
Принципы меритократии были описаны британским социологом и политиком Майклом Янгом в книге «Возвышение меритократии», вышедшей в 1958 году. Изначально понятие носило несколько сатирический оттенок и относилось, скорее, к сфере политики, чем менеджмента.[1] Тем не менее термин прижился и сегодня нередко используется в области корпоративного управления.
Меритократия — система, в которой способности и достижения являются основой продвижения отдельных людей, независимо от их происхождения, социального статуса, богатства или власти.[2]
В наше время принципы меритократии наиболее широко применяются в области хайтека. Многие компании из этой области с гордостью заявляют, что обладают меритократической корпоративной культурой. Наиболее известные такие компании — это Uber и Amazon.[3]
Компании, заявляющие, что в них главенствуют принципы меритократии, говорят что они предлагают работникам условия, в которых у каждого может быть право высказывать свое мнение, влиять на рабочие процессы и принимать важные решения. Но право это нужно, прежде всего заработать. К праву добавляются высокие доходы и должности.[4] Звучит вполне логично и справедливо. Теоретически.
Как реализуются на практике принципы меритократии
Но каким образом компании реализуют на практике принципы меритократии?
Например, в Amazon в высшей степени приветствуется индивидуальная конкуренция. При этом в ход могут идти самые разные методы — от достижения реальных выдающихся результатов до очернения коллег и написания на них «доносов» руководству. В компании даже имеется специальный инструмент для таких доносов с удобными шаблонами на все случаи жизни, типа, «Меня беспокоит его негибкость и жалобы с его стороны относительно даже несложных заданий».
Инструмент называется Anytime Feedback Tool. Компанию не интересует ни справедливость, ни этическая сторона вопроса. Если человек выживает в компании и продвигается в карьере — значит он лучший. Неважно какими способами он добивается этого. Остальные отсеиваются во время ежегодных «чисток». Так в Amazon работники сознательно сталкиваются друг с другом для селекции, предположительно, лучших.[5]

Схожим образом принципы меритократии реализуются и в Uber. В компании сформировалась так называемая «неограниченная» культура. По отношению к работникам действует принцип «победителей не судят». Если работник приносит компании пользу, то последнюю мало интересует, какими способами он это делает. Этика, правила и общественные нормы не имеют значения, когда речь идет о достижении успеха.
Результатом такой «неограниченной» культуры становятся дискриминация, сексизм и агрессия, которыми славится компания. Сильная внутренняя конкуренция ведет к использованию грязных методов прокладывания пути в компании. Все это трактуется в компании как неизбежная часть агрессивного следования к успеху.
Особо пышного расцвета подобная культура достигла при Трэвисе Каланике, который из-за судебных исков и скандалов в 2017 году покинул пост главы компании. [6], [7]
Что говорит наука?
Ситуация с меритократией в Amazon и Uber заставляет задаться вопросом: принципы меритократии предполагают создание агрессивной среды, в которой выживают и продвигаются только те, кто готов на все ради успеха? Или указанные компании просто трактуют меритократию таким образом?
Если копать глубже, то вопрос можно сформулировать и таким образом: воплотимы ли идеи той утопической меритократии, о которой писал Майкл Янг? Или в реальных условиях принципы меритократии всегда будут воплощаться в виде агрессивных «людоедских» систем и культур?
Исследования в области социологии показали, что даже в условиях кажущихся равных возможностей для всех членов некого сообщества, преимущества все-таки получают те его члены, которые демонстрируют рабочий стиль, сходный со стилем тех, кто обладает властью.[2]

Например, если в менеджменте преобладают мужчины, то успешность того или иного работника будет определяться по «мужским» критериям. Способности и достижения работников будут также оцениваться по этим критериям. Поэтому в соответствии с принципами меритократии возвышаться и продвигаться будут те работники, которые обладают мужским типом мышления и поведения. Понятно, что в большинстве случаев это будут мужчины.[2] Аналогичная ситуация сложится и в организации, где в менеджменте преобладают агрессоры, бюрократы и т.д.
Таким образом, как мы видим, меритократия не дает равные возможности всем. Она лишь поддерживает и усиливает существующие в организации гендерные и социокультурные тенденции.
Дополнительно: Адхократия — гибкость, открытость и адаптивность организации
Источники:
1. Appiah KA. The myth of meritocracy: who really gets what they deserve? The Guardian. Oct 18, 2018.
2. Simard C. Is Your Company a Meritocracy? Fast Company. Dec 20, 2008.
3. Tobak S. In Defense of Uber, Amazon and Meritocracy. Entrepreneur. Mar 8, 2017.
4. Whitehurst J. Meritocracy: the workplace culture that breeds success. Wired.
5. Kantor J, Streitfeld D. Inside Amazon: Wrestling Big Ideas in a Bruising Workplace. The New York Times. August 15, 2015.
6. Isaac M. Inside Uber’s Aggressive, Unrestrained Workplace Culture. The New York Times. February 22, 2017.
7. Wong JC. Uber CEO Travis Kalanick resigns following months of chaos. The Guardian. June 21, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Лидерство в кризис: эти руководители компаний отказались от своих зарплат из-за эпидемии коронавируса
Многие руководители крупных компаний отказываются от своих зарплат из-за эпидемии коронавируса. Истинное лидерство в кризис требует...Индивидуальный подход к фастфуду, доведенный до абсурда. В McDonalds не бывает бесплатного сыра
Даже в области фастфуда возможен индивидуальный подход к клиенту. Например, если вы хотите купить один слайс сыра по цене целого бургера - …Кому нравится авторитарный управленческий стиль. Каковы личностные черты работников, которые предпочитают авторитарных руководителей
Существует категория работников, которым нравится авторитарный управленческий стиль их начальства. Этим работникам характерны такие черты: ...Идеальная бизнес-модель. Пирамида любопытства — заплатить, чтобы узнать, кто заплатил еще
Люди платят вам за то, что они создают информационный повод для упоминания вашей компании и рекламируют ее. Идеальная бизнес-модель для небольшого бизнеса.Холакратия на практике. Zappos — крупнейшая компания, внедрившая у себя принципы холакратии
Компания Zappos - крупнейшая организация, внедрившая у себя принципы холакратии. Корпоративная культура Zappos опирается на...
Логотип Apple — история и эволюция
Современный логотип Apple - выдающийся пример индустриального дизайна. История логотипа Apple уникальна. Дизайнер Роб Янофф создал его взаменНеудачная промо-акция от Coca-Cola. Оскорбления покупателей — не лучший способ продвижения продукции
Бесспорно неудачная промо-акция Coca-Cola привела к тому, что покупатели стали находить под крышками оскорбления и ругательства. Это случилось, поскольку...Уровни развития корпоративной культуры. От токсичной культуры до элитарной
Консалтинговая компания, проанализировавшая сотни организаций, выделяет уровни развития корпоративной культуры, позволяющие определить на каком этапе развития находится компания.Компании боятся инноваций и творческих подходов. Хотя и заявляют обратное
Компании заявляют, что инновации и творческие подходы - их главные ценности. На деле, компании боятся инноваций. Проведенное исследование...Сон как часть корпоративной стратегии
Официально позволив сотрудникам спать на работе, компании способствуют возникновению творческих подходов и решений. Стратегический сон...
Характеристики эффективного руководителя. Пример менеджеров Facebook
Компания Facebook провела исследование, чтобы выявить характеристики эффективного руководителя, присущие лучшим менеджерам компании. Семь характеристик...Анекдотические истории о клиентоориентированном подходе
Когда клиент хочет вернуть товар продавцу, порой случаются весьма анекдотические истории. Высокие стандарты обслуживания могут вести к казусам.От культуры к продукту. Стартап стоимостью 1,1 млрд долларов начался с создания корпоративной культуры
Организационная культура стартапа может оказаться важнее его продуктов. Первыми разработками IT-компании Airtable были ее ценности и культура. Далее последовали продукты.