
Один из выдающихся современных теоретиков менеджмента и эксперт по эффективности, профессор социальной психологии Уортонской Школы Бизнеса Адам Грант, предлагает своеобразный взгляд на работников организации.
«Каждый раз, когда мы взаимодействуем с коллегой по работе, у нас есть выбор: мы можем попытаться получить от него как можно больше или мы можем постараться отдать коллеге как можно больше, не заботясь о том, что получим взамен,» — говорит Адам Грант
В зависимости от того, какой выбор склонен делать работник, Грант выделяет два основных психотипа работников1:
1. Тех, кто склонен забирать — тейкеров (takers)
2. Тех, кто склонен отдавать — гиверов (givers).
Кроме того, Грант описывает промежуточный вариант между тейкерами и гиверами — матчеров (matchers). Эти работники, забирая и отдавая, стараются сохранять баланс между двумя этими действиями.
Лучшие лидеры
В своей книге «Отдавать и получать» (Give and Take) профессор Грант заявляет, что люди с ментальностью тейкеров плохи для любой компании. Лидеры с подобными установками, в конечном счете, теряют свою команду и оказываются неэффективны в долгосрочной перспективе. Рядовые сотрудники, склонные забирать, плохо взаимодействуют с коллегами и вызывают у них чувство фрустрации.2
Тейкеры стремятся получать признание, использовать других для своих целей и приписывать себе заслуги других. Они опасны, но их легко заметить. И в этом состоит проблема. Оказывается, благодаря своей заметности, именно они чаще получают повышения и продвигаются по карьерной лестнице.2
В то же время, профессор Грант утверждает, что лучшими лидерами являются люди, склонные отдавать, а не забирать. Гиверы сосредоточены на нуждах других, они стараются щедро делиться своими знаниями, опытом, энергией и идеями с подчиненными и не жалеют для них своего времени. А главное, почему гиверы становятся лучшими лидерами, это то, что они способны создавать атмосферу психологической безопасности и комфорта, в которой каждый чувствует, что он может сделать вклад в общее дело. Именно такая атмосфера способствует инновациям и обучению людей.2
Больше отдающих в любой команде
Согласно исследованиям Гранта, любая команда для того, чтобы эффективно работать, должна обладать менталитетом отдачи. Чем больше в ней гиверов, тем свободнее в ней будут распространяться информация, знания, опыт, и тем слаженнее будет ее работа. В то же время, тейкеры и матчеры, забирая, истощают ресурсы и энергию команды и, стараясь найти для себя выгоды, ограничивают поток информации и знаний.3
Следить за тем, чтобы больше гиверов становились лидерами
Создавая основу успеха компании, гиверы могут часто становиться легкой жертвой тейкеров, которые используют их и за их счет продвигаются в компании. В результате сами гиверы могут быть недооценены и оказываются в самом низу корпоративной иерархии. Для того, чтобы этого не происходило они должны проводить границу и не позволять пользоваться собой.
С другой стороны, если руководство организации заинтересовано в построении сильных команд, то ему стоит внимательнее присматриваться к тому, какие люди занимают в их организации лидирующие позиции и способствовать тому, чтобы на этих позициях оказывалось больше гиверов. Таким образом в компании будет создаваться коллектив союзников с устойчивыми рабочими и эмоциональными связями, приносящих ей успех в долгосрочной перспективе.3
Релевантно: Вызов современной организации труда от эксперта в области эффективности: избавиться от устаревших шаблонов
- Адам Грант — интернет-сайт
- Silverstien S, Cohn R. A Wharton professor and organizational psychologist says leaders promote the wrong people, exit interviews miss the point, and there’s an easy way to find out if someone is stealing. Jan 31, 2019.
- Cag D. Five Fundamental Principles From Adam Grant’s “Give and Take” Book. Richtopia.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Адольф и Рудольф Дасслер. Adidas против Puma — история эпической вражды
Адольф и Рудольф Дасслер - братья, основавшие компании Adidas и Puma. История бизнеса не знает более лютой вражды, чем вражда братьев. Изначально …Расти или умри — брутальная культура «черных компаний». Пример Revolut
Черные компании - японский термин, означающий сверхэксплуатирующие и агрессивные к своим работникам организации, обладающие брутальной культурой. Примером служит британский Revolut.Что нужно знать о Huawei, китайском индустриальном гиганте, который может стать причиной открытой торговой войны между Китаем и США
Компания Huawei стала с одной стороны поводом, а с другой стороны жертвой торговой войны между США и Китаем. Что это за компания …Неудачная промо-акция от Coca-Cola. Оскорбления покупателей — не лучший способ продвижения продукции
Бесспорно неудачная промо-акция Coca-Cola привела к тому, что покупатели стали находить под крышками оскорбления и ругательства. Это случилось, поскольку...Дональд Трамп в Симпсонах и Южном Парке
Дональд Трамп в Симпсонах пленяет Гомера своими волосами. Гомера затягивает в шевелюру, где он совершает невероятное путешествие в миры Трампа. В Южном...
Сбои в планировании ресурсов могут стоить сотни миллионов долларов. Примеры Nike, Hershey’s и Hewlett-Packard
Компании Nike, Hershey’s и Hewlett-Packard убедились в том, что сбои в планировании ресурсов, т.е. обеспечении соответствия ресурсов и операций, могут стоить сотни …Высказывания Илона Маска о коронавирусе создали ему репутацию «технологического ковидиота No. 1» — по версии New York Post
В последнее время Илона Маска часто критикуют за пустословие. Высказывания Илона Маска о коронавирусе и последовавшие дела еще раз демонст...Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказалась
Офисные стикеры Post-It Notes были изобретены случайно. Компания не хотела выводить их на рынок. Когда они достигли рынка произошла революция коммуникации.Мультфильмы Диснея вызывают отвращение к работе. Данные ученых
Исследование показало, что мультфильмы Диснея могут вызывать отвращение к работе, организациям и руководству. В их сюжеты заложены линии...Ford Edsel — любимый бизнес кейс Билла Гейтса. Какие уроки можно из него извлечь?
История Ford Edsel - классический пример, демонстрирующий серьезные ошибки в разработке и маркетинге. Это один из любимых бизнес-кейсов Билла Гейтса. На ошибках, …
Сухой закон в США. Уроки для бизнеса
Сухой закон в США привел к закрытию десятков тысяч предприятий. Однако многие компании нашли «креативные» пути, чтобы обойти сухой закон и продолжить …Социальное происхождение лидера организации влияет на ее стратегию
Ученые выяснили, что социальное происхождение лидера компании влияет на его готовность идти на стратегические риски и на стратегию организа...Фирма, которая за вас подберет имя вашему ребенку…за $29 000
Подбор имени ребенка - одна из задач, которая теперь решается сторонними организациями. Стоимость услуги - каких-нибудь 29 тысяч долларов. Если вы сами...