Почему нематериальное стимулирование не работает. Мнение экспертов

Время чтения: 4 мин.
Почему нематериальное стимулирование не работает. Мнение экспертов
Flickr/heather__d

В наше время большинство компаний помимо зарплаты и премий стараются предлагать своим работникам нематериальные бонусы. Работодатели убеждены, что таким образом они создают позитивную рабочую атмосферу и мотивируют людей. А вот некоторые эксперты не разделяют эти представления. Они считают, что в большинстве случаев нематериальное стимулирование не работает. Почему? Все дело в мотивах работодателя и в корпоративной культуре.

Если нематериальное стимулирование не работает, ищите проблему в культуре

Вот классическая ситуация. Работодатель покупает для своих работников столы для кикера, предлагает им абонементы в фитнес-центр (а еще лучше организует его на своей территории), ставит корзины со свежими фруктами в переговорных и нанимает лучших дизайнеров, чтобы украсить офис. В общем из кожи вон лезет, чтобы повысить лояльность сотрудников и мотивировать их. А продуктивность не растет, да и работники не выглядят сильно счастливее. Вероятно, просто в этой компании работают унылые и неблагодарные люди?

Совсем необязательно, считает Серена Рип, эксперт в области мотивации, изучавшая вопросы нематериального стимулирования. По ее мнению, не важно, насколько хороши нематериальные бонусы. Важно то, как все эти привилегии воспринимаются работниками.

«До тех пор, пока сотрудники считают, что работодатель использует все эти инструменты, чтобы заставить их лучше работать за те же деньги, нематериальное стимулирование не работает. Нематериальные бонусы остаются бесполезными в качестве инструментов повышения продуктивности и лояльности. Это проблема того, как ситуацию видят работники», — считает Серена Рип.[1], [2]

Почему нематериальное стимулирование не работает. Мнение экспертов
Flickr/Tim Reckmann

По мнению Рип, нематериальное стимулирование не работает и не будет работать в условиях «неправильной» корпоративной культуры. Чтобы оно заработало необходимо сконцентрироваться на «корпоративной основе». А это значит создавать такую корпоративную культуру, при которой работники верят в искренность работодателя.

«Все эти нематериальные бонусы должны быть результатом здоровой корпоративной культуры. Но не самой культурой. Они должны быть частью культурного контекста. Частью культуры, в которую люди верят», — поясняет эксперт.[1]

Создавать контекст

Предприниматель и венчурный инвестор Брэд Фельд видит проблему примерно так же. По его мнению, заставить людей лучше работать при помощи нематериальных бонусов невозможно. Красивые офисы, корпоративный транспорт и спортивные залы не впечатляют людей, если те понимают, что это лишь средство заставить их работать.

«Великие предприниматели работают над тем, чтобы создавать рабочую среду, которая сама по себе мотивирует. Они не ставят перед собой задачу «мотивировать людей». Они создают условия, устраняют барьеры, оказывают поддержку, находят подходящих людей и подают коллегам хороший пример. Так возникает контекст, в котором люди мотивированы.»[2]

Не важно, какой термин вы используете. Главное, что нематериальные бонусы являются вторичными по отношению к тому, что Рип называет корпоративной основой, а Фельд контекстом. Если работники не верят в искренность работодателя, то никакие нематериальные бонусы не поднимут их продуктивность. Нематериальное стимулирование не работает, если к тому не предрасполагает корпоративная культура.


Далее: Неограниченный отпуск с позиции работодателя — плюсы и минусы


  1. Employee Perks That Don’t Work. Fast Company. Feb 16, 2012.
  2. Stillman J. Your Perks Aren’t Motivating Your Employees. Inc. Feb 20, 2012.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Успехи команд приписываются не тем людям в 60% случаев. Присвоение чужих достижений - опасная черта корпоративной культуры
Карьера и зарплата в Японии. Система ненко - чем старше, тем выше
Закон тривиальности и рабочие совещания. Почему самые простые пункты повестки ведут к самым долгим и непродуктивным дискуссиям?
Самая частая причина проблем – люди. Самая главная причина успехов – тоже люди. Мнение главы Burger King
Компании, которым удалось создать продуктивную корпоративную культуру (инфографика)
Коллективизм и индивидуализм в современной организации. Откуда в компаниях с большими зарплатами высокая текучесть кадров?
Отсутствие профессионального развития - причина высокой ротации персонала более чем в 30% случаев
«Надежный» метод проектного управления не гарантирует успеха. Кейсы PRINCE2, Siemens, EDS и правительства Великобритании
Стандарты обслуживания - как потерять миллион и войти в народные предания