Нужно ли бизнес-образование, чтобы преуспеть в бизнесе. И, если нет, что может его заменить

Время чтения: 5 мин.
Нужно ли бизнес-образование, чтобы преуспеть в бизнесе. И, если нет, что может его заменить
Солнечная батарея. Flickr/Berkeley Lab

Управлять бизнесом — дело серьезное. Оно требует специальных знаний и подготовки. Тем не менее, далеко не все люди, получившие бизнес-образование, становятся успешными предпринимателями. И наоборот, многие успешные предприниматели не имеют бизнес-образования (а часто и вовсе никакого образования). Поэтому однозначно ответить на вопрос о том, нужно ли бизнес-образование, чтобы стать успешным бизнесменом, практически невозможно. Но можно обратиться к опыту преуспевающих предпринимателей и узнать, что они думают на этот счет.

Нужно ли бизнес-образование тому, у кого есть цель?

Например, Йи Ли по образованию — физик. Она приехала в США из Китая, чтобы работать над диссертацией. О том, чтобы организовать свой бизнес, она никогда не думала и полностью посвящала себя науке. Но в какой-то момент, работая над своим проектом, Йи Ли поняла, что ее изыскания могут стать хорошей основой для бизнеса. Отсутствие бизнес-образования и какого-либо опыта в бизнесе ее не смутили. Она об этом даже не думала. Просто создала свою компанию (у себя в квартире) по производству оборудования для трансформации солнечной энергии в электрическую. Спустя несколько лет Йи Ли — президент одной из самых быстрорастущих компаний Америки, обладательница нескольких наград и успешная предпринимательница.[1]

До основания собственной компании Йи Ли никогда не работала в коммерческих организациях. Она занималась только наукой. Но когда настал момент, она не слишком много рефлексировала на тему, нужно ли бизнес-образование или опыт в предпринимательстве, чтобы добиться успеха. Очевидно, предпринимательница обладала какими-то качествами, которые заменили ей и то и другое.

В одном из интервью Йи Ли поделилась своими соображениями о том, какие свойства человека могут заменить и опыт, и образование. Оказывается, все очень просто.[1, 2]

Не бояться, учиться и не следовать всем правилам

«У меня не было ни бизнес-образования, ни опыта в бизнесе. У меня не было даже простейших знаний в области финансов. Но я об этом тогда даже не думала», — рассказывает Йи Ли. «Определенно, я испытала много трудностей. Но каждый раз, когда я встречалась с очередной сложностью, я думала о своей цели. Если есть цель, не думайте о том, насколько трудно ее достичь. Просто ищите решение. А если мне в какой-то области не хватает знаний, я найду книгу по теме или пройду онлайн-обучение. Я самоучка. Все, что я знаю, я выучила сама.»[2]

Ответ на вопрос, нужно ли бизнес-образование, Йи Ли не считает очевидным. Предпринимательница даже предполагает, что в некоторых ситуациях оно может оказаться вредным.

«Мыслить надо нестандартно. Вам не нужно следовать старым книжным принципам. Образование позволяет использовать чужой опыт. Но он не всегда подходит именно вам», — считает Йи Ли. «Учитесь у других, но постарайтесь создать что-то уникальное, характерное только вам.»[2]

Делать то, что любишь, и быть экономным

По мнению предпринимательницы, чтобы преуспеть, нужно делать то, что любишь. «Я хочу быть ученым. Я действительно люблю физику. Я изучала сверхпроводимость и полупроводники. Один из моих проектов касался изучению альтернативных источников энергии. Тогда я и поняла, в чем моя страсть. Я абсолютно убеждена, чтобы преуспеть в бизнесе, надо быть страстным человеком. И делать то, что ты действительно хочешь делать. Ты должен делать это не из-за денег. А из любви к своему делу. Иначе не справиться со всеми препятствиями, которы встретятся у тебя на пути.»[1, 2]

Но при всей страстности, нельзя отрываться от земли. «Бизнес надо вести экономно», — считает Йи Ли. И любовь к своему делу как раз большой помощник в этом. «Мы все еще стартап и не можем платить людям, как большие компании. Но мои сотрудники твердо верят в то, чем занимаются. Я ищу людей, которые действительно хотят развиваться. Они здесь не только ради зарплаты. Они страстно любят свою работу и разделяют наши общие мечты. Вот каких людей я ищу.»[1, 2]


Далее: Странная бизнес идея. Эта компания зарабатывает $7 млн. в год, находя тех, кто не убирает улицы за своими собаками


  1. Daum K. This Scientist and Entrepreneur Proves You Don’t Need to Study Business to Succeed in It. Inc. Oct 25, 2019.
  2. Daum K. YPO podcast — Episode 65: Yi Li (Renogy).

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Самоубийства работников в условиях сверхтоксичной культуры. Кейс France Telecom
Галлюциногены на службе у корпораций. Мирон Столярофф и его попытка сделать ЛСД частью корпоративной культуры Ampex
Илон Маск об инновациях: технологии не улучшаются сами по себе
Гибкое планирование рабочего времени - отрицательные стороны новейшего тренда в корпоративном управлении
Взаимосвязи рынка - сообщение Цукерберга повысило стоимость акций New York Times, Fox News и Wall Street Journal
Честность на собеседовании окупается. Результаты исследований
Проблема асимметрии информации и должностные преступления. Xerox - кейс на 6,4 миллиарда долларов
Преображение компании начинается с культуры. Почему Сатье Наделле удалось то, что не удалось Гейтсу и Баллмеру
Смысл логотипа. Когда логотип должен отсылать к продукту, а когда лучше использовать абстрактный символ. Исследования