
На свете найдется немало руководителей, убежденных в том, что если бы им достались «лучшие» подчиненные, то и сами они добивались бы намного лучших результатов. Некоторые такие боссы даже чувствуют себя жертвами своих подчиненных. Они (руководители), мол, стараются, из кожи вон лезут, а их люди за что ни возьмутся — все портят. Вот если бы им удалось развить ответственность в работниках и уже наконец заставить их думать головой… вот тогда бы дело пошло.
Проблема в том, что сделать это совсем непросто. А в той управленческой парадигме, в которой существуют руководители-жертвы — практически невозможно.
Возможно, таким руководителям будет полезно ознакомиться с опытом человека, которому удалось добиться ответственного отношения от своих подчиненных. А вместе с ним и поразительных результатов для своей компании.
Почему стоит развить ответственность в работниках. Пример Рикардо Семлера из Semco
Рикардо Семлер занял пост руководителя бразильской компании Semco в возрасте 21 года. Семейный бизнес перешел к нему от отца. Всего за несколько лет Семлер увеличил выручку Semco почти в десять раз. Он расширил продуктовый портфель компании и приобрел таких клиентов как Saab, General Motors и Nestle. В общем, Семлер превратил умирающую семейную фирму в преуспевающую компанию мирового уровня.[1]
Как у него получилось заставить компанию работать так хорошо? Просто ему удалось развить ответственность в работниках. А организация, в которой работают ответственные люди не нуждается в кнутах и пряниках. В такой компании возрастает роль самоуправления и самоорганизации. И люди сами стремятся к достижению результатов.
И этот подход сполна окупился. За 8 лет продажи Semco выросли с 4 до 38 млн. долларов. А доходность некогда убыточной компании достигла 10%.[1]
Нанимайте взрослых и обращайтесь с ними как со взрослыми
По мнению Семлера, одной из основных проблем многих компаний является иерархия. В иерархических организациях решения принимают одни люди, а фактическую работу выполняют другие. Менеджеры в них оторваны от реальной жизни, а линейные работники не понимают, куда компания идет. Поэтому Семлер убежден в том, что с иерархией надо бороться.
А для этого существует единственный эффективный способ. «Вся наша деятельность строится на предоставлении работникам контроля над их рабочей жизнью. Иными словами, мы нанимаем взрослых и обращаемся с ними как со взрослыми», — поясняет Семлер.[1]
В этом есть смысл. Одно из главных отличий взрослого от ребенка состоит в способности первого брать на себя ответственность за свою деятельность и действовать ответственно независимо от обстоятельств внешнего мира. Только ответственный человек способен организовать самого себя и управлять самим собой. Поэтому, если вы хотите развить ответственность в работниках, первое что надо сделать — это начать обращаться с ними как со взрослыми людьми.
«Только подумайте. За пределами своего рабочего места работники — это люди, которые выбирают правительства, служат в армии, ведут общественную работу, выращивают детей, дают им образование и каждый день принимают решения относительно своего будущего и будущего своих семей. Друзья обращаются к ним за советом. Производители товаров борются за их внимание. Дети и внуки берут с них пример — им нужны их мудрость и опыт. Но как только они оказываются на работе, компании трансформируют их в подростков. Они должны носить бирки с именами, приходить в определенное время, стоять в очереди, чтобы отметить свое прибытие на работу. Им нужно спрашивать разрешения, чтобы выйти в уборную и давать подробные объяснения, если они где-то задержались на пять минут. От них требуют соблюдения предписаний без вопросов и критики.»[1]
Быть или не быть жертвой?
Если подумать, то именно на таких «подростков» и жалуются руководители-жертвы. Они сами обращаются с людьми как с незрелыми, глупыми и безответственными существами. А потом сетуют, что их подчиненные незрелы, глупы и безответственны. Не лучше ли заменить многие правила, инструкции и предписания здравым смыслом? Только так можно развить ответственность в работниках. Ведь здравый смысл — свойство взрослого человека и основа ответственного отношения к жизни.
Кому вы скорее доверите важное и ответственное дело? Взрослому или подростку? Руководители-жертвы предпочитают работать с подростками. Рикардо Семлер выбрал взрослых. У руководителей-жертв ничего не получается. У Рикардо Семлера все получилось.
С кого брать пример? Каждый сделает свой выбор.
«Мы решили исходить из представления о том, что все наши работники взрослые люди, достойные доверия. Мы отказались от идеи о том, что если их не контролировать, то они перестанут работать и будут только бездельничать. Наше предположение состояло в том, что в отсутствии постоянного контроля они начнут сами координировать свою работу. И именно это и случилось. Они даже превзошли наши ожидания», — комментирует Рикардо Семлер.[1]
Далее: Чтобы создать сильную команду, не следует нанимать людей, похожих на вас. Мнение главы HR из Netflix
- Semler R. Managing Without Managers. Harvard Business Review. Sep-Oct, 1989.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Parmalat: крупнейшее корпоративное преступление в Европе
Самый громкий корпоративный скандал в Европе связан с итальянской компанией Parmalat. От действий Parmalat пострадали 100 тысяч человек. Как выяснилось, высший менеджмент …Корпоративный стокгольмский синдром
Психологи всерьез заговорили о том, что существует корпоративный стокгольмский синдром. Работодатель плохо обращается с работником, но...Чем полезно корпоративное обучение? Оно снижает «текучку» на 37%. Об этом свидетельствует исследование
По данным исследований, корпоративное обучение снижает текучесть кадров на 37%. Для 92% работников обучение - мотивирующий фактор, 83% работников лучше выполняют свои …Принцип равенства работников не для Google? Два класса сотрудников компании с разными правами и возможностями
В компании Google персонал разделен на два класса, имеющих разные права и возможности. Принцип равенства работников в таких условиях не выполняется.Ежедневная дорога на работу заставляет людей ненавидеть работу. Результаты исследований
Исследования свидетельствуют, что нередко причиной ненависти к работе становится дорога на работу - ежедневный путь между домом и офисом.
Хансей — основа постоянного обучения организации
Хансей - принцип осмысления ошибок и погрешностей, являющийся ключом к предотвращению их повторения, постоянному улучшению и обучению организации.Ли Якокка — антикризисный менеджер, бонвиван и рейдер. Chrysler при нем и после него
Ли Якокка с 1970 по 1978 годы возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы. …Uber возобновляет использование беспилотных такси после девятимесячного перерыва, связанного со смертельным ДТП. Но решены ли проблемы, из-за которых оно произошло?
Компания Uber активно работала над беспилотными такси и даже запустила в тестовом режиме несколько автомобилей на улицы городов. Однако после смертельного ДТП …Стоит ли скрывать информацию от коллег, чтобы преуспеть самому? Данные исследований
Внутренняя конкуренция может заставить работников скрывать информацию от коллег, чтобы получить преимущества в карьерной борьбе. Однако...Что означает название Kodak
Существует несколько популярных версий того, как появилось название Kodak. По некоторым данным, в названии компании зашифровано...
Ли Якокка — антикризисный менеджер, бонвиван и рейдер. Chrysler при нем и после него
Ли Якокка с 1970 по 1978 годы возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы. …Что такое корпоративная легитимность, и что случается, когда она отсутствует
У власти менеджеров должна иметься легитимность в глазах их подчиненных. Если она имеется - устанавливаемые менеджером правила будут соблюдаться. Если корпоративная легитимность …Что произошло с Microsoft, и как Google пытается избежать той же участи. Дисбаланс операционных и динамических способностей
Microsoft утратила позиции лидера хайтека. То, что произошло с Microsoft можно описать как нарушение баланса операционных и динамических способностей.