Вы долго и интенсивно работаете над проблемой, но никак не можете прийти к решению? Возможно, вам поможет «стратегический сон». Отложите дела и ложитесь спать. Не исключено, что при засыпании, во время сна или сразу после него решение само придет к вам. Ученые, изучающие проблемы сна, утверждают, что когда вы спите, ваш мозг усиленно анализирует информацию, полученную вами во время бодрствования, и устанавливает такие связи, которые никогда бы не возникли без сна. Именно поэтому сон помогает не просто принимать решения, а приходить к самым необычным, творческим и эффективным решениям.
В связи с этим, некоторые компании (о них ниже) сделали здоровый сон своих работников частью корпоративной стратегии.
Доказано наукой
Германские нейрофизиологи проводили эксперименты, направленные на изучение влияния сна на способность человека нестандартно мыслить и приходить к творческим решениям. Участники должны были решать задачи по определению неизвестного числа в ряду чисел. Перед этим они проходили специальный тренинг, где их обучали тому, как решать подобные задачи в несколько ходов. О чем им не сообщалось, так это о том, что у подобных задач имеется более эффективное решение — всего в два хода.
После трех сессий по решению задач участники отправлялись на восьмичасовой перерыв. Во время перерыва некоторые участники спали, а некоторые бодрствовали. После перерыва проводились еще десять сессий по решению задач.[1]
Оказалось, что те участники эксперимента, которые спали во время перерыва, в два раза чаще самостоятельно приходили к рациональному решению задач в два шага.
Это наблюдение исследователи объяснили перестроением системы связей в головном мозге, которое происходит во время сна. Такое перестроение подготавливает почву для озарения. И после пробуждения человек видит проблему под другим углом. Его мозг способен не просто воспроизводить заданный алгоритм решения задачи. Он находит лучшие способы ее решения.[1]
Как работает «стратегический сон»
По данным ученых, во время сна активность мозга постоянно меняется. Он то фокусируется на проблеме, то ослабляет этот фокус. Как правило, озарение наступает сразу после фазы ослабления.
Причем во время бодрствования подобные ослабления фокуса не происходят. Дело в том, что объем рабочей памяти человека весьма невелик. Поэтому мы не можем одновременно думать более, чем об одной вещи. Для того, чтобы сохранять фокус на реальности, мозг стремится поддерживать существующие в нем связи и блокирует наши мысленные блуждания. В определенные моменты сна фокус ослабляется, блок снимается, и начинают формироваться новые связи. Это приводит к возникновению озарений и творческих подходов.
Именно поэтому, если вы работаете над проблемой и не можете найти решения, вполне вероятно, что вам поможет «стратегический сон». После него вы взглянете на проблему иначе и увидите в ней новые закономерности и паттерны.[2], [3]
Компании, создающие условия для дневного сна своих работников
Работники, засыпающие за рабочим столом, — совсем не редкость. Многие компании осознают, что бороться с этим явлением — дело неблагодарное. Они пришли к мысли, что лучше вполне официально позволить своим сотрудникам спать в перерывах, чем бороться с ними. Тем более, что это идет на пользу самим же компаниям. Во время сна работники восстанавливаются. Их продуктивность повышается, и они лучше работают.
Некоторые компании оборудуют в офисах специальные комнаты для сна. Другие устанавливают специальные кабины.
Вполне закономерно, что к подобным организациям относятся такие прогрессивные компании как Google, производитель программного обеспечения Capital One Labs и обувной интернет-ритейлер Zappos. Что удивительно, к ним же относится компания Uber, известная скорее плохим отношением к своим работникам. А также аудиторская и консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers.[4]
Если верить научным данным, то эти компании поступают правильно. Сделав сон работников частью корпоративной стратегии, они не только добиваются большей продуктивности труда, но и способствуют возникновению творческих подходов к проблемам и нестандартных решений.
Далее: Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работать
- Wagner U, Gais S, Haider H, et al. Sleep inspires insight. Nature. 2004. 427, 352–355.
- Peigneux P, Laureys S. Fuchs S., et al. Are spatial memories strengthened in the human hippocampus during slow wave sleep? Neuron. 2004. 44, 535-545.
- Walker MP, Stickgold R. Sleep, memory, and plasticity. Annual Review of Psychology. 2006, 57, 139152.
- Henry Z. 6 Companies (Including Uber) Where It’s OK to Nap. Inc. Sep 4, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Как гибкое ценообразование может взбесить покупателей. Пример Coca-ColaCoca-Cola попыталась ввести гибкое ценообразование на свою продукцию с помоющью специальных автоматов. Попытка вызвала негодование покупателей.
- Почему Рональд Уэйн продал свою долю Apple через 12 дней после основания компанииТретий соучредитель Apple Рональд Уэйн продал свою долю компании через 12 дней после ее основания. И это была не единственная его ошибка...
- Преимущества стартапов перед большими компаниями. И как компании пытаются сохранить ихНебольшие компании обладают способностями, которых нет у крупных компаний. Преимущества стартапов перед большими компаниями состоят в...
- Сухой закон в США. Уроки для бизнесаСухой закон в США привел к закрытию десятков тысяч предприятий. Однако многие компании нашли «креативные» пути, чтобы обойти сухой закон и продолжить …
- Бюрократия головного мозга. 10 глупейших электронных писем от коллег10 глупейших корпоративных электронных писем не только вызовут у вас улыбку, но сообщат нам нечто о взаимоотношениях сотрудников и особенностях корпоративной культуры …
- Как извлечь выгоду из провала. Дэмиен Херст сделал на банкротстве своего бизнеса 11 миллионов фунтов стерлинговИзвестный современный художник Дэмиен Херст не хотел довольствоваться славой одного из самых влиятельных художников современности и заработанными на своем искусстве десятками миллионов. …
- Карьера и зарплата в Японии. Система ненко — чем старше, тем вышеСистема ненко и система пожизненной занятости предполагают, что карьера и зарплата в Японии определяются не заслугами и квалификацией, а...
- Что такое бункерный менталитет, и как он погубил бренд Sony WalkmanБункерное мышление и автаркия подразделений компании Sony привели к тому, что суперуспешный бренд Sony Walkman деградировал и потерял рыночные позиции.
- Работодатель против профсоюза. Delta Airlines предлагает работникам играть в видеоигры вместо борьбы за свои праваАвиакомпания Delta развернула кампанию «работодатель против профсоюза» и предлагает работникам не бороться за права, а играть в видеоигры.
- Юмор в бизнесе. Мнения экспертов и научные фактыПо утверждению экспертов и ученых, юмор в бизнесе может иметь колоссальные положительные эффекты. Теоретики и практики бизнеса делятся своими мнениями.
- Вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы. Данные исследованияУченые установили, что вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы и лояльность компаниям, но снижает интерес к карьере.
- Плохие руководители становятся руководителями, потому что они… плохи. Мнение экспертовМнение экспертов: плохие руководители занимают свои места благодаря качествам, из-за которых они затем плохо выполняют руководящую работу.
- В Toyota знают: для выявления истинных причин проблем надо задать вопрос «почему?» шесть разВ Toyota выработали эффективный способ выявления причин проблем. Нужно последовательно задать вопрос «почему?» несколько раз. Ответ на последнее «почему» и будет настоящей …