Производственная система Toyota возникла как результат постепенного отбора и совершенствования производственных процессов на заводах Toyota. Нередко эту систему называют бережливым производством, а некоторые ее принципы широко используются другими производителями на их предприятиях.1
Но, как оказывается, принципы Тойота могут применяться не только на производстве, но и в области личностного роста и развития. Например, консультант по личностному росту и автор книг в этой области Марта Бек, вдохновляясь идеями, лежащими в основе бережливого производства, разработала собственную коучинговую систему, помогающую людям решить такие проблемы как лишний вес и проблемы во взаимоотношениях, а также добиться материального благополучия и лучшего здоровья.2
В основу метода Марты Бек лег принцип производственной системы Toyota «точно вовремя» — идея, предполагающая, что делать нужно только то, что действительно нужно, когда нужно и в тех количествах, в каких нужно. Таким образом, минимизируются производственные потери, повышается уровень координации процессов и повышается производительность.
На производстве (и в жизни) многие руководствуются противоположным принципом, а именно принципом «на всякий случай», предполагающим хранение больших запасов и использование избыточных процессов — на всякий случай.
По мнению Бек, ключом к улучшению жизни и личностному росту является переход от психологии «на всякий случай» к психологии «точно во время»: «Большинство из нас живет в условиях избыточности. Мы слишком много работаем, слишком много едим, делаем долги, покупая слишком много вещей. Мы делаем это, поскольку нами движет психология «на всякий случай», предполагающая, что в жизни имеет место нехватка всего хорошего.»
Автор приводит в пример любовь: «Люди тревожатся за свои отношения и преследуют своих партнеров. Из любви родители избыточно воспитывают своих детей. Люди манипулируют другими, стараясь их заставить полюбить себя. Все это не любовь. Это результат страха, основанного на представлении, что любви слишком мало.»
По мнению Бек, проблема состоит в том, что такие отношения скорее вызовут желание сбежать, чем дадут тот результат, к которому люди стремятся. Вместо этого автор предлагает взглянуть на проблему иначе, увидеть, что в жизни нет недостатка многих вещей и прекратить стремиться к их избыточности «на всякий случай». Это и есть принцип «точно во время», воплощенный в повседневной жизни.2
Это не первый раз, когда принципы производственной системы Toyota используются для того, чтобы сделать повседневную жизнь лучше. Например, Чарлз Дуигг, автор книг по личностному развитию, описал, как он использовал метод «пяти почему», также являющийся частью системы Тойота, для разрешения жизненных проблем.
Метод состоит в последовательной постановке вопроса «почему» и, таким образом, последовательного установления причин проблемы. Так, например, Дуигг выяснил, что он постоянно пропускает семейный ужин, поскольку с утра его дети слишком долго собирались в школу.»2
- Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. 2016. Москва. Альпина Паблишер. 45.
- Lebowitz S. A business strategy that revolutionized Toyota’s production in the 1970s works just as well to build wealth, lose weight, and have happier relationships. Business Insider. Dec. 28, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Новое в брендинге. Использование ругательств — тренд современности?С тех пор как суд разрешил ругательства в названиях торговых марок, возникло новое в брендинге направление. Примеры торговых марок с использованием брани.
- Убеждая инвесторов, не забудьте понизить голос. Элизабет Холмс поступала именно такПо-мужски низкий голос Элизабет Холмс из Theranos оказался инструментом обмана, помогающим ей получать деньги инвесторов.
- Ненависть к мухам принесла этому бизнесмену-эксцентрику миллионыНенависть к мухам заставила Лоренцо Маджоре изобрести ружье для охоты на мух. Так заработал миллионы. Охота на мух оказалась востребованным...
- Стратегический флирт на работе. Имеет ли он смысл. Данные исследованийИмеет ли смысл флирт на работе? По данным ученых, стратегический флирт с коллегами и руководителями, направленный на получение преимуществ...
- Высказывание Стива Джобса из шести слов, ставшее лучшим уроком лидерстваОдин из работников Apple совершил серьезную ошибку. Короткое высказывание Стива Джобса по поводу ошибки стало серьезным уроком лидерства для провинившегося.
- Перетрудились до смерти. Кароси — что это такое, и кому стоит ее опасатьсяРабочие перегрузки и переработки могут быть опасны для здоровья и даже привести к смерти. В Японии для этого явления придуман специальный термин …
- Бесплатная система учета рабочего времени. Мастер-класс Билла Гейтса по микроменеджментуВ молодые годы Билл Гейтс активно практиковал микроменеджмент. Его личная бесплатная система учета рабочего времени подчиненных - свидетельство этого.
- Средний возраст основателей бизнеса намного больше, чем принято думать. Создание успешного стартапа в 20 лет — красивый мифМиф о двадцатилетнем основателе успешного бизнеса - часть современной культуры. На самом деле, средний возраст основателей бизнеса составл...
- Лучшие маркетинговые и PR кампании McDonald’s за последние 10 летЗа последние годы компания McDonald’s провела немало качественных маркетинговых и PR кампаний. Лучшие PR кампании McDonald’s...
- Предвзятость подтверждения — злейший враг инновацийПредвзятость подтверждения становится причиной, по которой многие компании оказываются неспособны к инновационной деятельности.
- Умственная работа и физические упражнения. Хотите лучше работать — делайте упражнения. Результаты исследованийВ сочетании, умственная работа и физические упражнения оказываются намного эффективнее, чем умственная работа и отдых. Ученые установили...
- Марк Цукерберг — дальтоник. Поэтому основной цвет Facebook — синийМарк Цукерберг - дальтоник. Он страдает красно-зеленым дальтонизмом. Зато синий для него - самый яркий и насыщенный цвет.
- Смысл логотипа. Когда логотип должен отсылать к продукту, а когда лучше использовать абстрактный символ. ИсследованияДолжен ли смысл логотипа отсылать к продукции или сервисам компании, или лучше использовать абстрактный логотип. Ученые изучили вопрос и...