
В крупных компаниях, как правило, велика роль системы и мала роль личности. Пока ты работаешь в компании, ты должен вдохновляться ее (декларативными) ценностями, вместе с командой следовать к ее (декларативным) целям, быть частью ее (декларативной) культуры.
Соглашение между индивидом и компанией
Таким образом, компания и индивид заключают соглашение, наподобие общественного договора, заключаемого между государством и индивидом и предполагающего, что человек отдает государству часть своих суверенных прав взамен на блага, которые он может получить от государства.1 Точно также компании обеспечивают своим сотрудникам определенные блага материального и морального характера взамен на свободу выбора, какими ценностями вдохновляться, каким целям следовать и частью какой культуры быть.
Одно из таких благ — снятие организацией моральной ответственности с работника за любые действия, совершаемые тем от ее лица.
В каждой организации существует множество интерфейсов в виде конкретных людей, посредством которых она взаимодействует с внешними агентами — людьми и другими организациями, а также с собственными работниками. Если система доминирует над человеком, то сотрудники, создающие эти интерфейсы, снимают с себя моральную ответственность за свои действия, перекладывая ее на систему.
Проще говоря, организация совершает действия руками отдельных людей, при этом моральная ответственность за эти действия лежит именно на организации, а не на людях. Чаще всего подобные взаимоотношения «человек-система» встречаются в компаниях со сниженными способностями работников и нежеланием брать на себя персональную ответственность и вовлекаться в процесс, а также с низким уровнем осознания работником себя как личности на рабочем месте, а не как элемента системы.
Кто уволил работника?
Рассмотрим ситуацию. Менеджер по персоналу сообщает работнику, что тот уволен. Но увольняет его, конечно не сам менеджер, ему дал задание директор по персоналу, который обсудил и согласовал увольнение с генеральным директором, после того как руководитель отдела, в котором работал уволенный, сообщил директору по персоналу и генеральному директору о том, что на работника поступают жалобы от членов коллектива и внешних партнеров организации, а также о том, что, по мнению других сотрудников отдела и смежных отделов, он не справляется с возлагаемой на него работой и с ним неприятно взаимодействовать по рабочим вопросам. Вопрос: кто уволил сотрудника?
Приказ подписал генеральный директор, но это лишь формальность, он даже лично не знал уволенного. Директор по персоналу донес до сведения генерального директора, но решение он не принимал. Руководитель отдела информировал о проблемах, но он лишь выполнял должностную обязанность – информировать. Решения относительно этого сотрудника сам он не принимал. Другие сотрудники отдела просто сообщили, они тоже не принимали никаких решений. Да у них и полномочий-то таких нет… В результате никто не отвечает за увольнение, просто «вы не подходите нашей компании». Система отторгла человека. Может, он и действительно был плох, но брать на себя ответственность никто не готов, и даже не предполагается, что кто-то будет это делать.
Моральная индульгенция
Так возникает корпоративная власть, когда система доминирует над человеком,
но за это снимает с него всякую моральную
ответственность за его действия. Подобная моральная индульгенция позволяет
сотням тысяч людей спокойно работать, например, на предприятиях табачной промышленности
или в компаниях, наносящих очевидный вред окружающей среде.
Продолжая тему: Установка на гедонизм или моральная индульгенция. Что чувствуют производители заведомо вредной продукции. Кейс Philip Morris
- Макаренко В. П. Общественный договор и проблема молчаливого согласия. Политические исследования. 2012. № 2. С. 141-151
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Самые нелепые провалы бизнес-проектов как иллюстрация проблем проектного управленияОрганизация работы по типу проекта имеет весьма серьезные дефициты. Приведенные кейсы иллюстрируют основную проблему проектного управления, а именно...
Как заставить медиа работать на себя. Сколько стоит хайп — история ShipYourEnemiesGlitter и Мэтью КарпентераЧего можно добиться, если заставить медиа работать на себя? Пример проекта ShipYourEnemiesGlitter показывает, что умелая манипуляция СМИ дает свои результаты.
Управление по способностям. Стратегия, повышающая прибыль на 30% и снижающая «текучку» на 72%Компании, практикующие управление по способностям демонстрируют значительно лучшие показатели. Об этом свидетельствуют исследования. В чем суть стратегии...
Как Стив Джобс вернулся в Apple и спас компанию от крахаСтив Джобс после двенадцати лет отсутствия вернулся в компанию Apple, находящуюся в состоянии тяжелого кризиса. Только видение и воля бизнесмена смогли спасти …
Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созиданияПрокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.
Что нужно делать, чтобы возглавить компанию. Мнение президента Walmart Inc.Три простых совета тем, кто хочет когда-нибудь возглавить компанию, от президента крупнейшей сети супермаркетов в США Дага Макмиллона.
Когда стратегия противоречит заявлению о миссии. Кейс MylanЭпиПен - продукт компании Mylan. ЭпиПен был разработан в 1970-х и не несет в себе ровным счетом никакой инновационности. Тем не менее, …
Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созиданияПрокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.
Принцип генти генбуцу, круг Тайити Оно и хоренсо — увидеть своими глазами и передать знание другим. Важнейшие производственные принципы ToyotaГенти генбуцу - важнейший принцип производственной системы Toyota. Для того, чтобы решить проблему, необходимо глубокое понимание ее сути. Чтобы понять суть, необходимо …
Секты и стаи. Корпоративная культура брутальных компанийКорпоративная культура этих компаний заняла бы первые места в списке самых токсичных культур. Примеры корпоративных культур Amazon, Uber,...
Что нужно делать, чтобы возглавить компанию. Мнение президента Walmart Inc.Три простых совета тем, кто хочет когда-нибудь возглавить компанию, от президента крупнейшей сети супермаркетов в США Дага Макмиллона.
Удовлетворенность клиента — лучшая стратегия бизнеса. Кейс Home DepotУдовлетворенность клиента - основа успешного бизнеса. Доказательством этого служит компания Home Depot. Один из основателей компании догонял клиентов на парковке, чтобы узнать, …
Переговоры работодателя с профсоюзом о нижнем белье. Как работники Walt Disney World боролись с педикулезом и чесоткойПосле распространения педикулеза и чесотки среди работников компании Disney потребовались переговоры работодателя с профсоюзом. Нижнее белье работников...


























