
По данным биографа Стива Джобса, Уолтера Исааксона, глава Sony Акио Марита рассказал основателю Apple о том, что сразу после Второй Мировой Войны, когда компания возникла, у японцев были проблемы с одеждой, и Sony помогала своим работникам, выдавая им униформу.[i] Возможно, так оно и было. Однако по другой версии, введение формы имело иные причины. Производство электроники не всегда было чистым и автоматизированным. Когда компания только возникла, многие операции выполнялись вручную и были сопряжены со значительным загрязнением одежды оператора. В то время Sony не имела большого офиса, и практически все работники были задействованы в производственных операциях. Поэтому униформа была необходима, причем буквально всем членам коллектива. В связи с объективной необходимостью возникло правило, требующее ношения спецодежды.
Со временем производство стало чище, многие процессы были автоматизированы. Разросся штат офисного персонала, для которого в униформе вообще не было никакого смысла. И в какой-то момент компания задумалась о том, чтобы отменить форму. Однако опрос коллектива показал, что 94% работников хотят, чтобы форма осталась. Тогда было принято решение сохранить форму, но изменить ее дизайн. В 1981 году к 35-летию компании была заказана форма нового образца у Иссей Миякэ, и все, начиная от простых рабочих и заканчивая руководителем компании (в то время это был Акио Марита) продолжили ее ношение.[ii], [iii] В наше время, форма перестала быть обязательной, но все еще остаются работники, которые продолжают ее носить.[iv]
Как мы видим, обычай носить форму возник как правило, опирающееся на объективную необходимость. В основе правила лежала цель — обеспечить защиту работников от грязи и химических веществ, используемых на производстве. У компании были способности сделать это. Со временем практическая необходимость ношения спецодежды отпала для многих сотрудников. Но форма стала частью культурного кода, неотъемлемой частью жизни работников. Поэтому, когда менеджмент предложил отменить форму, 94% работников не захотело этого делать. Ношение формы перестало преследовать определенную цель и приобрело символический смысл. Оно стало обычаем. То, что этот обычай не противоречил здравому смыслу и внутренней логике компании, означало, что он пребывал в фазе зрелости.
Позже повсеместное ношение формы все-таки перестало быть обязательным. Поэтому этот обычай не успел перейти в дегенеративную фазу и не начал негативно сказываться на деятельности организации. Однако можно вообразить, что было бы, если бы дегенеративная фаза наступила. Представьте, что в офис современной солидной компании прибывают партнеры для ведения переговоров, а их встречают высшие менеджеры в куртках с отливом, с пристяжными рукавами и бордовой окантовкой.[ii]
Дополнительно: Microsoft, Sony и Nokia упустили возможности из-за несоответствия их стратегий и организационных особенностей
[i] Judkis M. Steve Jobs’s style: New turtleneck details revealed. The Washington Post. October 12, 2011.
[ii] Trucco T. Company uniforms: Sony updates a Japanese tradition. The Christian Science Monitor. July 21, 1983.
[iii] Trucco T. Other Business; Dressing for success, Tokyo-style. New York Times. 1982.
[iv] Корпоративный сайт Sony. (https://www[dot]sony.net/SonyInfo/CorporateInfo/History/capsule/04/index.html)
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Стандарты обслуживания — как потерять миллион и войти в народные предания
Стандарты обслуживания не должны быть двойными. История о том, как банк не проявил должного уважения к своему плохо одетому клиенту и лишился …Почему Стив Джобс перестал мыться, и к чему это привело
В определенный момент своей жизни Стив Джобс перестал мыться. Окружающие это заметили. И это не добавило Джобсу популярности среди коллег.Об организационной культуре Toyota
Компания Toyota - хрестоматийный пример эффективной организации. Об организационной культуре Toyota пишутся книги и научные работы. Чем же она уникальна?Ваши работники ходят по собеседованиям? Это хорошо — считают в LinkedIn и Netflix
Во многих современных успешных компаниях, таких как LinkedIn, Netflix и др., не видят проблемы, если их работники ходят по собеседованиям в другие …Система 996. Что это за система, и в чем ее опасность
Система 996 используется главным образом китайскими хайтек компаниями. Она противоречит законодательству и ведет к сверхэксплуатации работников. Суть системы...
Скука на работе как источник мотивации и стимулятор творческого подхода. Результаты исследования
Результаты исследований свидетельствуют, что скука на работе иногда выступает как источник мотивации и стимулирует творческое мышление...Должностные преступления заставляют совершивших их работников испытывать чувство вины и страха? Скорее радостное возбуждение — свидетельствуют исследования
Исследования свидетельствуют, что должностные преступления связаны с теми же механизмами, которые ведут к возникновению вредных привычекБизнес как сайд-проект. Ричард Брэнсон рекомендует начинать свое дело, не уходя со старой работы. Пол Грэм с ним категорически несогласен
Ричард Брэнсон рекомендует начинать бизнес как сайд-проект, не уходя со старой работы. Венчурный инвестор Пол Грэм категорически с этим не согласен.Оценка персонала с помощью iPad. Как крупнейший хедж-фонд оценивает своих работников — принципы предельной прозрачности и абсолютной честности
Рэй Далио - руководитель крупнейшего хедж-фонда внедрил оценку персонала в реальном времени с использованием приложения для iPad.Пример антикризисного управления, вошедший в учебники MBA. Johnson&Johnson и препарат Тайленол.
Семь человек умерли после приема препарата Тайленол. Вины производителя в этом не было. Прекрасный пример антикризисного управления продемонстрировала компания Johnson & Johnson.
Борьба с зомби — прибыльный бизнес
Для компании ACO в Неваде борьба с зомби - основа ее бизнес модели. На желании людей истреблять зомби в год компания зарабатывает...Хансей — основа постоянного обучения организации
Хансей - принцип осмысления ошибок и погрешностей, являющийся ключом к предотвращению их повторения, постоянному улучшению и обучению организации.Прекрастинация — откуда берутся бездумные ответы и непродуманные планы
Прекрастинация - феномен обратный прокрастинации. Люди со склонностью к прекрастинации действуют быстро, но не всегда эффективно. Опасно...