. В 1981 году к 35-летию компании была заказана форма нового образца у Иссей Миякэ, и все, начиная от простых рабочих и заканчивая руководителем компании (в то время это был Акио Марита) продолжили ее ношение.[ii], [iii] В наше время, форма перестала быть обязательной, но все еще остаются работники, которые продолжают ее носить.[iv]
Как мы видим, обычай носить форму возник как правило, опирающееся на объективную необходимость. В основе правила лежала цель — обеспечить защиту работников от грязи и химических веществ, используемых на производстве. У компании были способности сделать это. Со временем практическая необходимость ношения спецодежды отпала для многих сотрудников. Но форма стала частью культурного кода, неотъемлемой частью жизни работников. Поэтому, когда менеджмент предложил отменить форму, 94% работников не захотело этого делать. Ношение формы перестало преследовать определенную цель и приобрело символический смысл. Оно стало обычаем. То, что этот обычай не противоречил здравому смыслу и внутренней логике компании, означало, что он пребывал в фазе зрелости.
Позже повсеместное ношение формы все-таки перестало быть обязательным. Поэтому этот обычай не успел перейти в дегенеративную фазу и не начал негативно сказываться на деятельности организации. Однако можно вообразить, что было бы, если бы дегенеративная фаза наступила. Представьте, что в офис современной солидной компании прибывают партнеры для ведения переговоров, а их встречают высшие менеджеры в куртках с отливом, с пристяжными рукавами и бордовой окантовкой.[ii]
Дополнительно: Microsoft, Sony и Nokia упустили возможности из-за несоответствия их стратегий и организационных особенностей
[i] Judkis M. Steve Jobs’s style: New turtleneck details revealed. The Washington Post. October 12, 2011.
[ii] Trucco T. Company uniforms: Sony updates a Japanese tradition. The Christian Science Monitor. July 21, 1983.
[iii] Trucco T. Other Business; Dressing for success, Tokyo-style. New York Times. 1982.
[iv] Корпоративный сайт Sony. (https://www[dot]sony.net/SonyInfo/CorporateInfo/History/capsule/04/index.html)
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Макдональдизация и амазонизация — особенности современного потребленияПотребление эволюционирует вместе с обществом. Американский социолог Джордж Ритцер в восьмидесятых годах двадцатого века разработал концепцию «макдональдизации» общества. Сегодня от «макдональдизации» общество …
- Стресс инновации. Что это и как с ним боротьсяИнновации и развитие инновационного мышления могут вызвать у работников стресс инновации. Это состояние характеризуется подавленностью и скепсисом, связанными с инновационным процессом в …
- Странная бизнес идея. Эта компания зарабатывает $7 млн. в год, находя тех, кто не убирает улицы за своими собакамиАнализ собачьих экскрементов позволяет выявить хозяев, которые не убирают улицы за своими питомцами. Эта странная бизнес идея приносит мил...
- Созидательность и увлеченность своим делом — основа успеха. Кейсы Facebook, Apple, Genentech, Google и MicrosoftСозидательность и увлеченность своим делом обеспечили успех и стали основой их корпоративной культуры таких компаний как Facebook, Apple...
- Вредная продукция: установка на гедонизм или моральная индульгенция? Кейс Philip MorrisВредная продукция, которую производят некоторые компании, такие как Philip Morris представляет собой сложную моральную и этическую проблему. Каковы жизненные ценности людей, работающих …
- Название Уолл-стрит — почему так названа самая деловая улица мираКогда-то Уолл-стрит называлась Cingel. Название Уолл-стрит - все, что осталось от стены, построенной для защиты Нового Амстердама...
- Плохие руководители становятся руководителями, потому что они… плохи. Мнение экспертовМнение экспертов: плохие руководители занимают свои места благодаря качествам, из-за которых они затем плохо выполняют руководящую работу.
- Убеждая инвесторов, не забудьте понизить голос. Элизабет Холмс поступала именно такПо-мужски низкий голос Элизабет Холмс из Theranos оказался инструментом обмана, помогающим ей получать деньги инвесторов.
- Как глагол «гуглить» связан с вампирами. И какие лингвистические ухищрения Microsoft завершились полным проваломGoogle не стремился сделать глагол «гуглить» частью современного языка. А вот компания Microsoft потратила немало денег, чтобы глагол...
- Кто такая Марисса Майер, и каким образом ее усердие и трудолюбие погубили YahooМарисса Майер, долгое время работавшая в Google, возглавила компанию Yahoo в 2012 году. Yahoo к тому моменту находилась в кризисе, и совет …
- Любопытство — двигатель бизнеса. Оно помогает принимать правильные решения и предотвращает конфликтыПо данным ученых, любопытство предотвращает неверные решения, устраняет конфликты и улучшает коммуникацию. Любопытство в бизнесе позволяет...
- Плоская иерархия — что стоит за словами о равенстве и свободе работников в компанияхПлоская иерархия - один из атрибутов компании, которая хочет выглядеть прогрессивной. Но, что кроется за понятием «плоская иерархия»?
- В чем Стив Джобс был лучше Билла Гейтса. Мнение самого ГейтсаСуществует одна область, в которой Стив Джобс был лучше Билла Гейтса. Гейтс безоговорочно признает, что его коллега превосходил его в...