Производственная система Toyota возникла как результат постепенного отбора и совершенствования производственных процессов на заводах Toyota. Нередко эту систему называют бережливым производством, а некоторые ее принципы широко используются другими производителями на их предприятиях.1
Но, как оказывается, принципы Тойота могут применяться не только на производстве, но и в области личностного роста и развития. Например, консультант по личностному росту и автор книг в этой области Марта Бек, вдохновляясь идеями, лежащими в основе бережливого производства, разработала собственную коучинговую систему, помогающую людям решить такие проблемы как лишний вес и проблемы во взаимоотношениях, а также добиться материального благополучия и лучшего здоровья.2
В основу метода Марты Бек лег принцип производственной системы Toyota «точно вовремя» — идея, предполагающая, что делать нужно только то, что действительно нужно, когда нужно и в тех количествах, в каких нужно. Таким образом, минимизируются производственные потери, повышается уровень координации процессов и повышается производительность.
На производстве (и в жизни) многие руководствуются противоположным принципом, а именно принципом «на всякий случай», предполагающим хранение больших запасов и использование избыточных процессов — на всякий случай.
По мнению Бек, ключом к улучшению жизни и личностному росту является переход от психологии «на всякий случай» к психологии «точно во время»: «Большинство из нас живет в условиях избыточности. Мы слишком много работаем, слишком много едим, делаем долги, покупая слишком много вещей. Мы делаем это, поскольку нами движет психология «на всякий случай», предполагающая, что в жизни имеет место нехватка всего хорошего.»
Автор приводит в пример любовь: «Люди тревожатся за свои отношения и преследуют своих партнеров. Из любви родители избыточно воспитывают своих детей. Люди манипулируют другими, стараясь их заставить полюбить себя. Все это не любовь. Это результат страха, основанного на представлении, что любви слишком мало.»
По мнению Бек, проблема состоит в том, что такие отношения скорее вызовут желание сбежать, чем дадут тот результат, к которому люди стремятся. Вместо этого автор предлагает взглянуть на проблему иначе, увидеть, что в жизни нет недостатка многих вещей и прекратить стремиться к их избыточности «на всякий случай». Это и есть принцип «точно во время», воплощенный в повседневной жизни.2
Это не первый раз, когда принципы производственной системы Toyota используются для того, чтобы сделать повседневную жизнь лучше. Например, Чарлз Дуигг, автор книг по личностному развитию, описал, как он использовал метод «пяти почему», также являющийся частью системы Тойота, для разрешения жизненных проблем.
Метод состоит в последовательной постановке вопроса «почему» и, таким образом, последовательного установления причин проблемы. Так, например, Дуигг выяснил, что он постоянно пропускает семейный ужин, поскольку с утра его дети слишком долго собирались в школу.»2
- Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. 2016. Москва. Альпина Паблишер. 45.
- Lebowitz S. A business strategy that revolutionized Toyota’s production in the 1970s works just as well to build wealth, lose weight, and have happier relationships. Business Insider. Dec. 28, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- «Итальянская забастовка» и другие свойства сильной системы. Критические замечания относительно систем менеджмента качества.Система менеджмента качества традиционно рассматривается как нечто полезное для компании. Однако она несет в себе и серьезные деструктивные черты, которые надо учитывать, …
- Высшая форма лидерства — стать невидимым. Принципы даосизма звучат актуально для современного менеджментаПринципы даосизма активно применяются современными бизнес-лидерами. Руководитель должен «стать невидимым», чтобы достичь высшей формы лидерства.
- Личностные качества успешных людей. 7 характеристик, которые помогают добиться успеха — мнение экспертаЛичностные качества успешных людей включают семь черт, которые можно развить в себе. Профессор психологии Джордж Эверли предлагает простой...
- Как звучало заявление о миссии Lehman Brothers, и насколько оно соответствовало действительностиКрупнейший инвестиционный банк Lehman Brothers злоупотреблял высокорисковыми долговыми инструментами и применял ряд обманных практик. В какой-то момент сумма безнадежных долгов достигла такой …
- Как начинать бизнес — постепенно или с полной отдачей? Результаты исследованияНачинать бизнес можно, полностью бросаясь в него с головой, или постепенно, не уходя с основной работы. Ученые установили: более успешными...
- Рикардо Семлер и его управленческий метод. Задолго до холакратии и бирюзовых организаций…Задолго до появления «бирюзовых организаций» и холакратии Рикардо Семлер ввел на своем предприятии систему управления, использующие их принципы.
- Parmalat: крупнейшее корпоративное преступление в ЕвропеСамый громкий корпоративный скандал в Европе связан с итальянской компанией Parmalat. От действий Parmalat пострадали 100 тысяч человек. Как выяснилось, высший менеджмент …
- Новый управленческий эксперимент в Zappos. От холакратии к структуре по типу рынкаКомпания Zappos начала отходить от холакратии и внедрять еще более радикальный подход. Новый управленческий эксперимент в Zappos начался...
- Как украсть 500 миллионов. Восемь самых громких похищений произведений искусстваПроизведения искусства могут стоить миллионы. Рассмотрим самые громкие на сегодня похищения искусства. Дерзость и остроумие таких преступлений иногда поражают. Рассмотрим самые громкие …
- Atari шок — обвал индустрии видеоигр. Уроки для бизнесаОбвал индустрии видеоигр, вошедший в историю как Atari шок, навсегда изменил ход истории развития высоких технологий. Тяжелый кризис...
- Пример антикризисного управления, вошедший в учебники MBA. Johnson&Johnson и препарат Тайленол.Семь человек умерли после приема препарата Тайленол. Вины производителя в этом не было. Прекрасный пример антикризисного управления продемонстрировала компания Johnson & Johnson.
- История хулахупа — успешнейшего продукта, жившего всего несколько месяцевВ 1950-х компания Wham-O сделала миллионы на обычном обруче, известном как хулахуп. История хулахупа началась древности, а Ричард Кнерр и ...
- Неиссякаемый источник креативности для бизнеса — секрет от создателя многочисленных технологических компанийЧтобы конкурировать бизнесу необходимы творческие подходы. Источник креативности можно найти в самом неожиданном месте, считает успешный...