- Ли Якокка возглавил Chrysler в тяжелые для компании времена и вывел ее из кризиса.
- Однако позже он потерял фокус, увлекся самопиаром и начал неоправданную диверсификацию линейки Chrysler.
- После выхода на пенсию Якокка участвовал в неудачной попытке недружественного поглощения Chrysler. Позже компания была поглощена Daimler.
Ли Якокка — один из известнейших людей в мире бизнеса. Он прославился как менеджер, автор книг и общественный деятель. Но надо заметить, что были в его карьере и весьма сомнительные моменты. Ниже речь пойдет как раз о такой неоднозначной ситуации, в которой оказалась компания под его руководством.
Большие административные полномочия дают большие возможности. А то, как эти возможности будут использованы, зависит от личности менеджера. Таким образом, избыточно развитые административные механизмы, одна из целей которых — минимизация влияния человеческого фактора, парадоксальным образом ставит организацию в зависимость от отдельного человека.
Когда решения менеджера, наделенного значительными административными полномочиями, некомпетентны или менеджером движет не понимание интересов и нужд компании, а его собственное эго, это может выливаться в довольно причудливые и зачастую неприятные для компании формы.
Ли Якокка спас Chrysler
Примером может послужить Ли Якокка. С 1970 по 1978 годы он возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы.
После того как в 1979 году Якокка возглавил Chrysler была перестроена структура менеджмента компании. Якокка ввел строгий финансовый контроль и улучшил систему контроля качества. Он оптимизировал производственный график, а также провел сокращения с целью экономии средств. В течение нескольких лет компания демонстрировала рост. Окупаемость инвестиций в нее в 2,9 раза превысила среднерыночные значения.
А затем он потерял интерес…
Однако затем Якокка, по всей вероятности потерял интерес к работе на компанию. Он занялся более приятными для него вещами — стал регулярно участвовать в телевизионных шоу, съемках в рекламе (снялся более чем в восьмидесяти роликах), а также продвижением собственной автобиографии. Якокка продал семь миллионов экземпляров своей книги. Он практически приобрел статус рок-звезды, которую при сходе с трапа самолета окружают фанаты.
Он также занялся политическим самопиаром и подумывал об участии в президентских выборах. Помимо этого Якокка возглавил комитет по реставрации статуи Свободы и вошел в комиссию конгресса США по сокращению бюджетных расходов. А еще он написал вторую книгу, начал вести колонку в газете, а также приобрел поместье в Италии, где занялся виноделием и производством оливкового масла. По всей вероятности, вся эта деятельность сильно отвлекала Якокку от проблем Chrysler. [i]
Что еще хуже, он вовлек компанию в диверсификационные активности, скорее направленные на удовлетворение эго самого Якокки, чем нужд компании. В 1985 году Chrysler вступает в аэрокосмический бизнес, покупая производителя частных самолетов Gulfstream Company. Примерно в то же время компания начинает дорогой и, в конечном счете, провальный совместный проект с Maserati. Проект обошелся обошедшийся Chrysler в 200 миллионов долларов. При этом Якокка игнорирует коммерческую перспективность всех этих действий. Он совершает их по собственному усмотрению.
В то время как руководитель Chrysler занимался всеми этими увлекательными вещами, окупаемость инвестиций постепенно снизилась до отметки на 31% ниже уровня рынка. При этом, Якокку явно устраивала сложившаяся ситуация, и он всеми силами оттягивал свой уход на пенсию.
После того, как Ли Якокка ушел
Когда же он все-таки был вынужден уйти, потребовал сохранить за собой возможность использовать корпоративный самолет и покупать акции компании на льготных условиях. Состояние компании после ухода Якокки оставляло желать лучшего. После короткого улучшения ее дел, она была куплена Daimler-Benz.
Что интересно, до слияния с Daimler ушедший на пенсию Якокка вместе с известным американским инвестором Кирком Керкоряном предпринял попытку недружественного поглощения Chrysler, классифицированную внутри компании как попытку рейдерского захвата.[i]
Когда все зависит от одного человека…
Очевидно, что Якокка обладал достаточными способностями для того, чтобы управлять компанией и вести ее к долгосрочному успеху и процветанию. Однако одних способностей оказалось недостаточно.
Как видно из примера Якокки, когда роль одного человека, обладающего значительными административными полномочиями, в жизни всей компании слишком велика, ее результаты будут зависеть только от него, а значит любые изменения его настроения будут вести к изменениям в работе всей организации. Высокопоставленный менеджер, используя свои большие административные полномочия, может вывести компанию из кризиса, а может ее в кризис ввергнуть. Но если у Ли Якокки были способности и на то и на другое, то у большинства менеджеров второе получается намного лучше. Поэтому управление, построенное исключительно на административных принципах, несет в себе опасность для любой организации.
Интересно, что и в свою бытность в компании Ford, еще до Chrysler, Ли Якокка также проявил себя весьма неоднозначно.
Дополнительно: «Культура манипуляций» привела к крупнейшему отзыву продукции и банкротству компании
[i] Collins J. From good to great. Why some companies make the leap… and others don‘t. New York. Random house business books. 2001. 29-30, 131-132.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Почему нематериальное стимулирование не работает. Мнение экспертовПо мнению экспертов если нематериальное стимулирование не работает, нужно искать причину в отношениях работников и работодателя, а также в...
- Настоящие последние слова Стива Джобса. Кто подделал предсмертную речь создателя Apple?Пафосная предсмертная речь Стива Джобса - подделка. На самом деле, последние слова Стива Джобса были произнесены за несколько часов до...
- Самая частая причина проблем – люди. Самая главная причина успехов – тоже люди. Мнение главы Burger KingДэниэл Шварц, глава Бургер Кинг, убежден в том, что существует три основные причины проблем компании. И главная из них - это неправильно …
- Хищение зарплаты. Как работодатель может обворовывать работниковНередко работодатель идет на ухищрения, чтобы сэкономить на работнике. В английском для этого явления есть термин «хищение зарплаты» или wage theft.
- Клуб «ненавижу мою работу»: 87% работающих состоят в нем, из них 24% ненавидят свою работу особенно лютоЕсли вас не оставляет мысль «я ненавижу мою работу» - вы не одиноки. Масштабное исследование свидетельствует, что большинство...
- Стив Джобс в Советском Союзе. Почему в СССР так и не появилось производство AppleВ 1985 году Стив Джобс в Советском Союзе провел переговоры об открытии производства Apple на территории СССР. В Москве Джобс выступил...
- Почему Google+ потерпел неудачу. Причины, выводы и урокиСоциальная сеть Google Plus прекращает свое существование. Спустя семь с половиной лет компания Google признает, что социальная сеть стала неудачным проектом. На …
- Смысл и цель бизнеса. Корпоративная культура FerrariЦель бизнеса должна состоять не только в зарабатывании денег, а в чем-то большем. Цель компании Ferrari - создавать и побеждать. И не …
- Высшее образование необходимо? Apple, Google и IBM так не считаютСамые успешные компании, такие как Apple, Google и IBM, не считают, что высшее образование необходимо. 50% работников Apple не имеют высшег...
- Финансовые пирамиды и схема ПонциФинансовые пирамиды - обманные сетевые финансовые схемы. Схема Понци - разновидность финансовой пирамиды. Принцип финансовой пирамиды...
- От культуры к продукту. Стартап стоимостью 1,1 млрд долларов начался с создания корпоративной культурыОрганизационная культура стартапа может оказаться важнее его продуктов. Первыми разработками IT-компании Airtable были ее ценности и культура. Далее последовали продукты.
- «Уважаемый богатый подонок…» К чему может привести ошибка при рассылке информации клиентамОшибка при рассылке информации клиентам может привести к весьма курьезным последствиям и нередко впоследствии требует извинений. В этом убедились...
- Как персонажи M&M’s превратили цветные конфеты в миллиардный брендПерсонажи M&M’s были созданы для поддержания гибнущего бренда и в ответ на падения продаж драже M&M’s. Из-за ограниченного бюджета...