Провальная пиар кампания от McDonald’s. Какие можно извлечь уроки

Время чтения: 5 мин.
Провальная пиар кампания от McDonald’s. Какие можно извлечь уроки
McDonald’s. Flickr/Thomas Hawk

Чем славятся сети фастфуда? Скоростью обслуживания, низкими ценами, широким географическим охватом и… минимальными зарплатами работников. Это не дело, подумала компания McDonalds и решила исправить ситуацию. Но не повысив зарплаты работникам, а рассказав им, как им распоряжаться их минимальными бюджетами. Это была по-настоящему провальная пиар кампания, которая вызвала общественное возмущение.[1]

В свете этого пиар-шедевра от McDonald’s расхожая фраза «Не учите меня жить, помогите материально» приобретает новый смысл. Что сделала компания?

Работники McDonald’s не болеют и не одеваются

В 2013 году компания McDonald’s совместно с Visa запустила веб-проект под названием Practical Money Skills.[2] Это сайт, посвященный персональным финансам и управлению ими. На нем был размещен личный бюджет человека (предположительно работника McDonald’s), получающего минимальную заработную плату.

Провальная пиар кампания от McDonald’s. Какие можно извлечь уроки
Flickr/Rian Castillo

Месячный бюджет был расписан по статьям, включавшим выплату ипотеки, кредита за машину и даже сбережения. Идея была проста — показать, что даже получая минимальную оплату труда можно вполне неплохо жить (речь идет об американских стандартах).[3]

И все бы хорошо, но предлагаемый бюджет имел несколько серьезных недостатков [3]:

  • Бюджет предполагал, что у работника имеется вторая работа. Значит, на одну минимальную зарплату жить все-таки невозможно? Кроме того, как показывает практика, далеко не всегда работник может найти вторую работу.[4]
  • Он предполагал максимальную загруженность работника (около 40 часов в неделю). А работники далеко не всегда обеспечиваются таким количеством трудочасов.[4]
  • Он не включал затраты на одежду.
  • Бюджет не включал затраты на бензин (что странно, учитывая наличия выплат по кредиту на автомобиль).
  • Бюджет включал примерно в 10 раз меньшие расходы на медицинскую страховку, чем реальные страховые взносы.
  • Расходы на отопление составляли 0 долларов в месяц. Позже эта цифра была исправлена на 50.
Провальная пиар кампания от McDonald’s. Какие можно извлечь уроки
Источник: Forbes [1]. Fair use

В общем не надо быть экспертом, чтобы понять, что предлагаемый бюджет далек от реалий среднего работника, получающего зарплату в McDonald’s. Но и эксперты высказались по этому поводу.

«Бюджет показывает, что на зарплату, которую они платят прожить невозможно. Что людям нужна вторая работа. Ненамеренно они показали, что то, что они платят, не является прожиточным минимумом», — считает Лоуренс Мишел, президент Института Экономической Политики и эксперт по рынку труда.[3]

Провальная пиар кампания имела политической подтекст

Вся эта пиар активность McDonald’s возникла на фоне попыток правительства Обамы повысить размер минимальной оплаты труда в США. Сенатор Том Харкин внес законопроект, предполагающий поэтапное повышение минимума с 7,25 до 10,10 долларов в час. Предложенная сумма рассчитывалась на основе показателей инфляции с 1968 года.[3]

McDonald’s может вздохнуть с облегчением. Размер минимальной оплаты в США так и не был увеличен. Федеральный минимум все еще составляет 7,25 долларов (в некоторых штатах минимальная зарплата выше).[5] Но вряд ли веб-сайт Practical Money Skills сыграл в этом большую роль.

Уроки пиара от McDonald’s

Провальная пиар кампания от McDonald’s. Какие можно извлечь уроки
Забастовка работников McDonald’s в городе Сент-Пол. Flickr/Fibonacci Blue

Чему нас может научить эта провальная пиар кампания McDonald’s? Если хочешь избежать репутационных потерь, тщательно взвешивай свои шаги. Не стоит пытаться выстраивать пиар на заведомо сомнительных и неубедительных фактах. Когда не бьются цифры, даже очень яркое представление данных не спасет ситуацию.
Если твои позиции слабы, иногда лучше промолчать и специально не заострять внимание людей на слабости твоих позиций. Иначе будешь выглядеть жалко и глупо.


Дополнительно: Что такое корпоративная легитимность, и что случается, когда она отсутствует


  1. Shin L. Why McDonald’s Employee Budget Has Everyone Up In Arms. Forbes. Jul 18, 2013.
  2. Practical Money Skills.
  3. Shin L. Will The McDonald’s Employee Budget Help Get The Minimum Wage Raised? Forbes. Jul 18, 2013.
  4. Shin L. How She Lives On Minimum Wage: One McDonald’s Worker’s Budget. Forbes. Jul 19, 2013.
  5. Doyle A. 2019 Federal and State Minimum Wage Rates. The Balance Careers. May 26, 2019.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Насколько ваша работа опасна для психики - тест от эксперта в области психологии труда
Можно ли повысить эффективность труда, лишив работников возможности удаленной работы? Кейс Yahoo и Мариссы Майер
Офисный жаргон и персонаж комиксов Дилберт происходят из одной компании
Хамди Улукайа, создатель Chobani, делится секретами успеха. Оказывается, все просто...
«Уважаемый богатый подонок...» К чему может привести ошибка при рассылке информации клиентам
Вовлеченная команда и вовлекающее лидерство не терпят полумер. Частичная вовлеченность ведет к проблемам
Маурицио Гуччи, Патриция Реджани, их дочери и прочие Гуччи. Минусы семейного бизнеса - жадность, интриги и одно убийство
Компания закрылась после обзора на YouTube. Усиленный пиар при проблемах с качеством может обернуться катастрофой. Кейс стартапа Kanoa
Названия товаров IKEA - откуда они берутся и что означают