
Ливермор, Калифорния. Flickr/Jay Galvin
На рубеже XIX и XX веков компания The Shelby Electric Company произвела электрическую лампу. Эта лампа была вкручена в пожарной части города Ливермор в Калифорнии. Считается, что это произошло в 1901 году. С тех пор эта лампа горит с очень маленькими перерывами и до сих пор не перегорела. В этом можно убедиться на специальном сайте.[1] Лампа вошла в историю как «столетняя лампа» и попала в книгу рекордов Гиннеса. Считается, что рекордный срок службы лампе обеспечивает работа на малой мощности. Но, возможно, дело в том, что компании The Shelby Electric Company не было известно, что такое запланированное устаревание.
Сделать так, чтобы покупатель вернулся
Любой производитель стремится продать как можно больше своего товара. Но новых покупателей найти зачастую непросто. Поэтому вполне естественно, что производители хотят, чтобы существующие покупатели приходили к ним снова и снова.
Но если срок службы вашего товара достаточно велик, то за новой покупкой клиент придет к вам нескоро (за новой лампой к Shelby Electric так никто и не пришел. Компанию поглотила General Electric). Вот тут-то на помощь производителю и приходит запланированное устаревание.
Запланированное устаревание — это стратегия создания продукта с искусственно ограниченным сроком службы. Производитель планирует, через какое время продукт должен устареть (перестать функционировать, выйти из моды и т.п.), и конструирует его соответствующим образом.

Таким образом, через определенный период, запланированный производителем, покупателю придется вновь обратиться к нему. Либо за новым товаром, либо для того, чтобы починить или обновить старый.[2]
Запланированное устаревание — теория заговора и реальные заговоры
Очевидно, создавая продукт, производитель предполагает, что у этого продукта будет определенный срок службы. Также понятно, что сокращение этого срока — на руку производителю.
Правда, иногда в сознании людей происходит демонизация производителей, и запланированное устаревание приобретает конспирологические черты. Мол, они специально делают товары такого низкого качества. Продукция ломается, а платить должен потребитель.
Возможно, доля правды в этих словах есть. Но не стоит забывать о том, что такая ситуация возможна только в условиях ограничения или отсутствия конкуренции. Например, в условиях монополии, или если производители вступают в картельный сговор — как раз об этом пойдет речь ниже.
«Запланированное устаревание — это разновидность теории заговора», — считает Моханбир Соуни, профессор маркетинга Северо-Западного университета (Великобритания).[3]

«В принципе, компании реагируют на вкусы потребителей», — говорит Джудит Шевалье, профессор экономики из Йельского университета. «Я думаю существуют определенные моменты, в которых производители обманывают потребителей. Но иногда потребители виноваты сами [в укорочении срока эксплуатации продуктов].»[]
Впрочем, что касается заговоров, история знает реальные примеры, когда запланированное устаревание становилось объектом именно заговора. И здесь вновь речь пойдет о лампах накаливания.
В 1920-х производители электрического оборудования — Osram (Германия), Associated Electrical Industries (Великобритания), General Electric (британское представительство американской компании) и некоторые другие — создали незаконный картель, вошедший в историю как Картель Phoebus. Среди прочего, целью сговора было сокращение срока службы электрических ламп накаливания до 1000 часов.[3]
Доказательства сговора были опубликованы лишь спустя годы. Зато вся схема оказалась очень хорошо задокументирована.

«Этот картель — наиболее очевидный пример запланированного устаревания. Поскольку были найдены многочисленные документы», — поясняет Джил Слэйд, автор книги «Сделано, чтобы сломаться».[3]
Запланированное устаревание и технологии
В наше время запланированное устаревание актуально как никогда. Сегодня мы используем массу «одноразовых» продуктов.
Новые модели компьютеров и смартфонов устаревают буквально в считанные дни. Устаревшие модели перестают быть способными поддерживать программное обеспечение, разработанное для новых моделей.

Таким образом, запланированное устаревание стало еще более простой и удобной стратегией для производителей. Не нужно, чтобы гаджет ломался. Достаточно создать ПО, которое не будет работать на старой модели, и покупатель будет вынужден купить новую.
«Настоящее устаревание содержится в технологиях», — считает Говард Туллман, руководитель инкубатора стартапов под названием 1871. «Все выглядит так, будто технологии заботятся сами о своем устаревании. Они сами себя отправляют в прошлое, хотите вы того или нет.»[3]
Дополнительно: Peel Trident и Peel P50. Курьезные автомобили от странной компании
- https://www.centennialbulb.org/
- Bulow J. An Economic Theory of Planned Obsolescence. The Quarterly Journal of Economics. Oxford University Press. 1986. 101 (4): 729–749.
- Hadhazy A. Here’s the truth about the ‘planned obsolescence’ of tech. BBC. Jun 12, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Чтобы создать сильную команду, не следует нанимать людей, похожих на вас. Мнение главы HR из Netflix
Создать сильную команду непросто. Основной секрет здесь - не нанимать людей, похожих на вас. Так считает глава HR из Netflix, Патти Маккорд.Недобросовестная конкуренция и прогресс. Что заставило гробовщика изобрести телефон
Удивительно, но телефонную станцию и дисковый телефон изобрел гробовщик Элмон Строуджер. Причиной тому стала недобросовестная конкуренция со стороны...Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтой
Оказывается, много непрочитанных сообщений - далеко не всегда признак лени и неорганизованности. Напротив, иногда - это признак хорошего тайм-менеджмента.Человек-Мишлен, он же Бибендум. Странная история странного маскота Michelin
Человек-мишлен, известный также как Бибендум, - один из самых странных маскотов. История его появления тоже странная. Компания Michelin...Слоган Just Do It был вдохновлен словами убийцы перед казнью
Одна из самых успешных маркетинговых кампаний в истории использовала слоган Just Do It. Слоган бы инспирирован последними словами Гэри Гилмора, убийцы...
Ручное управление: до, в процессе и после. Примеры авторитарных руководителей, и того, что становилось с компаниями после их ухода
Авторитарный менеджер может добиться превосходных текущих результатов от компании или подразделения. Но результаы эти не будут устойчивы. Как только диктатор покинет свое …Ресурсы и операции — баланс потребностей и возможностей организации
Баланс потребностей и возможностей организации обеспечивается соответствием ее ресурсов и ее деятельности. Ресурсы компании играют ключевую роль в обеспечении операций и иных …Как персонажи M&M’s превратили цветные конфеты в миллиардный бренд
Персонажи M&M’s были созданы для поддержания гибнущего бренда и в ответ на падения продаж драже M&M’s. Из-за ограниченного бюджета...Эффективность команды связана с разнообразием ее состава
Согласно исследованиям ученых, эффективность команд напрямую зависит от разнообразия их состава. Поэтому в команды надо включать людей с разными профилями и культуройУспехи команд приписываются не тем людям в 60% случаев. Присвоение чужих достижений — опасная черта корпоративной культуры
Успехи команд в компаниях в 60% случаев приписываются не тем, кто их добился. Об этом говорят исследования. Присвоение чужих достижений в бизнесе …
В Toyota знают: для выявления истинных причин проблем надо задать вопрос «почему?» шесть раз
В Toyota выработали эффективный способ выявления причин проблем. Нужно последовательно задать вопрос «почему?» несколько раз. Ответ на последнее «почему» и будет настоящей …Высшая форма лидерства — стать невидимым. Принципы даосизма звучат актуально для современного менеджмента
Принципы даосизма активно применяются современными бизнес-лидерами. Руководитель должен «стать невидимым», чтобы достичь высшей формы лидерства.Больше никаких боссов — это приказ. Кто стоит за идеями холакратии
Холакратия - система управления и вариант организационной структуры, разработанные Брайаном Робертсоном. При холакратии в компании отсутствует менеджмент и централизованное принятие решений. Предполагается, …