
Плоская организационная структура, на первый взгляд, не кажется очень логичным способом организации бизнеса. Иерархия выглядит более понятным и обоснованным вариантом.
У кого-то возникает идея бизнеса, он становится во главе компании и говорит всем, что делать. Затем компания растет, и он находит тех, кто вместо него начинает говорить другим, что делать. Те, в свою очередь, находят еще кого-то, кому делегируют часть своих функций и т.д. Так по мере роста организации в ней возникает все больше и больше уровней иерархической структуры.

Тем не менее, существуют очень веские причины, почему стоит сдерживать формирование многоуровневой иерархии, и почему плоская организационная структура гораздо лучше для бизнеса. Так считает Тим Кастелле, профессор Бизнес-школы Университета Квинсленда (Австралия), изучающий вопросы инноваций.
«Все больше доказательств свидетельствуют о том, что организации, в которых имеется плоская организационная структура, достигают лучших результатов, чем традиционные иерархии», — пишет Кастелле. «Существуют очень веские и обоснованные нуждами бизнеса причины, по которым следует беречь достоинство своих работников, обеспечивать их автономность и организовывать их в небольшие команды, а не в многоуровневые иерархии.» Если дать людям возможность и полномочия принимать решения, это будет способствовать возникновению инновационного мышления. [1]
Плоская организационная структура обеспечивает гибкость и подвижность
Если вы хотите, чтобы бизнес мог маневрировать, быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, вам придется доверить вашим работникам принятие многих решений. Если же каждое решение должно пройти ряд согласований на разных уровнях иерархии, то о гибкости и подвижности бизнеса можно забыть.

«Фирмы, организованные по принципу небольших команд, гораздо более маневренные, чем большие иерархии. Это позволяет им с легкостью реагировать на изменения», — считает Кастелле.[1]
Плоская организационная структура лучше подходит для инноваций
«Компании, в которых имеется плоская организационная структура, более склонны к инновациям. Если корпоративная стратегия предполагает инновации, то компании лучше оставаться плоской», — утверждает Тим Кастелле.[1]

Действительно, инновации предполагают способность быстро переключаться с одной гипотезы на другую, изучать альтернативные решения, экспериментировать и творить. В условиях иерархии люди теряют возможность действовать таким образом. Согласования на многих уровнях и бюрократия убивает любую инновационную идею или инициативу.
В свое время такое произошло в компании Kodak. И это стоило ей жизни.
Разное поведение людей в условиях иерархии и плоской структуры
Иерархия идет рука об руку с жестким контролем. Поэтому в иерархической организации работники начинают думать о том, как соответствовать корпоративным критериям, а не о том как наилучшим образом выполнять свои задачи — как это, например, было в Nokia. Чтобы преуспеть в условиях иерархии надо не столько быть эффективным, сколько нравиться своим начальникам.

В то же время плоская организационная структура препятствует возникновению офисных интриг и поощряет стремление к достижению реальных результатов, а не их суррогата в виде благоволения начальства. «Если вы наняли правильных людей, они будут привержены общей цели, которую они вместе будут стремиться достичь», — считает Кастелле.
Релевантно: Круги вместо пирамиды. Холакратия как мягкий вариант иерархии
- Kastelle T. Hierarchy Is Overrated. Harvard Business Review. Nov 20, 2013.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Главные качества работодателя для современного работника (и это не высокая зарплата)
Каковы главные качества работодателя для современных работников? Зарплата занимает лишь четвертое место по значимости. На первом месте...Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созидания
Прокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.Коллективизм и индивидуализм в современной организации. Откуда в компаниях с большими зарплатами высокая текучесть кадров?
Коллективизм и индивидуализм - важнейшие характеристики организационной культуры любой компании. Корпоративный индивидуализм проявляется формальным следованием коллективным правилам и нормам, но соблюдением при …Идеальная бизнес-модель. Пирамида любопытства — заплатить, чтобы узнать, кто заплатил еще
Люди платят вам за то, что они создают информационный повод для упоминания вашей компании и рекламируют ее. Идеальная бизнес-модель для небольшого бизнеса.Управление кризисом: кейсы PepsiCo и Cadbury — два подхода, разные результаты
PepsiCo и Cadbury в разное время пережили серьезные кризисы. Управление кризисом в Pepsi и Cadbury было весьма разным. И результаты оказались разными...
Как была сделана легендарная фотография Стива Джобса, ставшая его визитной карточкой при жизни и после смерти
Классическая черно-белая фотография Стива Джобса была сделана в 2006 году. Она нравилась Джобсу и стала его визитной карточкой при жизни и...Самые странные командировочные расходы — дельтаплан, лама и череп
Лама. Flickr/Benson Kua Как «дойная корова» может «убить» будущее бизнеса. Xerox и дилемма инноватораЛидерский стиль Илона Маска«Ты уволен!» - несостоявшийся бренд Дональда …Как не отвлекаться на социальные сети и новостные сайты. Результаты исследований
Данные исследований демонстрируют, что офисным работникам становится все труднее не отвлекаться на социальные сети и нерелевантные сайты.С чего начинается бизнес? Иногда с попойки. История фармацевтического гиганта Genentech началась в пивной
История Genetech, многомиллиардного фармацевтического гиганта, началась в пивном баре. Профессор биологии Герберт Бойер и безработный Боб Свонсон придумали компанию, сидя за пивом …Самые популярные в Китае. Какая сеть ресторанов зарабатывает на китайцах 5 миллиардов долларов в год
На китайском рынке фастфуда присутствуют несколько глобальных игроков. Но самым успешным является сеть KFC, которая потеснила даже McDonalds. Возможно, ей это удалось, …
Самые абсурдные поводы отпроситься с работы — нападение ламы, отросшие корни волос, etc.
Исследование выявило, сколько процентов работников врут, отпрашиваясь с работы, и какие странные поводы отпроситься с работы они находят.Жертвы Талидомида. Продукт, убивший 80 тысяч и искалечивший 20 тысяч новорожденных
Жертвами препарата Талидомид стали десятки тысяч людей. Около 20 тысяч новорожденных появились на свет с пороками, 80 тысяч погибло.Открыто высказывать свое мнение — нежелательно. Даже в самой либеральной из компаний. Джеймс Деймор из Google в этом убедился
Даже в одной из самых либеральных компаний мира Google открыто высказывать свое мнение может быть опасно. История Джеймса Дэймора, чье мнение не …