Как подчиненные должны относиться к руководителю? Любить его, бояться его, превозносить его?
Вопросы лидерства сложны, и вряд ли удасатся найти единый универсальный источник знаний о лидерстве. Поэтому искать ответы на эти вопросы приходится у самых разных авторов и в самых разных источниках. На тему лидерства писали многие, начиная от Конфуция, Платона и Макиавелли и заканчивая нашими современниками, такими как Питер Друкер, Джим Коллинз или Уоррен Беннис.
Определенно сказать можно одно. На протяжении истории человеческой мысли понимание лидерства значительно эволюционировало. В разные времена лидеры рассматривались как люди, наделенные властью, исключительные люди, герои и харизматики или просто те, кто способен повести за собой других людей.1
В наше время люди бизнеса нередко обращаются за ответами к мудрости Древнего Востока. Например, известно, что Стив Джобс был дзен-буддистом и черпал свое вдохновение в духовных практиках дзен. Или, скажем, известный эксперт в области управления Владимир Тарасов, основатель Таллинской Школы Менеджеров, нередко обращается к восточной философии в своих книгах. Не говоря уже о трактате «Искусство войны» древнекитайского полководца Сунь Цзы, легшего в основы стратегического менеджмента.
Поэтому ничего удивительного нет в том, что интересный и весьма актуальный взгляд на вопросы лидерства можно найти в трудах древнекитайских приверженцев даосизма. В частности Лао-цзы, древнекитайского философа, жившего в IV-V веках до н.э. По крайней мере, именно эти тексты помогли Марку Бертолини, возглавлявшему одну из крупных американских страховых компаний, найти понимание того, что такое лидерство и каков должен быть настоящий лидер.2
Четыре уровня лидерства
Операясь на труды Лао-цзы, в частности, на «Книгу пути и достоинства», известную также как «Дао дэ цзин», Бертолини выделяет четыре уровня лидерства. Менеджер поясняет: «Первый уровень — это когда подчиненные тебя ненавидят, второй — когда боятся, третий — когда любят. На четвертом уровне лидерства руководитель невидим, поскольку организация справляется со всеми задачами сама, без твоего участия.»2
«Вот то наследие, которое я хочу оставить после себя — организацию состоящую из людей, которые сами заставляют ее работать,» — говорит Бертолини, — «мне не нужно говорить людям, что делать.»2
Если обратиться к первоисточнику, вот, что можно прочитать на эту тему у Лао-цзы3:
«Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности.»3
- Silva A. What is Leadership? Journal of Business Studies Quarterly. 2016. Vol. 8, No. 1. 1-5.
- Feloni R. How Aetna’s former CEO found a blueprint for leadership in an ancient Taoist text. Business Insider. Mar 16, 2019.
- Ян Хин-шун. ДАО ДЭ ЦЗИН, стих 17, «Древнекитайская философия». Москва, «Мысль», 1972.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Новое в брендинге. Использование ругательств — тренд современности?С тех пор как суд разрешил ругательства в названиях торговых марок, возникло новое в брендинге направление. Примеры торговых марок с использованием брани.
- Индивидуальный подход к фастфуду, доведенный до абсурда. В McDonalds не бывает бесплатного сыраДаже в области фастфуда возможен индивидуальный подход к клиенту. Например, если вы хотите купить один слайс сыра по цене целого бургера - …
- Мультфильмы Диснея вызывают отвращение к работе. Данные ученыхИсследование показало, что мультфильмы Диснея могут вызывать отвращение к работе, организациям и руководству. В их сюжеты заложены линии...
- Марк Цукерберг в массовой культуре: Южный Парк, Симпсоны, Социальная сеть + бонусСоздатели Южного Парка и Симпсонов не могли пройти мимо личности Цукерберга. Как и кинематографисты, снявшие биографическую картину Социальная сеть. Ну и конечно, …
- Как уволиться из компании и стоит ли поддаваться на встречное предложение работодателя о повышенииЭксперт отвечает на вопрос, как уволиться из компании с наименьшими потерями, и стоит ли принимать встречное предложение о повышении.
- Билл Гейтс о деньгах: «На что все это потратить? Сколько гамбургеров ты можешь съесть?»Что говорит миллиардер Билл Гейтс о деньгах? Создатель Microsoft видит единственный логичный способ потратить свои деньги, а именно...
- Корпоративные традиции. История униформы SonyСуществуют разные взгляды на вопросы униформы в компаниях. Например, Стив Джобс хотел ввести униформу в Apple, но у него это не вышло …
- Как персонажи M&M’s превратили цветные конфеты в миллиардный брендПерсонажи M&M’s были созданы для поддержания гибнущего бренда и в ответ на падения продаж драже M&M’s. Из-за ограниченного бюджета...
- Как мы влияем друг на друга на рабочем месте. Влияние как неотъемлемая часть корпоративной культурыСоциальное влияние - неотъемлемая часть корпоративной культуры и важный фактор, который следует учитывать, управляя коллективом. Существует три механизма социального влияния - комплаенс, …
- Холакратия на практике. Zappos — крупнейшая компания, внедрившая у себя принципы холакратииКомпания Zappos - крупнейшая организация, внедрившая у себя принципы холакратии. Корпоративная культура Zappos опирается на...
- Ценности, культура, цели и способности компании — правда и ложь. Кейс компании MylanКомпании нередко провозглашают свои ценности и цели, определенным образом преподносят свою корпоративную культуру и организационные способности. Однако где правда, а где ложь …
- 10 самых дорогих картин всех временЖивопись - не только объект восхищения ценителей и коллекционеров, но и объект инвестиций. Список 10 самых дорогих картин неожиданно возглавляет...
- Борьба с зомби — прибыльный бизнесДля компании ACO в Неваде борьба с зомби - основа ее бизнес модели. На желании людей истреблять зомби в год компания зарабатывает...