
Когда в компании личные цели и интересы отдельных работников начинают превалировать над целями организации, это грозит ей серьезными последствиями. Офисные интриги, конфликты, скрытое противостояние, бункерный менталитет. Это лишь некоторые проблемы, возникающие в подобной ситуациии. Иногда может дойти даже до того, что внутрикорпоративная борьба и офисные интриги парализуют рабочие процессы и приведут компанию к потере ее рыночных позиций.
Поэтому любой организации следует стремиться сделать так, чтобы ее работники в первую очередь думали об общем деле, а не о своих интересах. Но как это сделать? Люди остаются людьми. Они видят мир через призму собственных суждений и ставят свои потребности выше всего остального. Такова человеческая природа.
Обратимся к чужому опыту в этой области. Вот, например, как противостоят офисным интригам в Facebook.
В компании разработали пять тактических решений данной проблемы. По мнению вице-президента Facebook по инженирингу и инфраструктуре, Джея Париха, они «позволяют сохранять культуру компании здоровой и продуктивной.»1
1. Не брать на работу строителей империй, эгоистов и нытиков

При проведении собеседований в Facebook кандидатам задают особые вопросы. Эти вопросы выступают в роли триггеров дискуссий, выявляющих личностные качества потенциальных работников. Цель — установить, не является ли данный соискатель строителем империй, эгоистом или нытиком. Это три типа людей, которых Facebook не берет на работу никогда. Вот некоторые из вопросов:
- Расскажите о четырех людях, чьим карьерам вы поспособствовали.
- Опишите несколько коллег и ваши отношения с ними.
- Чем вы занимались в ваш самый лучший день на работе?
- Что такое, в вашем понимании, офисные интриги?
- Расскажите о проекте, который вы возглавляли, и который завершился неудачей. Почему он провалился, и чему вы в результате научились?
В процессе дискуссии, начавшейся с этих вопросов, кандидат должен продемонстрировать, что он ставит интересы общего дела выше своих собственных интересов.1
2. Сделать переход в менеджмент не шагом вверх, а шагом в сторону

Обычно карьера рассматривается как набор шагов в сторону большей власти и больших денег. Такая парадигма карьерного роста порождает борьбу между работниками и офисные интриги.
В Facebook переход из специалистов в менеджеры — это, скорее, шаг в сторону, а не вверх. Руководители находятся на своих местах не для того, чтобы объяснять людям, что им делать, а для того, чтобы помогать им делать то, в чем они эксперты. Некоторые руководители, отзываясь о своей команде, даже не говорят «моя команда», а вместо этого — «команда, которую я поддерживаю».
Кроме того, в Facebook существует немало возможностей роста без перехода в менеджмент. По мере такого роста работники получают больше независимости, более интересные и сложные проекты, больше свободы.1
3. Создавать прозрачность — офисные интриги с ней несовместимы

Офисные интриги не возникают там, где есть прозрачность. Когда у всех работников есть четкое понимание того, что происходит в компании, тем, кто преследует только личные интересы, действовать намного сложнее. Прозрачность — злейший враг тех, кто пытается преуспеть за счет других. В Facebook прозрачности добиваются, в том числе, следующими способами:
- Приветствуют выявление и оглашение проблем
- Проводят встречи работников с руководителями их непосредственных руководителей
- Организуют частые сессии, посвященные вопросам и ответам
- Проводят опросы работников.1
4. Распределять ответственность между всеми членами коллектива

Когда решения принимаются не одним человеком, а всеми участниками того или иного рабочего процесса, остается меньше пространства для офисных интриг. Максимальная объективность процесса принятия решений обеспечивается рядом инструментов, разработанных в Facebook.
Например, для решений относительно найма соискателей, в компании существуют специальные процедуры. Они позволяют избежать влияния разных интервьюеров на мнения друг друга. А процесс периодических ревю эффективности работников предполагает сбор отзывов о них от всех коллег, связанных с ними рабочими процессами. Оценка на 360 градусов — сверху, снизу и по горизонтали.1
5. Обучать менеджеров искоренять офисные интриги

Когда в работу закрадываются интриги, менеджер должен, в первую очередь, разобраться, что происходит в его команде. Часто выясняется, что причина вовсе не в интригах, а в плохой коммуникации или элементарном непонимании. Если же все-таки кто-то начинает действовать в своих интересах, пренебрегая интересами команды, в арсенале менеджера Facebook имеются специальные коммуникативные инструменты, направленные на разрешение конфликтов и пресечение первых проявлений интриг. Для обучения таким навыкам в компании имеется программа тренингов.
Что еще важнее, менеджеры в Facebook служат примером своим подчиненным. Они создают ролевые модели, предполагающие открытость и приверженность общему делу. Следование таким моделям само собой создаст культуру, исключающую офисные интриги, конфликты и бункерный менталитет.1
Джей Парих считает, что использование пяти указанных тактических приемов позволяет создать в Facebook продуктивную корпоративную культуру. «Работа над тем, чтобы пресечь офисные интриги до того, как они начали развиваться в организации, позволяет создать сильную организацию с сильными мотивированными командами», — заявляет он.1
Дополнительно: Google исследовал эффективность удаленных команд. Каковы выводы исследования и рекомендации компании
- Parikh J. How Facebook Tries to Prevent Office Politics. Harvard Business Review. Jun 29, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Привычка отвечать на электронные письма немедленно даже в нерабочее время — вредна, считают ученые
Требование компаний отвечать на электронные письма немедленно и даже в нерабочее время, вредит долгосрочной продуктивности. Исследования...Стив Джобс в Pixar. Две личности Джобса или почему партнеры старались назначать встречи с бизнесменом на пятницы
Джобс руководил анимационной студией Pixar до 2006 года параллельно с работой в Apple. Стив Джобс в Pixar был совсем другим человеком - …The Cola Wars. Войны кол — история конкуренции Pepsi и Coca Cola
Конкуренция между Pepsi и Coca-Cola была ожесточенной с самой первой встречи компаний на рынке. Она вошла в историю как «войны кол» - …7 принципов эффективности, которыми Илон Маск поделился с работниками Tesla в своем электронном письме
Илон Маск - основатель и глава компании Tesla в одной из электронных рассылок изложил семь принципов эффективности, которым работникам Tesla стоит следовать. …Ночь со звездой в качестве нематериального стимулирования
Китайская компания предложила работнику месяца ночь со звездой фильмов для взрослых в качестве нематериального стимулирования. Правда потом передумала.
Менеджмент Генри Форда: слежка и тотальный контроль
Менеджмент Генри Форда был построен на тотальном контроле жизни его подчиненных. И это касалось не только рабочего времени, но и личной жизни …Работодатель против профсоюза. Delta Airlines предлагает работникам играть в видеоигры вместо борьбы за свои права
Авиакомпания Delta развернула кампанию «работодатель против профсоюза» и предлагает работникам не бороться за права, а играть в видеоигры.Дональд Трамп в Симпсонах и Южном Парке
Дональд Трамп в Симпсонах пленяет Гомера своими волосами. Гомера затягивает в шевелюру, где он совершает невероятное путешествие в миры Трампа. В Южном...Принцип Дилберта и принцип Питера
Принцип Дилберта и принцип Питера предполагают, что высокие позиции в компаниях достаются неквалифицированным сотрудникам. Все дело в...Система 996. Что это за система, и в чем ее опасность
Система 996 используется главным образом китайскими хайтек компаниями. Она противоречит законодательству и ведет к сверхэксплуатации работников. Суть системы...
Рабочая рутина Google, Apple, Facebook и Tesla. Вот что про нее говорят сами работники
Можно подумать, что рабочая рутина работников таких компаний, как Google, Apple, Facebook и Tesla, какая-то особенная. Узнаем об этом от самих работников.Цена опечатки. Google зарабатывает полмиллиарда долларов в год на опечатках
Цена опечатки может быть высока, когда речь идет о финансах. А вот Google успешно зарабатывает на опечатках, которые делают пользователи. Тайпсквоттинг - …Секрет продуктивности — меньше, но интенсивнее
По данным исследований секрет продуктивности состоит в сокращении времени, проводимого за работой, но повышении интенсивности загрузки.