Когда в компании личные цели и интересы отдельных работников начинают превалировать над целями организации, это грозит ей серьезными последствиями. Офисные интриги, конфликты, скрытое противостояние, бункерный менталитет. Это лишь некоторые проблемы, возникающие в подобной ситуациии. Иногда может дойти даже до того, что внутрикорпоративная борьба и офисные интриги парализуют рабочие процессы и приведут компанию к потере ее рыночных позиций.
Поэтому любой организации следует стремиться сделать так, чтобы ее работники в первую очередь думали об общем деле, а не о своих интересах. Но как это сделать? Люди остаются людьми. Они видят мир через призму собственных суждений и ставят свои потребности выше всего остального. Такова человеческая природа.
Обратимся к чужому опыту в этой области. Вот, например, как противостоят офисным интригам в Facebook.
В компании разработали пять тактических решений данной проблемы. По мнению вице-президента Facebook по инженирингу и инфраструктуре, Джея Париха, они «позволяют сохранять культуру компании здоровой и продуктивной.»1
1. Не брать на работу строителей империй, эгоистов и нытиков
При проведении собеседований в Facebook кандидатам задают особые вопросы. Эти вопросы выступают в роли триггеров дискуссий, выявляющих личностные качества потенциальных работников. Цель — установить, не является ли данный соискатель строителем империй, эгоистом или нытиком. Это три типа людей, которых Facebook не берет на работу никогда. Вот некоторые из вопросов:
- Расскажите о четырех людях, чьим карьерам вы поспособствовали.
- Опишите несколько коллег и ваши отношения с ними.
- Чем вы занимались в ваш самый лучший день на работе?
- Что такое, в вашем понимании, офисные интриги?
- Расскажите о проекте, который вы возглавляли, и который завершился неудачей. Почему он провалился, и чему вы в результате научились?
В процессе дискуссии, начавшейся с этих вопросов, кандидат должен продемонстрировать, что он ставит интересы общего дела выше своих собственных интересов.1
2. Сделать переход в менеджмент не шагом вверх, а шагом в сторону
Обычно карьера рассматривается как набор шагов в сторону большей власти и больших денег. Такая парадигма карьерного роста порождает борьбу между работниками и офисные интриги.
В Facebook переход из специалистов в менеджеры — это, скорее, шаг в сторону, а не вверх. Руководители находятся на своих местах не для того, чтобы объяснять людям, что им делать, а для того, чтобы помогать им делать то, в чем они эксперты. Некоторые руководители, отзываясь о своей команде, даже не говорят «моя команда», а вместо этого — «команда, которую я поддерживаю».
Кроме того, в Facebook существует немало возможностей роста без перехода в менеджмент. По мере такого роста работники получают больше независимости, более интересные и сложные проекты, больше свободы.1
3. Создавать прозрачность — офисные интриги с ней несовместимы
Офисные интриги не возникают там, где есть прозрачность. Когда у всех работников есть четкое понимание того, что происходит в компании, тем, кто преследует только личные интересы, действовать намного сложнее. Прозрачность — злейший враг тех, кто пытается преуспеть за счет других. В Facebook прозрачности добиваются, в том числе, следующими способами:
- Приветствуют выявление и оглашение проблем
- Проводят встречи работников с руководителями их непосредственных руководителей
- Организуют частые сессии, посвященные вопросам и ответам
- Проводят опросы работников.1
4. Распределять ответственность между всеми членами коллектива
Когда решения принимаются не одним человеком, а всеми участниками того или иного рабочего процесса, остается меньше пространства для офисных интриг. Максимальная объективность процесса принятия решений обеспечивается рядом инструментов, разработанных в Facebook.
Например, для решений относительно найма соискателей, в компании существуют специальные процедуры. Они позволяют избежать влияния разных интервьюеров на мнения друг друга. А процесс периодических ревю эффективности работников предполагает сбор отзывов о них от всех коллег, связанных с ними рабочими процессами. Оценка на 360 градусов — сверху, снизу и по горизонтали.1
5. Обучать менеджеров искоренять офисные интриги
Когда в работу закрадываются интриги, менеджер должен, в первую очередь, разобраться, что происходит в его команде. Часто выясняется, что причина вовсе не в интригах, а в плохой коммуникации или элементарном непонимании. Если же все-таки кто-то начинает действовать в своих интересах, пренебрегая интересами команды, в арсенале менеджера Facebook имеются специальные коммуникативные инструменты, направленные на разрешение конфликтов и пресечение первых проявлений интриг. Для обучения таким навыкам в компании имеется программа тренингов.
Что еще важнее, менеджеры в Facebook служат примером своим подчиненным. Они создают ролевые модели, предполагающие открытость и приверженность общему делу. Следование таким моделям само собой создаст культуру, исключающую офисные интриги, конфликты и бункерный менталитет.1
Джей Парих считает, что использование пяти указанных тактических приемов позволяет создать в Facebook продуктивную корпоративную культуру. «Работа над тем, чтобы пресечь офисные интриги до того, как они начали развиваться в организации, позволяет создать сильную организацию с сильными мотивированными командами», — заявляет он.1
Дополнительно: Google исследовал эффективность удаленных команд. Каковы выводы исследования и рекомендации компании
- Parikh J. How Facebook Tries to Prevent Office Politics. Harvard Business Review. Jun 29, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Лидерство в кризис: эти руководители компаний отказались от своих зарплат из-за эпидемии коронавирусаМногие руководители крупных компаний отказываются от своих зарплат из-за эпидемии коронавируса. Истинное лидерство в кризис требует...
- Умный ответ на вызовы рынка. IKEA внедряет принципы философии циркулированияПотребительское поведение на рынке мебели меняется, и IKEA отвечает расширением своей бизнес-модели и применением принципов философии циркулирования.
- Компания без руководителей. Morning Star — самоуправление и 700 миллионов выручкиMorning Star - компания без руководителей с выручкой 700 млн долларов. Самоорганизация и самоуправление - главные характеристики компании...
- Мелвил Дьюи — создатель «Гугла» 19-го векаМелвил Дьюи, автор десятичной классификации Дьюи. Благодаря ему сегодня у нас имеются системы хранения информации и поисковые системы.
- Консалтинговые услуги в области управления оказываются бесполезными, некоторые — откровенно вредными. Почему?Более 60% компаний, обратившихся к консультантам в области менеджмента остаются недовольны результатом. Значительная часть IT-решений для бизнеса вызывает у работников фрустрацию.
- Почему в Microsoft все раскачиваются на стульях. Привычки организаций и активная инерцияКак возникают привычки организаций? Билл Гейтс, создатель Microsoft, имеет станную привычку. Он раскачивается, сидя на стуле. Эту привычку переняли и другие работники …
- Насколько ваша работа опасна для психики — тест от эксперта в области психологии трудаАтмосфера вашей компании давит на психику? Тест профессора Робинсона определит, насколько ваша работа опасна для психики и здоровья в целом.
- Гибкий график мотивирует не хуже дорогостоящих мотивационных программ. Данные экспертов и пример из практикиГибкий график мотивирует работников лучше, чем бонусы и корпоративные привилегии. Об этом свидетельствуют мнения экспертов и реальный опыт...
- История создания iPadКомпания Apple экспериментировала с планшетами с начала 1990-х. История создания iPad началась с прототипа, который по характеристикам...
- Лидерский стиль Илона МаскаИлон Маск - один из ярчайших бизнес-лидеров современности. Лидерский стиль Илона Маска и его подход к управлению характеризуются следующим...
- Кейс Ford Pinto. Пятьсот погибших — не повод останавливать производство дефектной моделиFord Pinto - модель, которая легко воспламенялась и стала причиной 500 смертей. Компания знала об этом, но мер не приняла. Глава Ford …
- Рост китайских городов поражает воображение (вид из космоса)Рост китайских городов, заснятый из космоса, представляет собой впечатляющее зрелище. Население некоторых из них выросло более чем на 100% за последние...
- Любимые художественные книги Стива Джобса. Три произведения, которыми вдохновлялся создатель AppleОснователь Apple ценил искусство и литературу. Это отразилось в продуктах его компании. Любимые художественные книги Стива Джобса - это удивительное...