
Вы долго и интенсивно работаете над проблемой, но никак не можете прийти к решению? Возможно, вам поможет «стратегический сон». Отложите дела и ложитесь спать. Не исключено, что при засыпании, во время сна или сразу после него решение само придет к вам. Ученые, изучающие проблемы сна, утверждают, что когда вы спите, ваш мозг усиленно анализирует информацию, полученную вами во время бодрствования, и устанавливает такие связи, которые никогда бы не возникли без сна. Именно поэтому сон помогает не просто принимать решения, а приходить к самым необычным, творческим и эффективным решениям.
В связи с этим, некоторые компании (о них ниже) сделали здоровый сон своих работников частью корпоративной стратегии.
Доказано наукой
Германские нейрофизиологи проводили эксперименты, направленные на изучение влияния сна на способность человека нестандартно мыслить и приходить к творческим решениям. Участники должны были решать задачи по определению неизвестного числа в ряду чисел. Перед этим они проходили специальный тренинг, где их обучали тому, как решать подобные задачи в несколько ходов. О чем им не сообщалось, так это о том, что у подобных задач имеется более эффективное решение — всего в два хода.
После трех сессий по решению задач участники отправлялись на восьмичасовой перерыв. Во время перерыва некоторые участники спали, а некоторые бодрствовали. После перерыва проводились еще десять сессий по решению задач.[1]
Оказалось, что те участники эксперимента, которые спали во время перерыва, в два раза чаще самостоятельно приходили к рациональному решению задач в два шага.

Это наблюдение исследователи объяснили перестроением системы связей в головном мозге, которое происходит во время сна. Такое перестроение подготавливает почву для озарения. И после пробуждения человек видит проблему под другим углом. Его мозг способен не просто воспроизводить заданный алгоритм решения задачи. Он находит лучшие способы ее решения.[1]
Как работает «стратегический сон»
По данным ученых, во время сна активность мозга постоянно меняется. Он то фокусируется на проблеме, то ослабляет этот фокус. Как правило, озарение наступает сразу после фазы ослабления.
Причем во время бодрствования подобные ослабления фокуса не происходят. Дело в том, что объем рабочей памяти человека весьма невелик. Поэтому мы не можем одновременно думать более, чем об одной вещи. Для того, чтобы сохранять фокус на реальности, мозг стремится поддерживать существующие в нем связи и блокирует наши мысленные блуждания. В определенные моменты сна фокус ослабляется, блок снимается, и начинают формироваться новые связи. Это приводит к возникновению озарений и творческих подходов.
Именно поэтому, если вы работаете над проблемой и не можете найти решения, вполне вероятно, что вам поможет «стратегический сон». После него вы взглянете на проблему иначе и увидите в ней новые закономерности и паттерны.[2], [3]
Компании, создающие условия для дневного сна своих работников
Работники, засыпающие за рабочим столом, — совсем не редкость. Многие компании осознают, что бороться с этим явлением — дело неблагодарное. Они пришли к мысли, что лучше вполне официально позволить своим сотрудникам спать в перерывах, чем бороться с ними. Тем более, что это идет на пользу самим же компаниям. Во время сна работники восстанавливаются. Их продуктивность повышается, и они лучше работают.
Некоторые компании оборудуют в офисах специальные комнаты для сна. Другие устанавливают специальные кабины.

Вполне закономерно, что к подобным организациям относятся такие прогрессивные компании как Google, производитель программного обеспечения Capital One Labs и обувной интернет-ритейлер Zappos. Что удивительно, к ним же относится компания Uber, известная скорее плохим отношением к своим работникам. А также аудиторская и консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers.[4]
Если верить научным данным, то эти компании поступают правильно. Сделав сон работников частью корпоративной стратегии, они не только добиваются большей продуктивности труда, но и способствуют возникновению творческих подходов к проблемам и нестандартных решений.
Далее: Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работать
- Wagner U, Gais S, Haider H, et al. Sleep inspires insight. Nature. 2004. 427, 352–355.
- Peigneux P, Laureys S. Fuchs S., et al. Are spatial memories strengthened in the human hippocampus during slow wave sleep? Neuron. 2004. 44, 535-545.
- Walker MP, Stickgold R. Sleep, memory, and plasticity. Annual Review of Psychology. 2006, 57, 139152.
- Henry Z. 6 Companies (Including Uber) Where It’s OK to Nap. Inc. Sep 4, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Что означает название Kodak
Существует несколько популярных версий того, как появилось название Kodak. По некоторым данным, в названии компании зашифровано...Диктатура и микроменеджмент. Почему компания NeXT Стива Джобса не стала второй Apple, и какие уроки извлек Джобс из провала NeXT
Стив Джобс, покинув Apple, основал другую компьютерную фирму - компанию NeXT. Она просуществовала 12 лет, но по-настоящему успешной никогда не была. NeXT …Медитация и йога на службе у компании. Эффективность доказана наукой и подтверждена практикой
Страховая компания Aetna исследовала влияние медитации и занятий йогой на продуктивность работников. Результаты подвигли компанию сделать эти практики рутинной активностью работников компании.Как Джефф Безос снимался в кино
Об этом мало кто знает, но Джефф Безос снимался в кино. Он сыграл роль инопланетянина. Увидеть миллиардера можно в фантастическом фильме...В Toyota знают: для выявления истинных причин проблем надо задать вопрос «почему?» шесть раз
В Toyota выработали эффективный способ выявления причин проблем. Нужно последовательно задать вопрос «почему?» несколько раз. Ответ на последнее «почему» и будет настоящей …
Речевые характеристики лидеров. Безос — организатор, Кук — советник, Цукерберг — оригинал
Согласно исследованию, речевые характеристики лидеров могут стать ключом к пониманию культуры организаций, возглавляемых ими. Существуют шесть психотипов...The Cola Wars. Войны кол — история конкуренции Pepsi и Coca Cola
Конкуренция между Pepsi и Coca-Cola была ожесточенной с самой первой встречи компаний на рынке. Она вошла в историю как «войны кол» - …Эффективность команды зависит от социальных навыков, а не от умения придерживаться повестки. Данные исследования
Ученые установили, что эффективность команды не зависит от способности участников придерживаться повестки и строго модерировать работу команды. Главное свойство...Плоская иерархия — что стоит за словами о равенстве и свободе работников в компаниях
Плоская иерархия - один из атрибутов компании, которая хочет выглядеть прогрессивной. Но, что кроется за понятием «плоская иерархия»?Ручное управление: до, в процессе и после. Примеры авторитарных руководителей, и того, что становилось с компаниями после их ухода
Авторитарный менеджер может добиться превосходных текущих результатов от компании или подразделения. Но результаы эти не будут устойчивы. Как только диктатор покинет свое …
Самые абсурдные поводы отпроситься с работы — нападение ламы, отросшие корни волос, etc.
Исследование выявило, сколько процентов работников врут, отпрашиваясь с работы, и какие странные поводы отпроситься с работы они находят.Хищение зарплаты. Как работодатель может обворовывать работников
Нередко работодатель идет на ухищрения, чтобы сэкономить на работнике. В английском для этого явления есть термин «хищение зарплаты» или wage theft.Корпоративный синдром Мюнхгаузена. Когда работники создают проблемы, чтобы их решать
Корпоративный синдром Мюнхгаузена - феномен, когда работники, создают проблемы, чтобы их решить и получить одобрение начальства. Карьера...