Производственная система Toyota возникла как результат постепенного отбора и совершенствования производственных процессов на заводах Toyota. Нередко эту систему называют бережливым производством, а некоторые ее принципы широко используются другими производителями на их предприятиях.1
Но, как оказывается, принципы Тойота могут применяться не только на производстве, но и в области личностного роста и развития. Например, консультант по личностному росту и автор книг в этой области Марта Бек, вдохновляясь идеями, лежащими в основе бережливого производства, разработала собственную коучинговую систему, помогающую людям решить такие проблемы как лишний вес и проблемы во взаимоотношениях, а также добиться материального благополучия и лучшего здоровья.2
В основу метода Марты Бек лег принцип производственной системы Toyota «точно вовремя» — идея, предполагающая, что делать нужно только то, что действительно нужно, когда нужно и в тех количествах, в каких нужно. Таким образом, минимизируются производственные потери, повышается уровень координации процессов и повышается производительность.
На производстве (и в жизни) многие руководствуются противоположным принципом, а именно принципом «на всякий случай», предполагающим хранение больших запасов и использование избыточных процессов — на всякий случай.
По мнению Бек, ключом к улучшению жизни и личностному росту является переход от психологии «на всякий случай» к психологии «точно во время»: «Большинство из нас живет в условиях избыточности. Мы слишком много работаем, слишком много едим, делаем долги, покупая слишком много вещей. Мы делаем это, поскольку нами движет психология «на всякий случай», предполагающая, что в жизни имеет место нехватка всего хорошего.»
Автор приводит в пример любовь: «Люди тревожатся за свои отношения и преследуют своих партнеров. Из любви родители избыточно воспитывают своих детей. Люди манипулируют другими, стараясь их заставить полюбить себя. Все это не любовь. Это результат страха, основанного на представлении, что любви слишком мало.»
По мнению Бек, проблема состоит в том, что такие отношения скорее вызовут желание сбежать, чем дадут тот результат, к которому люди стремятся. Вместо этого автор предлагает взглянуть на проблему иначе, увидеть, что в жизни нет недостатка многих вещей и прекратить стремиться к их избыточности «на всякий случай». Это и есть принцип «точно во время», воплощенный в повседневной жизни.2
Это не первый раз, когда принципы производственной системы Toyota используются для того, чтобы сделать повседневную жизнь лучше. Например, Чарлз Дуигг, автор книг по личностному развитию, описал, как он использовал метод «пяти почему», также являющийся частью системы Тойота, для разрешения жизненных проблем.
Метод состоит в последовательной постановке вопроса «почему» и, таким образом, последовательного установления причин проблемы. Так, например, Дуигг выяснил, что он постоянно пропускает семейный ужин, поскольку с утра его дети слишком долго собирались в школу.»2
- Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. 2016. Москва. Альпина Паблишер. 45.
- Lebowitz S. A business strategy that revolutionized Toyota’s production in the 1970s works just as well to build wealth, lose weight, and have happier relationships. Business Insider. Dec. 28, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Высказывание Стива Джобса из шести слов, ставшее лучшим уроком лидерстваОдин из работников Apple совершил серьезную ошибку. Короткое высказывание Стива Джобса по поводу ошибки стало серьезным уроком лидерства для провинившегося.
- Клуб «ненавижу мою работу»: 87% работающих состоят в нем, из них 24% ненавидят свою работу особенно лютоЕсли вас не оставляет мысль «я ненавижу мою работу» - вы не одиноки. Масштабное исследование свидетельствует, что большинство...
- Элизабет Холмс и Theranos — история успеха и история обмана. Как пустые слова можно обратить в миллиарды.История Theranos и Элизабет Холмс демонстрирует, что пустые слова можно обратить в миллиарды. Холмс - выдающаяся личность, начиная с голоса...
- Профессиональные и личностные качества кандидата — необычные рекомендации по найму от рекрутеров Facebook и CiscoНеобычный подход к тому, как оценивать профессиональные и личностные качества кандидата предлагают рекрутеры из Facebook и Cisco. Представьте соискателя в виде сферы.
- uBiome — еще один скандальный стартап? Станет ли uBiome вторым Theranos?uBiome - биотехнологический стартап. Он был успешен, собрал сотни миллионов долларов , затем был уличен в обмане. Напрашивается сравнение с Theranos.
- Кому нравится авторитарный управленческий стиль. Каковы личностные черты работников, которые предпочитают авторитарных руководителейСуществует категория работников, которым нравится авторитарный управленческий стиль их начальства. Этим работникам характерны такие черты: ...
- Стив Джобс в Советском Союзе. Почему в СССР так и не появилось производство AppleВ 1985 году Стив Джобс в Советском Союзе провел переговоры об открытии производства Apple на территории СССР. В Москве Джобс выступил...
- Корпоративный синдром Мюнхгаузена. Когда работники создают проблемы, чтобы их решатьКорпоративный синдром Мюнхгаузена - феномен, когда работники, создают проблемы, чтобы их решить и получить одобрение начальства. Карьера...
- Стандарты обслуживания — как потерять миллион и войти в народные преданияСтандарты обслуживания не должны быть двойными. История о том, как банк не проявил должного уважения к своему плохо одетому клиенту и лишился …
- 10 самых дорогих картин всех временЖивопись - не только объект восхищения ценителей и коллекционеров, но и объект инвестиций. Список 10 самых дорогих картин неожиданно возглавляет...
- Аналитический паралич. Пример KodakАналитический паралич - опасное состояние, когда избыточный анализ препятствует принятию решений. Подобное состояние привело Kodak к банкротству.
- Созидательность и увлеченность своим делом — основа успеха. Кейсы Facebook, Apple, Genentech, Google и MicrosoftСозидательность и увлеченность своим делом обеспечили успех и стали основой их корпоративной культуры таких компаний как Facebook, Apple...
- Как победить страх неудачи. Советы Ричарда БрэнсонаБизнесмен, известный своим бесстрашием, дает советы о том, как победить страх неудачи. Именно это умение позволило Брэнсону заработать 4 млрд. долларов.