
Финансовые пирамиды — это финансовые конструкции, которые представляют собой растущие во времени системы долговых обязательств, поддерживаемые все возрастающими денежными поступлениями. Принцип финансовой пирамиды состоит в том, что доход каждому из ее участников выплачивается за счет средств последующих участников. Рано или поздно, это введет к тому, что большая часть участников попросту лишается своих средств. Разновидностью финансивой пирамиды является схема Понци, придуманная Чарльзом Понци еще в 1920-х годах.[1], [2]
Создание финансовой пирамиды является незаконным в большинстве стран. А в некоторых странах даже карается смертной казнью.
Принцип финансовой пирамиды
Главной особенностью финансовых пирамид является то, что в ходе их работы денежные вклады участников не инвестируются, а просто перераспределяются. Другими словами, денежные средства, которые вкладывают участники в пирамиду, не участвуют в производстве товаров или услуг, и поэтому общее количество средств всегда остается равным суммарным вкладам инвесторов – меняются лишь владельцы средств.
Это похоже на сбор денег в мешок, а затем – последовательную раздачу этих средств участникам игры по тем или иным правилам. Понятно, что все участники оказаться в прибыли от такой игры не могут: в лучшем случае все могут остаться при своих, но чаще пирамиды устроены так, что первые участники получают больше, чем вложили, и поэтому последним просто ничего не остается. Поэтому уже в сам принцип финансовой пирамиды заложена потеря денег большинством участников
Рано или поздно возникает ситуация, когда скорости привлечения новых участников пирамиды оказывается недостаточно для возвращения денежных средств с процентами старым участникам, и пирамида рушится. По статистике, 80-90% участников при этом лишаются своих вкладов.[1]
Первые финансовые пирамиды. Схема Понци
Самые первые финансовые пирамиды возникли в конце 19 века. Одну из них организаовала Адель Шпицэдер в германии, другую — Сара Хоуи в США. А самая известная пирамида была организована в США Чарльзом Понци (1882-1949). Она вошла в историю как схема Понци.[2]
Несмотря на то, что схема Понци может рассматриваться как частный случай финансовой пирамиды, они имеют ряд отличительных особенностей. Во-первых, организатор схемы Понци взаимодействует со всем вкладчиками напрямую. Он находит и привлекает относительно крупных инвесторов, в то время как классическая финансовая пирамида предполагает, что существующие вкладчики находят новых вкладчиков и за счет этого получают прибыль.
Во-вторых, финансовая пирамида является менее устойчивой структурой, чем схема Понци. Она требует постоянного привлечения новых участников. В то же время, схема Понци может существовать достаточно долгое время за счет повторных инвестиций одних и тех же вкладчиков.[2]
Финансовая пирамида МММ

Самая известная в России и, в некотором смысле, классическая финансовая пирамида была создана еще в Советском Союзе в 1998 году. Она называлась МММ. Сначала это был кооператив, который до 1991 года занимался торговлей оргтехникой и компьютерами. Затем он стал собирать деньги под высокие проценты — до 1000% годовых.
В течение нескольких лет реклама МММ буквально заполонила все СМИ. Дела фирмы резко пошли в гору, и к 1994 году число вкладчиков, по разным данным, достигало от 2 млн до 5 млн человек.
Крах МММ наступил летом 1994 года, после того как налоговые органы России объявили, что в ходе своей проверки вскрыли грубые нарушения налогового законодательства. Среди вкладчиков началась паника, что привело к неспособности компании заплатить по обязательствам и распаду пирамиды.[6] По делу МММ были признаны потерпевшими более 10 тысяч граждан по всей стране.[7]
Финансовые пирамиды и корпоративная культура
Организациям, использующим в своей деятельности принцип финансовой пирамиды, характерна т.н. паразитическая корпоративная культура. [3], [4]
Паразитическая культура характеризуется установками на достижение успеха любыми способами, включая сомнительные с моральной точки зрения и с точки зрения законности. Понятно, что при этом не учитываются ничьи интересы, кроме самой организации.[3]
Паразитическая культура, как правило, строится вокруг достаточно простых потребностей 1-го и 2-го уровней (по Маслоу), таких как деньги/материальные ресурсы, обогащение, комфорт. Она характеризуется низким уровнем ответственности по отношению как к партнерам, так и к собственным сотрудникам, а также социальной безответственностью.[3]
К компаниям с паразитической культурой могут быть отнесены организации, для которых извлечение прибыли напрямую связано с осознанным нанесением вреда людям, обществу, экономике или окружающей среде. Такая культура может иметь место в компаниях, чей бизнес связан с «отмыванием» денег, уклонением от налогов, продажей заведомо некачественной или вредной продукции или сознательным обманом своих клиентов, инвесторов или партнеров.

Как создатели финансовой пирамиды, так и наемные работники, участвующие в привлечении средств, осознают, что их деятельность ведет к потере вкладов большинством участников. Это осознанное нанесение вреда своим клиентам вполне соответствует паразитическому характеру культуры компании, представляющей собой пирамиду.[3]
Что интересно, в России до сих пор работает немало фирм, построенных по принципу финансовой пирамиды. В 2015 году зафиксированный ущерб от их деятельности составил примерно 5,5 млрд рублей, в 2017 году — около 1 млрд рублей.[8], [9]
Дополнительно: Моральная индульгенция, которую нам дают компании
Источники
- Божко Е. И. , Шитиков С. Э., Кузнецова В. А. Финансовые пирамиды: Сущность, виды, противодействие. Материалы конференции «Актуальные проблемы авиации и космонавтики». Сибирский государственный аэрокосмический университет. Красноярск. 2011.
- Документальный фильм «The Ultimate Get-Rich-Quick Scheme: Charles Ponzi & the True Story of a Financial Legend (2005)»
- Щемелинин И. Пульт управления компанией. 5 уровней, 8 измерений и 47 рычагов менеджмента. Lambert Academic Publishing. 2019. 134-181.
- Hofstede G, Hofstede GJ, Minkov M. Cultures and Organizations. Software of the mind. Intercultural Cooperation and Its Importance for Survival. New York. McGrow Hill. 2010. 23.
- Стулов О. История МММ. Коммерсантъ. №17. 01.02.2003. стр. 1.
- Иванов Е. История финансовой пирамиды МММ. РИА Новости. 29.07.2009.
- Финансовые пирамиды унесли 1 млрд рублей. Коммерсантъ. №20. 05.02.2018, стр. 8.
- Ущерб от финансовых пирамид составил 1 млрд рублей в 2017 году. Коммерсантъ. 26.03.2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
За любовь Господа – произведение современного искусства себестоимостью 15 млн фунтов стерлингов
За любовь Господа - произведение современного искусства, авторм которого является известный современный художник Дэмиен Херст. Скульптура представляет собой человеческий череп инкрустированный более …Рост китайских городов поражает воображение (вид из космоса)
Рост китайских городов, заснятый из космоса, представляет собой впечатляющее зрелище. Население некоторых из них выросло более чем на 100% за последние...Синдром самозванца — что это и как с ним бороться
Синдром самозванца - психологическое состояние, когда человек чувствует, что он не заслуживает своих собственных достижений и успехов...Когда стратегия противоречит заявлению о миссии. Кейс Mylan
ЭпиПен - продукт компании Mylan. ЭпиПен был разработан в 1970-х и не несет в себе ровным счетом никакой инновационности. Тем не менее, …Хроническая прокрастинация и ее причины
Причины прокрастинации - не лень и плохой тайм-менеджемент, а отрицательные эмоции. Хроническая прокрастинация возникает, когда человек...
Гибкая стандартизация — основа производственной системы Toyota
В основе производственной системы Toyota лежит гибкая стандартизация, позволяющая одновременно закрепление эффективных процессов и организационное обучение.Слоган Just Do It был вдохновлен словами убийцы перед казнью
Одна из самых успешных маркетинговых кампаний в истории использовала слоган Just Do It. Слоган бы инспирирован последними словами Гэри Гилмора, убийцы...Почему лучше искать новую работу, не уходя со старой: даже несколько дней без работы сильно снижают шансы соискателя
Всего несколько дней без работы значительно снижают шансы найти хорошее место. Поэтому лучше искать новую работу, не уходя со старой...Зачем компаниям заявления о миссии. Кейсы IKEA и Mylan
Случается, что заявление о миссии компании совершенно не согласуется с ee реальными действиями. Но это не значит, что заявление о мисси всегда …Офис открытого типа — враг продуктивности. Мнение экспертов
Многие компании выбирают офис открытого типа, в котором большинство работников находятся в едином пространстве. Психологи предупреждают - продуктивность...
Atari шок — обвал индустрии видеоигр. Уроки для бизнеса
Обвал индустрии видеоигр, вошедший в историю как Atari шок, навсегда изменил ход истории развития высоких технологий. Тяжелый кризис...Рид Хоффман начинающим предпринимателям. Вдохновляющая речь от создателя LinkedIn
Создатель LinkedIn, Рид Хоффман: плохие времена неизбежны для начинающего предпринимателя. Но они заставляют меняться к лучшему. Вдохновляющая речь...Уровни развития корпоративной культуры. От токсичной культуры до элитарной
Консалтинговая компания, проанализировавшая сотни организаций, выделяет уровни развития корпоративной культуры, позволяющие определить на каком этапе развития находится компания.