
Принципы меритократии были описаны британским социологом и политиком Майклом Янгом в книге «Возвышение меритократии», вышедшей в 1958 году. Изначально понятие носило несколько сатирический оттенок и относилось, скорее, к сфере политики, чем менеджмента.[1] Тем не менее термин прижился и сегодня нередко используется в области корпоративного управления.
Меритократия — система, в которой способности и достижения являются основой продвижения отдельных людей, независимо от их происхождения, социального статуса, богатства или власти.[2]
В наше время принципы меритократии наиболее широко применяются в области хайтека. Многие компании из этой области с гордостью заявляют, что обладают меритократической корпоративной культурой. Наиболее известные такие компании — это Uber и Amazon.[3]
Компании, заявляющие, что в них главенствуют принципы меритократии, говорят что они предлагают работникам условия, в которых у каждого может быть право высказывать свое мнение, влиять на рабочие процессы и принимать важные решения. Но право это нужно, прежде всего заработать. К праву добавляются высокие доходы и должности.[4] Звучит вполне логично и справедливо. Теоретически.
Как реализуются на практике принципы меритократии
Но каким образом компании реализуют на практике принципы меритократии?
Например, в Amazon в высшей степени приветствуется индивидуальная конкуренция. При этом в ход могут идти самые разные методы — от достижения реальных выдающихся результатов до очернения коллег и написания на них «доносов» руководству. В компании даже имеется специальный инструмент для таких доносов с удобными шаблонами на все случаи жизни, типа, «Меня беспокоит его негибкость и жалобы с его стороны относительно даже несложных заданий».
Инструмент называется Anytime Feedback Tool. Компанию не интересует ни справедливость, ни этическая сторона вопроса. Если человек выживает в компании и продвигается в карьере — значит он лучший. Неважно какими способами он добивается этого. Остальные отсеиваются во время ежегодных «чисток». Так в Amazon работники сознательно сталкиваются друг с другом для селекции, предположительно, лучших.[5]

Схожим образом принципы меритократии реализуются и в Uber. В компании сформировалась так называемая «неограниченная» культура. По отношению к работникам действует принцип «победителей не судят». Если работник приносит компании пользу, то последнюю мало интересует, какими способами он это делает. Этика, правила и общественные нормы не имеют значения, когда речь идет о достижении успеха.
Результатом такой «неограниченной» культуры становятся дискриминация, сексизм и агрессия, которыми славится компания. Сильная внутренняя конкуренция ведет к использованию грязных методов прокладывания пути в компании. Все это трактуется в компании как неизбежная часть агрессивного следования к успеху.
Особо пышного расцвета подобная культура достигла при Трэвисе Каланике, который из-за судебных исков и скандалов в 2017 году покинул пост главы компании. [6], [7]
Что говорит наука?
Ситуация с меритократией в Amazon и Uber заставляет задаться вопросом: принципы меритократии предполагают создание агрессивной среды, в которой выживают и продвигаются только те, кто готов на все ради успеха? Или указанные компании просто трактуют меритократию таким образом?
Если копать глубже, то вопрос можно сформулировать и таким образом: воплотимы ли идеи той утопической меритократии, о которой писал Майкл Янг? Или в реальных условиях принципы меритократии всегда будут воплощаться в виде агрессивных «людоедских» систем и культур?
Исследования в области социологии показали, что даже в условиях кажущихся равных возможностей для всех членов некого сообщества, преимущества все-таки получают те его члены, которые демонстрируют рабочий стиль, сходный со стилем тех, кто обладает властью.[2]

Например, если в менеджменте преобладают мужчины, то успешность того или иного работника будет определяться по «мужским» критериям. Способности и достижения работников будут также оцениваться по этим критериям. Поэтому в соответствии с принципами меритократии возвышаться и продвигаться будут те работники, которые обладают мужским типом мышления и поведения. Понятно, что в большинстве случаев это будут мужчины.[2] Аналогичная ситуация сложится и в организации, где в менеджменте преобладают агрессоры, бюрократы и т.д.
Таким образом, как мы видим, меритократия не дает равные возможности всем. Она лишь поддерживает и усиливает существующие в организации гендерные и социокультурные тенденции.
Дополнительно: Адхократия — гибкость, открытость и адаптивность организации
Источники:
1. Appiah KA. The myth of meritocracy: who really gets what they deserve? The Guardian. Oct 18, 2018.
2. Simard C. Is Your Company a Meritocracy? Fast Company. Dec 20, 2008.
3. Tobak S. In Defense of Uber, Amazon and Meritocracy. Entrepreneur. Mar 8, 2017.
4. Whitehurst J. Meritocracy: the workplace culture that breeds success. Wired.
5. Kantor J, Streitfeld D. Inside Amazon: Wrestling Big Ideas in a Bruising Workplace. The New York Times. August 15, 2015.
6. Isaac M. Inside Uber’s Aggressive, Unrestrained Workplace Culture. The New York Times. February 22, 2017.
7. Wong JC. Uber CEO Travis Kalanick resigns following months of chaos. The Guardian. June 21, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Как начинать бизнес — постепенно или с полной отдачей? Результаты исследования
Начинать бизнес можно, полностью бросаясь в него с головой, или постепенно, не уходя с основной работы. Ученые установили: более успешными...Высшее образование необходимо? Apple, Google и IBM так не считают
Самые успешные компании, такие как Apple, Google и IBM, не считают, что высшее образование необходимо. 50% работников Apple не имеют высшег...Истории успеха не учат. Менеджеры и компании учатся на историях неудач. Исследование
По данным ученых, изучение чужого негативного опыта гораздо ценнее, чем изучение позитивного опыта. Поэтому истории успеха бесполезны в...Как дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в промышленном дизайне
Джобс так глубоко ушел в восточные духовные практики, что хотел переехать в Японию. Дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в дизайне...Работа в режиме многозадачности снижает продуктивность. Данные эксперта
Работа в режиме многозадачности рассматривается многими работодателями как источник продуктивности. Ученые и эксперты с этим несогласны...
2018 год не был безоблачным для Google. 6 серьезных проблем, с которыми пришлось столкнуться компании в уходящем году
В 2018 году компания Google столкнулась с серюезными проблемами. Среди них: протесты работников, беспрецедентные штрафы, обвинения в злоупотреблениях, уход ключевого персонала, секс-скандалы …Крупнейшие сокращения численности персонала в истории. Семь компаний — семь причин
Сокращения численности персонала - одна из стандартных мер, которой менеджмент реагирует на кризисы. Семь реальных компаний - семь разных причин сокращений.Удивительная история восьмисот пятидесяти семи Элизабет Холмс
С некоторых пор женщины по имени Элизабет Холмс начали получать сообщения от незнакомых с требованием вернуть деньги. Просто они - тезки основательницы …Активная инерция как феномен корпоративной культуры: примеры Kodak и Microsoft
Активная инерция связана с накоплением привычек организации. Компания Kodak обанкротилась из-за активной инерции, а Microsoft утратила свои лидирующие позиции.«Итальянская забастовка» и другие свойства сильной системы. Критические замечания относительно систем менеджмента качества.
Система менеджмента качества традиционно рассматривается как нечто полезное для компании. Однако она несет в себе и серьезные деструктивные черты, которые надо учитывать, …
Действительно ли Лю Лоранг проиграл Gionee в казино?
Gionee один из крупнейших производителей смартфонов в Азии внезапно объявил о банкротстве. Глава Gionee Лю Лоранг проиграл в казино...Что значит буква «i» в названиях продуктов Apple (iPhone, iPad и т.д.) и откуда она взялась
Буква "i" в названиях продуктов Apple впервые появилась в 1998 году, когда Джобс представил публике компьютер iMac. Буква "i" означает...Пример антикризисного управления, вошедший в учебники MBA. Johnson&Johnson и препарат Тайленол.
Семь человек умерли после приема препарата Тайленол. Вины производителя в этом не было. Прекрасный пример антикризисного управления продемонстрировала компания Johnson & Johnson.