
- Ли Якокка возглавил Chrysler в тяжелые для компании времена и вывел ее из кризиса.
- Однако позже он потерял фокус, увлекся самопиаром и начал неоправданную диверсификацию линейки Chrysler.
- После выхода на пенсию Якокка участвовал в неудачной попытке недружественного поглощения Chrysler. Позже компания была поглощена Daimler.
Ли Якокка — один из известнейших людей в мире бизнеса. Он прославился как менеджер, автор книг и общественный деятель. Но надо заметить, что были в его карьере и весьма сомнительные моменты. Ниже речь пойдет как раз о такой неоднозначной ситуации, в которой оказалась компания под его руководством.
Большие административные полномочия дают большие возможности. А то, как эти возможности будут использованы, зависит от личности менеджера. Таким образом, избыточно развитые административные механизмы, одна из целей которых — минимизация влияния человеческого фактора, парадоксальным образом ставит организацию в зависимость от отдельного человека.

Когда решения менеджера, наделенного значительными административными полномочиями, некомпетентны или менеджером движет не понимание интересов и нужд компании, а его собственное эго, это может выливаться в довольно причудливые и зачастую неприятные для компании формы.
Ли Якокка спас Chrysler
Примером может послужить Ли Якокка. С 1970 по 1978 годы он возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы.

После того как в 1979 году Якокка возглавил Chrysler была перестроена структура менеджмента компании. Якокка ввел строгий финансовый контроль и улучшил систему контроля качества. Он оптимизировал производственный график, а также провел сокращения с целью экономии средств. В течение нескольких лет компания демонстрировала рост. Окупаемость инвестиций в нее в 2,9 раза превысила среднерыночные значения.
А затем он потерял интерес…
Однако затем Якокка, по всей вероятности потерял интерес к работе на компанию. Он занялся более приятными для него вещами — стал регулярно участвовать в телевизионных шоу, съемках в рекламе (снялся более чем в восьмидесяти роликах), а также продвижением собственной автобиографии. Якокка продал семь миллионов экземпляров своей книги. Он практически приобрел статус рок-звезды, которую при сходе с трапа самолета окружают фанаты.

Он также занялся политическим самопиаром и подумывал об участии в президентских выборах. Помимо этого Якокка возглавил комитет по реставрации статуи Свободы и вошел в комиссию конгресса США по сокращению бюджетных расходов. А еще он написал вторую книгу, начал вести колонку в газете, а также приобрел поместье в Италии, где занялся виноделием и производством оливкового масла. По всей вероятности, вся эта деятельность сильно отвлекала Якокку от проблем Chrysler. [i]
Что еще хуже, он вовлек компанию в диверсификационные активности, скорее направленные на удовлетворение эго самого Якокки, чем нужд компании. В 1985 году Chrysler вступает в аэрокосмический бизнес, покупая производителя частных самолетов Gulfstream Company. Примерно в то же время компания начинает дорогой и, в конечном счете, провальный совместный проект с Maserati. Проект обошелся обошедшийся Chrysler в 200 миллионов долларов. При этом Якокка игнорирует коммерческую перспективность всех этих действий. Он совершает их по собственному усмотрению.

В то время как руководитель Chrysler занимался всеми этими увлекательными вещами, окупаемость инвестиций постепенно снизилась до отметки на 31% ниже уровня рынка. При этом, Якокку явно устраивала сложившаяся ситуация, и он всеми силами оттягивал свой уход на пенсию.
После того, как Ли Якокка ушел
Когда же он все-таки был вынужден уйти, потребовал сохранить за собой возможность использовать корпоративный самолет и покупать акции компании на льготных условиях. Состояние компании после ухода Якокки оставляло желать лучшего. После короткого улучшения ее дел, она была куплена Daimler-Benz.
Что интересно, до слияния с Daimler ушедший на пенсию Якокка вместе с известным американским инвестором Кирком Керкоряном предпринял попытку недружественного поглощения Chrysler, классифицированную внутри компании как попытку рейдерского захвата.[i]
Когда все зависит от одного человека…
Очевидно, что Якокка обладал достаточными способностями для того, чтобы управлять компанией и вести ее к долгосрочному успеху и процветанию. Однако одних способностей оказалось недостаточно.

Как видно из примера Якокки, когда роль одного человека, обладающего значительными административными полномочиями, в жизни всей компании слишком велика, ее результаты будут зависеть только от него, а значит любые изменения его настроения будут вести к изменениям в работе всей организации. Высокопоставленный менеджер, используя свои большие административные полномочия, может вывести компанию из кризиса, а может ее в кризис ввергнуть. Но если у Ли Якокки были способности и на то и на другое, то у большинства менеджеров второе получается намного лучше. Поэтому управление, построенное исключительно на административных принципах, несет в себе опасность для любой организации.
Интересно, что и в свою бытность в компании Ford, еще до Chrysler, Ли Якокка также проявил себя весьма неоднозначно.
Дополнительно: «Культура манипуляций» привела к крупнейшему отзыву продукции и банкротству компании
[i] Collins J. From good to great. Why some companies make the leap… and others don‘t. New York. Random house business books. 2001. 29-30, 131-132.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Адольф и Рудольф Дасслер. Adidas против Puma — история эпической вражды
Адольф и Рудольф Дасслер - братья, основавшие компании Adidas и Puma. История бизнеса не знает более лютой вражды, чем вражда братьев. Изначально …Насколько полезен консалтинг в области управления
Когда компания нанимает консультантов по управлению, она должна знать, что с вероятностью 70% она не получит того результата, на который рассчитывает. Это …Что значит буква «i» в названиях продуктов Apple (iPhone, iPad и т.д.) и откуда она взялась
Буква "i" в названиях продуктов Apple впервые появилась в 1998 году, когда Джобс представил публике компьютер iMac. Буква "i" означает...Взгляд на бизнес и управление Коносуке Мацуситы. Компании на службе обществу
Коносуке Мацусита - гуру в области бизнеса и управления. Один из самых выдающихся предпринимателей 20-го века, создатель брендов Panasonic, National и Technics. …Привычка отвечать на электронные письма немедленно даже в нерабочее время — вредна, считают ученые
Требование компаний отвечать на электронные письма немедленно и даже в нерабочее время, вредит долгосрочной продуктивности. Исследования...
Загадочные названия японских компаний: Sony, Canon, Nissan, Panasonic, Bridgestone, Toyota, Mitsubishi
Названия японских компаний - явление особое. Многие из компаний изначально имели японские названия. Но выход на международный рынок вынудил их использовать более …История хулахупа — успешнейшего продукта, жившего всего несколько месяцев
В 1950-х компания Wham-O сделала миллионы на обычном обруче, известном как хулахуп. История хулахупа началась древности, а Ричард Кнерр и ...Стратегии зайца и черепахи. Какова оптимальная скорость роста бизнеса
Слишком быстрый рост бизнеса опасен. Слишком медленный тоже. Необходим баланс. Стратегии зайца и черепахи позволяют достичь оптимальной скорости роста...Четырехдневная рабочая неделя повышает продуктивность. Пример компании, которая утроила прибыль после сокращения недели
С тех пор как в компании Versa введена четырехдневная рабочая неделя, ее выручка увеличилась на 46%, а прибыль - почти в три …Т-образные работники — почему они необходимы компаниям
Т-образные работники универсальны и способны заменять друг друга. Они обеспечивают лучшую коммуникацию, и их требуется меньше, чем обычных...
Что означают название и логотип Audi
Название и логотип Audi возникли в процессе многочисленных слияний и поглощений автомобильных компаний. Слово Audi означает...Когда стратегия противоречит заявлению о миссии. Кейс Mylan
ЭпиПен - продукт компании Mylan. ЭпиПен был разработан в 1970-х и не несет в себе ровным счетом никакой инновационности. Тем не менее, …С чего начался успех Билла Гейтса. Создатель Microsoft о важности стратегических партнерств
Создатель Microsoft связывает достижения его компании, среди прочего, с ее стратегическими партнерствами. Успех Билла Гейтса обеспечило ...