Влияние на окружающих оказывают не только слова и поведение людей, но и и их внешний вид. То, как человек выглядит, несет в себе определенную и весьма важную информацию. Поэтому внешний вид — достаточно сильный механизм невербального влияния.
Внешний вид влияет на поведение — научный факт
Факт влияния внешности, в т.ч. одежды, на восприятие и поведение людей установлен учеными. Причем это касается как воздействия на окружающих, так и на мироощущение самого обладателя одежды. Согласно исследованиям психологов то, как человек одет, влияет на его мыслительные процессы. Строгая форма одежды, например, классический костюм, заставляет человека чувствовать себя более властным и вести себя соответствующим образом, а также повышает склонность человека мыслить шире и более общими категориями, не углубляясь в мелкие детали. Строгая одежда ориентирует мыслительные процессы в сторону более абстрактных форм. В свою очередь более абстрактное мышление делает человека менее уязвимым для критики и более рациональным в отношении расходования денег.
Другое исследование показало, что когда люди надевают медицинский халат они становятся внимательнее.
Данный феномен связан с тем, что помимо своих непосредственных функций, одежда для людей играет также символическую роль. Ассоциации, связанные с определенной формой одежды, меняют образ мыслей и действий человека.[i]
Многие известные люди из мира бизнеса достаточно последовательны в своем стиле, поскольку одежда составляет часть их идентичности, демонстрирует то, кто они, как себя преподносят и что хотят сообщить этому миру.[ii]
Марк Цукерберг
Марк Цукерберг предпочитает носить кэжуал. Причем довольно невзрачный. Он обладатель примерно двадцати идентичных серых футболок.
В интервью NBC он сообщил: «Я ношу одни и те же вещи каждый день. В прямом смысле, если бы вы могли видеть мой гардероб дома». Он делает это, поскольку представляет целое поколение молодых людей, которые не хотят носить на работе костюмы.[iii] Его стиль несет в себе посыл о том, что для него важно, а что нет. Ежедневный выбор одежды связан с принятием решений, а он не хочет каждый день принимать решения, которые бы не были связаны с его настоящим делом.[iv]
Стив Джобс
Стив Джобс также был известен тем, что одевался в одинаковую одежду каждый день. Его черный бадлон (одежда, известная также под названием водолазка) от Issey Miyake, голубые джинсы Levi’s и кроссовки New Balance стали неотъемлемой частью его образа.[v]
Он понимал, что если известный человек носит всегда одинаковую одежду, он становится «владельцем» определенного стиля, и каждый, кто одевается похоже, в некотором смысле, ссылается на него.
Черный цвет, свободный крой и закрытая шея придавали образу Джобса таинственности и скрытности — свойства, которое до сих пор свойственны его компании. Джинсы и кроссовки — умело подобранный атрибут инженера или компьютерного гика (ни тем, ни тем Джобс не являлся), сообщающий окружающим, что они имеют дело не с бизнесменом старого образца в строгом костюме и с галстуком, а с предпринимателем нового поколения, бросающим вызов старым устоям.
До определенной степени в стиле Джобса проявился и его авторитаризм — попытка одеть Apple в униформу. По данным Уолтера Исааксона, его биографа, в начале 1980-х Джобс побывал в офисе Sony в Японии и увидел, что сотрудники компании носят униформу. Глава Sony Акио Марита объяснил Джобсу, что после Второй Мировой Войны японцы находились в настолько плачевном состоянии, что многим из них было не во что одеваться, и некоторые компании, чтобы облегчить им жизнь, выдавали своим работникам одинаковую одежду (впрочем, существует и более прагматичная версия). Так со временем в компаниях возник дресс-код, который связывает людей с организацией, где они работают.
Джобсу настолько понравилась эта идея, что он заказал у японского дизайнера Иссэй Миякэ специальные нейлоновые куртки с отстегивающимися рукавами в качестве униформы Apple. Однако идея униформы встретила такой интенсивный отпор в компании, что Джобсу пришлось оставить ее. Но для самого себя он все-таки решил ввести униформу. Миякэ разработал для него бадлон, в котором он после этого всегда появлялся на публике.[vi]
Демократичный стиль в одежде, в принципе, характерен для IT-индустрии. По всей, видимости, придерживаясь его, как рядовые работники, так и высокопоставленные менеджеры стараются оставаться немного гиками, людьми, которые создали эту индустрию.[vii]
Ральф Лорен
Совершенно другую информацию несет в себе внешний вид Ральфа Лорена, основателя Ralph Lauren Corporation, бизнеса, стоящего 7,5 миллиардов долларов и компании, во всем мире ставшей олицетворением стиля и вкуса.[viii] Долгие годы этот человек являлся не только менеджером и бизнесменом, но и моделью для собственной компании, показывая, что значит хорошо выглядеть. В свои почтенные годы он все еще продолжает это делать.[ix]
Его внешний вид должен демонстрировать не только хороший вкус, но и творческую оригинальность, а также разнообразие его коллекций. Вероятно поэтому он никогда не показывается на публике в одном и том же, постянно меняя не только одежду, но и стиль — от денима и кэжуала до строгих классических костюмов.
Элизабет Холмс, прославилась тем, что создавая шумиху вокруг своего имени, она смогла привлечь в свою компанию Theranos колоссальные инвестиции и в 19 лет приобрести состояние в 4,5 млрд долларов. Позже выяснилось, что Холмс фактически обманывала инвесторов. Она попала под следствие, и вся ее невероятная история успеха в свете разоблачений ее обмана несколько поблекла. Тем не менее, можно сказать несколько слов о ее стиле в одежде.
Элизабет Холмс
Вообще, все, что касалось бизнеса Элизабет Холмс и ее самой, всегда было окутано дымкой таинственности. Сама Холмс приложила к этому немало усилий. И конечно ее стиль в одежде должен был способствовать поддержанию ореола тайны вокруг личности предпринимательницы. Независимо от погоды и ситуации Холмс всегда носила черное — черный бадлон (вероятно идея заимствована у Стива Джобса), черный пиджак, черные брюки широкого кроя, черные туфли. В целом, выбор цвета и формы одежды не самый оригинальный, но зато беспроигрышный.
[i] Pinsker J. Wearing a Suit Makes People Think Differently. The Atlantic. Apr 30, 2015.
[ii] Smith J. Steve Jobs Always Dressed Exactly the Same. Here’s Who Else Does. Forbes. October 5, 2012.
[iii] Smith J. Steve Jobs Always Dressed Exactly the Same. Here’s Who Else Does. Forbes. October 5, 2012.
[iv] Saul H. Why Mark Zuckerberg wears the same clothes to work everyday. Independent. 26 January 2016.
[v] Leswing K. A new version of Steve Jobs’ iconic black turtleneck costs $270. Business Insider. June 28, 2017.
[vi] Judkis M. Steve Jobs’s style: New turtleneck details revealed. The Washington Post. October 12, 2011.
[vii] Hartmans A. Tech execs and fashion — an up-close look at the carefully cultivated personal styles of the Valley’s elite. Business Insider. November 26, 2017.
[viii] Thomas Z. How Ralph Lauren created an American fashion icon. BBC News. October 1, 2015.
[ix] Caminiti S. Ralph Lauren: The emperor has clothes. Fortune. November 11, 1996.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Компания Uber и Трэвис Каланик — «Блестящие мерзавцы». Токсичная культура на театральных подмосткахКомпания Uber прославилась своей токсичной культурой. Трэвис Каланик немало поспособствовал возникновению такой культуры. Феномен Uber инспирировал спектакль «Блестящие мерзавцы» (Brilliant jerks).
- Насколько полезен консалтинг в области управленияКогда компания нанимает консультантов по управлению, она должна знать, что с вероятностью 70% она не получит того результата, на который рассчитывает. Это …
- Город-корпорация. Amazon в Сиэтле радикально трансформировал облик всего города и поставил его в зависимость от себяAmazon проник в во все сферы городской жизни Сиэтла и теперь контролирует их, создав город-корпорацию. Экономика и политика города подчинены интересам компании.
- Правила проведения совещаний от руководителя Microsoft, Сатьи НаделлыУ Сатьи Наделлы, человека спасшего Microsoft от деградации и гибели, существуют правила проведения совещаний. Продуктивность рабочих встреч при Наделле...
- Как развить изобретательность в бизнесе. Совет когнитивного психологаКогнитивный психолог дает совет, как развить изобретательность. Для этого необходимо перевести мозг в режим работы пятиклассника. Это даст...
- Судья, выучивший Java для разрешения спора Oracle против GoogleДля вынесения справедливого решения в деле Oracle против Google на 1 млрд. долларов судья Уильям Алсап выучил язык программирования Java.
- Ваш путь до места работы тяжел и неприятен? Сравните с этим…Ваш ежедневный путь до места работы кажется вам кошмаром? Оцените его по шкале Министерства транспорта Японии. Вы поймете, все не так плохо...
- Цена опечатки. Google зарабатывает полмиллиарда долларов в год на опечаткахЦена опечатки может быть высока, когда речь идет о финансах. А вот Google успешно зарабатывает на опечатках, которые делают пользователи. Тайпсквоттинг - …
- Высшее образование необходимо? Apple, Google и IBM так не считаютСамые успешные компании, такие как Apple, Google и IBM, не считают, что высшее образование необходимо. 50% работников Apple не имеют высшег...
- Анекдотические истории о клиентоориентированном подходеКогда клиент хочет вернуть товар продавцу, порой случаются весьма анекдотические истории. Высокие стандарты обслуживания могут вести к казусам.
- Sega и Nintendo — история борьбы. Соник vs. Марио: жесткое нападение, мягкая защитаSega и Nintendo были непримиримыми соперниками с противоположными стратегиями. Sega была агрессивна и напориста. Nintendo действовала мягко и рассудительно.
- Когда стратегия противоречит заявлению о миссии. Кейс MylanЭпиПен - продукт компании Mylan. ЭпиПен был разработан в 1970-х и не несет в себе ровным счетом никакой инновационности. Тем не менее, …
- Крупнейшие сокращения численности персонала в истории. Семь компаний — семь причинСокращения численности персонала - одна из стандартных мер, которой менеджмент реагирует на кризисы. Семь реальных компаний - семь разных причин сокращений.