
Фаворитизм на работе проявляется наличием у руководителя одного или нескольких фаворитов. Эти «любимчики» получают различные привилегии. Им достаются лучшие проекты. Их хвалят даже за незначительные успехи. Им прощаются те ошибки, которые не прощаются другим. И, разумеется, когда речь заходит о бонусах и повышениях, они становятся главными претендентами. Другие работники, какими бы хорошими они ни были, оказываются в стороне.[1, 2]
Фаворитизм на работе — крайне распространенное явление
Фаворитизм на работе (включая его разновидности) — явление куда более распространенное, чем можно подумать. По данным исследования, проведенного школой бизнеса Джорджтаунского Университета в Вашингтоне, 92% высших менеджеров за свою карьеру так или иначе встречались с проявлениями фаворитизма. Из них 84% сталкивались с фаворитизмом в собственной компании. Более 25% руководителей признают, что сами практикуют фаворитизм на работе.
Что говорят эксперты
«Фаворитизм на работе встречается повсеместно. В любых офисах — больших или малых», — считает Райан Кан, эксперт по вопросам карьеры, автор книг и звезда шоу “Нанят!” на MTV. «Людям нравится работать с приятными им людьми. Иногда это приводит к фаворитизму. Все может начаться с чего-то незначительного, Например, с включения в список участников делового обеда, и привести к чему-то гораздо более существенному. Например, повышениям зарплаты или карьерным продвижениям. Желание работать с приятными вам людьми не несет в себе проблемы. До тех пор, пока вы не становитесь несправедливы по отношению к другим.»[1]
Линн Тейлор, эксперт по вопросам трудовых отношений и автор книг на эту тему соглашается. Она утверждает, что фаворитизм на работе — настолько же обычное явление как офисный кулер. Но намного более вредное. «Это похоже на то, как заводятся любимчики у школьных учителей. Один или несколько работников занимают привилегированное положение. С ними лучше обращаются. Их рассматривают как лучших специалистов. Им достаются лучшие проекты. Это заставляет остальных сотрудников, которые не менее, а иногда даже более квалифицированы, чувствовать себя не у дел. В некоторых ситуациях фаворитизм на работе может быть относительно безобидным. Но это явление может стать и серьезной проблемой и создать крайне неблагоприятные условия работы для остальных.»
Марк Пэйлайтнер, инструктор карьерных программ из консалтинговой компании Computer Systems Institute, считает, что фаворитизм в природе человека. «Детьми мы выбираем любимую игрушку. Это точка, с которой мы растем. Когда босс дает кому-то более сложный и интересный проект, возможно, он исходит из способностей человека. Но когда без объективных критериев кому-то достается офис с лучшим видом, это уже похоже на фаворитизм.»[1]
Деструктивное влияние фаворитизма
«Когда руководитель относится к своим подчиненным неодинаково, это создает в команде чувство несправедливости. Оно ведет к разделению коллектива и демотивации. Кроме того, если внимание руководителя сосредоточено на одном работнике, он не замечает умений и способностей других. Способности не идут в ход. Люди теряют возможности профессионального роста. От этого страдает в итоге весь бизнес», — считает Райан Кан.
Тери Хокетт, советник по вопросам карьеры, согласна с Каном. «В такой ситуации работодатель будет терять хороших людей. Когда люди чувствуют, что их таланты не замечаются, они уходят.[1]
Хокетт убеждена, что, когда руководитель не дает работникам равных возможностей, он препятствует развитию команды и компании в целом. В долгосрочной перспективе это может вести к недополученной прибыли и финансовым потерям организации.
Марк Пэйлайтнер добавляет к этому, что фаворитизм на работе «ведет ко всеобщему убеждению, что все твои старания не будут замечены». В компании формируется мнение о том, что «успех в ней не имеет ничего общего с качеством работы».[1]
Фаворитизм на работе не следует путать с признанием заслуг работника
Когда работодатель признает заслуги работника — это крайне положительное явление. Это мотивирует и того, чьи заслуги признаются, и его коллег. Это демонстрирует отношение работодателя к своим работникам. И позитивно влияет на рабочую атмосферу. Но порой для работников оказывается сложно отличить признание заслуг коллег от фаворитизма.
Тери Хокетт считает, что это нормально, когда работники, старающиеся помогать руководству и предлагающие реальные решения, получают определенные преференции. Это мотивирует людей. Заставляет их добиваться лучших результатов. Но когда руководитель выделяет работника, опираясь на свои субъективные критерии, это может привести к серьезным последствиям. По внешним проявлением фаворитизм на работе можно перепутать с признанием руководителем заслуг подчиненного. Но это принципиально разные вещи.
«Важно, чтобы люди различали фаворитизм и признание заслуг», — считает Райан Кан. «Я сталкивался с ситуациями, когда работники получали повышения за свои заслуги, но другими сотрудниками это воспринималось как фаворитизм на работе. Но это не было фаворитизмом. Люди старались, делали все возможное, работали больше и в итоге получали повышения. Другие могли делать то же самое. Тогда бы они получили все те же возможности, что и их успешные коллеги.»[1]
Таким образом, коренным отличием фаворитизма от признания заслуг являются критерии, лежащие в основе получения преференций теми или иными сотрудниками. Когда бонусы, привилегии и карьерное продвижение связаны со старанием и отличными результатами, это значит, что работодатель замечает и признает заслуги работника. Если же критерием является особое отношение руководителя, речь, скорее всего, идет о фаворитизме.[1, 2]
Далее: Принципы меритократии. Как они работают и работают ли вообще?
- Smith J. How To Deal With Favoritism At Work. Forbes. Oct 25, 2013.
- Fleischman E. The dangers of playing favorites at work. Fortune. Aug 4, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение мыслительной активности — ходить, пока не придешь к решению
Творческий подход и нестандартное мышление являлись сильными сторонами создателя Apple. Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение...Кому нравится авторитарный управленческий стиль. Каковы личностные черты работников, которые предпочитают авторитарных руководителей
Существует категория работников, которым нравится авторитарный управленческий стиль их начальства. Этим работникам характерны такие черты: ...10 самых дорогих картин всех времен
Живопись - не только объект восхищения ценителей и коллекционеров, но и объект инвестиций. Список 10 самых дорогих картин неожиданно возглавляет...Избыток квалификации кандидата — не повод для отказа при найме. Результаты исследований
Ученые убеждены, что избыток квалификации кандидата не должен становиться причиной отказа в найме. Проведенные исследования оказали, что...Личностные качества успешных людей. 7 характеристик, которые помогают добиться успеха — мнение эксперта
Личностные качества успешных людей включают семь черт, которые можно развить в себе. Профессор психологии Джордж Эверли предлагает простой...
Об организационной культуре Toyota
Компания Toyota - хрестоматийный пример эффективной организации. Об организационной культуре Toyota пишутся книги и научные работы. Чем же она уникальна?Эпатажный маркетинг как орудие войны технологических компаний. Salesforce против Microsoft, SAP и Oracle
Salesforce и ее руководитель Марк Бениофф успешно использовали эпатажный маркетинг. Microsoft и Oracle проиграли им по всем позициям...Неограниченный отпуск с позиции работодателя — плюсы и минусы
Привлечение и удержание квалифицированного персонала требует от современной компании все большей находчивости. Неограниченный отпуск - один из способов...Плохие парни зарабатывают на 18% больше, чем хорошие
Результаты исследований свидетельствуют, что «плохие парни» используют своих коллег, поэтому они больше зарабатывают и быстрее делают карьеру.Хищение зарплаты. Как работодатель может обворовывать работников
Нередко работодатель идет на ухищрения, чтобы сэкономить на работнике. В английском для этого явления есть термин «хищение зарплаты» или wage theft.
Рикардо Семлер и его управленческий метод. Задолго до холакратии и бирюзовых организаций…
Задолго до появления «бирюзовых организаций» и холакратии Рикардо Семлер ввел на своем предприятии систему управления, использующие их принципы.Любопытство — двигатель бизнеса. Оно помогает принимать правильные решения и предотвращает конфликты
По данным ученых, любопытство предотвращает неверные решения, устраняет конфликты и улучшает коммуникацию. Любопытство в бизнесе позволяет...Самая частая причина проблем – люди. Самая главная причина успехов – тоже люди. Мнение главы Burger King
Дэниэл Шварц, глава Бургер Кинг, убежден в том, что существует три основные причины проблем компании. И главная из них - это неправильно …