
Ливермор, Калифорния. Flickr/Jay Galvin
На рубеже XIX и XX веков компания The Shelby Electric Company произвела электрическую лампу. Эта лампа была вкручена в пожарной части города Ливермор в Калифорнии. Считается, что это произошло в 1901 году. С тех пор эта лампа горит с очень маленькими перерывами и до сих пор не перегорела. В этом можно убедиться на специальном сайте.[1] Лампа вошла в историю как «столетняя лампа» и попала в книгу рекордов Гиннеса. Считается, что рекордный срок службы лампе обеспечивает работа на малой мощности. Но, возможно, дело в том, что компании The Shelby Electric Company не было известно, что такое запланированное устаревание.
Сделать так, чтобы покупатель вернулся
Любой производитель стремится продать как можно больше своего товара. Но новых покупателей найти зачастую непросто. Поэтому вполне естественно, что производители хотят, чтобы существующие покупатели приходили к ним снова и снова.
Но если срок службы вашего товара достаточно велик, то за новой покупкой клиент придет к вам нескоро (за новой лампой к Shelby Electric так никто и не пришел. Компанию поглотила General Electric). Вот тут-то на помощь производителю и приходит запланированное устаревание.
Запланированное устаревание — это стратегия создания продукта с искусственно ограниченным сроком службы. Производитель планирует, через какое время продукт должен устареть (перестать функционировать, выйти из моды и т.п.), и конструирует его соответствующим образом.

Таким образом, через определенный период, запланированный производителем, покупателю придется вновь обратиться к нему. Либо за новым товаром, либо для того, чтобы починить или обновить старый.[2]
Запланированное устаревание — теория заговора и реальные заговоры
Очевидно, создавая продукт, производитель предполагает, что у этого продукта будет определенный срок службы. Также понятно, что сокращение этого срока — на руку производителю.
Правда, иногда в сознании людей происходит демонизация производителей, и запланированное устаревание приобретает конспирологические черты. Мол, они специально делают товары такого низкого качества. Продукция ломается, а платить должен потребитель.
Возможно, доля правды в этих словах есть. Но не стоит забывать о том, что такая ситуация возможна только в условиях ограничения или отсутствия конкуренции. Например, в условиях монополии, или если производители вступают в картельный сговор — как раз об этом пойдет речь ниже.
«Запланированное устаревание — это разновидность теории заговора», — считает Моханбир Соуни, профессор маркетинга Северо-Западного университета (Великобритания).[3]

«В принципе, компании реагируют на вкусы потребителей», — говорит Джудит Шевалье, профессор экономики из Йельского университета. «Я думаю существуют определенные моменты, в которых производители обманывают потребителей. Но иногда потребители виноваты сами [в укорочении срока эксплуатации продуктов].»[]
Впрочем, что касается заговоров, история знает реальные примеры, когда запланированное устаревание становилось объектом именно заговора. И здесь вновь речь пойдет о лампах накаливания.
В 1920-х производители электрического оборудования — Osram (Германия), Associated Electrical Industries (Великобритания), General Electric (британское представительство американской компании) и некоторые другие — создали незаконный картель, вошедший в историю как Картель Phoebus. Среди прочего, целью сговора было сокращение срока службы электрических ламп накаливания до 1000 часов.[3]
Доказательства сговора были опубликованы лишь спустя годы. Зато вся схема оказалась очень хорошо задокументирована.

«Этот картель — наиболее очевидный пример запланированного устаревания. Поскольку были найдены многочисленные документы», — поясняет Джил Слэйд, автор книги «Сделано, чтобы сломаться».[3]
Запланированное устаревание и технологии
В наше время запланированное устаревание актуально как никогда. Сегодня мы используем массу «одноразовых» продуктов.
Новые модели компьютеров и смартфонов устаревают буквально в считанные дни. Устаревшие модели перестают быть способными поддерживать программное обеспечение, разработанное для новых моделей.

Таким образом, запланированное устаревание стало еще более простой и удобной стратегией для производителей. Не нужно, чтобы гаджет ломался. Достаточно создать ПО, которое не будет работать на старой модели, и покупатель будет вынужден купить новую.
«Настоящее устаревание содержится в технологиях», — считает Говард Туллман, руководитель инкубатора стартапов под названием 1871. «Все выглядит так, будто технологии заботятся сами о своем устаревании. Они сами себя отправляют в прошлое, хотите вы того или нет.»[3]
Дополнительно: Peel Trident и Peel P50. Курьезные автомобили от странной компании
- https://www.centennialbulb.org/
- Bulow J. An Economic Theory of Planned Obsolescence. The Quarterly Journal of Economics. Oxford University Press. 1986. 101 (4): 729–749.
- Hadhazy A. Here’s the truth about the ‘planned obsolescence’ of tech. BBC. Jun 12, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Принцип Дилберта и принцип ПитераПринцип Дилберта и принцип Питера предполагают, что высокие позиции в компаниях достаются неквалифицированным сотрудникам. Все дело в...
Несовместимость корпоративных культур за 30 миллиардов долларов. Daimler и Chrysler — самое неудачное слияние в историиЗа всю историю слияний и поглощений, слияние Daimler и Chrysler оказалось одним из самых неудачных. Несовместимость корпоративных культур...
Объективная оценка персонала в реальном времени. Опыт IBMТрадиционная система оценки персонала - разработка 1990-х. Сегодня необходимы новые подходы к процессу оценки. Обратимся к опыту IBM.
Управление кризисом: кейсы PepsiCo и Cadbury — два подхода, разные результатыPepsiCo и Cadbury в разное время пережили серьезные кризисы. Управление кризисом в Pepsi и Cadbury было весьма разным. И результаты оказались разными...
Как повысить продуктивность, не прикладывая больших усилийИсследования ученых свидетельствуют, что повысить продуктивность своего труда можно используя особый режим чередования работы и отдыха.
Сколько стоит корпоративная культура. Новый тренд в оценке компаний — аудит культуры организацииКорпоративная культура - важнейшая часть компании, которую можно оценить в деньгах. Так считает Марк Бениофф, руководитель многомиллиардной корпорации Salesforce.
Как Стив Джобс украл мышь и графический интерфейсВеличайшие достижения Apple - графический интерфейс и мышь, Стив Джобс украл у Xerox. «Мы никогда не стыдились красть великие идеи», - зая...
Uber возобновляет использование беспилотных такси после девятимесячного перерыва, связанного со смертельным ДТП. Но решены ли проблемы, из-за которых оно произошло?Компания Uber активно работала над беспилотными такси и даже запустила в тестовом режиме несколько автомобилей на улицы городов. Однако после смертельного ДТП …
Метод успешных совещаний. Меньше говорить, больше писать — мнение экспертов и опыт практиковПрофессор Рогелберг создал метод успешных совещаний, который позволит повысить эффективность рабочих встреч. Метод работает - доказано Amazon.
Как найти лучших работников в индустрии? Надо сделать так, чтобы они сами находили тебя. Блестящая HR-кампания от GoogleКомпания Google знает, как найти лучших работников в индустрии высоких технологий. Блестящая HR-кампания Google выступает свидетельством тому
Компании боятся инноваций и творческих подходов. Хотя и заявляют обратноеКомпании заявляют, что инновации и творческие подходы - их главные ценности. На деле, компании боятся инноваций. Проведенное исследование...
Гибкая стандартизация — основа производственной системы ToyotaВ основе производственной системы Toyota лежит гибкая стандартизация, позволяющая одновременно закрепление эффективных процессов и организационное обучение.
Ли Якокка — антикризисный менеджер, бонвиван и рейдер. Chrysler при нем и после негоЛи Якокка с 1970 по 1978 годы возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы. …

























