Внутрикорпоративная борьба, паранойя и корпоративная власть — три стороны одной медали. Результаты исследований

Время чтения: 5 мин.
Внутрикорпоративная борьба, паранойя и корпоративная власть - три стороны одной медали. Результаты исследований
Паранойя. Flickr/Apionid

Каждый руководитель в организации наделен определенной властью. Его корпоративная власть определяется теми ресурсами, которыми он распоряжается. И теми полномочиями, которыми он обладает в отношении других людей компании. Но, как выясняется, чем больше ресурсов и полномочий есть у менеджера, тем больше шансов, что у него возникнет паранойя. И тем острее будет внутрикорпоративная борьба, в которую он вступит с другими высокопоставленными руководителями.

Об этом свидетельствуют исследования ученых из университета Карнеги-Меллона и Стэнфордского университета. Исследователи провели три поведенческих эксперимента, чтобы установить связи между корпоративной властью, паранойей и внутрикорпоративной борьбой.[1]

Корпоративная власть вызывает стремление соперничать, а не решать задачи. Результат — внутрикорпоративная борьба вместо эффективности

В первом эксперименте приняли участие 226 человек. Их разделили на группы по два участника и предложили смоделировать рабочую ситуацию. Половине групп было сказано, что оба их члена — высокопоставленные менеджеры компании. Их корпоративная власть велика. Второй половине групп предложили сыграть роли консультантов, не имеющих никакой власти.

Группы, оба участника которых обладали большой властью, размещались в роскошных кабинетах. Каждый из участников сидел в дорогом кресле. Табличка с его именем на столе подчеркивала его статус. Консультанты, напротив, сидели в скромных интерьерах с простой офисной мебелью.

Всем группам выделили определенные ресурсы и предложили распределить их в рамках условного проекта.

Результаты эксперимента свидетельствуют о том, что высокопоставленные менеджеры намного чаще выходили за пределы конструктивной повестки. Они начинали борьбу за доминирование при распределении ресурсов. В то же время, в группах из двух консультантов подобного поведения практически не отмечалось.

Соответственно, группы людей, не наделенных большой властью и статусом, решали задачи намного эффективнее.[1]

Частой причиной внутрикорпоративной борьбы становится паранойя

Во втором исследовании приняли участие 103 человека. Каждому из них было сказано, что он — участник группы из трех работников (на самом деле, двух других членов групп не существовало). Половину участников исследователи проинформировали о том, что они и два других члена группы, обладают большой властью в условной организации. Другие участники оказались в группах людей, не имевших власти.

Затем членам всех групп предложили оценить ряд утверждений. Часть из них была направлена на оценку паранойи участников. Например: «Я с подозрением отношусь к моим коллегам и их намерениям.» Другая часть — на выявление ожидания участниками внутрикорпоративной борьбы. После этого они прошли тест для оценки их способности к здравому рассуждению.

Оценка результатов показала, что участники, наделенные большой властью, обладали намного большей склонностью к паранойе, намного чаще ожидали борьбу и обладали меньшей способностью к здравому рассуждению.

Из двух приведенных экспериментов ученые сделали следующие выводы. «Два исследования показывают, что обладание властью в организации стимулирует внутрикорпоративную борьбу. Это объясняется тем, что у лиц с большой властью развивается паранойя.» Особенно ярко это проявляется, когда необходимо сотрудничество двух или нескольких корпоративных руководителей высокого ранга. Их паранойя, неспособность взаимодействовать и внутрикорпоративная борьба могут привести к развитию т.н. бункерного менталитета.[1]

«Речь идет не о клинической паранойе, которую психиатры лечат с помощью медикаментов. А о ее субклинической форме, выражающейся избыточной и иррациональной подозрительностью», — поясняет одна из ученых, Эмма Жао.[1]

Перенос фокуса на внешние факторы способствует снижению уровня паранойи и ослаблению внутрикорпоративной борьбы

Третий эксперимент был направлен на поиск решения проблемы, выявленной в первых двух экспериментах. В нем приняли участие 195 человек.

Как и в предыдущих исследованиях их разделили на группы, обладающие и не обладающие властью. Все группы получили задания — выработать план развития определенной территории, который будет представлен президенту условной компании.

Половина участников в каждой группе должна была сосредоточиться на внутренних факторах — какие идеи высказывают другие члены группы, и какой уровень контроля за реализацией этих идей они могут получить. А фокус другой половины участников лежал за пределами рабочей группы. Они должны были оценивать то, как развитие территории может повлиять на местных жителей.

Уровень паранойи у участников с большой властью, сосредоточенных на внутренних факторах, был максимальным. Существенно ниже он был у участников с властью, но сосредоточенных на внешних факторах проекта. В группах, где корпоративная власть была минимальна, уровень паранойи также был минимальным.[1]

«Мы надеемся, что наши исследования продемонстрируют руководителям компаний необходимость концентрироваться на внешних факторах при решении проблем», — говорит профессор Жао. «Необходимость эффективного взаимодействия высокопоставленных руководителей в наше время как никогда велика. Вспомните, насколько часто мы слышим об организациях с бункерным менталитетом. Чтобы изменить это, необходимо, чтобы высокопоставленные менеджеры компаний научились работать вместе.»[1]


Далее: Самоубийства предпринимателей. Ценой успеха нередко становится депрессия, чувство изоляции и суицид


  1. Haimowitz B. Study: How paranoia keeps bosses from working well together – and how they can overcome it. Academy of Management. Aug 4, 2017.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: