На рубеже XIX и XX веков компания The Shelby Electric Company произвела электрическую лампу. Эта лампа была вкручена в пожарной части города Ливермор в Калифорнии. Считается, что это произошло в 1901 году. С тех пор эта лампа горит с очень маленькими перерывами и до сих пор не перегорела. В этом можно убедиться на специальном сайте.[1] Лампа вошла в историю как «столетняя лампа» и попала в книгу рекордов Гиннеса. Считается, что рекордный срок службы лампе обеспечивает работа на малой мощности. Но, возможно, дело в том, что компании The Shelby Electric Company не было известно, что такое запланированное устаревание.
Сделать так, чтобы покупатель вернулся
Любой производитель стремится продать как можно больше своего товара. Но новых покупателей найти зачастую непросто. Поэтому вполне естественно, что производители хотят, чтобы существующие покупатели приходили к ним снова и снова.
Но если срок службы вашего товара достаточно велик, то за новой покупкой клиент придет к вам нескоро (за новой лампой к Shelby Electric так никто и не пришел. Компанию поглотила General Electric). Вот тут-то на помощь производителю и приходит запланированное устаревание.
Запланированное устаревание — это стратегия создания продукта с искусственно ограниченным сроком службы. Производитель планирует, через какое время продукт должен устареть (перестать функционировать, выйти из моды и т.п.), и конструирует его соответствующим образом.
Таким образом, через определенный период, запланированный производителем, покупателю придется вновь обратиться к нему. Либо за новым товаром, либо для того, чтобы починить или обновить старый.[2]
Запланированное устаревание — теория заговора и реальные заговоры
Очевидно, создавая продукт, производитель предполагает, что у этого продукта будет определенный срок службы. Также понятно, что сокращение этого срока — на руку производителю.
Правда, иногда в сознании людей происходит демонизация производителей, и запланированное устаревание приобретает конспирологические черты. Мол, они специально делают товары такого низкого качества. Продукция ломается, а платить должен потребитель.
Возможно, доля правды в этих словах есть. Но не стоит забывать о том, что такая ситуация возможна только в условиях ограничения или отсутствия конкуренции. Например, в условиях монополии, или если производители вступают в картельный сговор — как раз об этом пойдет речь ниже.
«Запланированное устаревание — это разновидность теории заговора», — считает Моханбир Соуни, профессор маркетинга Северо-Западного университета (Великобритания).[3]
«В принципе, компании реагируют на вкусы потребителей», — говорит Джудит Шевалье, профессор экономики из Йельского университета. «Я думаю существуют определенные моменты, в которых производители обманывают потребителей. Но иногда потребители виноваты сами [в укорочении срока эксплуатации продуктов].»[]
Впрочем, что касается заговоров, история знает реальные примеры, когда запланированное устаревание становилось объектом именно заговора. И здесь вновь речь пойдет о лампах накаливания.
В 1920-х производители электрического оборудования — Osram (Германия), Associated Electrical Industries (Великобритания), General Electric (британское представительство американской компании) и некоторые другие — создали незаконный картель, вошедший в историю как Картель Phoebus. Среди прочего, целью сговора было сокращение срока службы электрических ламп накаливания до 1000 часов.[3]
Доказательства сговора были опубликованы лишь спустя годы. Зато вся схема оказалась очень хорошо задокументирована.
«Этот картель — наиболее очевидный пример запланированного устаревания. Поскольку были найдены многочисленные документы», — поясняет Джил Слэйд, автор книги «Сделано, чтобы сломаться».[3]
Запланированное устаревание и технологии
В наше время запланированное устаревание актуально как никогда. Сегодня мы используем массу «одноразовых» продуктов.
Новые модели компьютеров и смартфонов устаревают буквально в считанные дни. Устаревшие модели перестают быть способными поддерживать программное обеспечение, разработанное для новых моделей.
Таким образом, запланированное устаревание стало еще более простой и удобной стратегией для производителей. Не нужно, чтобы гаджет ломался. Достаточно создать ПО, которое не будет работать на старой модели, и покупатель будет вынужден купить новую.
«Настоящее устаревание содержится в технологиях», — считает Говард Туллман, руководитель инкубатора стартапов под названием 1871. «Все выглядит так, будто технологии заботятся сами о своем устаревании. Они сами себя отправляют в прошлое, хотите вы того или нет.»[3]
Дополнительно: Peel Trident и Peel P50. Курьезные автомобили от странной компании
- https://www.centennialbulb.org/
- Bulow J. An Economic Theory of Planned Obsolescence. The Quarterly Journal of Economics. Oxford University Press. 1986. 101 (4): 729–749.
- Hadhazy A. Here’s the truth about the ‘planned obsolescence’ of tech. BBC. Jun 12, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Удовлетворенность клиента — лучшая стратегия бизнеса. Кейс Home DepotУдовлетворенность клиента - основа успешного бизнеса. Доказательством этого служит компания Home Depot. Один из основателей компании догонял клиентов на парковке, чтобы узнать, …
- Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу (которое на самом деле не было написано)Жизнь Стива Джобса связана с многочисленными легендами. Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу является любопытным артефактом...
- Насколько полезен консалтинг в области управленияКогда компания нанимает консультантов по управлению, она должна знать, что с вероятностью 70% она не получит того результата, на который рассчитывает. Это …
- Загадочные названия японских компаний: Sony, Canon, Nissan, Panasonic, Bridgestone, Toyota, MitsubishiНазвания японских компаний - явление особое. Многие из компаний изначально имели японские названия. Но выход на международный рынок вынудил их использовать более …
- Созидательность и увлеченность своим делом — основа успеха. Кейсы Facebook, Apple, Genentech, Google и MicrosoftСозидательность и увлеченность своим делом обеспечили успех и стали основой их корпоративной культуры таких компаний как Facebook, Apple...
- Субъективное самочувствие на рабочем месте. Что для людей важнее всего, чтобы хорошо себя чувствовать на работе?Не секрет, что субъективное самочувствие на рабочем месте имеет огромное влияние на мотивацию, трудоспособность и эффективность работы. Кроме того, с фактором суъективного …
- Ресурсы и операции — баланс потребностей и возможностей организацииБаланс потребностей и возможностей организации обеспечивается соответствием ее ресурсов и ее деятельности. Ресурсы компании играют ключевую роль в обеспечении операций и иных …
- Самоубийства предпринимателей. Ценой успеха нередко становится депрессия, чувство изоляции и суицидСамоубийства предпринимателей взывают шок и недоумение. Молодой успешный перспективный человек убивает себя. Психиатры объясняют в чем причина таких суицидов.
- Илон Маск в Симпсонах, Детстве Шелдона, Южном парке, Теории большого взрыва и Железном человеке 2Илон Маск в Симпсонах - романтик, в Детстве Шелдона - циник, в Железном человеке - мечтатель, в Теории большого взрыва - филантроп, …
- Самые популярные в Китае. Какая сеть ресторанов зарабатывает на китайцах 5 миллиардов долларов в годНа китайском рынке фастфуда присутствуют несколько глобальных игроков. Но самым успешным является сеть KFC, которая потеснила даже McDonalds. Возможно, ей это удалось, …
- Неудачная промо-акция от Coca-Cola. Оскорбления покупателей — не лучший способ продвижения продукцииБесспорно неудачная промо-акция Coca-Cola привела к тому, что покупатели стали находить под крышками оскорбления и ругательства. Это случилось, поскольку...
- Трудоголизм вреден, но не всем. Увлеченность работой спасает трудоголиков от болезнейИзвестно, что трудоголизм вреден для здоровья. Однако данные ученых свидетельствуют, что это не всегда так. Все дело в мотивах трудоголизма.
- Ночь со звездой в качестве нематериального стимулированияКитайская компания предложила работнику месяца ночь со звездой фильмов для взрослых в качестве нематериального стимулирования. Правда потом передумала.