
Как реагирует большинство компаний на сложные времена? Как правило, фантазии менеджмента хватает на стандартный набор действий: реструктуризация, сокращения, ребрендинг, смещение дедлайнов и повышение давления на подразделения в надежде «выжать» из них еще немного усилий. Иногда это помогает, но чаще переводит проблемы компании из острого в хроническое состояние и консервирует их в таком виде.
Расширение бизнес-модели IKEA
Иначе решили подходить к преодолению сложных времен в IKEA. 2018 год выдался для компании не самым удачным. В последнее время на рынке мебели наблюдается изменение потребительского поведения, что ведет к снижению продаж IKEA. В 2018 году это проявилось уменьшением выручки.1
Компания решила ответить расширением своей бизнес-модели. Вскоре мебель IKEA можно будет не только купить, но и взять в аренду.1 Это, казалось бы, достаточно простое решение, на самом деле, отражает весьма серьезные процессы, происходящие в компании.
Здесь стоит отметить, что долгие годы бизнес-модель IKEA оставалась неизменна. Даже наступление эры интернет-торговли не подвигло компанию на отказ от формата больших демонстрационных залов с образцами интерьерных решений от дизайнеров IKEA.

И это работало. Однако результаты прошлого года демонстрируют необходимость предложения клиенту чего-то нового, учитывающего современные тенденции потребления.
Не покупать, а получать доступ
Этим новым стала концепция «продукт как сервис» (product-as-a-service (PaaS)). В наше время все большее значение приобретает т.н. философия циркулирования (circular philosophy). Все больше потребителей стремятся меньше покупать вещи, а больше «получать доступ» к ним.1
По такому принципу работают облачные решения в интернете. Вам теперь не нужно покупать мощную вычислительную технику, чтобы использовать программное обеспечение, требующее большие вычислительные мощности. Для этого есть облако.
Точно так же, в наше время в долгосрочную аренду можно взять, скажем, автомобиль или какой-нибудь офисный аппарат. Несложно представить себе, что вскоре подобные сервисы распространятся на многие потребительские товары. Такая модель потребления обеспечивает гибкость оплаты и уменьшает риск отставания от стремительно меняющихся трендов технологий и моды.
Подрывная инновация
Пока это лишь тенденция, но IKEA уже уловила ее и начала развитие нового направления бизнеса. Некоторые эксперты считают, что, запуская это направление, IKEA выступает одним из пионеров своего рода подрывной инновации1, т.е. инновации, которая сделает старые бизнес-модели, основанные на продаже в собственность, неконкурентоспособными.2

Действительно, скорость изменений на потребительском рынке крайне велика. Скажем, на рынке компьютеров, телефонов и гаджетов купленный продукт устаревает, как только происходит релиз новой модели или улучшенного продукта конкурентов. Например, покупая смартфон новейшей модели, можно не сомневаться, что через несколько месяцев он перестанет быть чем-то действительно новым.
Что касается мебели, тренды меняются здесь не столь стремительно. Тем не менее, легко представить себе ситуацию, когда мебель требуется на определенное время. Например, если вы селитесь в каком-либо городе на короткое время, вам вполне может захотеться обставить свое временное жилье новой мебелью (или мебелью, прошедшей починку, радикальную чистку и выглядящей как новая). Это сэкономит ваши деньги, а позже вам не придется думать над тем, как избавиться от мебели. Кроме того, аренда мебели вполне может прийтись по вкусу тем, кто любит часто менять интерьер.
Скорость перемещения людей по свету и все большее стремление к разнообразию, действительно, делают инновацию по сдачи мебели в аренду подрывной. Очень скоро она может вытеснить традиционную продажу и занять ее место. И не исключено, что именно IKEA создаст этот новый рынок.
1. Van Riel A. IKEA is making a huge change by renting out furniture— and it’s a prime example of the kind of thinking more companies need to be doing. Business Insider. Mar 13, 2019.
2. Ab Rahman, Airini & Abdul Hamid, Umar Zakir & Chin, Thoo. (2017). Emerging Technologies with Disruptive Effects: A Review. PERINTIS eJournal. 7. 111-128.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира. Оргия как стимулятор продаж
Скандальный пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира Munich Re. Компания признала, что это была ошибка...Город Иу, поставляющий две трети всех рождественских товаров в мире
Порядка 60% мировых рождественских товаров экспортируется из единственного города. Город Иу в Китае известен как крупнейший центр оптовой...Как уволиться из компании и стоит ли поддаваться на встречное предложение работодателя о повышении
Эксперт отвечает на вопрос, как уволиться из компании с наименьшими потерями, и стоит ли принимать встречное предложение о повышении.Хроническая прокрастинация и ее причины
Причины прокрастинации - не лень и плохой тайм-менеджемент, а отрицательные эмоции. Хроническая прокрастинация возникает, когда человек...Дотком кризис (the dotcom bubble). Что произошло, и кто виноват
Экономический пузырь, известный как дотком кризис (the dot-com bubble), возник из-за интернет-компаний, собравших сотни миллионов долларов...
Смайлик — история символа за $45, приносящего $265 000 000 в год
История смайлика началась в 1963 году. Дизайнер, разработавший его получил 45 долларов. С тех пор смайлик принес сотни миллионов компании...Адхократия — гибкость, открытость и адаптивность организации
Адхократия - особая форма организационной культуры, противоставляемая бюрократии и предполагающая максимальную открытость и адаптивность, гибкость, отсутствие иерархии и формализации отношений.Самые странные командировочные расходы — дельтаплан, лама и череп
Лама. Flickr/Benson Kua Билл Гейтс о коронавирусеС чего начался успех Билла Гейтса. Создатель Microsoft о важности стратегических партнерствИстория полароида. Как каприз трехлетнего …Особенности современного найма. Почему процессы найма неэффективны во многих компаниях. Мнение эксперта
Процессы поиска и найма персонала неэффективны во многих современных компаниях. Виной тому особенности современного найма, считает эксперт...Искусство войны и стратегия. «Искусство войны» Сунь Цзы как основа стратегического менеджмента. И не только…
Древнекитайский трактат Искусство Войны полководца Сунь Цзы был написан в 3 веке до н.э. Тем не менее, он актуален и сегодня для …
Сколько стоит корпоративная культура. Новый тренд в оценке компаний — аудит культуры организации
Корпоративная культура - важнейшая часть компании, которую можно оценить в деньгах. Так считает Марк Бениофф, руководитель многомиллиардной корпорации Salesforce.Юмор в бизнесе. Мнения экспертов и научные факты
По утверждению экспертов и ученых, юмор в бизнесе может иметь колоссальные положительные эффекты. Теоретики и практики бизнеса делятся своими мнениями.Принцип Дилберта и принцип Питера
Принцип Дилберта и принцип Питера предполагают, что высокие позиции в компаниях достаются неквалифицированным сотрудникам. Все дело в...