
Как реагирует большинство компаний на сложные времена? Как правило, фантазии менеджмента хватает на стандартный набор действий: реструктуризация, сокращения, ребрендинг, смещение дедлайнов и повышение давления на подразделения в надежде «выжать» из них еще немного усилий. Иногда это помогает, но чаще переводит проблемы компании из острого в хроническое состояние и консервирует их в таком виде.
Расширение бизнес-модели IKEA
Иначе решили подходить к преодолению сложных времен в IKEA. 2018 год выдался для компании не самым удачным. В последнее время на рынке мебели наблюдается изменение потребительского поведения, что ведет к снижению продаж IKEA. В 2018 году это проявилось уменьшением выручки.1
Компания решила ответить расширением своей бизнес-модели. Вскоре мебель IKEA можно будет не только купить, но и взять в аренду.1 Это, казалось бы, достаточно простое решение, на самом деле, отражает весьма серьезные процессы, происходящие в компании.
Здесь стоит отметить, что долгие годы бизнес-модель IKEA оставалась неизменна. Даже наступление эры интернет-торговли не подвигло компанию на отказ от формата больших демонстрационных залов с образцами интерьерных решений от дизайнеров IKEA.

И это работало. Однако результаты прошлого года демонстрируют необходимость предложения клиенту чего-то нового, учитывающего современные тенденции потребления.
Не покупать, а получать доступ
Этим новым стала концепция «продукт как сервис» (product-as-a-service (PaaS)). В наше время все большее значение приобретает т.н. философия циркулирования (circular philosophy). Все больше потребителей стремятся меньше покупать вещи, а больше «получать доступ» к ним.1
По такому принципу работают облачные решения в интернете. Вам теперь не нужно покупать мощную вычислительную технику, чтобы использовать программное обеспечение, требующее большие вычислительные мощности. Для этого есть облако.
Точно так же, в наше время в долгосрочную аренду можно взять, скажем, автомобиль или какой-нибудь офисный аппарат. Несложно представить себе, что вскоре подобные сервисы распространятся на многие потребительские товары. Такая модель потребления обеспечивает гибкость оплаты и уменьшает риск отставания от стремительно меняющихся трендов технологий и моды.
Подрывная инновация
Пока это лишь тенденция, но IKEA уже уловила ее и начала развитие нового направления бизнеса. Некоторые эксперты считают, что, запуская это направление, IKEA выступает одним из пионеров своего рода подрывной инновации1, т.е. инновации, которая сделает старые бизнес-модели, основанные на продаже в собственность, неконкурентоспособными.2

Действительно, скорость изменений на потребительском рынке крайне велика. Скажем, на рынке компьютеров, телефонов и гаджетов купленный продукт устаревает, как только происходит релиз новой модели или улучшенного продукта конкурентов. Например, покупая смартфон новейшей модели, можно не сомневаться, что через несколько месяцев он перестанет быть чем-то действительно новым.
Что касается мебели, тренды меняются здесь не столь стремительно. Тем не менее, легко представить себе ситуацию, когда мебель требуется на определенное время. Например, если вы селитесь в каком-либо городе на короткое время, вам вполне может захотеться обставить свое временное жилье новой мебелью (или мебелью, прошедшей починку, радикальную чистку и выглядящей как новая). Это сэкономит ваши деньги, а позже вам не придется думать над тем, как избавиться от мебели. Кроме того, аренда мебели вполне может прийтись по вкусу тем, кто любит часто менять интерьер.
Скорость перемещения людей по свету и все большее стремление к разнообразию, действительно, делают инновацию по сдачи мебели в аренду подрывной. Очень скоро она может вытеснить традиционную продажу и занять ее место. И не исключено, что именно IKEA создаст этот новый рынок.
1. Van Riel A. IKEA is making a huge change by renting out furniture— and it’s a prime example of the kind of thinking more companies need to be doing. Business Insider. Mar 13, 2019.
2. Ab Rahman, Airini & Abdul Hamid, Umar Zakir & Chin, Thoo. (2017). Emerging Technologies with Disruptive Effects: A Review. PERINTIS eJournal. 7. 111-128.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтой
Оказывается, много непрочитанных сообщений - далеко не всегда признак лени и неорганизованности. Напротив, иногда - это признак хорошего тайм-менеджмента.Искусственный интеллект в HR — больше, чем автоматизация. Мнения экспертов
Эксперты убеждены: искусственный интеллект в HR будет играть все большую роль. Уже сегодня поиск кандидатов, анализ резюме, интервью перв...Чем полезно корпоративное обучение? Оно снижает «текучку» на 37%. Об этом свидетельствует исследование
По данным исследований, корпоративное обучение снижает текучесть кадров на 37%. Для 92% работников обучение - мотивирующий фактор, 83% работников лучше выполняют свои …Amazon предпочитает не полагаться на контрактные транспортные компании и расширяет свой воздушный флот
Amazon предпочитает не полагаться на контрактные транспортные компании и стремится держать все аспекты своего бизнеса в собственных руках. Компания Джеффа Безоса решила …Консалтинговые услуги в области управления оказываются бесполезными, некоторые — откровенно вредными. Почему?
Более 60% компаний, обратившихся к консультантам в области менеджмента остаются недовольны результатом. Значительная часть IT-решений для бизнеса вызывает у работников фрустрацию.
Преимущества стартапов перед большими компаниями. И как компании пытаются сохранить их
Небольшие компании обладают способностями, которых нет у крупных компаний. Преимущества стартапов перед большими компаниями состоят в...Запланированное устаревание. Конспирология и реальность
Запланированное устаревание - стратегия создания продукта с укороченным сроком службы. Стратегия стала объектом некоторых конспирологических теорий.Технологии и корпоративная культура. Технологии усугубляют проблемы, если проблема в культуре. Мнение эксперта
Интернет-платформы и приложения для бизнеса должны быть совместимы с культурой компании. Технологии и корпоративная культура могут образовывать порочные круги...Как дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в промышленном дизайне
Джобс так глубоко ушел в восточные духовные практики, что хотел переехать в Японию. Дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в дизайне...Может ли компании быть выгодна смерть своего работника. Страхование мертвых крестьян
Страхование мертвых крестьян - вид страхования, когда выгодоприобретателем от страховки работника является компания. В такой ситуации организации может оказаться выгодна смерть работников.
Культура здравого смысла. Пример Evernote
Когда в компании существует культура здравого смысла, она не следует шаблонам и стереотипам, а опирается на логику. Опытом делится основатель ...Что случилось с Kodak — чем может обернуться боязнь нового
Компания Kodak не выдержала конкуренции со стороны производителей цифровых фотокамер. Горькая ирония состоит в том, что цифровая камера была изобретена самой компанией …Корпоративные герои — вдохновляют ли работников рассказы о них
Во многих компаниях существуют свои корпоративные герои. Их истории призваны вдохновлять и устанавливать стандарты. Однако...