Когда у организации возникает большое количество привычек — устойчивых иррациональных поведенческих паттернов, не подверженных анализу и критике, в ней нарастает т.н. феномен активной инерции. Активная инерция — это склонность к следованию установившимся моделям мышления и поведения, даже при возникновении значительных изменений. Рассмотрим примеры этого феномена, демонстрирующие, что он может быть крайне вреден и даже опасен для компании.
Кейс Kodak
Активную инерцию можно продемонстрировать на примере компании Kodak. Как мы помним, инженер этой компании Стивен Сассон в 1975 году изобрел первый в мире цифровой фотоаппарат. Он представил свое изобретение руководству компании, но у руководства оно вызвало только тревогу за имевшийся в распоряжении Kodak рынок товаров для пленочной фотографии, ход изобретению Сассона дан не был.[i], [ii], [iii]
Ранее компания дважды избегала подобной ошибки: когда перешла от пластиночной фотографии к пленке и когда вовремя инвестировала в такое новшество как цветная фотография.[iv] В эпоху, ознаменовавшуюся началом информационной революции, было бы вполне естественно обратить внимание на новую многообещающую технологию цифровой фотографии, но компания Kodak оказалась во власти активной инерции — старых стереотипов и привычек, менять которые она не хотела, невзирая ни на какие изменения окружающего мира. Слишком хорошо у нее шли дела в последнее время, а к хорошему быстро привыкаешь.
У Kodak было как минимум 10 лет для того, чтобы передумать и начать адаптироваться к эре цифровой фотографии. У компании в руках была уникальная технология, более того в ее распоряжении имелась подробная оценка перспектив рынка, свидетельствующая о больших возможностях цифровой фотографии. Но она упорно продолжала ставить на пленочную фотографию, инвестируя все больше в то, чтобы удерживать на плаву устаревающую технологию, некогда сделавшую ее индустриальным гигантом.[iv]
Иррациональность поведения Kodak и его неадекватность рынку свидетельствует о том, что компания оказалась во власти комплекса привычек — активной инерции, от которой ей удалось избавиться только тогда, когда ситуация стала критической. Она обратилась к цифровой фотографии, но было слишком поздно. В январе 2012 года компания объявила о банкротстве.
Кейс Microsoft
Компания Microsoft также многократно демонстрировала активную инерцию, благодаря чему осталась далеко позади всех своих конкурентов в отношении технологий и развития.
В конце 1990-х компания разрабатывала электронный ридер — упрощенный аналог современных планшетных компьютеров. Однако на этапе создания прототипа проект был остановлен. Проблема оказалась в том, что менеджменту Microsoft, включая Билла Гейтса, не понравился сенсорный экран и пользовательский интерфейс, который был не достаточно похож на Windows. Разработчикам было сказано, что в продуктах Microsoft данные должны вводиться с клавиатуры, а не при помощи пальцев или стила.
Точно так же была похоронена идея, которая могла бы стать основой для первой социальной сети. Один из молодых разработчиков мессенджера MSN заметил, как молодые люди используют мессенджер Instant Messenger компании AOL для того, чтобы сообщать и обновлять свой статус, создавая непрерывный поток сообщений о себе и обмениваясь между собой такими сообщениями. Это была тенденция, которую впоследствии успешно использовали многие социальные сети. Молодой разработчик предложил включить в мессенджер Microsoft функцию, которая бы позволила отслеживать, что друзья делают в данный момент. Однако руководство разработчика не сочло идею достойной внимания, поскольку она выходила за рамки традиционной продукции компании.
Таким образом Microsoft упустила возможность создать первую социальную сеть.[v] Так активная инерция не позволила Microsoft использовать возможности, которые позже весьма успешно использовали Apple и Facebook, оставив Microsoft на рынке планшетных компьютеров и социальных сетей далеко позади себя.
Дополнительно: Созидательность и увлеченность своим делом — основа успеха. Кейсы Facebook, Apple, Genentech, Google и Microsoft
[i] McAlone N. This man invented the digital camera in 1975 — and his bosses at Kodak never let it see the light of day. Business Insider. August 17, 2015.
[ii] Estrin J. Kodak’s first digital moment. The New York Times. August 12, 2015.
[iii] Usborne D. The moment it all went wrong for Kodak. Independent. 20 January 2012.
[iv] Mui C. How Kodak Failed. Forbes. January 18, 2012.
[v] Microsoft’s downfall: inside the executive e-mails and cannibalistic culture that felled a tech giant. Vanity Fair. July 3, 2012.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Хамди Улукайа, создатель Chobani, делится секретами успеха. Оказывается, все просто…Хамди Улукайа, основатель компании Chobani, производящей йогурт, построил миллиардный бизнес, опираясь на очень простые, но твердые принципы.
- Дотком кризис (the dotcom bubble). Что произошло, и кто виноватЭкономический пузырь, известный как дотком кризис (the dot-com bubble), возник из-за интернет-компаний, собравших сотни миллионов долларов...
- Уровни развития корпоративной культуры. От токсичной культуры до элитарнойКонсалтинговая компания, проанализировавшая сотни организаций, выделяет уровни развития корпоративной культуры, позволяющие определить на каком этапе развития находится компания.
- Обея — секрет успешного управления проектом. Доказано ToyotaОбея - это метод интеграции проекта, который используется в проектном управлении. Впервые обея была использована при разработке Toyota Prius.
- Социальное происхождение лидера организации влияет на ее стратегиюУченые выяснили, что социальное происхождение лидера компании влияет на его готовность идти на стратегические риски и на стратегию организа...
- Психотип самого лучшего лидера — мнение экспертаПрофессор Грант, эксперт в области эффективности, описывает самое главное качество лидера. По мнению эксперта, эффективный лидер тот, кто способен...
- Как мы влияем друг на друга на рабочем месте. Влияние как неотъемлемая часть корпоративной культурыСоциальное влияние - неотъемлемая часть корпоративной культуры и важный фактор, который следует учитывать, управляя коллективом. Существует три механизма социального влияния - комплаенс, …
- Почему люди глупеют на совещаниях? Углекислый газ тому причиной (наравне с плохой организацией)Ученые установили, что люди глупеют на совещаниях. И причиной тому, помимо плохой организации, служит углекислый газ. Участники глупеют...
- Самые абсурдные поводы отпроситься с работы — нападение ламы, отросшие корни волос, etc.Исследование выявило, сколько процентов работников врут, отпрашиваясь с работы, и какие странные поводы отпроситься с работы они находят.
- Корпоративные герои — вдохновляют ли работников рассказы о нихВо многих компаниях существуют свои корпоративные герои. Их истории призваны вдохновлять и устанавливать стандарты. Однако...
- Стратегия личностного роста — узнавать новое каждый день (и как найти на это время)Узнавать новое каждый день необходимо для развития. Получение знаний делает людей не только умнее, но и успешнее и счастливее. Основатель...
- Немаваси — технология эффективного принятия решенийПроцесс принятия решений должен быть эффективным. Немаваси - подход, позволяющий сделать этот процесс максимально эффективным, а принимаемые решения взвешенными.
- Источник бизнес-идей Джеффа Безоса. Бизнесмен о важности блужданий и поисковДжефф Безос известен своей эффективностью. Однако это не единственный фактор успеха Безоса. Чутье, предчувствие, интуиция и любопытство не менее важны для бизнесмена. …