Принципы холакратии были разработаны бизнесменом Брайаном Робертсоном. Он основал IT-стартап Ternary Software и организовал в нем особую форму самоуправления, которую назвал холакратией.
Видимо, холакратия увлекла Робертсона сильнее, чем разработка программного обеспечения. Поэтому, спустя некоторое время, он покинул Ternary Software и основал еще одну компанию — HolacracyOne, которая занимается внедрением холакратии своим клиентам. А крупнейшим из таких клиентов Брайна Робертсона является принадлежащая Amazon компания Zappos — интернет-магазин обуви и одежды. Это по-настоящему крупная организация. Ее персонал измеряется тысячами человек, а выручка — миллиардами долларов.

С лета 2015 года компания Zappos ввела у себя управление, полностью основанное на принципах холакратии. Точнее, такое управление ввел в компании Тони Шей — глава интернет-ритейлера.
Основные принципы холакратии: отсутствие руководителей и самоуправление
Внедрение холакратии означало, что в компании больше не будет менеджмента в традиционном понимании, а управление будет опираться на самоорганизацию коллектива. При холакратии традиционная иерархическая организационная структура в форме пирамиды заменяется структурой, состоящей из кругов — групп работников, отвечающих за определенные функции компании. Самый большой круг называется якорным кругом. В него входят практически все работники, и он, в сущности, играет роль совета директоров.1
Тони Шей проникся идеями холакратии еще в 2012 году, когда услышал выступление Брайана Робертсона на конференции. С этого момента в Zappos начали медленно вводиться элементы самоуправления.2 Корпоративная культура Zappos стала претерпевать медленные изменения.
Однако в начале 2015 года Тони Шей посчитал, что настало время решительных действий и быстрого полного перехода компании на холакратическое управление.1
Как трансформировалась корпоративная культура Zappos. Не обошлось без жертв
Вот тут и начались проблемы. Внедрение холакратии в такой большой компании как Zappos, не могло пройти совсем безболезненно и гладко. В процессе «холакратизации» возникло немало противоречивых моментов. Оказалось, что многие работники не готовы к такой организации корпоративного управления. Кого-то пугала ответственность, а кто-то не был готов расставаться со своей должностью и статусом в компании.1
Но Шея это не остановило. Он был настроен решительно, даже если ради холакратии придется пожертвовать хорошими работниками. Он анонсировал изменения в компании и предложил компенсационный пакет тем, кто захочет добровольно покинуть Zappos. Работники были поставлены перед выбором. Либо принять принципы холакратии, либо забрать деньги и уйти.
Новая корпоративная культура Zappos пришлась по вкусу далеко не всем. 210 человек (14% персонала) покинули компанию. Затем Тони Шей повторил предложение. Ушли еще 50 человек. После этого, предполагая, что остались только те, кто вполне осознанно готов принять холакратию, Шей принялся за трансформацию иерархической пирамиды организационной структуры в круги холакратии.
Новая корпоративная культура Zappos — не анархия. Но понять принципы холакратии непросто. Холакратия требует обучения
По утверждению главы Zappos, в холакратии гораздо больше структуры, чем это кажется на первый взгляд. А зачастую роли и ответственность людей в такой системе даже понятнее, чем в иерархической организации. Более того, Шей утверждает, что холакратия не является полным антагонистом иерархии. Она предполагает главенство и иерархию цели.
Холакратия вовсе не предполагает анархии. У каждого круга имеется свой лидер, который по аналогии с обычным менеджером, распределяет задачи и следит за их выполнением. Но в отличие от традиционного менеджера, лидер не определяет методы и способы выполнения задач и не может ограничивать членов круга в их участии в других проектах (разумеется, если работник справляется со своими функциями в границах круга).
В Zappos имеется около 500 кругов, и для того, чтобы отслеживать роли и функции в этих кругах, компания использует специальное программное обеспечение производства HolacracyOne, называющееся GlassFrog.

Тони Шей признает, что понять холакратию не так уж просто. Возможно, поэтому она так часто подвергается критике. Процесс обучения в Zappos занимает достаточно много времени, но даже после обучения работнику может потребоваться несколько месяцев, чтобы окончательно понять, как работает система и полностью включиться в рабочий процесс.
Тони Шей: будущее за холакратией, и компания Zappos уже в этом будущем
Шей разумно замечает, что как критикам, так и фанатам холакратии стоит помнить одну важную вещь: принципы холакратии как метод управления существуют совсем недавно.1 Если представить себе, что холакратия — это операционная система, то для нее существует совсем немного приложений (метафора принадлежит Брайану Робертсону, называющему организационные процессы, такие как найм или выплата зарплат, приложениями).
«Часть нашей работы в Zappos состоит в создании таких приложений», — говорит Тони Шей — «А поскольку мы делаем это в первый раз, некоторые приложения получаются здорово, а другие не выходят совсем. Но все это эволюционный процесс, и мы делимся своими открытиями с миром.»
«Надеюсь, существуют компании, которые захотят заимствовать и усовершенствовать наши приложения. И тогда со временем возникнет целая экосистема компаний, выходящих за рамки традиционной системы команд и контроля. А это значит, что наши усилия того стоят.» — добавляет он.
Тони Шей предвидит, что в корпоративном управлении вскоре сформируется настоящее движение, направленное на развитие самоуправления и повышения прозрачности в работе компаний. Когда это случится, он хочет, чтобы компания Zappos была в первых рядах этого движения.1
Дополнительно: От культуры к продукту. Стартап стоимостью 1,1 млрд долларов начался с создания корпоративной культуры
1. Feloni R. Zappos’ CEO says this is the biggest misconception people have about his company’s self-management system. Business Insider. Feb 2, 2016.
2. Feloni R. Zappos CEO Tony Hsieh reveals what it was like losing 18% of his employees in a radical management experiment — and why it was worth it. Business Insider. Jan 28, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Parmalat: крупнейшее корпоративное преступление в Европе
Самый громкий корпоративный скандал в Европе связан с итальянской компанией Parmalat. От действий Parmalat пострадали 100 тысяч человек. Как выяснилось, высший менеджмент …Кто начинает свое дело, почему, и что в результате — статистика стартапов
Рассмотрим статистику стартапов - цифры, которые объяснят нам, кто начинает свое дело, каковы их шансы на успех и в чем причины неудач.Что нужно знать о Huawei, китайском индустриальном гиганте, который может стать причиной открытой торговой войны между Китаем и США
Компания Huawei стала с одной стороны поводом, а с другой стороны жертвой торговой войны между США и Китаем. Что это за компания …Как компания Hugo Boss производила униформу для национал-социалистов и вермахта
История компании Hugo Boss началась в 1930-х. Компания Hugo Boss производила униформу для гитлеровских элитных подразделений - СС, СА и...Что хотят нам сообщить бизнес-лидеры своим внешним видом
О стиле одежды многих бизне-лидеров сказать практически нечего - костюм, галстук, туфли. Но некоторые бизнес-лидеры весьма примечательны не только своими достижениями, но …
Корпоративная культура жадности и лицемерия? Слова и дела фармацевтических компаний
Что можно сказать об организации, провозглашающей самые благородные цели, но вступающей в картельный сговор для извлечения сверхприбыли? Разберем пример фармацевтических компаний Mylan …Субъективное самочувствие на рабочем месте. Что для людей важнее всего, чтобы хорошо себя чувствовать на работе?
Не секрет, что субъективное самочувствие на рабочем месте имеет огромное влияние на мотивацию, трудоспособность и эффективность работы. Кроме того, с фактором суъективного …Принцип Дилберта и принцип Питера
Принцип Дилберта и принцип Питера предполагают, что высокие позиции в компаниях достаются неквалифицированным сотрудникам. Все дело в...Синдром самозванца — что это и как с ним бороться
Синдром самозванца - психологическое состояние, когда человек чувствует, что он не заслуживает своих собственных достижений и успехов...Дэвид Блейн и его правило одного доллара. Как маг и бизнесмен принимает карьерные решения
Маг и бизнесмен Дэвид Блейн выполняет опасные трюки. Это его бизнес. Для оценки соотношения риска и выгоды от трюка он использует правило...
Бизнес-лажа, вранье и декларативные сообщения
В мире бизнеса преувеличения, тенденциозные интерпретации и просто откровенное вранье - совсем не редкость. Но существует особая категория сообщений, исходящих от бизнес-организаций. …Что такое дилемма инноватора. Пример Kodak
Дилемма инноватора - концепция, объясняющая, почему многие компани не способны воспользоваться собственными подрывными инновациями. Например Kodak погубила цифровая фотографияПервый рекламный баннер в интернете — как он выглядел и что рекламировал
Самый первый рекламный баннер в интернете появился в 1994 году на сайте интернет-издания HotWired. Первый в мире баннер рекламировал...