Мелвил Дьюи — создатель «Гугла» 19-го века

Время чтения: 5 мин.
Мелвил Дьюи - создатель «Гугла» 19-го века
Flickr/Coffee Channel

Google — самая популярная поисковая система современности. Она позволяет найти практически любую информацию, которая имеется в интернете. Но так было не всегда. Были времена, когда информация в сети не была систематизирована и упорядочена в едином реестре (индексе) крупнейшей мировой поисковой системы. Более того. Были времена, когда и сети-то не было. А вот информация была всегда. Но люди довольно долго не могли прийти к пониманию необходимости ее систематизации. Мелвил Дьюи — один из пионеров упорядочивания и систематизации информации. В свое время (во второй половине 19-го века) он разработал поисковую систему, сравнимую с современным Google. По крайней мере, в плане инновационности.

Как Мелвил Дьюи совершил информационную революцию 19-го века

Что являлось главным хранилищем информации, пока не появился интернет? Конечно библиотека. Одна только проблема. До 1970-х годов книги в библиотеках хранились без использования какой-либо системы. Библиотекарь должен был помнить, где стоит какая книга, и при необходимости мочь найти ее на полке. Поэтому библиотеки содержали весьма ограниченные количества книг. Например, в 1875 году среднее число книг в американских библиотеках составляло 257 штук. Как мы понимаем, это совсем немного. Особенно, если речь идет , скажем, об университетской библиотеке. Тем не менее, держать большее число книг было невозможно — чем больше книг, тем сложнее поиск.[1, 2]

Мелвил Дьюи, работавший библиотекарем в Амхерстском колледже (штат Массачусетс) всерьез озаботился этой ситуацией. И разработал систему хранения и поиска книг, которая получила название десятичной классификации Дьюи. Для того времени это была настоящая информационная революция. С тех пор как библиотеки начали внедрять систему Дьюи, они смогли позволить себе практически неограниченное число книг (лишь бы полок хватало). Применяя классификацию Дьюи, библиотекарь мог теперь найти любую из них. Изобретение возымело феноменальный эффект. Среднее число книг в библиотеке с 257 в 1875 году возросло до 5000 к 1900 году. Десятичная классификация Дьюи легла в основу большинства современных библиотечных систем, включая международную библиотечную классификацию.[1-3]

Учитывая, что книга в те времена была главным источником информации, эти изменения смело можно назвать информационной революцией 19-го века. А создание классификации Дьюи приравнять к созданию Google — системы, позволяющей искать информацию в 21-м веке. Ведь классификация Дьюи позволила «организовать мировую информацию» (цитата из заявления о миссии Google) и сделать ее «повсеместно доступной и полезной» (снова цитата — оттуда же).[1]

Одержимый и странный Дьюи

Надо заметить, что, как и создатели Google, Мелвил Дьюи был одержимым инноватором и систематизатором информации. Издание The New Yorker как-то описало Сергея Брина как «одержимого эффективностью» обладателя «туннельного зрения». Под «туннельным зрением» понималась невероятная сосредоточенность Брина на своем деле. Мелвил Дьюи обладал похожими качествами. Он был полностью поглощен своим изобретением и стремился к рациональности и эффективности во всем.[1]

Однажды он отругал клерка в отеле за избыточную многословность, когда тот всего лишь поприветствовал Дьюи: «Доброе утро, мистер Дьюи». А в какой-то момент он начал писать свою фамилию как «Dui» (вместо Dewey), чтобы не тратить лишние время, энергию и чернила. Но, вероятно, самой большой его странностью стала его одержимость цифрой 10. Мелвил Дьюи всегда писал письма на 10 страницах. И стремился спать ровно по 10 часов каждую ночь.

Мелвил Дьюи прославился не только своей революционной классификацией. Вероятно, стремление к эффективности и рациональности помогло Дьюи провести еще целый ряд инноваций в библиотечном деле. Например, он является создателем первой в мире библиотеки для слепых. А также автором первой программы межбиблиотечного обмена — системы, позволяющей временную передачу книг (а позже и других носителей информации) от одной библиотеки к другой.[1-3]


Далее: Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказалась


  1. Kendall J. What a 19th Century ‘Googler’ Can Tell Us About Today’s Obsessive CEOs. Wired. Sep 02, 2013.
  2. Saxon, Wolfgang, «Columbia to Close Library», The New York Times, June 6, 1990.
  3. Dewe M. Historical aspects of library supply. Library World. 1968. Vol. 70–72, Grafton, pp. 27–28.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

В Toyota знают: для выявления истинных причин проблем надо задать вопрос «почему?» шесть раз
Человеческие способности компенсируют недостатки процессов. Процессы не могут компенсировать недостаток способностей. Проблема пустой коробки
«Ты уволен!» - несостоявшийся бренд Дональда Трампа
Билл Гейтс о деньгах: «На что все это потратить? Сколько гамбургеров ты можешь съесть?»
Корпоративный синдром Мюнхгаузена. Когда работники создают проблемы, чтобы их решать
Как повысить продуктивность, не прикладывая больших усилий
Должностные преступления заставляют совершивших их работников испытывать чувство вины и страха? Скорее радостное возбуждение - свидетельствуют исследо...
Медитация и йога на службе у компании. Эффективность доказана наукой и подтверждена практикой
Как персонажи M&M’s превратили цветные конфеты в миллиардный бренд