Моральная индульгенция, которую нам дают компании

Время чтения: 4 мин.
Власть корпораций. Моральная индульгенция, которую нам дают компании
Flickr/thierry ehrmann

В крупных компаниях, как правило, велика роль системы и мала роль личности. Пока ты работаешь в компании, ты должен вдохновляться ее (декларативными) ценностями, вместе с командой следовать к ее (декларативным) целям, быть частью ее (декларативной) культуры.

Соглашение между индивидом и компанией

Таким образом, компания и индивид заключают соглашение, наподобие общественного договора, заключаемого между государством и индивидом и предполагающего, что человек отдает государству часть своих суверенных прав взамен на блага, которые он может получить от государства.1 Точно также компании обеспечивают своим сотрудникам определенные блага материального и морального характера взамен на свободу выбора, какими ценностями вдохновляться, каким целям следовать и частью какой культуры быть. 

Одно из таких благ — снятие организацией моральной ответственности с работника за любые действия, совершаемые тем от ее лица.       

В каждой организации существует множество интерфейсов в виде конкретных людей, посредством которых она взаимодействует с внешними агентами — людьми и другими организациями, а также с собственными работниками. Если система доминирует над человеком, то сотрудники, создающие эти интерфейсы, снимают с себя моральную ответственность за свои действия, перекладывая ее на систему.

Проще говоря, организация совершает действия руками отдельных людей, при этом моральная ответственность за эти действия лежит именно на организации, а не на людях. Чаще всего подобные взаимоотношения «человек-система» встречаются в компаниях со сниженными способностями работников и нежеланием брать на себя персональную ответственность и вовлекаться в процесс, а также с низким уровнем осознания работником себя как личности на рабочем месте, а не как элемента системы.        

Кто уволил работника?

Рассмотрим ситуацию. Менеджер по персоналу сообщает работнику, что тот уволен. Но увольняет его, конечно не сам менеджер, ему дал задание директор по персоналу, который обсудил и согласовал увольнение с генеральным директором, после того как руководитель отдела, в котором работал уволенный, сообщил директору по персоналу и генеральному директору о том, что на работника поступают жалобы от членов коллектива и внешних партнеров организации, а также о том, что, по мнению других сотрудников отдела и смежных отделов, он не справляется с возлагаемой на него работой и с ним неприятно взаимодействовать по рабочим вопросам. Вопрос: кто уволил сотрудника?  

Приказ подписал генеральный директор, но это лишь формальность, он даже лично не знал уволенного. Директор по персоналу донес до сведения генерального директора, но решение он не принимал. Руководитель отдела информировал о проблемах, но он лишь выполнял должностную обязанность – информировать. Решения относительно этого сотрудника сам он не принимал. Другие сотрудники отдела просто сообщили, они тоже не принимали никаких решений. Да у них и полномочий-то таких нет… В результате никто не отвечает за увольнение, просто «вы не подходите нашей компании». Система отторгла человека. Может, он и действительно был плох, но брать на себя ответственность никто не готов, и даже не предполагается, что кто-то будет это делать.

Моральная индульгенция

Так возникает корпоративная власть, когда система доминирует над человеком, но за это снимает с него всякую моральную ответственность за его действия. Подобная моральная индульгенция позволяет сотням тысяч людей спокойно работать, например, на предприятиях табачной промышленности или в компаниях, наносящих очевидный вред окружающей среде.  


Продолжая тему: Установка на гедонизм или моральная индульгенция. Что чувствуют производители заведомо вредной продукции. Кейс Philip Morris


  1. Макаренко В. П. Общественный договор и проблема молчаливого согласия. Политические исследования. 2012. № 2. С. 141-151

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: