
Когда у организации возникает большое количество привычек — устойчивых иррациональных поведенческих паттернов, не подверженных анализу и критике, в ней нарастает т.н. феномен активной инерции. Активная инерция — это склонность к следованию установившимся моделям мышления и поведения, даже при возникновении значительных изменений. Рассмотрим примеры этого феномена, демонстрирующие, что он может быть крайне вреден и даже опасен для компании.
Кейс Kodak
Активную инерцию можно продемонстрировать на примере компании Kodak. Как мы помним, инженер этой компании Стивен Сассон в 1975 году изобрел первый в мире цифровой фотоаппарат. Он представил свое изобретение руководству компании, но у руководства оно вызвало только тревогу за имевшийся в распоряжении Kodak рынок товаров для пленочной фотографии, ход изобретению Сассона дан не был.[i], [ii], [iii]
Ранее компания дважды избегала подобной ошибки: когда перешла от пластиночной фотографии к пленке и когда вовремя инвестировала в такое новшество как цветная фотография.[iv] В эпоху, ознаменовавшуюся началом информационной революции, было бы вполне естественно обратить внимание на новую многообещающую технологию цифровой фотографии, но компания Kodak оказалась во власти активной инерции — старых стереотипов и привычек, менять которые она не хотела, невзирая ни на какие изменения окружающего мира. Слишком хорошо у нее шли дела в последнее время, а к хорошему быстро привыкаешь.

YouTube/InventorSeries
У Kodak было как минимум 10 лет для того, чтобы передумать и начать адаптироваться к эре цифровой фотографии. У компании в руках была уникальная технология, более того в ее распоряжении имелась подробная оценка перспектив рынка, свидетельствующая о больших возможностях цифровой фотографии. Но она упорно продолжала ставить на пленочную фотографию, инвестируя все больше в то, чтобы удерживать на плаву устаревающую технологию, некогда сделавшую ее индустриальным гигантом.[iv]
Иррациональность поведения Kodak и его неадекватность рынку свидетельствует о том, что компания оказалась во власти комплекса привычек — активной инерции, от которой ей удалось избавиться только тогда, когда ситуация стала критической. Она обратилась к цифровой фотографии, но было слишком поздно. В январе 2012 года компания объявила о банкротстве.
Кейс Microsoft
Компания Microsoft также многократно демонстрировала активную инерцию, благодаря чему осталась далеко позади всех своих конкурентов в отношении технологий и развития.
В конце 1990-х компания разрабатывала электронный ридер — упрощенный аналог современных планшетных компьютеров. Однако на этапе создания прототипа проект был остановлен. Проблема оказалась в том, что менеджменту Microsoft, включая Билла Гейтса, не понравился сенсорный экран и пользовательский интерфейс, который был не достаточно похож на Windows. Разработчикам было сказано, что в продуктах Microsoft данные должны вводиться с клавиатуры, а не при помощи пальцев или стила.

Точно так же была похоронена идея, которая могла бы стать основой для первой социальной сети. Один из молодых разработчиков мессенджера MSN заметил, как молодые люди используют мессенджер Instant Messenger компании AOL для того, чтобы сообщать и обновлять свой статус, создавая непрерывный поток сообщений о себе и обмениваясь между собой такими сообщениями. Это была тенденция, которую впоследствии успешно использовали многие социальные сети. Молодой разработчик предложил включить в мессенджер Microsoft функцию, которая бы позволила отслеживать, что друзья делают в данный момент. Однако руководство разработчика не сочло идею достойной внимания, поскольку она выходила за рамки традиционной продукции компании.
Таким образом Microsoft упустила возможность создать первую социальную сеть.[v] Так активная инерция не позволила Microsoft использовать возможности, которые позже весьма успешно использовали Apple и Facebook, оставив Microsoft на рынке планшетных компьютеров и социальных сетей далеко позади себя.
Дополнительно: Созидательность и увлеченность своим делом — основа успеха. Кейсы Facebook, Apple, Genentech, Google и Microsoft
[i] McAlone N. This man invented the digital camera in 1975 — and his bosses at Kodak never let it see the light of day. Business Insider. August 17, 2015.
[ii] Estrin J. Kodak’s first digital moment. The New York Times. August 12, 2015.
[iii] Usborne D. The moment it all went wrong for Kodak. Independent. 20 January 2012.
[iv] Mui C. How Kodak Failed. Forbes. January 18, 2012.
[v] Microsoft’s downfall: inside the executive e-mails and cannibalistic culture that felled a tech giant. Vanity Fair. July 3, 2012.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Минусы автоматизации. Как безработная получила счет на 12 тысяч триллионов евро, и служба поддержки отказывалась признавать ошибкуАвтоматизация несет в себе не только преимущества, но и недостатки. Главные минусы автоматизации состоят в том, что люди перестают думать...
Долгосрочное мышление и срок жизни компании. Кейс IBMДолгосрочное мышление напрямую влияет на срок жизни организации. Компания IBM - живое тому подтверждение. Стив Деннинг, автор бестселлеров «Эпоха Agile» и «Вдохновляй …
Трудоголизм вреден, но не всем. Увлеченность работой спасает трудоголиков от болезнейИзвестно, что трудоголизм вреден для здоровья. Однако данные ученых свидетельствуют, что это не всегда так. Все дело в мотивах трудоголизма.
Бесплатно и без ограничений. Питание в Google как фактор инновационного мышленияОказывается, бесплатное питание в Google заполняет «структурные дыры» и обеспечивает обмен идеям, инновационность мышления и хорошую коммуникацию между работниками.
С чего начинается бизнес? Иногда с попойки. История фармацевтического гиганта Genentech началась в пивнойИстория Genetech, многомиллиардного фармацевтического гиганта, началась в пивном баре. Профессор биологии Герберт Бойер и безработный Боб Свонсон придумали компанию, сидя за пивом …
Метод успешных совещаний. Меньше говорить, больше писать — мнение экспертов и опыт практиковПрофессор Рогелберг создал метод успешных совещаний, который позволит повысить эффективность рабочих встреч. Метод работает - доказано Amazon.
Офисный жаргон и персонаж комиксов Дилберт происходят из одной компанииИдея комиксов о Дилберте зародилась у Скотта Адамса, когда он работал в Pacific Bell. Из этой же компании происходит офисный жаргон, на …
Обея — секрет успешного управления проектом. Доказано ToyotaОбея - это метод интеграции проекта, который используется в проектном управлении. Впервые обея была использована при разработке Toyota Prius.
Как создатель FedEx спас компанию, играя в блэкджекКогда компания FedEx была на грани банкротства, создатель FedEx спас компанию, поставив последние 5 тыс. долларов в казино. Выигрыш...
2018 год не был безоблачным для Google. 6 серьезных проблем, с которыми пришлось столкнуться компании в уходящем годуВ 2018 году компания Google столкнулась с серюезными проблемами. Среди них: протесты работников, беспрецедентные штрафы, обвинения в злоупотреблениях, уход ключевого персонала, секс-скандалы …
Почему в Microsoft все раскачиваются на стульях. Привычки организаций и активная инерцияКак возникают привычки организаций? Билл Гейтс, создатель Microsoft, имеет станную привычку. Он раскачивается, сидя на стуле. Эту привычку переняли и другие работники …
Медитация и йога на службе у компании. Эффективность доказана наукой и подтверждена практикойСтраховая компания Aetna исследовала влияние медитации и занятий йогой на продуктивность работников. Результаты подвигли компанию сделать эти практики рутинной активностью работников компании.
Судья, выучивший Java для разрешения спора Oracle против GoogleДля вынесения справедливого решения в деле Oracle против Google на 1 млрд. долларов судья Уильям Алсап выучил язык программирования Java.


























