Poka-yoke — «защита от дурака» как фундаментальный принцип производства. И не только…

Время чтения: 7 мин.
Музей Toyota.
Музей Toyota. TOYOTA Commemorative Museum of Industry and Technology. Flickr/cotaro70s

Как известно, людям свойственно ошибаться. Иногда ошибки бывают настолько глупыми, что человек никак не может понять, как он вообще умудрился сделать нечто подобное. Когда уже поздно…

И вот такие глупейшие «необязательные» ошибки, которых, на первый взгляд легко избежать, порой обходятся весьма дорого. Цифра, помещенная не в ту колонку Excel, грамматическая ошибка в презентации, электронное письмо, отправленное не тому адресату могут в буквальном смысле похоронить проект.

А такие ошибки, как баг в критически важном программном обеспечении или оставленный инструмент в операционной ране переносят нас из области потерянных возможностей в область профессиональной халатности.

Poka-yoke — метод избежания ошибок

Poka-yoke - метод, известный также как «защита от дурака».
Flickr/Michel Curi

Для того, чтобы избегать подобных глупых ошибок и существует метод poka-yoke (читается как пока-ёкэ). Изобретение (а точнее формализацию и адаптацию к условиям производства) этого метода приписывают японскому инженеру Сигэо Синго.

Название poka-yoke происходит от двух японских слов: избегать (yokeru) и ошибка (poka). Изначально концепция Сигэо Синго называлась baka-yoke, что можно перевести как «защита от идиота». Но когда, согласно легенде, Синго излагал свои идеи перед рабочими производственной линии Toyota, одна из работниц расплакалась. «Я не идиот!» — возмутилась она. Тогда инженер решил переименовать концепцию в «защиту от ошибок», а не от идиота.1   

Тем не менее, в русском языке poka-yoke традиционно обозначается как «защита от дурака». Иногда poka-yoke называют принципом нулевой ошибки.

Принцип метода

Идея poka-yoke проста. В рабочий процесс необходимо закладывать механизмы, выявляющие ошибки, предотвращающие их или обеспечивающие выполнение процесса только надлежащим образом. Сигэо Синго искал простейшие, надежнейшие и наиболее дешевые способы создания таких механизмов.

Poka-yoke - метод, известный также как «защита от дурака».
Парковка с использованием poka-yoke. Flickr/Martin Burns

Например, если необходимо, чтобы рабочий сборочной линии при выполнении определенного процесса использовал непременно три болта, следует доставлять ему болты в упаковке по три штуки. Тогда, если он вкрутит меньше трех болтов, то сразу заметит и исправит эту ошибку.1  

Можно привести и бытовые примеры защиты от дурака. Например, в некоторых автомобилях с механической коробкой передач перед тем как включить зажигание нужно нажать педаль сцепления. А многие автомобили с автоматической коробкой не заводятся, если коробка передач не стоит в положении «парковка». Наиболее простой пример — дополнительное отверстие слива, расположенное у верхней кромки раковины. Если забудете выключить воду — она не перельется через край.

Poka-yoke - метод, известный также как «защита от дурака».
Flickr/Matthew Paul Argall

В борьбе за чистоту речи

Майкл Шрейг из  бизнес-школы при Массачусетском технологическом институте приводит такой пример — уже из профессиональной области. Он и его коллеги зачастую вели слишком эмоциональную переписку, используя не слишком подходящую для рабочей коммуникации лексику. Эмоции проходили, а испорченные отношения оставались. Тогда Шрейг создал простой фильтр для исходящих сообщений, который не пропускал слова, типа «идиот», «дебил», «придурок», «задница» и т.п. Если в сообщении были такие слова, программа спрашивала: «Вы действительно хотите это отправить?» Если отправитель выбирал «да», то следовал вопрос: «Вы уверены?»

Шрейг предложил свой poka-yoke фильтр Microsoft. Но компания не заинтересовалась.1

Flickr/Lorie Shaull

В наше время роль технологий как никогда велика. Пытаться заменить человека технологией — стало всеобщей тенденцией. Ведущие хай-тек компании уже работают над тем, чтобы создать автомобили без водителей, офисы без офисных работников, станки без операторов и т.д. Но возможно, самое лучшее, что могут сделать машины — это выявлять, минимизировать и устранять наши ошибки?

Poka-yoke — пример Toyota

Poka-yoke - метод, известный также как «защита от дурака».
Музей Toyota. TOYOTA Commemorative Museum of Industry and Technology. Flickr/cotaro70s

А вот как используется принцип poka-yoke в компании Toyota, откуда, собственно, этот принцип и происходит.

Вся производственная система Toyota направлена на обеспечение максимальной эффективности и безошибочных процессов. Часть системы — оборудование, которое автоматически останавливается при возникновении ошибки. Это ведет к выявлению, исправлению, а то и полному предотвращению ошибок.

Другой вариант обеспечения poka-yoke — оборудование, которое просто не позволяет выполнение операций ненадлежащим образом. Например, удерживающие устройства, используемые при вытачивании деталей, устроены на производстве Toyota таким образом, что они позволяют удержание детали только в правильном положении. Вставить деталь неправильным образом просто невозможно.2

И подобные механизмы применяются в Toyota на самых разных этапах производства. В целом, можно выделить механизмы poka-yoke, которые извещают оператора о возможности возникновения ошибки, и механизмы, которые предотвращают возникновение ошибок. Сигэо Синго назвал их предупреждающей poka-yoke и контролирующей poka-yoke, соответственно.3

Ошибки неизбежны, но…

Poka-yoke - метод, известный также как «защита от дурака».
Музей Toyota. TOYOTA Commemorative Museum of Industry and Technology. Flickr/cotaro70s

Сигэо Синго утверждает, что ошибки неизбежны на любом производстве. Но если на производстве имеются адекватные механизмы poka-yoke, то ошибки не переходят в дефекты. А устранение дефектов, в свою очередь, ведет к снижению стоимости ошибок.3   


Релевантно: В чем секрет японского производства. Монодзукури — что это, и как оно работает


  1. Schrage M. Poka-Yoke is Not a Joke. Harvard Business Review. Feb 04, 2010.
  2. The official blog of Toyota GB — Poka-yoke – Toyota Production System guide.
  3. Shingo, Shigeo; Dillon, Andrew (1989). A study of the Toyota production system from an industrial engineering viewpoint. Portland, OR: Productivity Press

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: