
Когда в компании личные цели и интересы отдельных работников начинают превалировать над целями организации, это грозит ей серьезными последствиями. Офисные интриги, конфликты, скрытое противостояние, бункерный менталитет. Это лишь некоторые проблемы, возникающие в подобной ситуациии. Иногда может дойти даже до того, что внутрикорпоративная борьба и офисные интриги парализуют рабочие процессы и приведут компанию к потере ее рыночных позиций.
Поэтому любой организации следует стремиться сделать так, чтобы ее работники в первую очередь думали об общем деле, а не о своих интересах. Но как это сделать? Люди остаются людьми. Они видят мир через призму собственных суждений и ставят свои потребности выше всего остального. Такова человеческая природа.
Обратимся к чужому опыту в этой области. Вот, например, как противостоят офисным интригам в Facebook.
В компании разработали пять тактических решений данной проблемы. По мнению вице-президента Facebook по инженирингу и инфраструктуре, Джея Париха, они «позволяют сохранять культуру компании здоровой и продуктивной.»1
1. Не брать на работу строителей империй, эгоистов и нытиков

При проведении собеседований в Facebook кандидатам задают особые вопросы. Эти вопросы выступают в роли триггеров дискуссий, выявляющих личностные качества потенциальных работников. Цель — установить, не является ли данный соискатель строителем империй, эгоистом или нытиком. Это три типа людей, которых Facebook не берет на работу никогда. Вот некоторые из вопросов:
- Расскажите о четырех людях, чьим карьерам вы поспособствовали.
- Опишите несколько коллег и ваши отношения с ними.
- Чем вы занимались в ваш самый лучший день на работе?
- Что такое, в вашем понимании, офисные интриги?
- Расскажите о проекте, который вы возглавляли, и который завершился неудачей. Почему он провалился, и чему вы в результате научились?
В процессе дискуссии, начавшейся с этих вопросов, кандидат должен продемонстрировать, что он ставит интересы общего дела выше своих собственных интересов.1
2. Сделать переход в менеджмент не шагом вверх, а шагом в сторону

Обычно карьера рассматривается как набор шагов в сторону большей власти и больших денег. Такая парадигма карьерного роста порождает борьбу между работниками и офисные интриги.
В Facebook переход из специалистов в менеджеры — это, скорее, шаг в сторону, а не вверх. Руководители находятся на своих местах не для того, чтобы объяснять людям, что им делать, а для того, чтобы помогать им делать то, в чем они эксперты. Некоторые руководители, отзываясь о своей команде, даже не говорят «моя команда», а вместо этого — «команда, которую я поддерживаю».
Кроме того, в Facebook существует немало возможностей роста без перехода в менеджмент. По мере такого роста работники получают больше независимости, более интересные и сложные проекты, больше свободы.1
3. Создавать прозрачность — офисные интриги с ней несовместимы

Офисные интриги не возникают там, где есть прозрачность. Когда у всех работников есть четкое понимание того, что происходит в компании, тем, кто преследует только личные интересы, действовать намного сложнее. Прозрачность — злейший враг тех, кто пытается преуспеть за счет других. В Facebook прозрачности добиваются, в том числе, следующими способами:
- Приветствуют выявление и оглашение проблем
- Проводят встречи работников с руководителями их непосредственных руководителей
- Организуют частые сессии, посвященные вопросам и ответам
- Проводят опросы работников.1
4. Распределять ответственность между всеми членами коллектива

Когда решения принимаются не одним человеком, а всеми участниками того или иного рабочего процесса, остается меньше пространства для офисных интриг. Максимальная объективность процесса принятия решений обеспечивается рядом инструментов, разработанных в Facebook.
Например, для решений относительно найма соискателей, в компании существуют специальные процедуры. Они позволяют избежать влияния разных интервьюеров на мнения друг друга. А процесс периодических ревю эффективности работников предполагает сбор отзывов о них от всех коллег, связанных с ними рабочими процессами. Оценка на 360 градусов — сверху, снизу и по горизонтали.1
5. Обучать менеджеров искоренять офисные интриги

Когда в работу закрадываются интриги, менеджер должен, в первую очередь, разобраться, что происходит в его команде. Часто выясняется, что причина вовсе не в интригах, а в плохой коммуникации или элементарном непонимании. Если же все-таки кто-то начинает действовать в своих интересах, пренебрегая интересами команды, в арсенале менеджера Facebook имеются специальные коммуникативные инструменты, направленные на разрешение конфликтов и пресечение первых проявлений интриг. Для обучения таким навыкам в компании имеется программа тренингов.
Что еще важнее, менеджеры в Facebook служат примером своим подчиненным. Они создают ролевые модели, предполагающие открытость и приверженность общему делу. Следование таким моделям само собой создаст культуру, исключающую офисные интриги, конфликты и бункерный менталитет.1
Джей Парих считает, что использование пяти указанных тактических приемов позволяет создать в Facebook продуктивную корпоративную культуру. «Работа над тем, чтобы пресечь офисные интриги до того, как они начали развиваться в организации, позволяет создать сильную организацию с сильными мотивированными командами», — заявляет он.1
Дополнительно: Google исследовал эффективность удаленных команд. Каковы выводы исследования и рекомендации компании
- Parikh J. How Facebook Tries to Prevent Office Politics. Harvard Business Review. Jun 29, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Пример компании с видением. Genentech и его основатели
В основе видения лежит способность видеть в настоящем будущее. Пример компании с видением - Genentech, фармацевтическая фирма, совершившая генноинженерную революцию в индустрии.Что случилось с Yahoo и почему? Как отсутствие видения может погубить бизнес
То, что случилось с Yahoo можно рассматривать как часть нормального жизненного цикла компании. Однако скорость взлета и падения компании наводит на мысль...Роберт Фридланд — наставник и друг Стива Джобса, научивший его основам духовных практик и бизнеса
Роберт Фридланд - друг Стива Джобса, оказавший большое влияние на создателя Apple во времена его учебы в колледже. Сомнительная репутация...Технологии и корпоративная культура. Технологии усугубляют проблемы, если проблема в культуре. Мнение эксперта
Интернет-платформы и приложения для бизнеса должны быть совместимы с культурой компании. Технологии и корпоративная культура могут образовывать порочные круги...Как Джефф Безос снимался в кино
Об этом мало кто знает, но Джефф Безос снимался в кино. Он сыграл роль инопланетянина. Увидеть миллиардера можно в фантастическом фильме...
Корпоративный стокгольмский синдром
Психологи всерьез заговорили о том, что существует корпоративный стокгольмский синдром. Работодатель плохо обращается с работником, но...Можно ли повысить эффективность труда, лишив работников возможности удаленной работы? Кейс Yahoo и Мариссы Майер
По данным ученых, удаленная работа повышает эффективность труда работников. Печальный опыт компании Yahoo свидетельствует, что наука права.Что значит буква «i» в названиях продуктов Apple (iPhone, iPad и т.д.) и откуда она взялась
Буква "i" в названиях продуктов Apple впервые появилась в 1998 году, когда Джобс представил публике компьютер iMac. Буква "i" означает...Оценка персонала с помощью iPad. Как крупнейший хедж-фонд оценивает своих работников — принципы предельной прозрачности и абсолютной честности
Рэй Далио - руководитель крупнейшего хедж-фонда внедрил оценку персонала в реальном времени с использованием приложения для iPad.Компания Uber и Трэвис Каланик — «Блестящие мерзавцы». Токсичная культура на театральных подмостках
Компания Uber прославилась своей токсичной культурой. Трэвис Каланик немало поспособствовал возникновению такой культуры. Феномен Uber инспирировал спектакль «Блестящие мерзавцы» (Brilliant jerks).
Ценности, культура, цели и способности компании — правда и ложь. Кейс компании Mylan
Компании нередко провозглашают свои ценности и цели, определенным образом преподносят свою корпоративную культуру и организационные способности. Однако где правда, а где ложь …Ободряющие фразы, крики, похвалы и угрозы . Психология формального влияния начальства на подчиненных
Психология влияния начальника на подчиненного, в значительной степени, определяется особенностями корпоративной культуры организации. Влияние может быть истинным, а может быть формальным, основанным …Значение логотипа Toyota. Что символизируют три овала на эмблеме автомобильного гиганта
Значение логотипа Toyota глубоко символично. Каждый из трех пересекающихся овалов имеет свой смысл. Два внутренних овала олицетворяют...