Когда у организации возникает большое количество привычек — устойчивых иррациональных поведенческих паттернов, не подверженных анализу и критике, в ней нарастает т.н. феномен активной инерции. Активная инерция — это склонность к следованию установившимся моделям мышления и поведения, даже при возникновении значительных изменений. Рассмотрим примеры этого феномена, демонстрирующие, что он может быть крайне вреден и даже опасен для компании.
Кейс Kodak
Активную инерцию можно продемонстрировать на примере компании Kodak. Как мы помним, инженер этой компании Стивен Сассон в 1975 году изобрел первый в мире цифровой фотоаппарат. Он представил свое изобретение руководству компании, но у руководства оно вызвало только тревогу за имевшийся в распоряжении Kodak рынок товаров для пленочной фотографии, ход изобретению Сассона дан не был.[i], [ii], [iii]
Ранее компания дважды избегала подобной ошибки: когда перешла от пластиночной фотографии к пленке и когда вовремя инвестировала в такое новшество как цветная фотография.[iv] В эпоху, ознаменовавшуюся началом информационной революции, было бы вполне естественно обратить внимание на новую многообещающую технологию цифровой фотографии, но компания Kodak оказалась во власти активной инерции — старых стереотипов и привычек, менять которые она не хотела, невзирая ни на какие изменения окружающего мира. Слишком хорошо у нее шли дела в последнее время, а к хорошему быстро привыкаешь.
У Kodak было как минимум 10 лет для того, чтобы передумать и начать адаптироваться к эре цифровой фотографии. У компании в руках была уникальная технология, более того в ее распоряжении имелась подробная оценка перспектив рынка, свидетельствующая о больших возможностях цифровой фотографии. Но она упорно продолжала ставить на пленочную фотографию, инвестируя все больше в то, чтобы удерживать на плаву устаревающую технологию, некогда сделавшую ее индустриальным гигантом.[iv]
Иррациональность поведения Kodak и его неадекватность рынку свидетельствует о том, что компания оказалась во власти комплекса привычек — активной инерции, от которой ей удалось избавиться только тогда, когда ситуация стала критической. Она обратилась к цифровой фотографии, но было слишком поздно. В январе 2012 года компания объявила о банкротстве.
Кейс Microsoft
Компания Microsoft также многократно демонстрировала активную инерцию, благодаря чему осталась далеко позади всех своих конкурентов в отношении технологий и развития.
В конце 1990-х компания разрабатывала электронный ридер — упрощенный аналог современных планшетных компьютеров. Однако на этапе создания прототипа проект был остановлен. Проблема оказалась в том, что менеджменту Microsoft, включая Билла Гейтса, не понравился сенсорный экран и пользовательский интерфейс, который был не достаточно похож на Windows. Разработчикам было сказано, что в продуктах Microsoft данные должны вводиться с клавиатуры, а не при помощи пальцев или стила.
Точно так же была похоронена идея, которая могла бы стать основой для первой социальной сети. Один из молодых разработчиков мессенджера MSN заметил, как молодые люди используют мессенджер Instant Messenger компании AOL для того, чтобы сообщать и обновлять свой статус, создавая непрерывный поток сообщений о себе и обмениваясь между собой такими сообщениями. Это была тенденция, которую впоследствии успешно использовали многие социальные сети. Молодой разработчик предложил включить в мессенджер Microsoft функцию, которая бы позволила отслеживать, что друзья делают в данный момент. Однако руководство разработчика не сочло идею достойной внимания, поскольку она выходила за рамки традиционной продукции компании.
Таким образом Microsoft упустила возможность создать первую социальную сеть.[v] Так активная инерция не позволила Microsoft использовать возможности, которые позже весьма успешно использовали Apple и Facebook, оставив Microsoft на рынке планшетных компьютеров и социальных сетей далеко позади себя.
Дополнительно: Созидательность и увлеченность своим делом — основа успеха. Кейсы Facebook, Apple, Genentech, Google и Microsoft
[i] McAlone N. This man invented the digital camera in 1975 — and his bosses at Kodak never let it see the light of day. Business Insider. August 17, 2015.
[ii] Estrin J. Kodak’s first digital moment. The New York Times. August 12, 2015.
[iii] Usborne D. The moment it all went wrong for Kodak. Independent. 20 January 2012.
[iv] Mui C. How Kodak Failed. Forbes. January 18, 2012.
[v] Microsoft’s downfall: inside the executive e-mails and cannibalistic culture that felled a tech giant. Vanity Fair. July 3, 2012.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Главное свойство эффективной команды. Goole установил, что это психологическая безопасностьGoogle изучил свои команды и установил, что главное свойство эффективной команды - это психологическая безопасность. При ее отсутствии продуктивность...
- Burma-Shave — компания, отправившая человека на Марс. Странные результаты необычной рекламной кампанииКомпания Burma-Shave попала в неудобную ситуацию. Покупатель всерьез воспринял ее шутливую рекламу и потребовал, чтобы его отправили на Марс.
- Польза от конкуренции: как использовать силу конкурентов себе во благо. Советы практикаКакую пользу предприниматель может извлечь из конкуренции? Миллиардер и успешный бизнесмен Том Голисано считает, что польза от конкуренции...
- Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созиданияПрокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.
- Город-корпорация. Amazon в Сиэтле радикально трансформировал облик всего города и поставил его в зависимость от себяAmazon проник в во все сферы городской жизни Сиэтла и теперь контролирует их, создав город-корпорацию. Экономика и политика города подчинены интересам компании.
- Нерабочее использование интернета на рабочем месте повышает продуктивность сотрудникаПо данным ученых, нерабочее использование интернета на работе повышает продуктивность сотрудников. Этот парадоксальный вывод сделан на осн...
- Диктатура и микроменеджмент. Почему компания NeXT Стива Джобса не стала второй Apple, и какие уроки извлек Джобс из провала NeXTСтив Джобс, покинув Apple, основал другую компьютерную фирму - компанию NeXT. Она просуществовала 12 лет, но по-настоящему успешной никогда не была. NeXT …
- Как победить страх неудачи. Советы Ричарда БрэнсонаБизнесмен, известный своим бесстрашием, дает советы о том, как победить страх неудачи. Именно это умение позволило Брэнсону заработать 4 млрд. долларов.
- Мой босс — идиот. Или все-таки нет?Вы считаете, что ваш босс - идиот? Ответьте на пять вопросов профессора психологии Томаса Чаморро-Премузича. Возможно, вы поймете, что правы.
- Изобретательность в решении проблем делает бизнес успешным. ПримерыЗачастую простая человеческая изобретательность в решении проблем делает ненужными сложные технологические и управленческие решения. Например, компания...
- Как развить ответственность в работниках. Совет практикаУмение развить ответственность в работниках - основа успеха руководителя. Руководители-жертвы на это не способны. Рикардо Семлер из Semco...
- Бизнес-стратегия. Уроки генерала Карла фон КлаузевицаБизнес-стратегия берет свое начало в военной стратегии. Уроки знаменитого военного стратега Карла фон Клаузевица будут полезны любому современному стратегу.
- Город-корпорация. Amazon в Сиэтле радикально трансформировал облик всего города и поставил его в зависимость от себяAmazon проник в во все сферы городской жизни Сиэтла и теперь контролирует их, создав город-корпорацию. Экономика и политика города подчинены интересам компании.