
Фаворитизм на работе проявляется наличием у руководителя одного или нескольких фаворитов. Эти «любимчики» получают различные привилегии. Им достаются лучшие проекты. Их хвалят даже за незначительные успехи. Им прощаются те ошибки, которые не прощаются другим. И, разумеется, когда речь заходит о бонусах и повышениях, они становятся главными претендентами. Другие работники, какими бы хорошими они ни были, оказываются в стороне.[1, 2]
Фаворитизм на работе — крайне распространенное явление
Фаворитизм на работе (включая его разновидности) — явление куда более распространенное, чем можно подумать. По данным исследования, проведенного школой бизнеса Джорджтаунского Университета в Вашингтоне, 92% высших менеджеров за свою карьеру так или иначе встречались с проявлениями фаворитизма. Из них 84% сталкивались с фаворитизмом в собственной компании. Более 25% руководителей признают, что сами практикуют фаворитизм на работе.
Что говорят эксперты
«Фаворитизм на работе встречается повсеместно. В любых офисах — больших или малых», — считает Райан Кан, эксперт по вопросам карьеры, автор книг и звезда шоу “Нанят!” на MTV. «Людям нравится работать с приятными им людьми. Иногда это приводит к фаворитизму. Все может начаться с чего-то незначительного, Например, с включения в список участников делового обеда, и привести к чему-то гораздо более существенному. Например, повышениям зарплаты или карьерным продвижениям. Желание работать с приятными вам людьми не несет в себе проблемы. До тех пор, пока вы не становитесь несправедливы по отношению к другим.»[1]
Линн Тейлор, эксперт по вопросам трудовых отношений и автор книг на эту тему соглашается. Она утверждает, что фаворитизм на работе — настолько же обычное явление как офисный кулер. Но намного более вредное. «Это похоже на то, как заводятся любимчики у школьных учителей. Один или несколько работников занимают привилегированное положение. С ними лучше обращаются. Их рассматривают как лучших специалистов. Им достаются лучшие проекты. Это заставляет остальных сотрудников, которые не менее, а иногда даже более квалифицированы, чувствовать себя не у дел. В некоторых ситуациях фаворитизм на работе может быть относительно безобидным. Но это явление может стать и серьезной проблемой и создать крайне неблагоприятные условия работы для остальных.»
Марк Пэйлайтнер, инструктор карьерных программ из консалтинговой компании Computer Systems Institute, считает, что фаворитизм в природе человека. «Детьми мы выбираем любимую игрушку. Это точка, с которой мы растем. Когда босс дает кому-то более сложный и интересный проект, возможно, он исходит из способностей человека. Но когда без объективных критериев кому-то достается офис с лучшим видом, это уже похоже на фаворитизм.»[1]
Деструктивное влияние фаворитизма
«Когда руководитель относится к своим подчиненным неодинаково, это создает в команде чувство несправедливости. Оно ведет к разделению коллектива и демотивации. Кроме того, если внимание руководителя сосредоточено на одном работнике, он не замечает умений и способностей других. Способности не идут в ход. Люди теряют возможности профессионального роста. От этого страдает в итоге весь бизнес», — считает Райан Кан.
Тери Хокетт, советник по вопросам карьеры, согласна с Каном. «В такой ситуации работодатель будет терять хороших людей. Когда люди чувствуют, что их таланты не замечаются, они уходят.[1]
Хокетт убеждена, что, когда руководитель не дает работникам равных возможностей, он препятствует развитию команды и компании в целом. В долгосрочной перспективе это может вести к недополученной прибыли и финансовым потерям организации.
Марк Пэйлайтнер добавляет к этому, что фаворитизм на работе «ведет ко всеобщему убеждению, что все твои старания не будут замечены». В компании формируется мнение о том, что «успех в ней не имеет ничего общего с качеством работы».[1]
Фаворитизм на работе не следует путать с признанием заслуг работника
Когда работодатель признает заслуги работника — это крайне положительное явление. Это мотивирует и того, чьи заслуги признаются, и его коллег. Это демонстрирует отношение работодателя к своим работникам. И позитивно влияет на рабочую атмосферу. Но порой для работников оказывается сложно отличить признание заслуг коллег от фаворитизма.
Тери Хокетт считает, что это нормально, когда работники, старающиеся помогать руководству и предлагающие реальные решения, получают определенные преференции. Это мотивирует людей. Заставляет их добиваться лучших результатов. Но когда руководитель выделяет работника, опираясь на свои субъективные критерии, это может привести к серьезным последствиям. По внешним проявлением фаворитизм на работе можно перепутать с признанием руководителем заслуг подчиненного. Но это принципиально разные вещи.
«Важно, чтобы люди различали фаворитизм и признание заслуг», — считает Райан Кан. «Я сталкивался с ситуациями, когда работники получали повышения за свои заслуги, но другими сотрудниками это воспринималось как фаворитизм на работе. Но это не было фаворитизмом. Люди старались, делали все возможное, работали больше и в итоге получали повышения. Другие могли делать то же самое. Тогда бы они получили все те же возможности, что и их успешные коллеги.»[1]
Таким образом, коренным отличием фаворитизма от признания заслуг являются критерии, лежащие в основе получения преференций теми или иными сотрудниками. Когда бонусы, привилегии и карьерное продвижение связаны со старанием и отличными результатами, это значит, что работодатель замечает и признает заслуги работника. Если же критерием является особое отношение руководителя, речь, скорее всего, идет о фаворитизме.[1, 2]
Далее: Принципы меритократии. Как они работают и работают ли вообще?
- Smith J. How To Deal With Favoritism At Work. Forbes. Oct 25, 2013.
- Fleischman E. The dangers of playing favorites at work. Fortune. Aug 4, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Как уволиться из компании и стоит ли поддаваться на встречное предложение работодателя о повышенииЭксперт отвечает на вопрос, как уволиться из компании с наименьшими потерями, и стоит ли принимать встречное предложение о повышении.
Медитация и йога на службе у компании. Эффективность доказана наукой и подтверждена практикойСтраховая компания Aetna исследовала влияние медитации и занятий йогой на продуктивность работников. Результаты подвигли компанию сделать эти практики рутинной активностью работников компании.
Опасности аутсорсинга. Как можно потерять рынок из-за избыточного доверия к контрактным организациямАутсорсинг далеко не всегда так эффективен, как принято считать, а иногда он и вовсе опасен. Опасности аутсорсинга связаны, главным образо...
Работа в офисе стоя. Реальный опыт офисного работникаДля тех, у кого от длительного сидения возникают проблемы со здоровьем, решением может стать работа в офисе стоя. Опытом перехода от сидячей …
Когда стратегия противоречит заявлению о миссии. Кейс MylanЭпиПен - продукт компании Mylan. ЭпиПен был разработан в 1970-х и не несет в себе ровным счетом никакой инновационности. Тем не менее, …
Логотип Nike — миллиардная эмблема за 35 долларовОдин из самых узнаваемых логотипов в истории человечества - логотип Nike - был разработан студенткой. Она получила за свою работу 35 долларов. …
Консалтинговые услуги в области управления оказываются бесполезными, некоторые — откровенно вредными. Почему?Более 60% компаний, обратившихся к консультантам в области менеджмента остаются недовольны результатом. Значительная часть IT-решений для бизнеса вызывает у работников фрустрацию.
О том, как Coca-Cola продавала воду из-под кранаDasani - бутилированная вода производства Coca-cola. В 2001 Coca-cola проводила апсейл-кампанию совместно с ресторанами Olive Garden. Как оказалось, в рамках кампании покупателям …
SpaceX продолжает подготовку полета на Марс и строит космического прыгунаSpaceX - компания Илона Маска, создающая космический корабль для полета на Марс. Проблема в том, что компания очень сильно зависит от денег …
Если в вашем офисе возникают такие диалоги, это верный признак бюрократизации и ручного управленияБюрократия и ручное управление, в той или иной степени, присутствуют в большинстве компаний. Но в некоторых организациях дело доходит до абсурда, и …
Холакратия на практике. Zappos — крупнейшая компания, внедрившая у себя принципы холакратииКомпания Zappos - крупнейшая организация, внедрившая у себя принципы холакратии. Корпоративная культура Zappos опирается на...
Как гибкое ценообразование может взбесить покупателей. Пример Coca-ColaCoca-Cola попыталась ввести гибкое ценообразование на свою продукцию с помоющью специальных автоматов. Попытка вызвала негодование покупателей.
Ford Edsel — любимый бизнес кейс Билла Гейтса. Какие уроки можно из него извлечь?История Ford Edsel - классический пример, демонстрирующий серьезные ошибки в разработке и маркетинге. Это один из любимых бизнес-кейсов Билла Гейтса. На ошибках, …

























