Вы долго и интенсивно работаете над проблемой, но никак не можете прийти к решению? Возможно, вам поможет «стратегический сон». Отложите дела и ложитесь спать. Не исключено, что при засыпании, во время сна или сразу после него решение само придет к вам. Ученые, изучающие проблемы сна, утверждают, что когда вы спите, ваш мозг усиленно анализирует информацию, полученную вами во время бодрствования, и устанавливает такие связи, которые никогда бы не возникли без сна. Именно поэтому сон помогает не просто принимать решения, а приходить к самым необычным, творческим и эффективным решениям.
В связи с этим, некоторые компании (о них ниже) сделали здоровый сон своих работников частью корпоративной стратегии.
Доказано наукой
Германские нейрофизиологи проводили эксперименты, направленные на изучение влияния сна на способность человека нестандартно мыслить и приходить к творческим решениям. Участники должны были решать задачи по определению неизвестного числа в ряду чисел. Перед этим они проходили специальный тренинг, где их обучали тому, как решать подобные задачи в несколько ходов. О чем им не сообщалось, так это о том, что у подобных задач имеется более эффективное решение — всего в два хода.
После трех сессий по решению задач участники отправлялись на восьмичасовой перерыв. Во время перерыва некоторые участники спали, а некоторые бодрствовали. После перерыва проводились еще десять сессий по решению задач.[1]
Оказалось, что те участники эксперимента, которые спали во время перерыва, в два раза чаще самостоятельно приходили к рациональному решению задач в два шага.
Это наблюдение исследователи объяснили перестроением системы связей в головном мозге, которое происходит во время сна. Такое перестроение подготавливает почву для озарения. И после пробуждения человек видит проблему под другим углом. Его мозг способен не просто воспроизводить заданный алгоритм решения задачи. Он находит лучшие способы ее решения.[1]
Как работает «стратегический сон»
По данным ученых, во время сна активность мозга постоянно меняется. Он то фокусируется на проблеме, то ослабляет этот фокус. Как правило, озарение наступает сразу после фазы ослабления.
Причем во время бодрствования подобные ослабления фокуса не происходят. Дело в том, что объем рабочей памяти человека весьма невелик. Поэтому мы не можем одновременно думать более, чем об одной вещи. Для того, чтобы сохранять фокус на реальности, мозг стремится поддерживать существующие в нем связи и блокирует наши мысленные блуждания. В определенные моменты сна фокус ослабляется, блок снимается, и начинают формироваться новые связи. Это приводит к возникновению озарений и творческих подходов.
Именно поэтому, если вы работаете над проблемой и не можете найти решения, вполне вероятно, что вам поможет «стратегический сон». После него вы взглянете на проблему иначе и увидите в ней новые закономерности и паттерны.[2], [3]
Компании, создающие условия для дневного сна своих работников
Работники, засыпающие за рабочим столом, — совсем не редкость. Многие компании осознают, что бороться с этим явлением — дело неблагодарное. Они пришли к мысли, что лучше вполне официально позволить своим сотрудникам спать в перерывах, чем бороться с ними. Тем более, что это идет на пользу самим же компаниям. Во время сна работники восстанавливаются. Их продуктивность повышается, и они лучше работают.
Некоторые компании оборудуют в офисах специальные комнаты для сна. Другие устанавливают специальные кабины.
Вполне закономерно, что к подобным организациям относятся такие прогрессивные компании как Google, производитель программного обеспечения Capital One Labs и обувной интернет-ритейлер Zappos. Что удивительно, к ним же относится компания Uber, известная скорее плохим отношением к своим работникам. А также аудиторская и консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers.[4]
Если верить научным данным, то эти компании поступают правильно. Сделав сон работников частью корпоративной стратегии, они не только добиваются большей продуктивности труда, но и способствуют возникновению творческих подходов к проблемам и нестандартных решений.
Далее: Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работать
- Wagner U, Gais S, Haider H, et al. Sleep inspires insight. Nature. 2004. 427, 352–355.
- Peigneux P, Laureys S. Fuchs S., et al. Are spatial memories strengthened in the human hippocampus during slow wave sleep? Neuron. 2004. 44, 535-545.
- Walker MP, Stickgold R. Sleep, memory, and plasticity. Annual Review of Psychology. 2006, 57, 139152.
- Henry Z. 6 Companies (Including Uber) Where It’s OK to Nap. Inc. Sep 4, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Самая частая причина проблем – люди. Самая главная причина успехов – тоже люди. Мнение главы Burger KingДэниэл Шварц, глава Бургер Кинг, убежден в том, что существует три основные причины проблем компании. И главная из них - это неправильно …
- Неосознанная предвзятость на рабочем месте. Чем она опасна, и как ее преодолетьПо данным ученых, неосознанная предвзятость свойственна большинству людей. Но когда она проявляется в работе, она становится проблемой.
- Управление кризисом: кейсы PepsiCo и Cadbury — два подхода, разные результатыPepsiCo и Cadbury в разное время пережили серьезные кризисы. Управление кризисом в Pepsi и Cadbury было весьма разным. И результаты оказались разными...
- Должностные преступления заставляют совершивших их работников испытывать чувство вины и страха? Скорее радостное возбуждение — свидетельствуют исследованияИсследования свидетельствуют, что должностные преступления связаны с теми же механизмами, которые ведут к возникновению вредных привычек
- Личностные качества успешных людей. 7 характеристик, которые помогают добиться успеха — мнение экспертаЛичностные качества успешных людей включают семь черт, которые можно развить в себе. Профессор психологии Джордж Эверли предлагает простой...
- Работа в офисе стоя. Реальный опыт офисного работникаДля тех, у кого от длительного сидения возникают проблемы со здоровьем, решением может стать работа в офисе стоя. Опытом перехода от сидячей …
- Характеристики эффективного руководителя. Пример менеджеров FacebookКомпания Facebook провела исследование, чтобы выявить характеристики эффективного руководителя, присущие лучшим менеджерам компании. Семь характеристик...
- «Итальянская забастовка» и другие свойства сильной системы. Критические замечания относительно систем менеджмента качества.Система менеджмента качества традиционно рассматривается как нечто полезное для компании. Однако она несет в себе и серьезные деструктивные черты, которые надо учитывать, …
- Стив Джобс добился успеха благодаря этому качествуСтив Джобс, основатель Apple, не изучал рыночные сводки и не анализировал цифры. Он мало интересовался тем, что находится на рынке в данный …
- Ошибки при найме. 46% новых работников уйдут в течение 18 месяцев. Компании нанимают «правильных» людей только в 19% случаевОшибки при найме персонала обходятся компаниям в миллионы долларов. В 46% случаев люди покидают компании в течение 18 месяцев. Лишь 19%...
- Как организовать себя, работая из дома, — советы экспертаРаботая из дома иногда очень трудно организовать себя. Но хоум-офис дает и огромные возможности для саморазвития и даже карьерного роста...
- Мужчины — лучшие переговорщики. Причины: ложь, секс и тестостеронПринято считать, что мужчины - лучшие переговорщики, чем женщины. Ученые изучили причины этого. Особенности мужской сексуальности оказались...
- Как заставить медиа работать на себя. Сколько стоит хайп — история ShipYourEnemiesGlitter и Мэтью КарпентераЧего можно добиться, если заставить медиа работать на себя? Пример проекта ShipYourEnemiesGlitter показывает, что умелая манипуляция СМИ дает свои результаты.