
«Два человека приходят утром на работу. Один из них слегка раздражен. Второй — весел и дружелюбен. Чей день будет более креативным?» Таким вопросом задались ученые из университетов Гента (Бельгия) и Люнебурга (Германия). Удивительным образом, они выяснили, что отрицательные эмоции способствуют возникновению творческих идей и подходов. Правда, при одном условии.
«День веселого и дружелюбного работника, скорее всего, будет приятным. Что касается недовольного работника, его день может быть ужасен. Но может быть и полон творческого созидания. Но для этого на смену негативным эмоциям должны прийти позитивные», — сообщают ученые.
Этот переход от негативных эмоций к позитивным, который способствует возникновению творческих идей, они назвали аффективным сдвигом.[1]
Эмоции и творчество — исследования
Психологи из Гента и Люнебурга провели два исследования, которые позволили сделать вывод о том, что креативность возникает «на стыке» отрицательных и положительных эмоций. В первом исследовании участвовали работники различных организаций, чья деятельность требует творческих подходов. Во втором — студенты-психологи.
Участники первого исследования должны были описать свое эмоциональное состояние в начале и в конце рабочего дня, а также оценить насколько творческим оказался их день. Те работники, которые начинали рабочий день в плохом настроении, а заканчивали его в хорошем, сообщали о больших творческих успехах этого дня, чем те, что весь день пребывали в хорошем настроении.[1]
Во втором исследовании участникам целенаправленно создавался позитивный (половине участников) или негативный (второй половине) эмоциональный фон. Затем их просили написать сочинение о каком-либо радостном событии. Таким образом, половина участников совершала переход от негативных эмоций к позитивным. А вторая половина на протяжении всего эксперимента испытывала только положительные эмоции. Сочинения участников оценивались независимыми экспертами. Средняя оценка за сочинения в группе, совершавшей переход от отрицательных эмоций к положительным, оказалась существенно выше.[1]
Аффективный сдвиг: отрицательные эмоции способствуют возникновению творческих идей, когда им на смену приходят положительные
Ученые делают вывод, что отрицательные эмоции способствуют возникновению творческих подходов, если им на смену приходят положительные эмоции.
«Креативность не зависит от того, присутствует ли у человека положительный или отрицательный эмоциональный настрой. Она обостряется при переходе от отрицательных эмоций к положительным. Мы можем сравнить ее с фениксом — мифическим существом, которое сгорает, а затем восстает из пепла в виде красивой птицы», — пишут ученые в статье, посвященной двум исследованиям.[1]
Результаты исследований имеют практическое значение. «В некоторых ситуациях, возможно, лидерам стоит специально направлять внимание работников на существующие проблемы. Это позволит создать отрицательный эмоциональный фон. Последующий перевод фокуса с проблем на возможности создаст аффективный сдвиг, который поспособствует возникновению идей относительно решения проблем.» «В ситуации, когда отрицательный эмоциональный фон уже имеет место, эффективной будет стратегия, направленная на устранение негативных эмоций и создание аффективного сдвига в сторону позитивных.»[1]
Далее: Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работать
- Bledow R, Rosing K, Frese M. A Dynamic Perspective on Affect and Creativity. 2012. Academy of Management JournalVol. 56, No. 2.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Скука на работе как источник мотивации и стимулятор творческого подхода. Результаты исследования
Результаты исследований свидетельствуют, что скука на работе иногда выступает как источник мотивации и стимулирует творческое мышление...Билл Гейтс о деньгах: «На что все это потратить? Сколько гамбургеров ты можешь съесть?»
Что говорит миллиардер Билл Гейтс о деньгах? Создатель Microsoft видит единственный логичный способ потратить свои деньги, а именно...Может ли компании быть выгодна смерть своего работника. Страхование мертвых крестьян
Страхование мертвых крестьян - вид страхования, когда выгодоприобретателем от страховки работника является компания. В такой ситуации организации может оказаться выгодна смерть работников.Бирюзовые организации Фредерика Лалу и их корпоративная культура
С тех пор, как Фредерик Лалу опубликовал свою книгу Открывая организации будущего, идея бирюзовых организаций приобрела большую популярность. Однако построение бирюзовой организации …Предсмертное письмо Стива Джобса
Создатель Apple покинул пост главы компании в августе 2011 года, в ноябре он скончался. Предсмертное письмо Стива Джобса, обращенное к...
Кому нравится авторитарный управленческий стиль. Каковы личностные черты работников, которые предпочитают авторитарных руководителей
Существует категория работников, которым нравится авторитарный управленческий стиль их начальства. Этим работникам характерны такие черты: ...Как развить изобретательность в бизнесе. Совет когнитивного психолога
Когнитивный психолог дает совет, как развить изобретательность. Для этого необходимо перевести мозг в режим работы пятиклассника. Это даст...Секрет продуктивности — меньше, но интенсивнее
По данным исследований секрет продуктивности состоит в сокращении времени, проводимого за работой, но повышении интенсивности загрузки.Умный ответ на вызовы рынка. IKEA внедряет принципы философии циркулирования
Потребительское поведение на рынке мебели меняется, и IKEA отвечает расширением своей бизнес-модели и применением принципов философии циркулирования.Идеальная бизнес-модель. Пирамида любопытства — заплатить, чтобы узнать, кто заплатил еще
Люди платят вам за то, что они создают информационный повод для упоминания вашей компании и рекламируют ее. Идеальная бизнес-модель для небольшого бизнеса.
Личностное многообразие и сопричастность. Взгляд Lenovo на эффективность команд
Личностное многообразие и сопричастность - тренд в современном корпоративном управлении, направленный на создание инновационных и созидательных команд.Работа с идеями. Метод, лежащий в основе успеха Amazon
Важным фактором успеха Amazon является работа с идеями, которая проводится в этой компании. Структурированное изложение идей в письменном виде...Гибкий график мотивирует не хуже дорогостоящих мотивационных программ. Данные экспертов и пример из практики
Гибкий график мотивирует работников лучше, чем бонусы и корпоративные привилегии. Об этом свидетельствуют мнения экспертов и реальный опыт...