По данным биографа Стива Джобса, Уолтера Исааксона, глава Sony Акио Марита рассказал основателю Apple о том, что сразу после Второй Мировой Войны, когда компания возникла, у японцев были проблемы с одеждой, и Sony помогала своим работникам, выдавая им униформу.[i] Возможно, так оно и было. Однако по другой версии, введение формы имело иные причины. Производство электроники не всегда было чистым и автоматизированным. Когда компания только возникла, многие операции выполнялись вручную и были сопряжены со значительным загрязнением одежды оператора. В то время Sony не имела большого офиса, и практически все работники были задействованы в производственных операциях. Поэтому униформа была необходима, причем буквально всем членам коллектива. В связи с объективной необходимостью возникло правило, требующее ношения спецодежды.
Со временем производство стало чище, многие процессы были автоматизированы. Разросся штат офисного персонала, для которого в униформе вообще не было никакого смысла. И в какой-то момент компания задумалась о том, чтобы отменить форму. Однако опрос коллектива показал, что 94% работников хотят, чтобы форма осталась. Тогда было принято решение сохранить форму, но изменить ее дизайн. В 1981 году к 35-летию компании была заказана форма нового образца у Иссей Миякэ, и все, начиная от простых рабочих и заканчивая руководителем компании (в то время это был Акио Марита) продолжили ее ношение.[ii], [iii] В наше время, форма перестала быть обязательной, но все еще остаются работники, которые продолжают ее носить.[iv]
Как мы видим, обычай носить форму возник как правило, опирающееся на объективную необходимость. В основе правила лежала цель — обеспечить защиту работников от грязи и химических веществ, используемых на производстве. У компании были способности сделать это. Со временем практическая необходимость ношения спецодежды отпала для многих сотрудников. Но форма стала частью культурного кода, неотъемлемой частью жизни работников. Поэтому, когда менеджмент предложил отменить форму, 94% работников не захотело этого делать. Ношение формы перестало преследовать определенную цель и приобрело символический смысл. Оно стало обычаем. То, что этот обычай не противоречил здравому смыслу и внутренней логике компании, означало, что он пребывал в фазе зрелости.
Позже повсеместное ношение формы все-таки перестало быть обязательным. Поэтому этот обычай не успел перейти в дегенеративную фазу и не начал негативно сказываться на деятельности организации. Однако можно вообразить, что было бы, если бы дегенеративная фаза наступила. Представьте, что в офис современной солидной компании прибывают партнеры для ведения переговоров, а их встречают высшие менеджеры в куртках с отливом, с пристяжными рукавами и бордовой окантовкой.[ii]
Дополнительно: Microsoft, Sony и Nokia упустили возможности из-за несоответствия их стратегий и организационных особенностей
[i] Judkis M. Steve Jobs’s style: New turtleneck details revealed. The Washington Post. October 12, 2011.
[ii] Trucco T. Company uniforms: Sony updates a Japanese tradition. The Christian Science Monitor. July 21, 1983.
[iii] Trucco T. Other Business; Dressing for success, Tokyo-style. New York Times. 1982.
[iv] Корпоративный сайт Sony. (https://www[dot]sony.net/SonyInfo/CorporateInfo/History/capsule/04/index.html)
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Больше никаких боссов — это приказ. Кто стоит за идеями холакратииХолакратия - система управления и вариант организационной структуры, разработанные Брайаном Робертсоном. При холакратии в компании отсутствует менеджмент и централизованное принятие решений. Предполагается, …
- Когда стратегия противоречит заявлению о миссии. Кейс MylanЭпиПен - продукт компании Mylan. ЭпиПен был разработан в 1970-х и не несет в себе ровным счетом никакой инновационности. Тем не менее, …
- Эпатажный маркетинг как орудие войны технологических компаний. Salesforce против Microsoft, SAP и OracleSalesforce и ее руководитель Марк Бениофф успешно использовали эпатажный маркетинг. Microsoft и Oracle проиграли им по всем позициям...
- Стресс инновации. Что это и как с ним боротьсяИнновации и развитие инновационного мышления могут вызвать у работников стресс инновации. Это состояние характеризуется подавленностью и скепсисом, связанными с инновационным процессом в …
- Песня Happy Birthday to You — судебные баталии и миллионы долларовПовсеместно используемая для поздравлений песня Happy Birthday to You стала источником сомнительного заработка компании Warner/Chappel и причиной тяжбы.
- Как Стив Джобс украл мышь и графический интерфейсВеличайшие достижения Apple - графический интерфейс и мышь, Стив Джобс украл у Xerox. «Мы никогда не стыдились красть великие идеи», - зая...
- Внутрикорпоративная борьба, паранойя и корпоративная власть — три стороны одной медали. Результаты исследованийТам, где возникает внутрикорпоративная борьба, страдает продуктивность. Причиной этого нередко становится паранойя руководителей. Исследова...
- Финансовые пирамиды и схема ПонциФинансовые пирамиды - обманные сетевые финансовые схемы. Схема Понци - разновидность финансовой пирамиды. Принцип финансовой пирамиды...
- Галлюциногены на службе у корпораций. Мирон Столярофф и его попытка сделать ЛСД частью корпоративной культуры AmpexМирон Столярофф, высший менеджер компании Ampex, предложил интегрировать галлюциногены в корпоративную культуру Ampex. В результате...
- Убеждая инвесторов, не забудьте понизить голос. Элизабет Холмс поступала именно такПо-мужски низкий голос Элизабет Холмс из Theranos оказался инструментом обмана, помогающим ей получать деньги инвесторов.
- Неосознанные предубеждения в HR. Как искусственный интеллект поможет в борьбе с нимиНеосознанные предубеждения и бессознательная предвзятость губительны для поиска и удержания персонала. Высокие технологии помогают избавиться от них.
- Дональд Трамп в Симпсонах и Южном ПаркеДональд Трамп в Симпсонах пленяет Гомера своими волосами. Гомера затягивает в шевелюру, где он совершает невероятное путешествие в миры Трампа. В Южном...
- Что такое управленческой произвол. Пример Харви ВайнштейнаХарви Вайнштейн прославился как продюссер многих известных и даже оскароносных фильмов. Но помимо этого, он известен своим необузданным темпераментом и абсолютно нецивилизованным …