
Производственная система Toyota возникла как результат постепенного отбора и совершенствования производственных процессов на заводах Toyota. Нередко эту систему называют бережливым производством, а некоторые ее принципы широко используются другими производителями на их предприятиях.1
Но, как оказывается, принципы Тойота могут применяться не только на производстве, но и в области личностного роста и развития. Например, консультант по личностному росту и автор книг в этой области Марта Бек, вдохновляясь идеями, лежащими в основе бережливого производства, разработала собственную коучинговую систему, помогающую людям решить такие проблемы как лишний вес и проблемы во взаимоотношениях, а также добиться материального благополучия и лучшего здоровья.2
В основу метода Марты Бек лег принцип производственной системы Toyota «точно вовремя» — идея, предполагающая, что делать нужно только то, что действительно нужно, когда нужно и в тех количествах, в каких нужно. Таким образом, минимизируются производственные потери, повышается уровень координации процессов и повышается производительность.
На производстве (и в жизни) многие руководствуются противоположным принципом, а именно принципом «на всякий случай», предполагающим хранение больших запасов и использование избыточных процессов — на всякий случай.
По мнению Бек, ключом к улучшению жизни и личностному росту является переход от психологии «на всякий случай» к психологии «точно во время»: «Большинство из нас живет в условиях избыточности. Мы слишком много работаем, слишком много едим, делаем долги, покупая слишком много вещей. Мы делаем это, поскольку нами движет психология «на всякий случай», предполагающая, что в жизни имеет место нехватка всего хорошего.»
Автор приводит в пример любовь: «Люди тревожатся за свои отношения и преследуют своих партнеров. Из любви родители избыточно воспитывают своих детей. Люди манипулируют другими, стараясь их заставить полюбить себя. Все это не любовь. Это результат страха, основанного на представлении, что любви слишком мало.»
По мнению Бек, проблема состоит в том, что такие отношения скорее вызовут желание сбежать, чем дадут тот результат, к которому люди стремятся. Вместо этого автор предлагает взглянуть на проблему иначе, увидеть, что в жизни нет недостатка многих вещей и прекратить стремиться к их избыточности «на всякий случай». Это и есть принцип «точно во время», воплощенный в повседневной жизни.2
Это не первый раз, когда принципы производственной системы Toyota используются для того, чтобы сделать повседневную жизнь лучше. Например, Чарлз Дуигг, автор книг по личностному развитию, описал, как он использовал метод «пяти почему», также являющийся частью системы Тойота, для разрешения жизненных проблем.
Метод состоит в последовательной постановке вопроса «почему» и, таким образом, последовательного установления причин проблемы. Так, например, Дуигг выяснил, что он постоянно пропускает семейный ужин, поскольку с утра его дети слишком долго собирались в школу.»2
- Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. 2016. Москва. Альпина Паблишер. 45.
- Lebowitz S. A business strategy that revolutionized Toyota’s production in the 1970s works just as well to build wealth, lose weight, and have happier relationships. Business Insider. Dec. 28, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Сколько стоит корпоративная культура. Новый тренд в оценке компаний — аудит культуры организации
Корпоративная культура - важнейшая часть компании, которую можно оценить в деньгах. Так считает Марк Бениофф, руководитель многомиллиардной корпорации Salesforce.Сбои в планировании ресурсов могут стоить сотни миллионов долларов. Примеры Nike, Hershey’s и Hewlett-Packard
Компании Nike, Hershey’s и Hewlett-Packard убедились в том, что сбои в планировании ресурсов, т.е. обеспечении соответствия ресурсов и операций, могут стоить сотни …Финансовые пирамиды и схема Понци
Финансовые пирамиды - обманные сетевые финансовые схемы. Схема Понци - разновидность финансовой пирамиды. Принцип финансовой пирамиды...Источник бизнес-идей Джеффа Безоса. Бизнесмен о важности блужданий и поисков
Джефф Безос известен своей эффективностью. Однако это не единственный фактор успеха Безоса. Чутье, предчувствие, интуиция и любопытство не менее важны для бизнесмена. …Крупнейший производитель потребительских товаров 1990-х. Эра могущества Philip Morris
В начале 1990-х табачная компания Philip Morris являлась крупнейшим производителем потребительских товаров в мире. Компания имела многочисленные связи в самых разных областях, …
Работа в режиме многозадачности снижает продуктивность. Данные эксперта
Работа в режиме многозадачности рассматривается многими работодателями как источник продуктивности. Ученые и эксперты с этим несогласны...Как звучало заявление о миссии Lehman Brothers, и насколько оно соответствовало действительности
Крупнейший инвестиционный банк Lehman Brothers злоупотреблял высокорисковыми долговыми инструментами и применял ряд обманных практик. В какой-то момент сумма безнадежных долгов достигла такой …Элизабет Холмс из Theranos держала людей в страхе — обману нужна крепкая опора
Обманная схема Элизабет Холмс из Theranos включала сотни людей, и ни один из них не сообщил общественности об обмане. Почему? Люди боялись …Что такое управленческой произвол. Пример Харви Вайнштейна
Харви Вайнштейн прославился как продюссер многих известных и даже оскароносных фильмов. Но помимо этого, он известен своим необузданным темпераментом и абсолютно нецивилизованным …Вызов гигиене или инновационный бизнес? 6,5 миллионов долларов за трусы, которые можно не стирать неделями
Датский стартап Organic Basics выбрал для себя необычную для современного статрапа область. Он не занимается хайтеком и информационными технологиями. Он производит трусы, …
Как донести корпоративные цели до работников: меньше слов, больше образов
По данным исследований, чтобы донести корпоративные цели до работников организации в речи нужно использовать визуальные образы, которые...Как уволиться из компании и стоит ли поддаваться на встречное предложение работодателя о повышении
Эксперт отвечает на вопрос, как уволиться из компании с наименьшими потерями, и стоит ли принимать встречное предложение о повышении.Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтой
Оказывается, много непрочитанных сообщений - далеко не всегда признак лени и неорганизованности. Напротив, иногда - это признак хорошего тайм-менеджмента.