В 1999 году произошло слияние банков Citicorp и Travelers Group. В результате образовался финансовый гигант Citigroup. Инициаторами слияния выступили руководители двух банков Джон Рид и Сэнди Уэилл. Предполагалось, что два высших менеджера будут работать бок о бок и вместе приведут Citigroup к новым высотам. Однако этому «идиллическому» союзу не суждено было просуществовать и года. В начале 2000 года борьба за власть в компании, образовавшейся после слияния, привела к тому, что Джон Рид был вынужден уйти. Перед этим ведомая двумя менеджерами компания пережила несколько месяцев потрясений из-за борьбы двух руководителей.[1]
В чем-то похожая ситуация возникла в компании DaimlerChrysler после слияния германского и американского автомобильных гигантов. Изначально предполагалось, что это будет слияние равных. И у каждой из компаний останется свое руководство. Но глава Daimler Юрген Шремпп не долго терпел присутствие «равного» ему Роберта Итона (который себе на беду немало поспособствовал слиянию). Очень скоро Итон оказался не у дел. А Шремпп поставил во главу американского подразделения удобного и лояльного ему Дитера Цетше.
Нечто подобное, в свое время, произошло и со Стивом Джобсом. Ему удалось уговорить Джона Скалии перейти из Pepsi в Apple. После чего отношения этих двоих не заладились, и Стив Джобс вынужден был уйти (по другой версии его уволили) из собственной компании.
В общем, отношения высокопоставленных руководителей, находящихся на одном уровне корпоративной иерархии складываются непросто. Более того. Там, где два крупных лидера берутся за управление одной компанией или одним подразделением — жди конфликта. Борьба за власть в компании неизбежна. И продлится она до тех пор, пока один из лидеров не уйдет.
Борьба за власть в компании возникает из-за паранойи
Ученые из Стенфордского университета и университета Карнеги-Меллона изучили феномен отношений высокопоставленных руководителей в компаниях. Оказалось, что эти отношения часто являются проблемой для компании. И что плохие показатели работы организации нередко связаны с конкуренцией среди ее менеджеров[2]
«Изучение команд руководителей показало, что, когда высокопоставленные менеджеры работают вместе, результатом нередко становятся потрясения и ухудшение работы организации», — сообщают исследователи. Они пришли к выводу о том, что главный фактор, который определяет отношения руководителей между собой — это паранойя.
«Борьба за власть в компании имеет в своей основе параноидальные психологические паттерны. Они возникают при взаимодействии людей, наделенных значительной властью. Такие паттерны являются следствием страха потери власти и стремления защитить ее. Высокопоставленные менеджеры боятся, что их коллеги захотят получить часть их власти. Поэтому среди них часто возникает борьба за власть в компании, спровоцированная паранойей.»[2]
Речь идет, разумеется, не о клинической паранойе, которая требует психиатрического лечения. А о ее субклинической форме, не требующей медикаментозного вмешательства. Но имеющей, тем не менее, ту же самую природу, что и расстройство, наблюдаемое у психиатрических пациентов. В целом, высокопоставленные менеджеры склонны демонстрировать ту же склонность, что и такие пациенты. А именно, склонность к избыточной и иррациональной подозрительности по отношению к другим. И особенно к людям, также наделенным властью.
«Наше исследование предполагает, что для снижения этой отрицательной когнитивной тенденции необходимо создавать внешний фокус. Т.е. сосредотачиваться не на своих коллегах, а на проблемах организации. Это требует дисциплины, но это необходимо делать ради компании, в которой вы работаете», — считают исследователи. «В наше время как никогда велика потребность в сотрудничестве. Подумайте, насколько часто мы слышим критику в адрес компаний, в которых возникает бункерный менталитет. Чтобы это изменить, люди на вершине корпоративной иерархии должны научиться работать вместе.»[2]
Далее: Макиавеллизм и карьера — темная сторона личности на пути к вершине
Источники
- Pearlstein S. Too Big to Succeed? The Washington Post. Nov 25, 2008.
- Zhao EY, Greer LL. When the Powerful is Paranoid: Effects on Power Struggles, and Performance. Academy of Management Proceedings. Vol. 2017, No. 1
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Маурицио Гуччи, Патриция Реджани, их дочери и прочие Гуччи. Минусы семейного бизнеса — жадность, интриги и одно убийствоМаурицио Гуччи был застрелен убийцей, которого наняли Патриция Реджани и ее персональная гадалка. Дочери Маурицио Гуччи, Алессандра и Алле...
- Офисный жаргон и персонаж комиксов Дилберт происходят из одной компанииИдея комиксов о Дилберте зародилась у Скотта Адамса, когда он работал в Pacific Bell. Из этой же компании происходит офисный жаргон, на …
- Ваша послеобеденная продуктивность хромает, и вы засыпаете на ходу? Это естественно, считает наукаУченые считают, что сонливость после обеденного перерыва - совершенно естественное явление. Если ваша послеобеденная продуктивность снижается...
- История Volkswagen Beetle. В 81 год «жук» уходит на покойИстория Volkswagen Beetle началась в 1930-х и закончилась в 2019 году. VW Beetle - одна из успешнейших моделей в истории. Фердинанд Порше...
- Как повысить продуктивность, не прикладывая больших усилийИсследования ученых свидетельствуют, что повысить продуктивность своего труда можно используя особый режим чередования работы и отдыха.
- Как похвалить начальника. Рекомендации экспертовСоветы экспертов: как похвалить начальника и при этом не показаться подхалимом, не испортить ни с кем отношения и не навредить своей карьере.
- Кейс Ford Pinto. Пятьсот погибших — не повод останавливать производство дефектной моделиFord Pinto - модель, которая легко воспламенялась и стала причиной 500 смертей. Компания знала об этом, но мер не приняла. Глава Ford …
- Когда стратегия противоречит заявлению о миссии. Кейс MylanЭпиПен - продукт компании Mylan. ЭпиПен был разработан в 1970-х и не несет в себе ровным счетом никакой инновационности. Тем не менее, …
- Откуда берется креативность. МРТ при приеме на работу позволит выявить самых творческих кандидатовУченые из Гарварда нашли ответ на вопрос, откуда берется креативность. МРТ при приеме на работу может выявить самых творческих соискателей...
- Моральная индульгенция, которую нам дают компанииРаботая в крупной компании, человек действует не столько от своего лица, сколько от лица компании. Это дает ему своеобразную моральную индульгенцию - …
- Принцип Дилберта и принцип ПитераПринцип Дилберта и принцип Питера предполагают, что высокие позиции в компаниях достаются неквалифицированным сотрудникам. Все дело в...
- Как Стив Джобс украл мышь и графический интерфейсВеличайшие достижения Apple - графический интерфейс и мышь, Стив Джобс украл у Xerox. «Мы никогда не стыдились красть великие идеи», - зая...
- Как найти лучших работников в индустрии? Надо сделать так, чтобы они сами находили тебя. Блестящая HR-кампания от GoogleКомпания Google знает, как найти лучших работников в индустрии высоких технологий. Блестящая HR-кампания Google выступает свидетельством тому