
Стандартизация — основа производства Toyota. Однако она не сводится к составлению перечня шагов, которому должен следовать оператор. Стандартная работа никогда не считалась в Toyota инструментом управления, который навязывается рабочим вопреки их желанию. Речь идет не о жестких стандартах, которые заставляют действовать механически и убивают вкус к работе, — напротив, стандартная работа расширяют возможности рабочих и является основой для инноваций на рабочем месте.
Закрепление не способа выполнения работы, а мастерства
В первую очередь, это связано с тем, что для Toyota стандартизация — это не поиск единственного возможного способа выполнения работы и закрепление этого способа, а стабилизация мастерства на достигнутом уровне для его дальнейшего повышения.
Джеффри Лайкер иллюстрирует это таким примером. Если вы учитесь играть в гольф, тренер начнет с того, чтобы обучить вас основному удару. Потом вы должны много практиковаться, чтобы твердо усвоить, как делается этот взмах, то есть стабилизировать свой навык. И только после этого вы сможете совершенствовать свое умение.1
В отличие от Toyota, многие компании воспринимают «основной удар» как единственный правильный способ выполнения работы и стандартизируют его не для дальнейшего совершенствования, а исключительно для воспроизводимого применения в своей деятельности.
Знания, лидерство, способности и культура
Поскольку совершенствование требует высокого уровня знаний, лидерства, потенциала и определенной культуры, работники Toyota должны обладать всеми этими качествами. В то же время работникам компаний стандартизировавших и намертво «зацементировавших» свои процессы эти качества не характерны, правда, и результаты таких компаний не такие впечатляющие как у Toyota.
Стандартизация в понимании многих менеджеров сводится к ограничению полномочий работников, в то время как Toyota, напротив, расширяет их полномочия. С точки зрения компании, любой работник это не просто пара рук, которая выполняет распоряжения, а аналитик, готовый к решению проблем.
Таким образом, Toyota совмещает в себе бюрократическую систему, структурированную сверху вниз, с гибкостью и инновационностью. Такую организацию можно назвать поощряющей бюрократией. Для нее характерны следующие черты:
— Полномочия делегируются служащим
— Правила и процедуры представляют собой инструмент расширения полномочий
— Иерархия способствует организационному обучению
Баланс между жесткостью и гибкостью
При стандартизации перед Toyota встает важнейшая задача — найти оптимальное сочетание двух составляющих. С одной стороны следует обеспечить работников четкой процедурой, которой они должны придерживаться, с другой — предоставить им свободу введения новшеств, позволяющую творчески подходить к решению сложных задач. Ключ к достижению такого равновесия — в подходе людей к созданию стандартов и в тех, кто участвует в их создании.1
Стандарты должны быть с одной стороны достаточно конкретными, чтобы обеспечивать практическую деятельность, но в то же время допускать определенную гибкость. Кроме того, степень стандартизации различна для процессов различного рода. Так, стандарты, касающиеся выполнения ручной работы повторяющегося характера, имеют высокий уровень конкретизации. А стандарты, используемые в проектировании, где отсутствуют фиксированные количественные показатели, гораздо более гибкие.
Важно и то, что составлением и совершенствованием стандартов в Toyota занимаются те люди, которые сами выполняют данную работу. Это ведет к отсутствию навязанных стандартов, а также мотивирует работников, ведь они сами определяют, как им работать и на что ориентироваться в работе.1
1. Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 191-198.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
О том, как Coca-Cola продавала воду из-под крана
Dasani - бутилированная вода производства Coca-cola. В 2001 Coca-cola проводила апсейл-кампанию совместно с ресторанами Olive Garden. Как оказалось, в рамках кампании покупателям …Насколько полезен консалтинг в области управления
Когда компания нанимает консультантов по управлению, она должна знать, что с вероятностью 70% она не получит того результата, на который рассчитывает. Это …Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу (которое на самом деле не было написано)
Жизнь Стива Джобса связана с многочисленными легендами. Письмо от Джеймса Бонда Стиву Джобсу является любопытным артефактом...Не можешь создать — купи. Способности и возможности компаний.
Способности и возможности компаний демонстрируют противоположно направленные тенденции. По мере роста возможностей, их способности идут на убыль. Примеры Google, Electronic Arts, Gilead.Вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы. Данные исследования
Ученые установили, что вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы и лояльность компаниям, но снижает интерес к карьере.
Высказывание Стива Джобса из шести слов, ставшее лучшим уроком лидерства
Один из работников Apple совершил серьезную ошибку. Короткое высказывание Стива Джобса по поводу ошибки стало серьезным уроком лидерства для провинившегося.Асимметрия информации и проблема принципала-агента. Кейсы Wells Fargo и KPMG
Асимметрия информации и проблема принципала-агента - причина большинства корпоративных преступлений. Примерами таких преступлений выступают такие компании как Wells Fargo и KPMG. Так, …Галлюциногены на службе у корпораций. Мирон Столярофф и его попытка сделать ЛСД частью корпоративной культуры Ampex
Мирон Столярофф, высший менеджер компании Ampex, предложил интегрировать галлюциногены в корпоративную культуру Ampex. В результате...Ли Якокка — антикризисный менеджер, бонвиван и рейдер. Chrysler при нем и после него
Ли Якокка с 1970 по 1978 годы возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы. …Как была сделана легендарная фотография Стива Джобса, ставшая его визитной карточкой при жизни и после смерти
Классическая черно-белая фотография Стива Джобса была сделана в 2006 году. Она нравилась Джобсу и стала его визитной карточкой при жизни и...
Личностные качества успешных людей. 7 характеристик, которые помогают добиться успеха — мнение эксперта
Личностные качества успешных людей включают семь черт, которые можно развить в себе. Профессор психологии Джордж Эверли предлагает простой...Зачем Джобс бросил iPod в аквариум?
Когда инженеры принесли Джобсу прототип iPod, он потребовал уменьшить размер гаджета. Ему ответили, что это невозможно. Тогда он бросил iPod в аквариум.«Уважаемый богатый подонок…» К чему может привести ошибка при рассылке информации клиентам
Ошибка при рассылке информации клиентам может привести к весьма курьезным последствиям и нередко впоследствии требует извинений. В этом убедились...