
Производственная система Toyota возникла как результат постепенного отбора и совершенствования производственных процессов на заводах Toyota. Нередко эту систему называют бережливым производством, а некоторые ее принципы широко используются другими производителями на их предприятиях.1
Но, как оказывается, принципы Тойота могут применяться не только на производстве, но и в области личностного роста и развития. Например, консультант по личностному росту и автор книг в этой области Марта Бек, вдохновляясь идеями, лежащими в основе бережливого производства, разработала собственную коучинговую систему, помогающую людям решить такие проблемы как лишний вес и проблемы во взаимоотношениях, а также добиться материального благополучия и лучшего здоровья.2
В основу метода Марты Бек лег принцип производственной системы Toyota «точно вовремя» — идея, предполагающая, что делать нужно только то, что действительно нужно, когда нужно и в тех количествах, в каких нужно. Таким образом, минимизируются производственные потери, повышается уровень координации процессов и повышается производительность.
На производстве (и в жизни) многие руководствуются противоположным принципом, а именно принципом «на всякий случай», предполагающим хранение больших запасов и использование избыточных процессов — на всякий случай.
По мнению Бек, ключом к улучшению жизни и личностному росту является переход от психологии «на всякий случай» к психологии «точно во время»: «Большинство из нас живет в условиях избыточности. Мы слишком много работаем, слишком много едим, делаем долги, покупая слишком много вещей. Мы делаем это, поскольку нами движет психология «на всякий случай», предполагающая, что в жизни имеет место нехватка всего хорошего.»
Автор приводит в пример любовь: «Люди тревожатся за свои отношения и преследуют своих партнеров. Из любви родители избыточно воспитывают своих детей. Люди манипулируют другими, стараясь их заставить полюбить себя. Все это не любовь. Это результат страха, основанного на представлении, что любви слишком мало.»
По мнению Бек, проблема состоит в том, что такие отношения скорее вызовут желание сбежать, чем дадут тот результат, к которому люди стремятся. Вместо этого автор предлагает взглянуть на проблему иначе, увидеть, что в жизни нет недостатка многих вещей и прекратить стремиться к их избыточности «на всякий случай». Это и есть принцип «точно во время», воплощенный в повседневной жизни.2
Это не первый раз, когда принципы производственной системы Toyota используются для того, чтобы сделать повседневную жизнь лучше. Например, Чарлз Дуигг, автор книг по личностному развитию, описал, как он использовал метод «пяти почему», также являющийся частью системы Тойота, для разрешения жизненных проблем.
Метод состоит в последовательной постановке вопроса «почему» и, таким образом, последовательного установления причин проблемы. Так, например, Дуигг выяснил, что он постоянно пропускает семейный ужин, поскольку с утра его дети слишком долго собирались в школу.»2
- Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. 2016. Москва. Альпина Паблишер. 45.
- Lebowitz S. A business strategy that revolutionized Toyota’s production in the 1970s works just as well to build wealth, lose weight, and have happier relationships. Business Insider. Dec. 28, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Ложные корпоративные ценности разрушительны для компании. Мнение эксперта
Нередко руководители организаций «назначают» ценности своей компании. Подобные ложные корпоративные ценности часто ухудшают ситуацию.Google исследовал эффективность удаленных команд. Каковы выводы исследования и рекомендации компании
Компания Google провела исследования эффективности работы в удаленных офисах компании. Каковы выводы и рекомендации компании?Билл Гейтс о деньгах: «На что все это потратить? Сколько гамбургеров ты можешь съесть?»
Что говорит миллиардер Билл Гейтс о деньгах? Создатель Microsoft видит единственный логичный способ потратить свои деньги, а именно...Как сплотить команду. Научные секреты командной «химии»
Ученые установили, что в успешных командах между работниками существует особая «химия». Как сплотить команду и обеспечить ее успех...Офисный жаргон и персонаж комиксов Дилберт происходят из одной компании
Идея комиксов о Дилберте зародилась у Скотта Адамса, когда он работал в Pacific Bell. Из этой же компании происходит офисный жаргон, на …
Истории успеха не учат. Менеджеры и компании учатся на историях неудач. Исследование
По данным ученых, изучение чужого негативного опыта гораздо ценнее, чем изучение позитивного опыта. Поэтому истории успеха бесполезны в...Проблема асимметрии информации и должностные преступления. Xerox — кейс на 6,4 миллиарда долларов
Асимметрия информации - главная предпосылка корпоративной преступности. В компании Xerox были выявлены обманные бухгалтерские схемы, благодаря которым были осуществелны манипуляции на общую …Почему люди покидают компании? 94% ушедших говорят, что остались бы при одном условии
Компания LinkedIn изучила вопрос, почему люди уходят из компаний. Оказалось - чаще всего не из-за зарплат и карьерных возможностей, а...Что хотят нам сообщить бизнес-лидеры своим внешним видом
О стиле одежды многих бизне-лидеров сказать практически нечего - костюм, галстук, туфли. Но некоторые бизнес-лидеры весьма примечательны не только своими достижениями, но …Слова Стива Джобса о деньгах: «я никогда не делал все это ради денег»
Деньги никогда не были главным приоритетом Стива Джобса. В 25 лет он уже обладал состоянием в 100 млн. Но слова Стива Джобса …
Ежедневная дорога на работу заставляет людей ненавидеть работу. Результаты исследований
Исследования свидетельствуют, что нередко причиной ненависти к работе становится дорога на работу - ежедневный путь между домом и офисом.Ваши работники ходят по собеседованиям? Это хорошо — считают в LinkedIn и Netflix
Во многих современных успешных компаниях, таких как LinkedIn, Netflix и др., не видят проблемы, если их работники ходят по собеседованиям в другие …Новое в брендинге. Использование ругательств — тренд современности?
С тех пор как суд разрешил ругательства в названиях торговых марок, возникло новое в брендинге направление. Примеры торговых марок с использованием брани.