Как реагирует большинство компаний на сложные времена? Как правило, фантазии менеджмента хватает на стандартный набор действий: реструктуризация, сокращения, ребрендинг, смещение дедлайнов и повышение давления на подразделения в надежде «выжать» из них еще немного усилий. Иногда это помогает, но чаще переводит проблемы компании из острого в хроническое состояние и консервирует их в таком виде.
Расширение бизнес-модели IKEA
Иначе решили подходить к преодолению сложных времен в IKEA. 2018 год выдался для компании не самым удачным. В последнее время на рынке мебели наблюдается изменение потребительского поведения, что ведет к снижению продаж IKEA. В 2018 году это проявилось уменьшением выручки.1
Компания решила ответить расширением своей бизнес-модели. Вскоре мебель IKEA можно будет не только купить, но и взять в аренду.1 Это, казалось бы, достаточно простое решение, на самом деле, отражает весьма серьезные процессы, происходящие в компании.
Здесь стоит отметить, что долгие годы бизнес-модель IKEA оставалась неизменна. Даже наступление эры интернет-торговли не подвигло компанию на отказ от формата больших демонстрационных залов с образцами интерьерных решений от дизайнеров IKEA.
И это работало. Однако результаты прошлого года демонстрируют необходимость предложения клиенту чего-то нового, учитывающего современные тенденции потребления.
Не покупать, а получать доступ
Этим новым стала концепция «продукт как сервис» (product-as-a-service (PaaS)). В наше время все большее значение приобретает т.н. философия циркулирования (circular philosophy). Все больше потребителей стремятся меньше покупать вещи, а больше «получать доступ» к ним.1
По такому принципу работают облачные решения в интернете. Вам теперь не нужно покупать мощную вычислительную технику, чтобы использовать программное обеспечение, требующее большие вычислительные мощности. Для этого есть облако.
Точно так же, в наше время в долгосрочную аренду можно взять, скажем, автомобиль или какой-нибудь офисный аппарат. Несложно представить себе, что вскоре подобные сервисы распространятся на многие потребительские товары. Такая модель потребления обеспечивает гибкость оплаты и уменьшает риск отставания от стремительно меняющихся трендов технологий и моды.
Подрывная инновация
Пока это лишь тенденция, но IKEA уже уловила ее и начала развитие нового направления бизнеса. Некоторые эксперты считают, что, запуская это направление, IKEA выступает одним из пионеров своего рода подрывной инновации1, т.е. инновации, которая сделает старые бизнес-модели, основанные на продаже в собственность, неконкурентоспособными.2
Действительно, скорость изменений на потребительском рынке крайне велика. Скажем, на рынке компьютеров, телефонов и гаджетов купленный продукт устаревает, как только происходит релиз новой модели или улучшенного продукта конкурентов. Например, покупая смартфон новейшей модели, можно не сомневаться, что через несколько месяцев он перестанет быть чем-то действительно новым.
Что касается мебели, тренды меняются здесь не столь стремительно. Тем не менее, легко представить себе ситуацию, когда мебель требуется на определенное время. Например, если вы селитесь в каком-либо городе на короткое время, вам вполне может захотеться обставить свое временное жилье новой мебелью (или мебелью, прошедшей починку, радикальную чистку и выглядящей как новая). Это сэкономит ваши деньги, а позже вам не придется думать над тем, как избавиться от мебели. Кроме того, аренда мебели вполне может прийтись по вкусу тем, кто любит часто менять интерьер.
Скорость перемещения людей по свету и все большее стремление к разнообразию, действительно, делают инновацию по сдачи мебели в аренду подрывной. Очень скоро она может вытеснить традиционную продажу и занять ее место. И не исключено, что именно IKEA создаст этот новый рынок.
1. Van Riel A. IKEA is making a huge change by renting out furniture— and it’s a prime example of the kind of thinking more companies need to be doing. Business Insider. Mar 13, 2019.
2. Ab Rahman, Airini & Abdul Hamid, Umar Zakir & Chin, Thoo. (2017). Emerging Technologies with Disruptive Effects: A Review. PERINTIS eJournal. 7. 111-128.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Теория Стива Джобса о том, что такое креативность и откуда она беретсяСоздатель Apple остается одним из самых изобретательных и инновационных предпринимателей даже после смерти. Теория Стива Джобса относительно креативности...
- За любовь Господа – произведение современного искусства себестоимостью 15 млн фунтов стерлинговЗа любовь Господа - произведение современного искусства, авторм которого является известный современный художник Дэмиен Херст. Скульптура представляет собой человеческий череп инкрустированный более …
- Самоубийства предпринимателей. Ценой успеха нередко становится депрессия, чувство изоляции и суицидСамоубийства предпринимателей взывают шок и недоумение. Молодой успешный перспективный человек убивает себя. Психиатры объясняют в чем причина таких суицидов.
- Для достижения успеха работать надо не больше, а «умнее». Об этом свидетельствуют исследованияЧто нужно, чтобы добиться успеха в работе? Исследование ученых из Университета Калифорнии демонстрируют, что для достижения успеха на работе необходимо не столько …
- Чем плоха зависть к чужому успеху, и как с ней справитьсяЗависть к чужому успеху не мотивирует, как это принято считать. Напротив она обладает рядом крайне негативных эффектов. Психологи советуют...
- Коронавирус и пиво Corona: как эпидемия повлияла на легендарный брендКоронавирус и пиво Corona вызывают взаимные ассоциации в сознании потребителя. Однако на фоне коронавирусной эпидемии продажи пива не...
- Как мотивировать работников? Обеспечьте их взаимодействие с внутренними клиентамиЧтобы мотивировать работников, нужно обеспечить их активное взаимодействие с внутренними клиентами. Исследования профессора управления...
- Преемственность — секрет успеха Facebook. Мнение Марка ЦукербергаПреемственность - основа устойчивости команд Facebook. Именно она стала основой успеха компании. Так считает Марк Цукерберг - создатель Facebook.
- Как победить страх неудачи. Советы Ричарда БрэнсонаБизнесмен, известный своим бесстрашием, дает советы о том, как победить страх неудачи. Именно это умение позволило Брэнсону заработать 4 млрд. долларов.
- Сухой закон в США. Уроки для бизнесаСухой закон в США привел к закрытию десятков тысяч предприятий. Однако многие компании нашли «креативные» пути, чтобы обойти сухой закон и продолжить …
- История развития менеджмента объясняет многие дефициты современного корпоративного управленияМенеджмент возник при переходе от ремесленного производства к промышленному. Усложнение производственных процессов привело к возникновению потребности в эффективном планировании времени и ресурсов …
- Burning Man — инкубатор креатива для обитателей Силиконовой ДолиныПредставители бизнеса Силиконовой Долины посещают фестиваль Burning Man для развития своих творческих способностей. Несмотря на репутацию мероприятия...
- Искусственный интеллект в HR — больше, чем автоматизация. Мнения экспертовЭксперты убеждены: искусственный интеллект в HR будет играть все большую роль. Уже сегодня поиск кандидатов, анализ резюме, интервью перв...