Когда у организации возникает большое количество привычек — устойчивых иррациональных поведенческих паттернов, не подверженных анализу и критике, в ней нарастает т.н. феномен активной инерции. Активная инерция — это склонность к следованию установившимся моделям мышления и поведения, даже при возникновении значительных изменений. Рассмотрим примеры этого феномена, демонстрирующие, что он может быть крайне вреден и даже опасен для компании.
Кейс Kodak
Активную инерцию можно продемонстрировать на примере компании Kodak. Как мы помним, инженер этой компании Стивен Сассон в 1975 году изобрел первый в мире цифровой фотоаппарат. Он представил свое изобретение руководству компании, но у руководства оно вызвало только тревогу за имевшийся в распоряжении Kodak рынок товаров для пленочной фотографии, ход изобретению Сассона дан не был.[i], [ii], [iii]
Ранее компания дважды избегала подобной ошибки: когда перешла от пластиночной фотографии к пленке и когда вовремя инвестировала в такое новшество как цветная фотография.[iv] В эпоху, ознаменовавшуюся началом информационной революции, было бы вполне естественно обратить внимание на новую многообещающую технологию цифровой фотографии, но компания Kodak оказалась во власти активной инерции — старых стереотипов и привычек, менять которые она не хотела, невзирая ни на какие изменения окружающего мира. Слишком хорошо у нее шли дела в последнее время, а к хорошему быстро привыкаешь.
У Kodak было как минимум 10 лет для того, чтобы передумать и начать адаптироваться к эре цифровой фотографии. У компании в руках была уникальная технология, более того в ее распоряжении имелась подробная оценка перспектив рынка, свидетельствующая о больших возможностях цифровой фотографии. Но она упорно продолжала ставить на пленочную фотографию, инвестируя все больше в то, чтобы удерживать на плаву устаревающую технологию, некогда сделавшую ее индустриальным гигантом.[iv]
Иррациональность поведения Kodak и его неадекватность рынку свидетельствует о том, что компания оказалась во власти комплекса привычек — активной инерции, от которой ей удалось избавиться только тогда, когда ситуация стала критической. Она обратилась к цифровой фотографии, но было слишком поздно. В январе 2012 года компания объявила о банкротстве.
Кейс Microsoft
Компания Microsoft также многократно демонстрировала активную инерцию, благодаря чему осталась далеко позади всех своих конкурентов в отношении технологий и развития.
В конце 1990-х компания разрабатывала электронный ридер — упрощенный аналог современных планшетных компьютеров. Однако на этапе создания прототипа проект был остановлен. Проблема оказалась в том, что менеджменту Microsoft, включая Билла Гейтса, не понравился сенсорный экран и пользовательский интерфейс, который был не достаточно похож на Windows. Разработчикам было сказано, что в продуктах Microsoft данные должны вводиться с клавиатуры, а не при помощи пальцев или стила.
Точно так же была похоронена идея, которая могла бы стать основой для первой социальной сети. Один из молодых разработчиков мессенджера MSN заметил, как молодые люди используют мессенджер Instant Messenger компании AOL для того, чтобы сообщать и обновлять свой статус, создавая непрерывный поток сообщений о себе и обмениваясь между собой такими сообщениями. Это была тенденция, которую впоследствии успешно использовали многие социальные сети. Молодой разработчик предложил включить в мессенджер Microsoft функцию, которая бы позволила отслеживать, что друзья делают в данный момент. Однако руководство разработчика не сочло идею достойной внимания, поскольку она выходила за рамки традиционной продукции компании.
Таким образом Microsoft упустила возможность создать первую социальную сеть.[v] Так активная инерция не позволила Microsoft использовать возможности, которые позже весьма успешно использовали Apple и Facebook, оставив Microsoft на рынке планшетных компьютеров и социальных сетей далеко позади себя.
Дополнительно: Созидательность и увлеченность своим делом — основа успеха. Кейсы Facebook, Apple, Genentech, Google и Microsoft
[i] McAlone N. This man invented the digital camera in 1975 — and his bosses at Kodak never let it see the light of day. Business Insider. August 17, 2015.
[ii] Estrin J. Kodak’s first digital moment. The New York Times. August 12, 2015.
[iii] Usborne D. The moment it all went wrong for Kodak. Independent. 20 January 2012.
[iv] Mui C. How Kodak Failed. Forbes. January 18, 2012.
[v] Microsoft’s downfall: inside the executive e-mails and cannibalistic culture that felled a tech giant. Vanity Fair. July 3, 2012.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Tesla Roadster и Стармен — к звездам под Дэвида БоуиTesla Roadster - первый в истории автомобиль, отпавленный в космос. Крыша спортивного кабриолета открыта, за рулем расположился Стармен, на экране бортового компьютера …
- Объективная оценка персонала в реальном времени. Опыт IBMТрадиционная система оценки персонала - разработка 1990-х. Сегодня необходимы новые подходы к процессу оценки. Обратимся к опыту IBM.
- Как не отвлекаться на социальные сети и новостные сайты. Результаты исследованийДанные исследований демонстрируют, что офисным работникам становится все труднее не отвлекаться на социальные сети и нерелевантные сайты.
- Крупнейший производитель потребительских товаров 1990-х. Эра могущества Philip MorrisВ начале 1990-х табачная компания Philip Morris являлась крупнейшим производителем потребительских товаров в мире. Компания имела многочисленные связи в самых разных областях, …
- Лицемерная благотворительность? Истинные цели благотворительности компанийКаковы истинные цели благотворительности компаний, которые обманывают клиентов, эксплуатируют работников и вредят обществу? Несоответствие...
- Корпоративный стокгольмский синдромПсихологи всерьез заговорили о том, что существует корпоративный стокгольмский синдром. Работодатель плохо обращается с работником, но...
- Как развить изобретательность в бизнесе. Совет когнитивного психологаКогнитивный психолог дает совет, как развить изобретательность. Для этого необходимо перевести мозг в режим работы пятиклассника. Это даст...
- Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказаласьОфисные стикеры Post-It Notes были изобретены случайно. Компания не хотела выводить их на рынок. Когда они достигли рынка произошла революция коммуникации.
- Созидательность и увлеченность своим делом — основа успеха. Кейсы Facebook, Apple, Genentech, Google и MicrosoftСозидательность и увлеченность своим делом обеспечили успех и стали основой их корпоративной культуры таких компаний как Facebook, Apple...
- Речевые характеристики лидеров. Безос — организатор, Кук — советник, Цукерберг — оригиналСогласно исследованию, речевые характеристики лидеров могут стать ключом к пониманию культуры организаций, возглавляемых ими. Существуют шесть психотипов...
- Parmalat: крупнейшее корпоративное преступление в ЕвропеСамый громкий корпоративный скандал в Европе связан с итальянской компанией Parmalat. От действий Parmalat пострадали 100 тысяч человек. Как выяснилось, высший менеджмент …
- Ненависть к руководству проявляют 75% работников — от оскорбительных жестов до распространения слухов75% работников иногда повышают голос на начальство, грубят или даже показывают оскорбительные жесты. Ненависть к руководству проявляется...
- Галлюциногены на службе у корпораций. Мирон Столярофф и его попытка сделать ЛСД частью корпоративной культуры AmpexМирон Столярофф, высший менеджер компании Ampex, предложил интегрировать галлюциногены в корпоративную культуру Ampex. В результате...