
В 1999 году произошло слияние банков Citicorp и Travelers Group. В результате образовался финансовый гигант Citigroup. Инициаторами слияния выступили руководители двух банков Джон Рид и Сэнди Уэилл. Предполагалось, что два высших менеджера будут работать бок о бок и вместе приведут Citigroup к новым высотам. Однако этому «идиллическому» союзу не суждено было просуществовать и года. В начале 2000 года борьба за власть в компании, образовавшейся после слияния, привела к тому, что Джон Рид был вынужден уйти. Перед этим ведомая двумя менеджерами компания пережила несколько месяцев потрясений из-за борьбы двух руководителей.[1]
В чем-то похожая ситуация возникла в компании DaimlerChrysler после слияния германского и американского автомобильных гигантов. Изначально предполагалось, что это будет слияние равных. И у каждой из компаний останется свое руководство. Но глава Daimler Юрген Шремпп не долго терпел присутствие «равного» ему Роберта Итона (который себе на беду немало поспособствовал слиянию). Очень скоро Итон оказался не у дел. А Шремпп поставил во главу американского подразделения удобного и лояльного ему Дитера Цетше.
Нечто подобное, в свое время, произошло и со Стивом Джобсом. Ему удалось уговорить Джона Скалии перейти из Pepsi в Apple. После чего отношения этих двоих не заладились, и Стив Джобс вынужден был уйти (по другой версии его уволили) из собственной компании.
В общем, отношения высокопоставленных руководителей, находящихся на одном уровне корпоративной иерархии складываются непросто. Более того. Там, где два крупных лидера берутся за управление одной компанией или одним подразделением — жди конфликта. Борьба за власть в компании неизбежна. И продлится она до тех пор, пока один из лидеров не уйдет.
Борьба за власть в компании возникает из-за паранойи
Ученые из Стенфордского университета и университета Карнеги-Меллона изучили феномен отношений высокопоставленных руководителей в компаниях. Оказалось, что эти отношения часто являются проблемой для компании. И что плохие показатели работы организации нередко связаны с конкуренцией среди ее менеджеров[2]
«Изучение команд руководителей показало, что, когда высокопоставленные менеджеры работают вместе, результатом нередко становятся потрясения и ухудшение работы организации», — сообщают исследователи. Они пришли к выводу о том, что главный фактор, который определяет отношения руководителей между собой — это паранойя.
«Борьба за власть в компании имеет в своей основе параноидальные психологические паттерны. Они возникают при взаимодействии людей, наделенных значительной властью. Такие паттерны являются следствием страха потери власти и стремления защитить ее. Высокопоставленные менеджеры боятся, что их коллеги захотят получить часть их власти. Поэтому среди них часто возникает борьба за власть в компании, спровоцированная паранойей.»[2]
Речь идет, разумеется, не о клинической паранойе, которая требует психиатрического лечения. А о ее субклинической форме, не требующей медикаментозного вмешательства. Но имеющей, тем не менее, ту же самую природу, что и расстройство, наблюдаемое у психиатрических пациентов. В целом, высокопоставленные менеджеры склонны демонстрировать ту же склонность, что и такие пациенты. А именно, склонность к избыточной и иррациональной подозрительности по отношению к другим. И особенно к людям, также наделенным властью.
«Наше исследование предполагает, что для снижения этой отрицательной когнитивной тенденции необходимо создавать внешний фокус. Т.е. сосредотачиваться не на своих коллегах, а на проблемах организации. Это требует дисциплины, но это необходимо делать ради компании, в которой вы работаете», — считают исследователи. «В наше время как никогда велика потребность в сотрудничестве. Подумайте, насколько часто мы слышим критику в адрес компаний, в которых возникает бункерный менталитет. Чтобы это изменить, люди на вершине корпоративной иерархии должны научиться работать вместе.»[2]
Далее: Макиавеллизм и карьера — темная сторона личности на пути к вершине
Источники
- Pearlstein S. Too Big to Succeed? The Washington Post. Nov 25, 2008.
- Zhao EY, Greer LL. When the Powerful is Paranoid: Effects on Power Struggles, and Performance. Academy of Management Proceedings. Vol. 2017, No. 1
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Главные качества работодателя для современного работника (и это не высокая зарплата)
Каковы главные качества работодателя для современных работников? Зарплата занимает лишь четвертое место по значимости. На первом месте...Ошибки при найме. 46% новых работников уйдут в течение 18 месяцев. Компании нанимают «правильных» людей только в 19% случаев
Ошибки при найме персонала обходятся компаниям в миллионы долларов. В 46% случаев люди покидают компании в течение 18 месяцев. Лишь 19%...Гитарист Metallica Кирк Хэмметт находит вдохновение в предпринимательстве
Выпив пива со старым знакомым, Кирк Хэмметт основал компанию. Гитарист Metallica находит вдохновение в предпринимательстве и относится к делу с любовью.Т-образные работники — почему они необходимы компаниям
Т-образные работники универсальны и способны заменять друг друга. Они обеспечивают лучшую коммуникацию, и их требуется меньше, чем обычных...Жадность или убеждения. В чем IKEA противоречит своему собственному кодексу поведения
Кодекс поведения IKEA, основан на бесспорных общечеловеческих ценностях. Впрочем, в одном IKEA противоречит своему собственному кодексу. Налоговые схемы, используемые компанией вызывают вопросы …
Цена плохой коммуникации. Во сколько обходятся компаниям проблемы взаимодействия внутри команд
Коммуникация - важнейший фактор эффективности работы компании. Цена плохой коммуникации может быть выражена в деньгах. И эти цифры поражают.Ваши работники ходят по собеседованиям? Это хорошо — считают в LinkedIn и Netflix
Во многих современных успешных компаниях, таких как LinkedIn, Netflix и др., не видят проблемы, если их работники ходят по собеседованиям в другие …Человек-Мишлен, он же Бибендум. Странная история странного маскота Michelin
Человек-мишлен, известный также как Бибендум, - один из самых странных маскотов. История его появления тоже странная. Компания Michelin...Ресурсы и операции — баланс потребностей и возможностей организации
Баланс потребностей и возможностей организации обеспечивается соответствием ее ресурсов и ее деятельности. Ресурсы компании играют ключевую роль в обеспечении операций и иных …Правила проведения совещаний от руководителя Microsoft, Сатьи Наделлы
У Сатьи Наделлы, человека спасшего Microsoft от деградации и гибели, существуют правила проведения совещаний. Продуктивность рабочих встреч при Наделле...
С чего начался успех Билла Гейтса. Создатель Microsoft о важности стратегических партнерств
Создатель Microsoft связывает достижения его компании, среди прочего, с ее стратегическими партнерствами. Успех Билла Гейтса обеспечило ...Почему люди покидают компании? 94% ушедших говорят, что остались бы при одном условии
Компания LinkedIn изучила вопрос, почему люди уходят из компаний. Оказалось - чаще всего не из-за зарплат и карьерных возможностей, а...Неиссякаемый источник креативности для бизнеса — секрет от создателя многочисленных технологических компаний
Чтобы конкурировать бизнесу необходимы творческие подходы. Источник креативности можно найти в самом неожиданном месте, считает успешный...