Гибкая стандартизация — основа производственной системы Toyota

Время чтения: 4 мин.
В основе производственной системы Toyota лежит гибкая стандартизация.
Flickr/Daniel

Стандартизация — основа производства Toyota. Однако она не сводится к составлению перечня шагов, которому должен следовать оператор. Стандартная работа никогда не считалась в Toyota инструментом управления, который навязывается рабочим вопреки их желанию. Речь идет не о жестких стандартах, которые заставляют действовать механически и убивают вкус к работе, — напротив, стандартная работа расширяют возможности рабочих и является основой для инноваций на рабочем месте.

Закрепление не способа выполнения работы, а мастерства

В первую очередь, это связано с тем, что для Toyota стандартизация — это не поиск единственного возможного способа выполнения работы и закрепление этого способа, а стабилизация мастерства на достигнутом уровне для его дальнейшего повышения.

Джеффри Лайкер иллюстрирует это таким примером. Если вы учитесь играть в гольф, тренер начнет с того, чтобы обучить вас основному удару. Потом вы должны много практиковаться, чтобы твердо усвоить, как делается этот взмах, то есть стабилизировать свой навык. И только после этого вы сможете совершенствовать свое умение.1

В отличие от Toyota, многие компании воспринимают «основной удар» как единственный правильный способ выполнения работы и стандартизируют его не для дальнейшего совершенствования, а исключительно для воспроизводимого применения в своей деятельности.

Знания, лидерство, способности и культура

Поскольку совершенствование требует высокого уровня знаний, лидерства, потенциала и определенной культуры, работники Toyota должны обладать всеми этими качествами. В то же время работникам компаний стандартизировавших и намертво «зацементировавших» свои процессы эти качества не характерны, правда, и результаты таких компаний не такие впечатляющие как у Toyota.

Стандартизация в понимании многих менеджеров сводится к ограничению полномочий работников, в то время как Toyota, напротив, расширяет их полномочия. С точки зрения компании, любой работник это не просто пара рук, которая выполняет распоряжения, а аналитик, готовый к решению проблем.

Таким образом, Toyota совмещает в себе бюрократическую систему, структурированную сверху вниз, с гибкостью и инновационностью. Такую организацию можно назвать поощряющей бюрократией. Для нее характерны следующие черты:

— Полномочия делегируются служащим

— Правила и процедуры представляют собой инструмент расширения полномочий

— Иерархия способствует организационному обучению

Баланс между жесткостью и гибкостью

При стандартизации перед Toyota встает важнейшая задача — найти оптимальное сочетание двух составляющих. С одной стороны следует обеспечить работников четкой процедурой, которой они должны придерживаться, с другой — предоставить им свободу введения новшеств, позволяющую творчески подходить к решению сложных задач. Ключ к достижению такого равновесия — в подходе людей к созданию стандартов и в тех, кто участвует в их создании.1

Стандарты должны быть с одной стороны достаточно конкретными, чтобы обеспечивать практическую деятельность, но в то же время допускать определенную гибкость. Кроме того, степень стандартизации различна для процессов различного рода. Так, стандарты, касающиеся выполнения ручной работы повторяющегося характера, имеют высокий уровень конкретизации. А стандарты, используемые в проектировании, где отсутствуют фиксированные количественные показатели, гораздо более гибкие.

Важно и то, что составлением и совершенствованием стандартов в Toyota занимаются те люди, которые сами выполняют данную работу. Это ведет к отсутствию навязанных стандартов, а также мотивирует работников, ведь они сами определяют, как им работать и на что ориентироваться в работе.1


1. Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 191-198.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: