Высшая форма лидерства — стать невидимым. Принципы даосизма звучат актуально для современного менеджмента

Время чтения: 4 мин.
Принципы даосизма звучат актуально для современного менеджмента
Flickr/joan vila

Как подчиненные должны относиться к руководителю? Любить его, бояться его, превозносить его? 

Вопросы лидерства сложны, и вряд ли удасатся найти единый универсальный источник знаний о лидерстве. Поэтому искать ответы на эти вопросы приходится у самых разных авторов и в самых разных источниках. На тему лидерства писали многие, начиная от Конфуция, Платона и Макиавелли и заканчивая нашими современниками, такими как Питер Друкер, Джим Коллинз или Уоррен Беннис.

Определенно сказать можно одно. На протяжении истории человеческой мысли понимание лидерства значительно эволюционировало. В разные времена лидеры рассматривались как люди, наделенные властью, исключительные люди, герои и харизматики или просто те, кто способен повести за собой других людей.1 

Высшая форма лидерства - стать невидимым.
Flickr/Andrew Moore

В наше время люди бизнеса нередко обращаются за ответами к мудрости Древнего Востока. Например, известно, что Стив Джобс был дзен-буддистом и черпал свое вдохновение в духовных практиках дзен. Или, скажем, известный эксперт в области управления Владимир Тарасов, основатель Таллинской Школы Менеджеров, нередко обращается к восточной философии в своих книгах. Не говоря уже о трактате «Искусство войны» древнекитайского полководца Сунь Цзы, легшего в основы стратегического менеджмента

Поэтому ничего удивительного нет в том, что интересный и весьма актуальный взгляд на вопросы лидерства можно найти в трудах древнекитайских приверженцев даосизма. В частности Лао-цзы, древнекитайского философа, жившего в IV-V веках до н.э. По крайней мере, именно эти тексты помогли Марку Бертолини, возглавлявшему одну из крупных американских страховых компаний, найти понимание того, что такое лидерство и каков должен быть настоящий лидер.2

Четыре уровня лидерства

Принципы даосизма активно применяются современными бизнес-лидерами.
Марк Бертолини. Flickr/Brainstorm Health

Операясь на труды Лао-цзы, в частности, на «Книгу пути и достоинства», известную также как «Дао дэ цзин», Бертолини выделяет четыре уровня лидерства. Менеджер поясняет: «Первый уровень — это когда подчиненные тебя ненавидят, второй — когда боятся, третий — когда любят. На четвертом уровне лидерства руководитель невидим, поскольку организация справляется со всеми задачами сама, без твоего участия.»2

«Вот то наследие, которое я хочу оставить после себя — организацию состоящую из людей, которые сами заставляют ее работать,» — говорит Бертолини, — «мне не нужно говорить людям, что делать.»2

Принципы даосизма активно применяются современными бизнес-лидерами.
Flickr/Richard Mortel

Если обратиться к первоисточнику, вот, что можно прочитать на эту тему у Лао-цзы3:

«Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности.»3


  1. Silva A. What is Leadership? Journal of Business Studies Quarterly. 2016. Vol. 8, No. 1. 1-5.
  2. Feloni R. How Aetna’s former CEO found a blueprint for leadership in an ancient Taoist text. Business Insider. Mar 16, 2019.
  3. Ян Хин-шун. ДАО ДЭ ЦЗИН, стих 17, «Древнекитайская философия». Москва, «Мысль», 1972.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Откуда берется креативность. МРТ при приеме на работу позволит выявить самых творческих кандидатов
Бизнес как сайд-проект. Ричард Брэнсон рекомендует начинать свое дело, не уходя со старой работы. Пол Грэм с ним категорически несогласен
Адхократия - гибкость, открытость и адаптивность организации
Работа с идеями. Метод, лежащий в основе успеха Amazon
Маурицио Гуччи, Патриция Реджани, их дочери и прочие Гуччи. Минусы семейного бизнеса - жадность, интриги и одно убийство
Как была сделана легендарная фотография Стива Джобса, ставшая его визитной карточкой при жизни и после смерти
Как мы влияем друг на друга на рабочем месте. Влияние как неотъемлемая часть корпоративной культуры
Burma-Shave - компания, отправившая человека на Марс. Странные результаты необычной рекламной кампании
Современные работники умственного труда готовы зарабатывать значительно меньше, работая в компании, разделяющей их ценности и взгляды