![Принципы даосизма звучат актуально для современного менеджмента](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/04/joan-vila_Taoism-1024x681.jpg)
Как подчиненные должны относиться к руководителю? Любить его, бояться его, превозносить его?
Вопросы лидерства сложны, и вряд ли удасатся найти единый универсальный источник знаний о лидерстве. Поэтому искать ответы на эти вопросы приходится у самых разных авторов и в самых разных источниках. На тему лидерства писали многие, начиная от Конфуция, Платона и Макиавелли и заканчивая нашими современниками, такими как Питер Друкер, Джим Коллинз или Уоррен Беннис.
Определенно сказать можно одно. На протяжении истории человеческой мысли понимание лидерства значительно эволюционировало. В разные времена лидеры рассматривались как люди, наделенные властью, исключительные люди, герои и харизматики или просто те, кто способен повести за собой других людей.1
![Высшая форма лидерства - стать невидимым.](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/04/Andrew-Moore_Taoism-1024x683.jpg)
В наше время люди бизнеса нередко обращаются за ответами к мудрости Древнего Востока. Например, известно, что Стив Джобс был дзен-буддистом и черпал свое вдохновение в духовных практиках дзен. Или, скажем, известный эксперт в области управления Владимир Тарасов, основатель Таллинской Школы Менеджеров, нередко обращается к восточной философии в своих книгах. Не говоря уже о трактате «Искусство войны» древнекитайского полководца Сунь Цзы, легшего в основы стратегического менеджмента.
Поэтому ничего удивительного нет в том, что интересный и весьма актуальный взгляд на вопросы лидерства можно найти в трудах древнекитайских приверженцев даосизма. В частности Лао-цзы, древнекитайского философа, жившего в IV-V веках до н.э. По крайней мере, именно эти тексты помогли Марку Бертолини, возглавлявшему одну из крупных американских страховых компаний, найти понимание того, что такое лидерство и каков должен быть настоящий лидер.2
Четыре уровня лидерства
![Принципы даосизма активно применяются современными бизнес-лидерами.](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/04/Brainstorm-Health_Mark-Bertolini-1024x682.jpg)
Операясь на труды Лао-цзы, в частности, на «Книгу пути и достоинства», известную также как «Дао дэ цзин», Бертолини выделяет четыре уровня лидерства. Менеджер поясняет: «Первый уровень — это когда подчиненные тебя ненавидят, второй — когда боятся, третий — когда любят. На четвертом уровне лидерства руководитель невидим, поскольку организация справляется со всеми задачами сама, без твоего участия.»2
«Вот то наследие, которое я хочу оставить после себя — организацию состоящую из людей, которые сами заставляют ее работать,» — говорит Бертолини, — «мне не нужно говорить людям, что делать.»2
![Принципы даосизма активно применяются современными бизнес-лидерами.](https://businessrevisor.ru/wp-content/uploads/2019/04/Richard-Mortel_Taoism-1024x683.jpg)
Если обратиться к первоисточнику, вот, что можно прочитать на эту тему у Лао-цзы3:
«Лучший правитель тот, о котором народ знает лишь то, что он существует. Несколько хуже те правители, которые требуют от народа их любить и возвышать. Еще хуже те правители, которых народ боится, и хуже всех те, которых народ презирает. Поэтому, кто не заслуживает доверия, не пользуется доверием [у людей]. Кто вдумчив и сдержан в словах, успешно совершает дела, и народ говорит, что он следует естественности.»3
- Silva A. What is Leadership? Journal of Business Studies Quarterly. 2016. Vol. 8, No. 1. 1-5.
- Feloni R. How Aetna’s former CEO found a blueprint for leadership in an ancient Taoist text. Business Insider. Mar 16, 2019.
- Ян Хин-шун. ДАО ДЭ ЦЗИН, стих 17, «Древнекитайская философия». Москва, «Мысль», 1972.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Успехи команд приписываются не тем людям в 60% случаев. Присвоение чужих достижений — опасная черта корпоративной культуры
Успехи команд в компаниях в 60% случаев приписываются не тем, кто их добился. Об этом говорят исследования. Присвоение чужих достижений в бизнесе …Как донести корпоративные цели до работников: меньше слов, больше образов
По данным исследований, чтобы донести корпоративные цели до работников организации в речи нужно использовать визуальные образы, которые...Водители-зомби отпугивают клиентов Uber
Китайские водители Uber отпугивают клиентов своей фотографией и получают плату за отмену поездки. Водители-зомби размещают в своем профиле Uber страшную...Субъективное самочувствие на рабочем месте. Что для людей важнее всего, чтобы хорошо себя чувствовать на работе?
Не секрет, что субъективное самочувствие на рабочем месте имеет огромное влияние на мотивацию, трудоспособность и эффективность работы. Кроме того, с фактором суъективного …Настоящие последние слова Стива Джобса. Кто подделал предсмертную речь создателя Apple?
Пафосная предсмертная речь Стива Джобса - подделка. На самом деле, последние слова Стива Джобса были произнесены за несколько часов до...
Как сплотить команду. Научные секреты командной «химии»
Ученые установили, что в успешных командах между работниками существует особая «химия». Как сплотить команду и обеспечить ее успех...Последние слова Билла Гейтса, которые магнат произнес при уходе с поста совета директоров Microsoft
Поисковый запрос «последние слова Билла Гейтса» пользуется невероятной популярностью в поисковых системах. Что именно хотят узнать люди...Почему в Microsoft все раскачиваются на стульях. Привычки организаций и активная инерция
Как возникают привычки организаций? Билл Гейтс, создатель Microsoft, имеет станную привычку. Он раскачивается, сидя на стуле. Эту привычку переняли и другие работники …Как персонажи M&M’s превратили цветные конфеты в миллиардный бренд
Персонажи M&M’s были созданы для поддержания гибнущего бренда и в ответ на падения продаж драже M&M’s. Из-за ограниченного бюджета...Как возникают корпоративные обычаи и традиции
У организаций по мере существования возникает такой феномен культуры как традиции и обычаи. Рассмотрим, как это происходит, за счет каких механизмов и …
Главные качества работодателя для современного работника (и это не высокая зарплата)
Каковы главные качества работодателя для современных работников? Зарплата занимает лишь четвертое место по значимости. На первом месте...Корпоративные традиции. История униформы Sony
Существуют разные взгляды на вопросы униформы в компаниях. Например, Стив Джобс хотел ввести униформу в Apple, но у него это не вышло …Смысл логотипа. Когда логотип должен отсылать к продукту, а когда лучше использовать абстрактный символ. Исследования
Должен ли смысл логотипа отсылать к продукции или сервисам компании, или лучше использовать абстрактный логотип. Ученые изучили вопрос и...