
Ливермор, Калифорния. Flickr/Jay Galvin
На рубеже XIX и XX веков компания The Shelby Electric Company произвела электрическую лампу. Эта лампа была вкручена в пожарной части города Ливермор в Калифорнии. Считается, что это произошло в 1901 году. С тех пор эта лампа горит с очень маленькими перерывами и до сих пор не перегорела. В этом можно убедиться на специальном сайте.[1] Лампа вошла в историю как «столетняя лампа» и попала в книгу рекордов Гиннеса. Считается, что рекордный срок службы лампе обеспечивает работа на малой мощности. Но, возможно, дело в том, что компании The Shelby Electric Company не было известно, что такое запланированное устаревание.
Сделать так, чтобы покупатель вернулся
Любой производитель стремится продать как можно больше своего товара. Но новых покупателей найти зачастую непросто. Поэтому вполне естественно, что производители хотят, чтобы существующие покупатели приходили к ним снова и снова.
Но если срок службы вашего товара достаточно велик, то за новой покупкой клиент придет к вам нескоро (за новой лампой к Shelby Electric так никто и не пришел. Компанию поглотила General Electric). Вот тут-то на помощь производителю и приходит запланированное устаревание.
Запланированное устаревание — это стратегия создания продукта с искусственно ограниченным сроком службы. Производитель планирует, через какое время продукт должен устареть (перестать функционировать, выйти из моды и т.п.), и конструирует его соответствующим образом.

Таким образом, через определенный период, запланированный производителем, покупателю придется вновь обратиться к нему. Либо за новым товаром, либо для того, чтобы починить или обновить старый.[2]
Запланированное устаревание — теория заговора и реальные заговоры
Очевидно, создавая продукт, производитель предполагает, что у этого продукта будет определенный срок службы. Также понятно, что сокращение этого срока — на руку производителю.
Правда, иногда в сознании людей происходит демонизация производителей, и запланированное устаревание приобретает конспирологические черты. Мол, они специально делают товары такого низкого качества. Продукция ломается, а платить должен потребитель.
Возможно, доля правды в этих словах есть. Но не стоит забывать о том, что такая ситуация возможна только в условиях ограничения или отсутствия конкуренции. Например, в условиях монополии, или если производители вступают в картельный сговор — как раз об этом пойдет речь ниже.
«Запланированное устаревание — это разновидность теории заговора», — считает Моханбир Соуни, профессор маркетинга Северо-Западного университета (Великобритания).[3]

«В принципе, компании реагируют на вкусы потребителей», — говорит Джудит Шевалье, профессор экономики из Йельского университета. «Я думаю существуют определенные моменты, в которых производители обманывают потребителей. Но иногда потребители виноваты сами [в укорочении срока эксплуатации продуктов].»[]
Впрочем, что касается заговоров, история знает реальные примеры, когда запланированное устаревание становилось объектом именно заговора. И здесь вновь речь пойдет о лампах накаливания.
В 1920-х производители электрического оборудования — Osram (Германия), Associated Electrical Industries (Великобритания), General Electric (британское представительство американской компании) и некоторые другие — создали незаконный картель, вошедший в историю как Картель Phoebus. Среди прочего, целью сговора было сокращение срока службы электрических ламп накаливания до 1000 часов.[3]
Доказательства сговора были опубликованы лишь спустя годы. Зато вся схема оказалась очень хорошо задокументирована.

«Этот картель — наиболее очевидный пример запланированного устаревания. Поскольку были найдены многочисленные документы», — поясняет Джил Слэйд, автор книги «Сделано, чтобы сломаться».[3]
Запланированное устаревание и технологии
В наше время запланированное устаревание актуально как никогда. Сегодня мы используем массу «одноразовых» продуктов.
Новые модели компьютеров и смартфонов устаревают буквально в считанные дни. Устаревшие модели перестают быть способными поддерживать программное обеспечение, разработанное для новых моделей.

Таким образом, запланированное устаревание стало еще более простой и удобной стратегией для производителей. Не нужно, чтобы гаджет ломался. Достаточно создать ПО, которое не будет работать на старой модели, и покупатель будет вынужден купить новую.
«Настоящее устаревание содержится в технологиях», — считает Говард Туллман, руководитель инкубатора стартапов под названием 1871. «Все выглядит так, будто технологии заботятся сами о своем устаревании. Они сами себя отправляют в прошлое, хотите вы того или нет.»[3]
Дополнительно: Peel Trident и Peel P50. Курьезные автомобили от странной компании
- https://www.centennialbulb.org/
- Bulow J. An Economic Theory of Planned Obsolescence. The Quarterly Journal of Economics. Oxford University Press. 1986. 101 (4): 729–749.
- Hadhazy A. Here’s the truth about the ‘planned obsolescence’ of tech. BBC. Jun 12, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Пример компании с видением. Genentech и его основатели
В основе видения лежит способность видеть в настоящем будущее. Пример компании с видением - Genentech, фармацевтическая фирма, совершившая генноинженерную революцию в индустрии.Tesla 1970-x. DeLorean Motor Company — компания, которая хотела изменить мир и создала машину времени
DeLorean Motor Company - забытая сегодня компания, которую можно сравнить с современной Tesla. Она создала DMC-12 - «машину времени» из фильма «Назад …Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей — жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?
Упорное нежелание компании Olympus проинформировать клиентов о дефектном продукте привели к тяжелым последствиям. Самоуверенность? Плохая коммуникация? Жадность?Корпоративный стокгольмский синдром
Психологи всерьез заговорили о том, что существует корпоративный стокгольмский синдром. Работодатель плохо обращается с работником, но...Самая частая причина проблем – люди. Самая главная причина успехов – тоже люди. Мнение главы Burger King
Дэниэл Шварц, глава Бургер Кинг, убежден в том, что существует три основные причины проблем компании. И главная из них - это неправильно …
Несдержанные обещания Илона Маска
За последние годы Илон Маск дал немало обещаний, которые не смог сдержать. В 2018 году Маск пообещал, что в Tesla больше не …Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу (которое на самом деле не было написано)
Жизнь Стива Джобса связана с многочисленными легендами. Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу является любопытным артефактом...uBiome — еще один скандальный стартап? Станет ли uBiome вторым Theranos?
uBiome - биотехнологический стартап. Он был успешен, собрал сотни миллионов долларов , затем был уличен в обмане. Напрашивается сравнение с Theranos.Город-корпорация. Amazon в Сиэтле радикально трансформировал облик всего города и поставил его в зависимость от себя
Amazon проник в во все сферы городской жизни Сиэтла и теперь контролирует их, создав город-корпорацию. Экономика и политика города подчинены интересам компании.Словом можно… Примеры публичных заявлений, стоивших миллиарды
Слова в мире бизнеса играют особую роль. Объявление о выходе нового продукта может всколыхнуть весь рынок - особенно, если это заявление делает …
Как заставить медиа работать на себя. Сколько стоит хайп — история ShipYourEnemiesGlitter и Мэтью Карпентера
Чего можно добиться, если заставить медиа работать на себя? Пример проекта ShipYourEnemiesGlitter показывает, что умелая манипуляция СМИ дает свои результаты.Джефф Безос в Южном парке — суперзлодей-телепат с гигантским мозгом
Джефф Безос в Южном Парке открывает склад Амазон. При помощи телепатии он запугивает мэра и угрожает городу. Своим гигантским мозгом Джош...Названия товаров IKEA — откуда они берутся и что означают
Что обозначают названия товаров IKEA, как они придумываются, и почему компания не использует коды для идентификации товаров...