В 1999 году произошло слияние банков Citicorp и Travelers Group. В результате образовался финансовый гигант Citigroup. Инициаторами слияния выступили руководители двух банков Джон Рид и Сэнди Уэилл. Предполагалось, что два высших менеджера будут работать бок о бок и вместе приведут Citigroup к новым высотам. Однако этому «идиллическому» союзу не суждено было просуществовать и года. В начале 2000 года борьба за власть в компании, образовавшейся после слияния, привела к тому, что Джон Рид был вынужден уйти. Перед этим ведомая двумя менеджерами компания пережила несколько месяцев потрясений из-за борьбы двух руководителей.[1]
В чем-то похожая ситуация возникла в компании DaimlerChrysler после слияния германского и американского автомобильных гигантов. Изначально предполагалось, что это будет слияние равных. И у каждой из компаний останется свое руководство. Но глава Daimler Юрген Шремпп не долго терпел присутствие «равного» ему Роберта Итона (который себе на беду немало поспособствовал слиянию). Очень скоро Итон оказался не у дел. А Шремпп поставил во главу американского подразделения удобного и лояльного ему Дитера Цетше.
Нечто подобное, в свое время, произошло и со Стивом Джобсом. Ему удалось уговорить Джона Скалии перейти из Pepsi в Apple. После чего отношения этих двоих не заладились, и Стив Джобс вынужден был уйти (по другой версии его уволили) из собственной компании.
В общем, отношения высокопоставленных руководителей, находящихся на одном уровне корпоративной иерархии складываются непросто. Более того. Там, где два крупных лидера берутся за управление одной компанией или одним подразделением — жди конфликта. Борьба за власть в компании неизбежна. И продлится она до тех пор, пока один из лидеров не уйдет.
Борьба за власть в компании возникает из-за паранойи
Ученые из Стенфордского университета и университета Карнеги-Меллона изучили феномен отношений высокопоставленных руководителей в компаниях. Оказалось, что эти отношения часто являются проблемой для компании. И что плохие показатели работы организации нередко связаны с конкуренцией среди ее менеджеров[2]
«Изучение команд руководителей показало, что, когда высокопоставленные менеджеры работают вместе, результатом нередко становятся потрясения и ухудшение работы организации», — сообщают исследователи. Они пришли к выводу о том, что главный фактор, который определяет отношения руководителей между собой — это паранойя.
«Борьба за власть в компании имеет в своей основе параноидальные психологические паттерны. Они возникают при взаимодействии людей, наделенных значительной властью. Такие паттерны являются следствием страха потери власти и стремления защитить ее. Высокопоставленные менеджеры боятся, что их коллеги захотят получить часть их власти. Поэтому среди них часто возникает борьба за власть в компании, спровоцированная паранойей.»[2]
Речь идет, разумеется, не о клинической паранойе, которая требует психиатрического лечения. А о ее субклинической форме, не требующей медикаментозного вмешательства. Но имеющей, тем не менее, ту же самую природу, что и расстройство, наблюдаемое у психиатрических пациентов. В целом, высокопоставленные менеджеры склонны демонстрировать ту же склонность, что и такие пациенты. А именно, склонность к избыточной и иррациональной подозрительности по отношению к другим. И особенно к людям, также наделенным властью.
«Наше исследование предполагает, что для снижения этой отрицательной когнитивной тенденции необходимо создавать внешний фокус. Т.е. сосредотачиваться не на своих коллегах, а на проблемах организации. Это требует дисциплины, но это необходимо делать ради компании, в которой вы работаете», — считают исследователи. «В наше время как никогда велика потребность в сотрудничестве. Подумайте, насколько часто мы слышим критику в адрес компаний, в которых возникает бункерный менталитет. Чтобы это изменить, люди на вершине корпоративной иерархии должны научиться работать вместе.»[2]
Далее: Макиавеллизм и карьера — темная сторона личности на пути к вершине
Источники
- Pearlstein S. Too Big to Succeed? The Washington Post. Nov 25, 2008.
- Zhao EY, Greer LL. When the Powerful is Paranoid: Effects on Power Struggles, and Performance. Academy of Management Proceedings. Vol. 2017, No. 1
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Самое лучшее время для работы: время суток, день недели, месяц, сезон. Результаты исследованийРезультаты исследований свидетельствуют, что продуктивность работы различается в разное время. Лучшее время для работы - ранние часы в начале недели...
- Дэвид Блейн и его правило одного доллара. Как маг и бизнесмен принимает карьерные решенияМаг и бизнесмен Дэвид Блейн выполняет опасные трюки. Это его бизнес. Для оценки соотношения риска и выгоды от трюка он использует правило...
- Голая пятница — необычный тимбилдинг от onebestwayНеобычный тимбилдинг, вошедший в историю как «голая пятница», был проведен в компании onebestway. Все сотрудники вышли на работу абсолютно...
- Профессиональные и личностные качества кандидата — необычные рекомендации по найму от рекрутеров Facebook и CiscoНеобычный подход к тому, как оценивать профессиональные и личностные качества кандидата предлагают рекрутеры из Facebook и Cisco. Представьте соискателя в виде сферы.
- Опасности аутсорсинга. Как можно потерять рынок из-за избыточного доверия к контрактным организациямАутсорсинг далеко не всегда так эффективен, как принято считать, а иногда он и вовсе опасен. Опасности аутсорсинга связаны, главным образо...
- Самые дорогие книги в мире. 8 книг, купленных за рекордные деньгиСписок, включающий самые дорогие книги в мире, поражает своими ценами. А самая дорогая книга этого списка была куплена Биллом Гейтсом за...
- Мой босс — идиот. Или все-таки нет?Вы считаете, что ваш босс - идиот? Ответьте на пять вопросов профессора психологии Томаса Чаморро-Премузича. Возможно, вы поймете, что правы.
- Неудачные бизнес-проекты Дональда ТрампаТрамп - успешный предприниматель. Однако многие неудачные бизнес-проекты Дональда Трампа вызывают вопросы, некоторые - смех...
- Взаимосвязи рынка — сообщение Цукерберга повысило стоимость акций New York Times, Fox News и Wall Street JournalВзаимосвязи рынка не всегда очевидны. Сообщение Цукерберга понизило Facebook на 4% и обошлось бизнесмену в 3 млрд. долларов. Акции New York Times …
- Юмор в бизнесе. Мнения экспертов и научные фактыПо утверждению экспертов и ученых, юмор в бизнесе может иметь колоссальные положительные эффекты. Теоретики и практики бизнеса делятся своими мнениями.
- Корпоративные герои — вдохновляют ли работников рассказы о нихВо многих компаниях существуют свои корпоративные герои. Их истории призваны вдохновлять и устанавливать стандарты. Однако...
- Бизнес как сайд-проект. Ричард Брэнсон рекомендует начинать свое дело, не уходя со старой работы. Пол Грэм с ним категорически несогласенРичард Брэнсон рекомендует начинать бизнес как сайд-проект, не уходя со старой работы. Венчурный инвестор Пол Грэм категорически с этим не согласен.
- Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работатьУспех человека зависит от его эмоционального интеллекта. Поэтому недостаток эмоционального интеллекта опасен. Ученые выявили генетические факторы, определяющие эмоциональный интеллект.