
В 1999 году произошло слияние банков Citicorp и Travelers Group. В результате образовался финансовый гигант Citigroup. Инициаторами слияния выступили руководители двух банков Джон Рид и Сэнди Уэилл. Предполагалось, что два высших менеджера будут работать бок о бок и вместе приведут Citigroup к новым высотам. Однако этому «идиллическому» союзу не суждено было просуществовать и года. В начале 2000 года борьба за власть в компании, образовавшейся после слияния, привела к тому, что Джон Рид был вынужден уйти. Перед этим ведомая двумя менеджерами компания пережила несколько месяцев потрясений из-за борьбы двух руководителей.[1]
В чем-то похожая ситуация возникла в компании DaimlerChrysler после слияния германского и американского автомобильных гигантов. Изначально предполагалось, что это будет слияние равных. И у каждой из компаний останется свое руководство. Но глава Daimler Юрген Шремпп не долго терпел присутствие «равного» ему Роберта Итона (который себе на беду немало поспособствовал слиянию). Очень скоро Итон оказался не у дел. А Шремпп поставил во главу американского подразделения удобного и лояльного ему Дитера Цетше.
Нечто подобное, в свое время, произошло и со Стивом Джобсом. Ему удалось уговорить Джона Скалии перейти из Pepsi в Apple. После чего отношения этих двоих не заладились, и Стив Джобс вынужден был уйти (по другой версии его уволили) из собственной компании.
В общем, отношения высокопоставленных руководителей, находящихся на одном уровне корпоративной иерархии складываются непросто. Более того. Там, где два крупных лидера берутся за управление одной компанией или одним подразделением — жди конфликта. Борьба за власть в компании неизбежна. И продлится она до тех пор, пока один из лидеров не уйдет.
Борьба за власть в компании возникает из-за паранойи
Ученые из Стенфордского университета и университета Карнеги-Меллона изучили феномен отношений высокопоставленных руководителей в компаниях. Оказалось, что эти отношения часто являются проблемой для компании. И что плохие показатели работы организации нередко связаны с конкуренцией среди ее менеджеров[2]
«Изучение команд руководителей показало, что, когда высокопоставленные менеджеры работают вместе, результатом нередко становятся потрясения и ухудшение работы организации», — сообщают исследователи. Они пришли к выводу о том, что главный фактор, который определяет отношения руководителей между собой — это паранойя.
«Борьба за власть в компании имеет в своей основе параноидальные психологические паттерны. Они возникают при взаимодействии людей, наделенных значительной властью. Такие паттерны являются следствием страха потери власти и стремления защитить ее. Высокопоставленные менеджеры боятся, что их коллеги захотят получить часть их власти. Поэтому среди них часто возникает борьба за власть в компании, спровоцированная паранойей.»[2]
Речь идет, разумеется, не о клинической паранойе, которая требует психиатрического лечения. А о ее субклинической форме, не требующей медикаментозного вмешательства. Но имеющей, тем не менее, ту же самую природу, что и расстройство, наблюдаемое у психиатрических пациентов. В целом, высокопоставленные менеджеры склонны демонстрировать ту же склонность, что и такие пациенты. А именно, склонность к избыточной и иррациональной подозрительности по отношению к другим. И особенно к людям, также наделенным властью.
«Наше исследование предполагает, что для снижения этой отрицательной когнитивной тенденции необходимо создавать внешний фокус. Т.е. сосредотачиваться не на своих коллегах, а на проблемах организации. Это требует дисциплины, но это необходимо делать ради компании, в которой вы работаете», — считают исследователи. «В наше время как никогда велика потребность в сотрудничестве. Подумайте, насколько часто мы слышим критику в адрес компаний, в которых возникает бункерный менталитет. Чтобы это изменить, люди на вершине корпоративной иерархии должны научиться работать вместе.»[2]
Далее: Макиавеллизм и карьера — темная сторона личности на пути к вершине
Источники
- Pearlstein S. Too Big to Succeed? The Washington Post. Nov 25, 2008.
- Zhao EY, Greer LL. When the Powerful is Paranoid: Effects on Power Struggles, and Performance. Academy of Management Proceedings. Vol. 2017, No. 1
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Любимые художественные книги Стива Джобса. Три произведения, которыми вдохновлялся создатель Apple
Основатель Apple ценил искусство и литературу. Это отразилось в продуктах его компании. Любимые художественные книги Стива Джобса - это удивительное...Главное качество лидера. И это не воля и харизма — времена Аттилы и Чингисхана прошли
По современным представлениям, лидер - это человек, обладающий не столько харизмой, сколько некоторыми другими свойствами, позволяющими ему впечатлять, вдохнолять и вызывать желание …Стратегии зайца и черепахи. Какова оптимальная скорость роста бизнеса
Слишком быстрый рост бизнеса опасен. Слишком медленный тоже. Необходим баланс. Стратегии зайца и черепахи позволяют достичь оптимальной скорости роста...Что такое дилемма инноватора. Пример Kodak
Дилемма инноватора - концепция, объясняющая, почему многие компани не способны воспользоваться собственными подрывными инновациями. Например Kodak погубила цифровая фотографияЧто такое бункерный менталитет, и как он погубил бренд Sony Walkman
Бункерное мышление и автаркия подразделений компании Sony привели к тому, что суперуспешный бренд Sony Walkman деградировал и потерял рыночные позиции.
Закон тривиальности и рабочие совещания. Почему самые простые пункты повестки ведут к самым долгим и непродуктивным дискуссиям?
Закон тривиальности, известный также как эффект велосипедного сарая, объясняет почему многие совещания оказываются бесполезными.Взаимные обвинения и поиск виноватых — токсичная рабочая атмосфера
Взаимные обвинения нередко становятся частью корпоративной культуры. Поиск виноватых в таких условиях начинает заменять поиск решения проблемы.Что нужно знать о Huawei, китайском индустриальном гиганте, который может стать причиной открытой торговой войны между Китаем и США
Компания Huawei стала с одной стороны поводом, а с другой стороны жертвой торговой войны между США и Китаем. Что это за компания …Мы и они. Дистанция власти как характеристика корпоративной культуры
Дистанция власти - характеристика корпоративной культуры, определяющая степень психологического неравенства руководителей и подчиненных. Для компаний с разными вариантами организационной культуры характерна разная …The Cola Wars. Войны кол — история конкуренции Pepsi и Coca Cola
Конкуренция между Pepsi и Coca-Cola была ожесточенной с самой первой встречи компаний на рынке. Она вошла в историю как «войны кол» - …
Рабство в современном мире. Что можно обнаружить, если проанализировать цепи поставок крупнейших брендов
Многие крупные производители имеют довольно смутные представления о том, что происходит в их цепях поставок. Nestle, Zara, Samsung и другие компании выявляли …Насколько ваша работа опасна для психики — тест от эксперта в области психологии труда
Атмосфера вашей компании давит на психику? Тест профессора Робинсона определит, насколько ваша работа опасна для психики и здоровья в целом.Atari шок — обвал индустрии видеоигр. Уроки для бизнеса
Обвал индустрии видеоигр, вошедший в историю как Atari шок, навсегда изменил ход истории развития высоких технологий. Тяжелый кризис...