Плоская организационная структура, на первый взгляд, не кажется очень логичным способом организации бизнеса. Иерархия выглядит более понятным и обоснованным вариантом.
У кого-то возникает идея бизнеса, он становится во главе компании и говорит всем, что делать. Затем компания растет, и он находит тех, кто вместо него начинает говорить другим, что делать. Те, в свою очередь, находят еще кого-то, кому делегируют часть своих функций и т.д. Так по мере роста организации в ней возникает все больше и больше уровней иерархической структуры.
Тем не менее, существуют очень веские причины, почему стоит сдерживать формирование многоуровневой иерархии, и почему плоская организационная структура гораздо лучше для бизнеса. Так считает Тим Кастелле, профессор Бизнес-школы Университета Квинсленда (Австралия), изучающий вопросы инноваций.
«Все больше доказательств свидетельствуют о том, что организации, в которых имеется плоская организационная структура, достигают лучших результатов, чем традиционные иерархии», — пишет Кастелле. «Существуют очень веские и обоснованные нуждами бизнеса причины, по которым следует беречь достоинство своих работников, обеспечивать их автономность и организовывать их в небольшие команды, а не в многоуровневые иерархии.» Если дать людям возможность и полномочия принимать решения, это будет способствовать возникновению инновационного мышления. [1]
Плоская организационная структура обеспечивает гибкость и подвижность
Если вы хотите, чтобы бизнес мог маневрировать, быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, вам придется доверить вашим работникам принятие многих решений. Если же каждое решение должно пройти ряд согласований на разных уровнях иерархии, то о гибкости и подвижности бизнеса можно забыть.
«Фирмы, организованные по принципу небольших команд, гораздо более маневренные, чем большие иерархии. Это позволяет им с легкостью реагировать на изменения», — считает Кастелле.[1]
Плоская организационная структура лучше подходит для инноваций
«Компании, в которых имеется плоская организационная структура, более склонны к инновациям. Если корпоративная стратегия предполагает инновации, то компании лучше оставаться плоской», — утверждает Тим Кастелле.[1]
Действительно, инновации предполагают способность быстро переключаться с одной гипотезы на другую, изучать альтернативные решения, экспериментировать и творить. В условиях иерархии люди теряют возможность действовать таким образом. Согласования на многих уровнях и бюрократия убивает любую инновационную идею или инициативу.
В свое время такое произошло в компании Kodak. И это стоило ей жизни.
Разное поведение людей в условиях иерархии и плоской структуры
Иерархия идет рука об руку с жестким контролем. Поэтому в иерархической организации работники начинают думать о том, как соответствовать корпоративным критериям, а не о том как наилучшим образом выполнять свои задачи — как это, например, было в Nokia. Чтобы преуспеть в условиях иерархии надо не столько быть эффективным, сколько нравиться своим начальникам.
В то же время плоская организационная структура препятствует возникновению офисных интриг и поощряет стремление к достижению реальных результатов, а не их суррогата в виде благоволения начальства. «Если вы наняли правильных людей, они будут привержены общей цели, которую они вместе будут стремиться достичь», — считает Кастелле.
Релевантно: Круги вместо пирамиды. Холакратия как мягкий вариант иерархии
- Kastelle T. Hierarchy Is Overrated. Harvard Business Review. Nov 20, 2013.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Ежедневная дорога на работу заставляет людей ненавидеть работу. Результаты исследованийИсследования свидетельствуют, что нередко причиной ненависти к работе становится дорога на работу - ежедневный путь между домом и офисом.
- Обея — секрет успешного управления проектом. Доказано ToyotaОбея - это метод интеграции проекта, который используется в проектном управлении. Впервые обея была использована при разработке Toyota Prius.
- Новое в брендинге. Использование ругательств — тренд современности?С тех пор как суд разрешил ругательства в названиях торговых марок, возникло новое в брендинге направление. Примеры торговых марок с использованием брани.
- Как найти лучших работников в индустрии? Надо сделать так, чтобы они сами находили тебя. Блестящая HR-кампания от GoogleКомпания Google знает, как найти лучших работников в индустрии высоких технологий. Блестящая HR-кампания Google выступает свидетельством тому
- Вредная продукция: установка на гедонизм или моральная индульгенция? Кейс Philip MorrisВредная продукция, которую производят некоторые компании, такие как Philip Morris представляет собой сложную моральную и этическую проблему. Каковы жизненные ценности людей, работающих …
- Скука на работе как источник мотивации и стимулятор творческого подхода. Результаты исследованияРезультаты исследований свидетельствуют, что скука на работе иногда выступает как источник мотивации и стимулирует творческое мышление...
- Самое важное качество лидера 21-го века. Мнения самих бизнес-лидеровКаково главное качество лидера современности? По мнению таких бизнес-лидеров как Илон Маск, Билл Гейтс и Ричард Брэнсон, это способность...
- Активная инерция как феномен корпоративной культуры: примеры Kodak и MicrosoftАктивная инерция связана с накоплением привычек организации. Компания Kodak обанкротилась из-за активной инерции, а Microsoft утратила свои лидирующие позиции.
- Смысл и цель бизнеса. Корпоративная культура FerrariЦель бизнеса должна состоять не только в зарабатывании денег, а в чем-то большем. Цель компании Ferrari - создавать и побеждать. И не …
- Пиар или реальные действия. Два подхода к управлению кризисом. Кейс British PetroleumРазлив нефти в Мексиканском Заливе привел к кризису в компании British Petroleum. В ответ вместо реальных действий компания развернула пиар-кампанию.
- Макиавеллизм и карьера — темная сторона личности на пути к вершинеМакиавеллизм - особый тип личности, опасный для окружающих, но позволяющий человеку быстро сделать карьеру. Ложь, лесть и манипуляции...
- Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтойОказывается, много непрочитанных сообщений - далеко не всегда признак лени и неорганизованности. Напротив, иногда - это признак хорошего тайм-менеджмента.
- Любопытство — двигатель бизнеса. Оно помогает принимать правильные решения и предотвращает конфликтыПо данным ученых, любопытство предотвращает неверные решения, устраняет конфликты и улучшает коммуникацию. Любопытство в бизнесе позволяет...