
В 1999 году произошло слияние банков Citicorp и Travelers Group. В результате образовался финансовый гигант Citigroup. Инициаторами слияния выступили руководители двух банков Джон Рид и Сэнди Уэилл. Предполагалось, что два высших менеджера будут работать бок о бок и вместе приведут Citigroup к новым высотам. Однако этому «идиллическому» союзу не суждено было просуществовать и года. В начале 2000 года борьба за власть в компании, образовавшейся после слияния, привела к тому, что Джон Рид был вынужден уйти. Перед этим ведомая двумя менеджерами компания пережила несколько месяцев потрясений из-за борьбы двух руководителей.[1]
В чем-то похожая ситуация возникла в компании DaimlerChrysler после слияния германского и американского автомобильных гигантов. Изначально предполагалось, что это будет слияние равных. И у каждой из компаний останется свое руководство. Но глава Daimler Юрген Шремпп не долго терпел присутствие «равного» ему Роберта Итона (который себе на беду немало поспособствовал слиянию). Очень скоро Итон оказался не у дел. А Шремпп поставил во главу американского подразделения удобного и лояльного ему Дитера Цетше.
Нечто подобное, в свое время, произошло и со Стивом Джобсом. Ему удалось уговорить Джона Скалии перейти из Pepsi в Apple. После чего отношения этих двоих не заладились, и Стив Джобс вынужден был уйти (по другой версии его уволили) из собственной компании.
В общем, отношения высокопоставленных руководителей, находящихся на одном уровне корпоративной иерархии складываются непросто. Более того. Там, где два крупных лидера берутся за управление одной компанией или одним подразделением — жди конфликта. Борьба за власть в компании неизбежна. И продлится она до тех пор, пока один из лидеров не уйдет.
Борьба за власть в компании возникает из-за паранойи
Ученые из Стенфордского университета и университета Карнеги-Меллона изучили феномен отношений высокопоставленных руководителей в компаниях. Оказалось, что эти отношения часто являются проблемой для компании. И что плохие показатели работы организации нередко связаны с конкуренцией среди ее менеджеров[2]
«Изучение команд руководителей показало, что, когда высокопоставленные менеджеры работают вместе, результатом нередко становятся потрясения и ухудшение работы организации», — сообщают исследователи. Они пришли к выводу о том, что главный фактор, который определяет отношения руководителей между собой — это паранойя.
«Борьба за власть в компании имеет в своей основе параноидальные психологические паттерны. Они возникают при взаимодействии людей, наделенных значительной властью. Такие паттерны являются следствием страха потери власти и стремления защитить ее. Высокопоставленные менеджеры боятся, что их коллеги захотят получить часть их власти. Поэтому среди них часто возникает борьба за власть в компании, спровоцированная паранойей.»[2]
Речь идет, разумеется, не о клинической паранойе, которая требует психиатрического лечения. А о ее субклинической форме, не требующей медикаментозного вмешательства. Но имеющей, тем не менее, ту же самую природу, что и расстройство, наблюдаемое у психиатрических пациентов. В целом, высокопоставленные менеджеры склонны демонстрировать ту же склонность, что и такие пациенты. А именно, склонность к избыточной и иррациональной подозрительности по отношению к другим. И особенно к людям, также наделенным властью.
«Наше исследование предполагает, что для снижения этой отрицательной когнитивной тенденции необходимо создавать внешний фокус. Т.е. сосредотачиваться не на своих коллегах, а на проблемах организации. Это требует дисциплины, но это необходимо делать ради компании, в которой вы работаете», — считают исследователи. «В наше время как никогда велика потребность в сотрудничестве. Подумайте, насколько часто мы слышим критику в адрес компаний, в которых возникает бункерный менталитет. Чтобы это изменить, люди на вершине корпоративной иерархии должны научиться работать вместе.»[2]
Далее: Макиавеллизм и карьера — темная сторона личности на пути к вершине
Источники
- Pearlstein S. Too Big to Succeed? The Washington Post. Nov 25, 2008.
- Zhao EY, Greer LL. When the Powerful is Paranoid: Effects on Power Struggles, and Performance. Academy of Management Proceedings. Vol. 2017, No. 1
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Фирма, которая за вас подберет имя вашему ребенку…за $29 000
Подбор имени ребенка - одна из задач, которая теперь решается сторонними организациями. Стоимость услуги - каких-нибудь 29 тысяч долларов. Если вы сами...Мелвил Дьюи — создатель «Гугла» 19-го века
Мелвил Дьюи, автор десятичной классификации Дьюи. Благодаря ему сегодня у нас имеются системы хранения информации и поисковые системы.Бесполезные совещания и их последствия. Цифры впечатляют
Бесполезные совещания в 2019 году обойдутся компаниям в 400 млрд. Проведенное исследования свидетельствует о том, что они демотивируют и фрустрируют...Работа в режиме многозадачности снижает продуктивность. Данные эксперта
Работа в режиме многозадачности рассматривается многими работодателями как источник продуктивности. Ученые и эксперты с этим несогласны...Ваша послеобеденная продуктивность хромает, и вы засыпаете на ходу? Это естественно, считает наука
Ученые считают, что сонливость после обеденного перерыва - совершенно естественное явление. Если ваша послеобеденная продуктивность снижается...
Мой босс — идиот. Или все-таки нет?
Вы считаете, что ваш босс - идиот? Ответьте на пять вопросов профессора психологии Томаса Чаморро-Премузича. Возможно, вы поймете, что правы.Корпоративные злоупотребления имеют культурные предпосылки. Взгляд криминологов на токсичную корпоративную культуру
Когда в компании совершаются корпоративные злоупотребления и нарушения, искать причину следует в корпоративной культуре. Так считает профессор криминологии...Факты об Amazon, которые вы не знали
Интересные факты о компании Amazon Джеффа Безоса: изначально компания носила неблагозвучное название, интернет-торговля далеко не единственный ее бизнес, 41 бренд находится во …Эпатажный маркетинг как орудие войны технологических компаний. Salesforce против Microsoft, SAP и Oracle
Salesforce и ее руководитель Марк Бениофф успешно использовали эпатажный маркетинг. Microsoft и Oracle проиграли им по всем позициям...С чего начинается бизнес? Иногда с попойки. История фармацевтического гиганта Genentech началась в пивной
История Genetech, многомиллиардного фармацевтического гиганта, началась в пивном баре. Профессор биологии Герберт Бойер и безработный Боб Свонсон придумали компанию, сидя за пивом …
Рэй Далио объясняет, что общего у Илона Маска и Билла Гейтса, а также некоторых других бизнес-лидеров
Рэй Далио, создатель крупнейшего в мире хедж-фонда, проанализировал личности бизнес-лидеров по методу Майерс-Бриггс. Он выявил общие черты, характерные Илону Маску, Биллу Гейтсу …Кейс Merck и Vioxx. Манипуляция данными — стратегия или часть культуры
Компания Merck решила не исследовать воздействие препарата Vioxx на сердце. Результатом стали 55 тысяч смертей. Была ли это случайная ошибка или часть …Стратегия личностного роста — узнавать новое каждый день (и как найти на это время)
Узнавать новое каждый день необходимо для развития. Получение знаний делает людей не только умнее, но и успешнее и счастливее. Основатель...