
Когда у организации возникает большое количество привычек — устойчивых иррациональных поведенческих паттернов, не подверженных анализу и критике, в ней нарастает т.н. феномен активной инерции. Активная инерция — это склонность к следованию установившимся моделям мышления и поведения, даже при возникновении значительных изменений. Рассмотрим примеры этого феномена, демонстрирующие, что он может быть крайне вреден и даже опасен для компании.
Кейс Kodak
Активную инерцию можно продемонстрировать на примере компании Kodak. Как мы помним, инженер этой компании Стивен Сассон в 1975 году изобрел первый в мире цифровой фотоаппарат. Он представил свое изобретение руководству компании, но у руководства оно вызвало только тревогу за имевшийся в распоряжении Kodak рынок товаров для пленочной фотографии, ход изобретению Сассона дан не был.[i], [ii], [iii]
Ранее компания дважды избегала подобной ошибки: когда перешла от пластиночной фотографии к пленке и когда вовремя инвестировала в такое новшество как цветная фотография.[iv] В эпоху, ознаменовавшуюся началом информационной революции, было бы вполне естественно обратить внимание на новую многообещающую технологию цифровой фотографии, но компания Kodak оказалась во власти активной инерции — старых стереотипов и привычек, менять которые она не хотела, невзирая ни на какие изменения окружающего мира. Слишком хорошо у нее шли дела в последнее время, а к хорошему быстро привыкаешь.

YouTube/InventorSeries
У Kodak было как минимум 10 лет для того, чтобы передумать и начать адаптироваться к эре цифровой фотографии. У компании в руках была уникальная технология, более того в ее распоряжении имелась подробная оценка перспектив рынка, свидетельствующая о больших возможностях цифровой фотографии. Но она упорно продолжала ставить на пленочную фотографию, инвестируя все больше в то, чтобы удерживать на плаву устаревающую технологию, некогда сделавшую ее индустриальным гигантом.[iv]
Иррациональность поведения Kodak и его неадекватность рынку свидетельствует о том, что компания оказалась во власти комплекса привычек — активной инерции, от которой ей удалось избавиться только тогда, когда ситуация стала критической. Она обратилась к цифровой фотографии, но было слишком поздно. В январе 2012 года компания объявила о банкротстве.
Кейс Microsoft
Компания Microsoft также многократно демонстрировала активную инерцию, благодаря чему осталась далеко позади всех своих конкурентов в отношении технологий и развития.
В конце 1990-х компания разрабатывала электронный ридер — упрощенный аналог современных планшетных компьютеров. Однако на этапе создания прототипа проект был остановлен. Проблема оказалась в том, что менеджменту Microsoft, включая Билла Гейтса, не понравился сенсорный экран и пользовательский интерфейс, который был не достаточно похож на Windows. Разработчикам было сказано, что в продуктах Microsoft данные должны вводиться с клавиатуры, а не при помощи пальцев или стила.

Точно так же была похоронена идея, которая могла бы стать основой для первой социальной сети. Один из молодых разработчиков мессенджера MSN заметил, как молодые люди используют мессенджер Instant Messenger компании AOL для того, чтобы сообщать и обновлять свой статус, создавая непрерывный поток сообщений о себе и обмениваясь между собой такими сообщениями. Это была тенденция, которую впоследствии успешно использовали многие социальные сети. Молодой разработчик предложил включить в мессенджер Microsoft функцию, которая бы позволила отслеживать, что друзья делают в данный момент. Однако руководство разработчика не сочло идею достойной внимания, поскольку она выходила за рамки традиционной продукции компании.
Таким образом Microsoft упустила возможность создать первую социальную сеть.[v] Так активная инерция не позволила Microsoft использовать возможности, которые позже весьма успешно использовали Apple и Facebook, оставив Microsoft на рынке планшетных компьютеров и социальных сетей далеко позади себя.
Дополнительно: Созидательность и увлеченность своим делом — основа успеха. Кейсы Facebook, Apple, Genentech, Google и Microsoft
[i] McAlone N. This man invented the digital camera in 1975 — and his bosses at Kodak never let it see the light of day. Business Insider. August 17, 2015.
[ii] Estrin J. Kodak’s first digital moment. The New York Times. August 12, 2015.
[iii] Usborne D. The moment it all went wrong for Kodak. Independent. 20 January 2012.
[iv] Mui C. How Kodak Failed. Forbes. January 18, 2012.
[v] Microsoft’s downfall: inside the executive e-mails and cannibalistic culture that felled a tech giant. Vanity Fair. July 3, 2012.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Высшая форма лидерства — стать невидимым. Принципы даосизма звучат актуально для современного менеджмента
Принципы даосизма активно применяются современными бизнес-лидерами. Руководитель должен «стать невидимым», чтобы достичь высшей формы лидерства.Как глагол «гуглить» связан с вампирами. И какие лингвистические ухищрения Microsoft завершились полным провалом
Google не стремился сделать глагол «гуглить» частью современного языка. А вот компания Microsoft потратила немало денег, чтобы глагол...Метод успешных совещаний. Меньше говорить, больше писать — мнение экспертов и опыт практиков
Профессор Рогелберг создал метод успешных совещаний, который позволит повысить эффективность рабочих встреч. Метод работает - доказано Amazon.Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказалась
Офисные стикеры Post-It Notes были изобретены случайно. Компания не хотела выводить их на рынок. Когда они достигли рынка произошла революция коммуникации.Пружинка на миллиард. Слинки — одна из самых прибыльных игрушек в истории
Игрушка-пружинка, известная также как Слинки, была изобретена случайно военным инженером. Случайное изобретение принесло 3 млрд. долларов...
Почему компания Yamaha попросила людей не прятаться в ящиках для музыкальных инструментов
Карлос Гон сбежал из Японии накануне судебного процесса. После этого Yamaha попросила не прятаться в ящиках для музыкальных инструментов...Новый управленческий эксперимент в Zappos. От холакратии к структуре по типу рынка
Компания Zappos начала отходить от холакратии и внедрять еще более радикальный подход. Новый управленческий эксперимент в Zappos начался...Асимметрия информации и проблема принципала-агента. Кейсы Wells Fargo и KPMG
Асимметрия информации и проблема принципала-агента - причина большинства корпоративных преступлений. Примерами таких преступлений выступают такие компании как Wells Fargo и KPMG. Так, …Высшая форма лидерства — стать невидимым. Принципы даосизма звучат актуально для современного менеджмента
Принципы даосизма активно применяются современными бизнес-лидерами. Руководитель должен «стать невидимым», чтобы достичь высшей формы лидерства.Привычка отвечать на электронные письма немедленно даже в нерабочее время — вредна, считают ученые
Требование компаний отвечать на электронные письма немедленно и даже в нерабочее время, вредит долгосрочной продуктивности. Исследования...
Принцип генти генбуцу, круг Тайити Оно и хоренсо — увидеть своими глазами и передать знание другим. Важнейшие производственные принципы Toyota
Генти генбуцу - важнейший принцип производственной системы Toyota. Для того, чтобы решить проблему, необходимо глубокое понимание ее сути. Чтобы понять суть, необходимо …Прошедшие через века. 8 старейших фирм мира
Средняя продолжительность жизни компании в наше время - 15 лет. Однако некоторым из них удалось прожить гораздо дольше. Список восьми старейших фирм …Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работать
Успех человека зависит от его эмоционального интеллекта. Поэтому недостаток эмоционального интеллекта опасен. Ученые выявили генетические факторы, определяющие эмоциональный интеллект.