
Вы долго и интенсивно работаете над проблемой, но никак не можете прийти к решению? Возможно, вам поможет «стратегический сон». Отложите дела и ложитесь спать. Не исключено, что при засыпании, во время сна или сразу после него решение само придет к вам. Ученые, изучающие проблемы сна, утверждают, что когда вы спите, ваш мозг усиленно анализирует информацию, полученную вами во время бодрствования, и устанавливает такие связи, которые никогда бы не возникли без сна. Именно поэтому сон помогает не просто принимать решения, а приходить к самым необычным, творческим и эффективным решениям.
В связи с этим, некоторые компании (о них ниже) сделали здоровый сон своих работников частью корпоративной стратегии.
Доказано наукой
Германские нейрофизиологи проводили эксперименты, направленные на изучение влияния сна на способность человека нестандартно мыслить и приходить к творческим решениям. Участники должны были решать задачи по определению неизвестного числа в ряду чисел. Перед этим они проходили специальный тренинг, где их обучали тому, как решать подобные задачи в несколько ходов. О чем им не сообщалось, так это о том, что у подобных задач имеется более эффективное решение — всего в два хода.
После трех сессий по решению задач участники отправлялись на восьмичасовой перерыв. Во время перерыва некоторые участники спали, а некоторые бодрствовали. После перерыва проводились еще десять сессий по решению задач.[1]
Оказалось, что те участники эксперимента, которые спали во время перерыва, в два раза чаще самостоятельно приходили к рациональному решению задач в два шага.

Это наблюдение исследователи объяснили перестроением системы связей в головном мозге, которое происходит во время сна. Такое перестроение подготавливает почву для озарения. И после пробуждения человек видит проблему под другим углом. Его мозг способен не просто воспроизводить заданный алгоритм решения задачи. Он находит лучшие способы ее решения.[1]
Как работает «стратегический сон»
По данным ученых, во время сна активность мозга постоянно меняется. Он то фокусируется на проблеме, то ослабляет этот фокус. Как правило, озарение наступает сразу после фазы ослабления.
Причем во время бодрствования подобные ослабления фокуса не происходят. Дело в том, что объем рабочей памяти человека весьма невелик. Поэтому мы не можем одновременно думать более, чем об одной вещи. Для того, чтобы сохранять фокус на реальности, мозг стремится поддерживать существующие в нем связи и блокирует наши мысленные блуждания. В определенные моменты сна фокус ослабляется, блок снимается, и начинают формироваться новые связи. Это приводит к возникновению озарений и творческих подходов.
Именно поэтому, если вы работаете над проблемой и не можете найти решения, вполне вероятно, что вам поможет «стратегический сон». После него вы взглянете на проблему иначе и увидите в ней новые закономерности и паттерны.[2], [3]
Компании, создающие условия для дневного сна своих работников
Работники, засыпающие за рабочим столом, — совсем не редкость. Многие компании осознают, что бороться с этим явлением — дело неблагодарное. Они пришли к мысли, что лучше вполне официально позволить своим сотрудникам спать в перерывах, чем бороться с ними. Тем более, что это идет на пользу самим же компаниям. Во время сна работники восстанавливаются. Их продуктивность повышается, и они лучше работают.
Некоторые компании оборудуют в офисах специальные комнаты для сна. Другие устанавливают специальные кабины.

Вполне закономерно, что к подобным организациям относятся такие прогрессивные компании как Google, производитель программного обеспечения Capital One Labs и обувной интернет-ритейлер Zappos. Что удивительно, к ним же относится компания Uber, известная скорее плохим отношением к своим работникам. А также аудиторская и консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers.[4]
Если верить научным данным, то эти компании поступают правильно. Сделав сон работников частью корпоративной стратегии, они не только добиваются большей продуктивности труда, но и способствуют возникновению творческих подходов к проблемам и нестандартных решений.
Далее: Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работать
- Wagner U, Gais S, Haider H, et al. Sleep inspires insight. Nature. 2004. 427, 352–355.
- Peigneux P, Laureys S. Fuchs S., et al. Are spatial memories strengthened in the human hippocampus during slow wave sleep? Neuron. 2004. 44, 535-545.
- Walker MP, Stickgold R. Sleep, memory, and plasticity. Annual Review of Psychology. 2006, 57, 139152.
- Henry Z. 6 Companies (Including Uber) Where It’s OK to Nap. Inc. Sep 4, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Пример компании с видением. Genentech и его основатели
В основе видения лежит способность видеть в настоящем будущее. Пример компании с видением - Genentech, фармацевтическая фирма, совершившая генноинженерную революцию в индустрии.Вызов гигиене или инновационный бизнес? 6,5 миллионов долларов за трусы, которые можно не стирать неделями
Датский стартап Organic Basics выбрал для себя необычную для современного статрапа область. Он не занимается хайтеком и информационными технологиями. Он производит трусы, …Когда проявление эмпатии на работе начинает вредить вам
Считается, что проявление эмпатии на работе способствует возникновению эмоциональных связей с коллегами и клиентами. Но опасность...Ваш путь до места работы тяжел и неприятен? Сравните с этим…
Ваш ежедневный путь до места работы кажется вам кошмаром? Оцените его по шкале Министерства транспорта Японии. Вы поймете, все не так плохо...Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказалась
Офисные стикеры Post-It Notes были изобретены случайно. Компания не хотела выводить их на рынок. Когда они достигли рынка произошла революция коммуникации.
Самая частая причина проблем – люди. Самая главная причина успехов – тоже люди. Мнение главы Burger King
Дэниэл Шварц, глава Бургер Кинг, убежден в том, что существует три основные причины проблем компании. И главная из них - это неправильно …Хотите попросить о повышении? Делайте это голодными
Хотите попросить о повышении? Делайте это натощак, советуют ученые. Хотите, чтобы подчиненные не просили повышений? Накормите их...Технологии и корпоративная культура. Технологии усугубляют проблемы, если проблема в культуре. Мнение эксперта
Интернет-платформы и приложения для бизнеса должны быть совместимы с культурой компании. Технологии и корпоративная культура могут образовывать порочные круги...Когда искать деньги инвесторов для стартапа и в каком количестве — советы эксперта
Слишком большие и слишком рано полученные инвестиции в стартап могут навредить. Искать деньги инвесторов нужно с умом, убежден эксперт в...Стратегический флирт на работе. Имеет ли он смысл. Данные исследований
Имеет ли смысл флирт на работе? По данным ученых, стратегический флирт с коллегами и руководителями, направленный на получение преимуществ...
Фредди Фиггерс — младенец, найденный на помойке, заработавший 62 млн. долларов
Когда ему было несколько дней от роду, Фредди Фиггерс был найден на помойке. Сегодня это 30-летний бизнесмен, заработавший 62 млн. долларов.Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей — жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?
Упорное нежелание компании Olympus проинформировать клиентов о дефектном продукте привели к тяжелым последствиям. Самоуверенность? Плохая коммуникация? Жадность?Судья, выучивший Java для разрешения спора Oracle против Google
Для вынесения справедливого решения в деле Oracle против Google на 1 млрд. долларов судья Уильям Алсап выучил язык программирования Java.