Фаворитизм на работе проявляется наличием у руководителя одного или нескольких фаворитов. Эти «любимчики» получают различные привилегии. Им достаются лучшие проекты. Их хвалят даже за незначительные успехи. Им прощаются те ошибки, которые не прощаются другим. И, разумеется, когда речь заходит о бонусах и повышениях, они становятся главными претендентами. Другие работники, какими бы хорошими они ни были, оказываются в стороне.[1, 2]
Фаворитизм на работе — крайне распространенное явление
Фаворитизм на работе (включая его разновидности) — явление куда более распространенное, чем можно подумать. По данным исследования, проведенного школой бизнеса Джорджтаунского Университета в Вашингтоне, 92% высших менеджеров за свою карьеру так или иначе встречались с проявлениями фаворитизма. Из них 84% сталкивались с фаворитизмом в собственной компании. Более 25% руководителей признают, что сами практикуют фаворитизм на работе.
Что говорят эксперты
«Фаворитизм на работе встречается повсеместно. В любых офисах — больших или малых», — считает Райан Кан, эксперт по вопросам карьеры, автор книг и звезда шоу “Нанят!” на MTV. «Людям нравится работать с приятными им людьми. Иногда это приводит к фаворитизму. Все может начаться с чего-то незначительного, Например, с включения в список участников делового обеда, и привести к чему-то гораздо более существенному. Например, повышениям зарплаты или карьерным продвижениям. Желание работать с приятными вам людьми не несет в себе проблемы. До тех пор, пока вы не становитесь несправедливы по отношению к другим.»[1]
Линн Тейлор, эксперт по вопросам трудовых отношений и автор книг на эту тему соглашается. Она утверждает, что фаворитизм на работе — настолько же обычное явление как офисный кулер. Но намного более вредное. «Это похоже на то, как заводятся любимчики у школьных учителей. Один или несколько работников занимают привилегированное положение. С ними лучше обращаются. Их рассматривают как лучших специалистов. Им достаются лучшие проекты. Это заставляет остальных сотрудников, которые не менее, а иногда даже более квалифицированы, чувствовать себя не у дел. В некоторых ситуациях фаворитизм на работе может быть относительно безобидным. Но это явление может стать и серьезной проблемой и создать крайне неблагоприятные условия работы для остальных.»
Марк Пэйлайтнер, инструктор карьерных программ из консалтинговой компании Computer Systems Institute, считает, что фаворитизм в природе человека. «Детьми мы выбираем любимую игрушку. Это точка, с которой мы растем. Когда босс дает кому-то более сложный и интересный проект, возможно, он исходит из способностей человека. Но когда без объективных критериев кому-то достается офис с лучшим видом, это уже похоже на фаворитизм.»[1]
Деструктивное влияние фаворитизма
«Когда руководитель относится к своим подчиненным неодинаково, это создает в команде чувство несправедливости. Оно ведет к разделению коллектива и демотивации. Кроме того, если внимание руководителя сосредоточено на одном работнике, он не замечает умений и способностей других. Способности не идут в ход. Люди теряют возможности профессионального роста. От этого страдает в итоге весь бизнес», — считает Райан Кан.
Тери Хокетт, советник по вопросам карьеры, согласна с Каном. «В такой ситуации работодатель будет терять хороших людей. Когда люди чувствуют, что их таланты не замечаются, они уходят.[1]
Хокетт убеждена, что, когда руководитель не дает работникам равных возможностей, он препятствует развитию команды и компании в целом. В долгосрочной перспективе это может вести к недополученной прибыли и финансовым потерям организации.
Марк Пэйлайтнер добавляет к этому, что фаворитизм на работе «ведет ко всеобщему убеждению, что все твои старания не будут замечены». В компании формируется мнение о том, что «успех в ней не имеет ничего общего с качеством работы».[1]
Фаворитизм на работе не следует путать с признанием заслуг работника
Когда работодатель признает заслуги работника — это крайне положительное явление. Это мотивирует и того, чьи заслуги признаются, и его коллег. Это демонстрирует отношение работодателя к своим работникам. И позитивно влияет на рабочую атмосферу. Но порой для работников оказывается сложно отличить признание заслуг коллег от фаворитизма.
Тери Хокетт считает, что это нормально, когда работники, старающиеся помогать руководству и предлагающие реальные решения, получают определенные преференции. Это мотивирует людей. Заставляет их добиваться лучших результатов. Но когда руководитель выделяет работника, опираясь на свои субъективные критерии, это может привести к серьезным последствиям. По внешним проявлением фаворитизм на работе можно перепутать с признанием руководителем заслуг подчиненного. Но это принципиально разные вещи.
«Важно, чтобы люди различали фаворитизм и признание заслуг», — считает Райан Кан. «Я сталкивался с ситуациями, когда работники получали повышения за свои заслуги, но другими сотрудниками это воспринималось как фаворитизм на работе. Но это не было фаворитизмом. Люди старались, делали все возможное, работали больше и в итоге получали повышения. Другие могли делать то же самое. Тогда бы они получили все те же возможности, что и их успешные коллеги.»[1]
Таким образом, коренным отличием фаворитизма от признания заслуг являются критерии, лежащие в основе получения преференций теми или иными сотрудниками. Когда бонусы, привилегии и карьерное продвижение связаны со старанием и отличными результатами, это значит, что работодатель замечает и признает заслуги работника. Если же критерием является особое отношение руководителя, речь, скорее всего, идет о фаворитизме.[1, 2]
Далее: Принципы меритократии. Как они работают и работают ли вообще?
- Smith J. How To Deal With Favoritism At Work. Forbes. Oct 25, 2013.
- Fleischman E. The dangers of playing favorites at work. Fortune. Aug 4, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Ваши работники ходят по собеседованиям? Это хорошо — считают в LinkedIn и NetflixВо многих современных успешных компаниях, таких как LinkedIn, Netflix и др., не видят проблемы, если их работники ходят по собеседованиям в другие …
- Преступление с использованием искусственного интеллекта — первое в истории применение ИИ для противоправных действийПервое в истории преступление с использованием искусственного интеллекта произошло в Великобритании. Преступники похитили...
- Нарциссические боссы и их двойные стандартыНекоторые руководители склонны к эгоизму и самолюбованию. Эти нарциссические боссы обычно применяют двойные стандарты к себе и подчиненным...
- Компании, которым удалось создать продуктивную корпоративную культуру (инфографика)Культура организации определяет очень многое - субъективное самочувствие работников, удовлетворенность, мотивацию, продуктивность, а, в конечном итоге, благополучие всей компании. Хотите, чтобы работники …
- Странная бизнес идея. Эта компания зарабатывает $7 млн. в год, находя тех, кто не убирает улицы за своими собакамиАнализ собачьих экскрементов позволяет выявить хозяев, которые не убирают улицы за своими питомцами. Эта странная бизнес идея приносит мил...
- Корпоративная культура долгосрочного и краткосрочного типа. Примеры IKEA, Toyota и AmazonТипы корпоративной культуры на примерах IKEA, Toyota и Amazon. Корпоративная культура долгосрочного и краткосрочного типа определяется...
- Что случилось с Kodak — чем может обернуться боязнь новогоКомпания Kodak не выдержала конкуренции со стороны производителей цифровых фотокамер. Горькая ирония состоит в том, что цифровая камера была изобретена самой компанией …
- Этика социальной сети. Можно ли объединить мир и не нарушить этические и легальные нормы. Кейс FacebookЭтика социальной сети Facebook вызывала сомнения у пользователей, регуляторных органов и политиков. Развитие сети сопровождалось несколькими скандалами, связанными с нарушением частной жизни …
- Рождественская песня, написанная за 15 минут, стоимостью в состояние. Мэрайя Кери заработала на хите «All I want for Christmas is you» 60 миллионов долларовПесня Мэрайи Кэри «All I want for Christmas is you» была написана за 15 минут в 1994 году. Она принесла певице около …
- Взгляд на бизнес и управление Коносуке Мацуситы. Компании на службе обществуКоносуке Мацусита - гуру в области бизнеса и управления. Один из самых выдающихся предпринимателей 20-го века, создатель брендов Panasonic, National и Technics. …
- Картина за 90 миллионов. Дэвид Хокни — самый дорогой из ныне живущих художниковКартина Дэвида Хокни - Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами) является на сегодняшний день самой дорогой картиной живущего художника. Она была куплена …
- Что такое дилемма инноватора. Пример KodakДилемма инноватора - концепция, объясняющая, почему многие компани не способны воспользоваться собственными подрывными инновациями. Например Kodak погубила цифровая фотография
- Рабство в современном мире. Что можно обнаружить, если проанализировать цепи поставок крупнейших брендовМногие крупные производители имеют довольно смутные представления о том, что происходит в их цепях поставок. Nestle, Zara, Samsung и другие компании выявляли …