
Как реагирует большинство компаний на сложные времена? Как правило, фантазии менеджмента хватает на стандартный набор действий: реструктуризация, сокращения, ребрендинг, смещение дедлайнов и повышение давления на подразделения в надежде «выжать» из них еще немного усилий. Иногда это помогает, но чаще переводит проблемы компании из острого в хроническое состояние и консервирует их в таком виде.
Расширение бизнес-модели IKEA
Иначе решили подходить к преодолению сложных времен в IKEA. 2018 год выдался для компании не самым удачным. В последнее время на рынке мебели наблюдается изменение потребительского поведения, что ведет к снижению продаж IKEA. В 2018 году это проявилось уменьшением выручки.1
Компания решила ответить расширением своей бизнес-модели. Вскоре мебель IKEA можно будет не только купить, но и взять в аренду.1 Это, казалось бы, достаточно простое решение, на самом деле, отражает весьма серьезные процессы, происходящие в компании.
Здесь стоит отметить, что долгие годы бизнес-модель IKEA оставалась неизменна. Даже наступление эры интернет-торговли не подвигло компанию на отказ от формата больших демонстрационных залов с образцами интерьерных решений от дизайнеров IKEA.

И это работало. Однако результаты прошлого года демонстрируют необходимость предложения клиенту чего-то нового, учитывающего современные тенденции потребления.
Не покупать, а получать доступ
Этим новым стала концепция «продукт как сервис» (product-as-a-service (PaaS)). В наше время все большее значение приобретает т.н. философия циркулирования (circular philosophy). Все больше потребителей стремятся меньше покупать вещи, а больше «получать доступ» к ним.1
По такому принципу работают облачные решения в интернете. Вам теперь не нужно покупать мощную вычислительную технику, чтобы использовать программное обеспечение, требующее большие вычислительные мощности. Для этого есть облако.
Точно так же, в наше время в долгосрочную аренду можно взять, скажем, автомобиль или какой-нибудь офисный аппарат. Несложно представить себе, что вскоре подобные сервисы распространятся на многие потребительские товары. Такая модель потребления обеспечивает гибкость оплаты и уменьшает риск отставания от стремительно меняющихся трендов технологий и моды.
Подрывная инновация
Пока это лишь тенденция, но IKEA уже уловила ее и начала развитие нового направления бизнеса. Некоторые эксперты считают, что, запуская это направление, IKEA выступает одним из пионеров своего рода подрывной инновации1, т.е. инновации, которая сделает старые бизнес-модели, основанные на продаже в собственность, неконкурентоспособными.2

Действительно, скорость изменений на потребительском рынке крайне велика. Скажем, на рынке компьютеров, телефонов и гаджетов купленный продукт устаревает, как только происходит релиз новой модели или улучшенного продукта конкурентов. Например, покупая смартфон новейшей модели, можно не сомневаться, что через несколько месяцев он перестанет быть чем-то действительно новым.
Что касается мебели, тренды меняются здесь не столь стремительно. Тем не менее, легко представить себе ситуацию, когда мебель требуется на определенное время. Например, если вы селитесь в каком-либо городе на короткое время, вам вполне может захотеться обставить свое временное жилье новой мебелью (или мебелью, прошедшей починку, радикальную чистку и выглядящей как новая). Это сэкономит ваши деньги, а позже вам не придется думать над тем, как избавиться от мебели. Кроме того, аренда мебели вполне может прийтись по вкусу тем, кто любит часто менять интерьер.
Скорость перемещения людей по свету и все большее стремление к разнообразию, действительно, делают инновацию по сдачи мебели в аренду подрывной. Очень скоро она может вытеснить традиционную продажу и занять ее место. И не исключено, что именно IKEA создаст этот новый рынок.
1. Van Riel A. IKEA is making a huge change by renting out furniture— and it’s a prime example of the kind of thinking more companies need to be doing. Business Insider. Mar 13, 2019.
2. Ab Rahman, Airini & Abdul Hamid, Umar Zakir & Chin, Thoo. (2017). Emerging Technologies with Disruptive Effects: A Review. PERINTIS eJournal. 7. 111-128.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Открыто высказывать свое мнение — нежелательно. Даже в самой либеральной из компаний. Джеймс Деймор из Google в этом убедился
Даже в одной из самых либеральных компаний мира Google открыто высказывать свое мнение может быть опасно. История Джеймса Дэймора, чье мнение не …Диктатура и микроменеджмент. Почему компания NeXT Стива Джобса не стала второй Apple, и какие уроки извлек Джобс из провала NeXT
Стив Джобс, покинув Apple, основал другую компьютерную фирму - компанию NeXT. Она просуществовала 12 лет, но по-настоящему успешной никогда не была. NeXT …Хамди Улукайа, создатель Chobani, делится секретами успеха. Оказывается, все просто…
Хамди Улукайа, основатель компании Chobani, производящей йогурт, построил миллиардный бизнес, опираясь на очень простые, но твердые принципы.Ошибки при найме. 46% новых работников уйдут в течение 18 месяцев. Компании нанимают «правильных» людей только в 19% случаев
Ошибки при найме персонала обходятся компаниям в миллионы долларов. В 46% случаев люди покидают компании в течение 18 месяцев. Лишь 19%...Финансовые пирамиды и схема Понци
Финансовые пирамиды - обманные сетевые финансовые схемы. Схема Понци - разновидность финансовой пирамиды. Принцип финансовой пирамиды...
Хищение зарплаты. Как работодатель может обворовывать работников
Нередко работодатель идет на ухищрения, чтобы сэкономить на работнике. В английском для этого явления есть термин «хищение зарплаты» или wage theft.Взаимосвязи рынка — сообщение Цукерберга повысило стоимость акций New York Times, Fox News и Wall Street Journal
Взаимосвязи рынка не всегда очевидны. Сообщение Цукерберга понизило Facebook на 4% и обошлось бизнесмену в 3 млрд. долларов. Акции New York Times …Amazon: секрет эффективности совещаний. Почему Джефф Безос отказался от презентаций Power Point
Amazon отказался от использования презентаций на совещаниях. Как показывает опыт Amazon - секрет эффективных совещаний в написании подробных изложений мыслей работников.10 самых дорогих картин всех времен
Живопись - не только объект восхищения ценителей и коллекционеров, но и объект инвестиций. Список 10 самых дорогих картин неожиданно возглавляет...Зачем Джобс бросил iPod в аквариум?
Когда инженеры принесли Джобсу прототип iPod, он потребовал уменьшить размер гаджета. Ему ответили, что это невозможно. Тогда он бросил iPod в аквариум.
Лидерство в кризис: эти руководители компаний отказались от своих зарплат из-за эпидемии коронавируса
Многие руководители крупных компаний отказываются от своих зарплат из-за эпидемии коронавируса. Истинное лидерство в кризис требует...Что нужно знать о Huawei, китайском индустриальном гиганте, который может стать причиной открытой торговой войны между Китаем и США
Компания Huawei стала с одной стороны поводом, а с другой стороны жертвой торговой войны между США и Китаем. Что это за компания …Теория Стива Джобса о том, что такое креативность и откуда она берется
Создатель Apple остается одним из самых изобретательных и инновационных предпринимателей даже после смерти. Теория Стива Джобса относительно креативности...