Зачем компаниям заявления о миссии. Кейсы IKEA и Mylan

Время чтения: 5 мин.
Компания Mylan. Случается, что заявление о миссии компании совершенно не согласуется с ee реальными действиями.
Youtube/Mylan

Ранее Business Revisor уже писал о том, что у заявления о миссии компании могут быть различные целевые установки: информативные, оценочные, перформативные или императивные. В зависимости от того, какие установки лежат в его основе, заявление о миссии будет отражать различные цели, которые преследует компания, формулируя его. Давайте разберем это на конкретных примерах.

Кейс IKEA

Вот, например, что изложено в разделе «Миссия и бизнес-идея» на корпоративном сайте компании IKEA:

«Мы прилагаем максимум усилий, чтобы предлагать нашим покупателям товары высокого качества по доступным ценам, оптимизируя каждый этап цепочки поставок, выстраивая долгосрочные отношения с поставщиками, инвестируя средства в автоматизацию производства, а также производя товары большими объемами. Наша миссия затрагивает не только обустройство дома. Мы хотим изменить к лучшему жизнь всех тех людей, на которых оказывает влияние наш бизнес».[i]  

И действительно, каждый, кто бывал в магазинах IKEA, вероятно, согласится, что в своем сегменте рынка компания предлагает оптимальное соотношение цена-качество. Отношения IKEA с поставщиками мы рассматривали в одном из предыдущих примеров. Они носят долгосрочный и взаимовыгодный характер.[ii] Производство IKEA также соответствует описанию, приводимому в заявлении о миссии.[iii] Компания инвестирует значительные средства в создание полностью экологически чистого производства и другие экологические проекты [iv], стараясь обеспечить не только высокое качество внутренней среды жилища покупателей, но и внешней среды.

Как мы видим, реальные действия служат доказательством истинности заявления о миссии IKEA, которое связано с реальностью и имеет в основе, в первую очередь, информацинные целевые установки.

Кейс Mylan

А вот заявление о миссии американской фармацевтической компании Mylan[v]:

«В Mylan мы привержены созданию новых стандартов в здравоохранении. Работая вместе по всему миру мы обеспечиваем доступ к высококачественным лекарствам для 7 миллиардов человек. Мы:

  • Проводим инновации для удовлетворения нужд людей;
  • Переводим надежность и превосходство сервиса в разряд привычки;
  • Делаем то, что правильно, а не то, что легко;
  • Влияем на будущее посредством приверженного глобального лидерства. »

Вспомним, что именно эта компания стала в глазах общества олицетворением корпоративной жадности после 500%-го повышения цены своего продукта ЭпиПен, который, благодаря мощному лобби компании в органах власти, повсеместно закупается в США для школ. И именно эта компания была уличена во вступлении в картельный сговор с другими производителями дженериковых лекарств для продажи своей продукции по завышенным ценам. Эти факты говорят в пользу голословности утверждения о том, что Mylan заинтересован в обеспечении населения планеты доступными лекарствами.    

Инновационность

Далее, Mylan — дженериковая компания. Суть этого бизнеса состоит в копировании чужих препаратов, на которые истекли сроки действия патентов. Т.е. компания производит лекарства, разработанные другими фирмами, в среднем, 20 лет назад. В портфеле компании имеется несколько оригинальных (не дженериковых) препаратов, но они включают старые действующие вещества и, по сути, представляют собой старые лекарства (например, ЭпиПен — шприц-ручки с адреналином, веществом, используемым в медицине уже не одно десятилетие).  Степень инновационности подобной компании ограничена природой ее продукции. При отсутствии пояснений, в чем именно состоит инновационность, заявления о ней выглядят скорее спекулятивно.

Надежность и превосходство и глобальное лидерство

Пункт, касающийся надежности и превосходства сервиса также не кажется в полной мере убедительным, поскольку Агентство по Лекарственным Средствам и Продуктам Питания США неоднократно выявляло у компании проблемы с качеством.[vi], [vii]     

Последние два пункта миссии представляют собой общие слова, которые невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть, ни даже трактовать определенным образом. Поэтому они практически лишены смысловой нагрузки. 

Как мы видим, заявление о миссии компании Mylan не подкрепляется фактами. Действия компании свидетельствуют о том, что оно представляет собой набор пустых слов, никак не влияющих на жизнь организации. Очевидно, что роль информативных целевых установок в подобном заявлении о миссии минимальна. По всей видимости, императивные целевые установки в данном случае также играют небольшую роль, поскольку выполнение обозначенных пунктов будет противоречить традиционным для компании способам осуществления бизнеса и ее культуре. Основные целевые установки такой миссии — оценочные (компания пытается создать общий положительный образ в глазах общества) и перформативные (уже сам факт существования заявления о миссии должен свидетельствовать о том, что компания заботится не только о своих интересах, но помнит и об интересах общества).


[i] Корпоративный сайт IKEA.www[dot]ikea.cоm/ms/ru_RU/this-is-ikea/about-the-ikea-group/index.html#/business-concept

[ii] Kaye L. Sustainable supply chain creates a competitive advantage worldwide. The Guardian. May 9, 2013.

[iii] Kowitt B. How Ikea took over the world. Fortune. March 10, 2015.

[iv] Nichols W. Ikea unveils plans to use 100% clean energy by 2020. The Guardian. October 23, 2012.

[v] Корпоративный сайт Mylan. www[dot]mylan.cоm/en/company/about-us

[vi] Edwards J. It’s Not Mylan’s First Quality Control Beef With FDA. CBS News. July 28, 2009.

[vii] Grover N. FDA warns Mylan over quality concerns at India facility. Reuters. April 11, 2017.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: