Лицемерная благотворительность? Истинные цели благотворительности компаний

Время чтения: 5 мин.
Лицемерная благотворительность? Истинные цели благотворительности компаний
Flickr/kygp

Служение человечеству в чистом виде нехарактерно для коммерческих организаций. Ведь оно не предполагает нацеленности на финансовый результат, а это  пагубно влияет на любой бизнес. Тем не менее, многие компании занимаются благотворительной деятельностью. Какие-то из них действительно хотят, чтобы мир стал лучшим местом. А для каких-то это всего лишь способ повысить продажи. Истинные цели благотворительности компании становятся понятны, если рассмотреть корпоративную филантропию в контексте всей деятельности организации. Правда, результатом может стать разочарование.

Здесь важно отличать искреннее служение человечеству от чисто имиджевой благотворительности или завуалированных рекламных кампаний. Вторые относятся не к сфере филантропии, а скорее к стратегии продвижения своего бренда.  

Когда речь заходит о благотворительности, возникает справедливый вопрос: кого именно стремятся облагодетельствовать компании? Людей? Человечество? Общество? И может ли компания, которая потребительски относится к своим клиентам или к собственным работникам, занимаясь благотворительностью, руководствоваться ценностью служения обществу? Ведь клиенты и работники составляют часть этого общества.

Если обратиться к рейтингам самых щедрых компаний, наряду с пожертвованиями крупных сумм на добрые дела в списке их деяний найдутся и не столь благородные поступки. И здесь кроется противоречие. Действительно ли  истинные цели благотворительности компаний столь благородны, как это представляют сами компании. И могут ли бескорыстно руководствоваться благими намерениями компании, обирающие клиентов, применяющие неэтичные практики по отношению к своим работникам и поощряющие коррупцию?

Вот несколько примеров.

За имидж компании пусть заплатят больные

Фармацевтическая компания Gilead, занимавшая по размерам благотворительных  пожертвований в 2015 году первое место среди самых щедрых по версии Fortune компаний США [1], в то же самое время (в период с 2013 по 2016) стала объектом общественной критики и протестов в связи с откровенным завышением цены на препарат Sovaldi, предназначенный для лечения гепатита С (социально значимая болезнь, кстати).

По данным сенатской комиссии, расследовавшей данный инцидент, из внутренней переписки и документов компании следует, что в процессе ценообразования она руководствовалась стремлением к извлечению сверхприбылей, а не разумным балансом между прибылью и обеспечением доступности лекарства. В результате цена трехмесячного курса лечения препаратом составила 84 тысячи долларов.[2]

Много ли благородства в том, чтобы потратить деньги (причем лишь их мизерную часть), заработанные таким способом, на добрые дела? И каковы истинные цели благотворительности в такой ситуации? Действительно помочь людям или купить у общества своеобразную индульгенцию?     

Когда речь идет о добрых делах, законность и этичность поступков не имеют значения

Walmart, крупнейший ритейлер в США, находящийся на втором месте в списке Fortune самых щедрых компаний, в 2017 году был уличен в том, что он не предоставляет своим работникам больничные, а в случае пропуска рабочих дней в связи с болезнью наказывает своих работников. Это не только неэтично, но и противозаконно.[3] 

А в период с 2012 по 2017 год против Walmart велось расследование относительно подкупа чиновников в некоторых странах, на чьи рынки компания стремится попасть. В результате она была вынуждена заплатить 300 млн долларов в рамках урегулирования.[4]   

Каковы истинные цели благотворительности компании, обманувшей два миллиона клинтов?

На третьем месте в рейтинге самых щедрых компаний Fortune находится банк Wells Fargo, жертвующий на благотворительность 1,2-1,5% годовой выручки.[1] Тот самый банк,в котором на протяжении нескольких лет были открыты миллионы фальшивых счетов, оплата которых ложилась на реальных клиентов, и сотрудники которого обманным путем взымали деньги за ненужные клиентам автомобильные страховки.[5], [6]

Какими бы большими ни были пожертвования этих компаний, вряд ли они связаны со стремлением служить человечеству. По всей вероятности, благотворительность является для них частью имиджа, а не культуры.


Релевантно: Компании на службе обществу. Взгляд на бизнес и управление Коносуке Мацуситы


  1. Preston C. The 20 Most Generous Companies of the Fortune 500. Fortune. June 22, 2016.
  2. Johnson CY, Dennis B. How an $84,000 drug got its price: ‘Let’s hold our position … whatever the headlines’. Chicago Tribune. December 1, 2015.
  3. Abrams R. Walmart Is Accused of Punishing Workers for Sick Days. The New York Times. June 1, 2017.
  4. Walmart Is Reportedly Getting Ready to Settle a Bribery Probe for $300 Million. Fortune. May 10, 2017.
  5. Egan М. 5,300 Wells Fargo employees fired over 2 million phony accounts. September 9, 2016. CNN Money.
  6. Shen L. The 10 Biggest Business Scandals of 2017. Fortune. December 31, 2017.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Система канбан. В чем суть
Успехи команд приписываются не тем людям в 60% случаев. Присвоение чужих достижений - опасная черта корпоративной культуры
Почему компания Yamaha попросила людей не прятаться в ящиках для музыкальных инструментов
Последние слова Билла Гейтса, которые магнат произнес при уходе с поста совета директоров Microsoft
Корпоративный синдром Мюнхгаузена. Когда работники создают проблемы, чтобы их решать
Минусы автоматизации. Как безработная получила счет на 12 тысяч триллионов евро, и служба поддержки отказывалась признавать ошибку
Культура организации. Понимание механизмов ее формирования - ключ к развитию компании
Смысл логотипа. Когда логотип должен отсылать к продукту, а когда лучше использовать абстрактный символ. Исследования
Асимметрия информации и проблема принципала-агента. Кейсы Wells Fargo и KPMG