Принципы меритократии были описаны британским социологом и политиком Майклом Янгом в книге «Возвышение меритократии», вышедшей в 1958 году. Изначально понятие носило несколько сатирический оттенок и относилось, скорее, к сфере политики, чем менеджмента.[1] Тем не менее термин прижился и сегодня нередко используется в области корпоративного управления.
Меритократия — система, в которой способности и достижения являются основой продвижения отдельных людей, независимо от их происхождения, социального статуса, богатства или власти.[2]
В наше время принципы меритократии наиболее широко применяются в области хайтека. Многие компании из этой области с гордостью заявляют, что обладают меритократической корпоративной культурой. Наиболее известные такие компании — это Uber и Amazon.[3]
Компании, заявляющие, что в них главенствуют принципы меритократии, говорят что они предлагают работникам условия, в которых у каждого может быть право высказывать свое мнение, влиять на рабочие процессы и принимать важные решения. Но право это нужно, прежде всего заработать. К праву добавляются высокие доходы и должности.[4] Звучит вполне логично и справедливо. Теоретически.
Как реализуются на практике принципы меритократии
Но каким образом компании реализуют на практике принципы меритократии?
Например, в Amazon в высшей степени приветствуется индивидуальная конкуренция. При этом в ход могут идти самые разные методы — от достижения реальных выдающихся результатов до очернения коллег и написания на них «доносов» руководству. В компании даже имеется специальный инструмент для таких доносов с удобными шаблонами на все случаи жизни, типа, «Меня беспокоит его негибкость и жалобы с его стороны относительно даже несложных заданий».
Инструмент называется Anytime Feedback Tool. Компанию не интересует ни справедливость, ни этическая сторона вопроса. Если человек выживает в компании и продвигается в карьере — значит он лучший. Неважно какими способами он добивается этого. Остальные отсеиваются во время ежегодных «чисток». Так в Amazon работники сознательно сталкиваются друг с другом для селекции, предположительно, лучших.[5]
Схожим образом принципы меритократии реализуются и в Uber. В компании сформировалась так называемая «неограниченная» культура. По отношению к работникам действует принцип «победителей не судят». Если работник приносит компании пользу, то последнюю мало интересует, какими способами он это делает. Этика, правила и общественные нормы не имеют значения, когда речь идет о достижении успеха.
Результатом такой «неограниченной» культуры становятся дискриминация, сексизм и агрессия, которыми славится компания. Сильная внутренняя конкуренция ведет к использованию грязных методов прокладывания пути в компании. Все это трактуется в компании как неизбежная часть агрессивного следования к успеху.
Особо пышного расцвета подобная культура достигла при Трэвисе Каланике, который из-за судебных исков и скандалов в 2017 году покинул пост главы компании. [6], [7]
Что говорит наука?
Ситуация с меритократией в Amazon и Uber заставляет задаться вопросом: принципы меритократии предполагают создание агрессивной среды, в которой выживают и продвигаются только те, кто готов на все ради успеха? Или указанные компании просто трактуют меритократию таким образом?
Если копать глубже, то вопрос можно сформулировать и таким образом: воплотимы ли идеи той утопической меритократии, о которой писал Майкл Янг? Или в реальных условиях принципы меритократии всегда будут воплощаться в виде агрессивных «людоедских» систем и культур?
Исследования в области социологии показали, что даже в условиях кажущихся равных возможностей для всех членов некого сообщества, преимущества все-таки получают те его члены, которые демонстрируют рабочий стиль, сходный со стилем тех, кто обладает властью.[2]
Например, если в менеджменте преобладают мужчины, то успешность того или иного работника будет определяться по «мужским» критериям. Способности и достижения работников будут также оцениваться по этим критериям. Поэтому в соответствии с принципами меритократии возвышаться и продвигаться будут те работники, которые обладают мужским типом мышления и поведения. Понятно, что в большинстве случаев это будут мужчины.[2] Аналогичная ситуация сложится и в организации, где в менеджменте преобладают агрессоры, бюрократы и т.д.
Таким образом, как мы видим, меритократия не дает равные возможности всем. Она лишь поддерживает и усиливает существующие в организации гендерные и социокультурные тенденции.
Дополнительно: Адхократия — гибкость, открытость и адаптивность организации
Источники:
1. Appiah KA. The myth of meritocracy: who really gets what they deserve? The Guardian. Oct 18, 2018.
2. Simard C. Is Your Company a Meritocracy? Fast Company. Dec 20, 2008.
3. Tobak S. In Defense of Uber, Amazon and Meritocracy. Entrepreneur. Mar 8, 2017.
4. Whitehurst J. Meritocracy: the workplace culture that breeds success. Wired.
5. Kantor J, Streitfeld D. Inside Amazon: Wrestling Big Ideas in a Bruising Workplace. The New York Times. August 15, 2015.
6. Isaac M. Inside Uber’s Aggressive, Unrestrained Workplace Culture. The New York Times. February 22, 2017.
7. Wong JC. Uber CEO Travis Kalanick resigns following months of chaos. The Guardian. June 21, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Что такое дилемма инноватора. Пример KodakДилемма инноватора - концепция, объясняющая, почему многие компани не способны воспользоваться собственными подрывными инновациями. Например Kodak погубила цифровая фотография
- Насколько ваша работа опасна для психики — тест от эксперта в области психологии трудаАтмосфера вашей компании давит на психику? Тест профессора Робинсона определит, насколько ваша работа опасна для психики и здоровья в целом.
- 7 принципов эффективности, которыми Илон Маск поделился с работниками Tesla в своем электронном письмеИлон Маск - основатель и глава компании Tesla в одной из электронных рассылок изложил семь принципов эффективности, которым работникам Tesla стоит следовать. …
- 10 самых дорогих картин всех временЖивопись - не только объект восхищения ценителей и коллекционеров, но и объект инвестиций. Список 10 самых дорогих картин неожиданно возглавляет...
- Маурицио Гуччи, Патриция Реджани, их дочери и прочие Гуччи. Минусы семейного бизнеса — жадность, интриги и одно убийствоМаурицио Гуччи был застрелен убийцей, которого наняли Патриция Реджани и ее персональная гадалка. Дочери Маурицио Гуччи, Алессандра и Алле...
- Рождественская песня, написанная за 15 минут, стоимостью в состояние. Мэрайя Кери заработала на хите «All I want for Christmas is you» 60 миллионов долларовПесня Мэрайи Кэри «All I want for Christmas is you» была написана за 15 минут в 1994 году. Она принесла певице около …
- Стив Джобс и Джон Скалли: история отношенийСчитается, что Джон Скалли уволил Джобса из основанной им же компании Apple. Изначально Стив Джобс и Джон Скалли были друзьями, но событие...
- Смысл логотипа. Когда логотип должен отсылать к продукту, а когда лучше использовать абстрактный символ. ИсследованияДолжен ли смысл логотипа отсылать к продукции или сервисам компании, или лучше использовать абстрактный логотип. Ученые изучили вопрос и...
- Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу (которое на самом деле не было написано)Жизнь Стива Джобса связана с многочисленными легендами. Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу является любопытным артефактом...
- Галлюциногены на службе у корпораций. Мирон Столярофф и его попытка сделать ЛСД частью корпоративной культуры AmpexМирон Столярофф, высший менеджер компании Ampex, предложил интегрировать галлюциногены в корпоративную культуру Ampex. В результате...
- Переговоры работодателя с профсоюзом о нижнем белье. Как работники Walt Disney World боролись с педикулезом и чесоткойПосле распространения педикулеза и чесотки среди работников компании Disney потребовались переговоры работодателя с профсоюзом. Нижнее белье работников...
- Мелвил Дьюи — создатель «Гугла» 19-го векаМелвил Дьюи, автор десятичной классификации Дьюи. Благодаря ему сегодня у нас имеются системы хранения информации и поисковые системы.
- Система канбан. В чем сутьКанбан - простая система, используемая на предприятиях Тойота, позволяющая отслеживать необходимость пополнения запасов деталей в сборочных ячейках. Для этого используются специальные карточки …