
Вы долго и интенсивно работаете над проблемой, но никак не можете прийти к решению? Возможно, вам поможет «стратегический сон». Отложите дела и ложитесь спать. Не исключено, что при засыпании, во время сна или сразу после него решение само придет к вам. Ученые, изучающие проблемы сна, утверждают, что когда вы спите, ваш мозг усиленно анализирует информацию, полученную вами во время бодрствования, и устанавливает такие связи, которые никогда бы не возникли без сна. Именно поэтому сон помогает не просто принимать решения, а приходить к самым необычным, творческим и эффективным решениям.
В связи с этим, некоторые компании (о них ниже) сделали здоровый сон своих работников частью корпоративной стратегии.
Доказано наукой
Германские нейрофизиологи проводили эксперименты, направленные на изучение влияния сна на способность человека нестандартно мыслить и приходить к творческим решениям. Участники должны были решать задачи по определению неизвестного числа в ряду чисел. Перед этим они проходили специальный тренинг, где их обучали тому, как решать подобные задачи в несколько ходов. О чем им не сообщалось, так это о том, что у подобных задач имеется более эффективное решение — всего в два хода.
После трех сессий по решению задач участники отправлялись на восьмичасовой перерыв. Во время перерыва некоторые участники спали, а некоторые бодрствовали. После перерыва проводились еще десять сессий по решению задач.[1]
Оказалось, что те участники эксперимента, которые спали во время перерыва, в два раза чаще самостоятельно приходили к рациональному решению задач в два шага.

Это наблюдение исследователи объяснили перестроением системы связей в головном мозге, которое происходит во время сна. Такое перестроение подготавливает почву для озарения. И после пробуждения человек видит проблему под другим углом. Его мозг способен не просто воспроизводить заданный алгоритм решения задачи. Он находит лучшие способы ее решения.[1]
Как работает «стратегический сон»
По данным ученых, во время сна активность мозга постоянно меняется. Он то фокусируется на проблеме, то ослабляет этот фокус. Как правило, озарение наступает сразу после фазы ослабления.
Причем во время бодрствования подобные ослабления фокуса не происходят. Дело в том, что объем рабочей памяти человека весьма невелик. Поэтому мы не можем одновременно думать более, чем об одной вещи. Для того, чтобы сохранять фокус на реальности, мозг стремится поддерживать существующие в нем связи и блокирует наши мысленные блуждания. В определенные моменты сна фокус ослабляется, блок снимается, и начинают формироваться новые связи. Это приводит к возникновению озарений и творческих подходов.
Именно поэтому, если вы работаете над проблемой и не можете найти решения, вполне вероятно, что вам поможет «стратегический сон». После него вы взглянете на проблему иначе и увидите в ней новые закономерности и паттерны.[2], [3]
Компании, создающие условия для дневного сна своих работников
Работники, засыпающие за рабочим столом, — совсем не редкость. Многие компании осознают, что бороться с этим явлением — дело неблагодарное. Они пришли к мысли, что лучше вполне официально позволить своим сотрудникам спать в перерывах, чем бороться с ними. Тем более, что это идет на пользу самим же компаниям. Во время сна работники восстанавливаются. Их продуктивность повышается, и они лучше работают.
Некоторые компании оборудуют в офисах специальные комнаты для сна. Другие устанавливают специальные кабины.

Вполне закономерно, что к подобным организациям относятся такие прогрессивные компании как Google, производитель программного обеспечения Capital One Labs и обувной интернет-ритейлер Zappos. Что удивительно, к ним же относится компания Uber, известная скорее плохим отношением к своим работникам. А также аудиторская и консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers.[4]
Если верить научным данным, то эти компании поступают правильно. Сделав сон работников частью корпоративной стратегии, они не только добиваются большей продуктивности труда, но и способствуют возникновению творческих подходов к проблемам и нестандартных решений.
Далее: Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работать
- Wagner U, Gais S, Haider H, et al. Sleep inspires insight. Nature. 2004. 427, 352–355.
- Peigneux P, Laureys S. Fuchs S., et al. Are spatial memories strengthened in the human hippocampus during slow wave sleep? Neuron. 2004. 44, 535-545.
- Walker MP, Stickgold R. Sleep, memory, and plasticity. Annual Review of Psychology. 2006, 57, 139152.
- Henry Z. 6 Companies (Including Uber) Where It’s OK to Nap. Inc. Sep 4, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Кейс Ford Pinto. Пятьсот погибших — не повод останавливать производство дефектной модели
Ford Pinto - модель, которая легко воспламенялась и стала причиной 500 смертей. Компания знала об этом, но мер не приняла. Глава Ford …Созидательность и увлеченность своим делом — основа успеха. Кейсы Facebook, Apple, Genentech, Google и Microsoft
Созидательность и увлеченность своим делом обеспечили успех и стали основой их корпоративной культуры таких компаний как Facebook, Apple...Почему Google+ потерпел неудачу. Причины, выводы и уроки
Социальная сеть Google Plus прекращает свое существование. Спустя семь с половиной лет компания Google признает, что социальная сеть стала неудачным проектом. На …Мелвил Дьюи — создатель «Гугла» 19-го века
Мелвил Дьюи, автор десятичной классификации Дьюи. Благодаря ему сегодня у нас имеются системы хранения информации и поисковые системы.Ли Якокка — антикризисный менеджер, бонвиван и рейдер. Chrysler при нем и после него
Ли Якокка с 1970 по 1978 годы возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы. …
Умный ответ на вызовы рынка. IKEA внедряет принципы философии циркулирования
Потребительское поведение на рынке мебели меняется, и IKEA отвечает расширением своей бизнес-модели и применением принципов философии циркулирования.Город Иу, поставляющий две трети всех рождественских товаров в мире
Порядка 60% мировых рождественских товаров экспортируется из единственного города. Город Иу в Китае известен как крупнейший центр оптовой...Анекдотические истории о клиентоориентированном подходе
Когда клиент хочет вернуть товар продавцу, порой случаются весьма анекдотические истории. Высокие стандарты обслуживания могут вести к казусам.Сколько стоит корпоративная культура. Новый тренд в оценке компаний — аудит культуры организации
Корпоративная культура - важнейшая часть компании, которую можно оценить в деньгах. Так считает Марк Бениофф, руководитель многомиллиардной корпорации Salesforce.Стив Джобс в Советском Союзе. Почему в СССР так и не появилось производство Apple
В 1985 году Стив Джобс в Советском Союзе провел переговоры об открытии производства Apple на территории СССР. В Москве Джобс выступил...
Борьба за власть в компании. Почему высокопоставленным руководителям трудно работать вместе — результаты исследований
Конкуренция среди высших менеджеров имеет в своей основе паранойю, выяснили ученые. Борьба за власть в компании возникает от необоснованно...Откуда берется креативность. МРТ при приеме на работу позволит выявить самых творческих кандидатов
Ученые из Гарварда нашли ответ на вопрос, откуда берется креативность. МРТ при приеме на работу может выявить самых творческих соискателей...Мой босс — идиот. Или все-таки нет?
Вы считаете, что ваш босс - идиот? Ответьте на пять вопросов профессора психологии Томаса Чаморро-Премузича. Возможно, вы поймете, что правы.