- Ли Якокка возглавил Chrysler в тяжелые для компании времена и вывел ее из кризиса.
- Однако позже он потерял фокус, увлекся самопиаром и начал неоправданную диверсификацию линейки Chrysler.
- После выхода на пенсию Якокка участвовал в неудачной попытке недружественного поглощения Chrysler. Позже компания была поглощена Daimler.
Ли Якокка — один из известнейших людей в мире бизнеса. Он прославился как менеджер, автор книг и общественный деятель. Но надо заметить, что были в его карьере и весьма сомнительные моменты. Ниже речь пойдет как раз о такой неоднозначной ситуации, в которой оказалась компания под его руководством.
Большие административные полномочия дают большие возможности. А то, как эти возможности будут использованы, зависит от личности менеджера. Таким образом, избыточно развитые административные механизмы, одна из целей которых — минимизация влияния человеческого фактора, парадоксальным образом ставит организацию в зависимость от отдельного человека.
Когда решения менеджера, наделенного значительными административными полномочиями, некомпетентны или менеджером движет не понимание интересов и нужд компании, а его собственное эго, это может выливаться в довольно причудливые и зачастую неприятные для компании формы.
Ли Якокка спас Chrysler
Примером может послужить Ли Якокка. С 1970 по 1978 годы он возглавлял Ford, а затем стал руководителем Chrysler. Считается, что ему удалось спасти компанию от катастрофы.
После того как в 1979 году Якокка возглавил Chrysler была перестроена структура менеджмента компании. Якокка ввел строгий финансовый контроль и улучшил систему контроля качества. Он оптимизировал производственный график, а также провел сокращения с целью экономии средств. В течение нескольких лет компания демонстрировала рост. Окупаемость инвестиций в нее в 2,9 раза превысила среднерыночные значения.
А затем он потерял интерес…
Однако затем Якокка, по всей вероятности потерял интерес к работе на компанию. Он занялся более приятными для него вещами — стал регулярно участвовать в телевизионных шоу, съемках в рекламе (снялся более чем в восьмидесяти роликах), а также продвижением собственной автобиографии. Якокка продал семь миллионов экземпляров своей книги. Он практически приобрел статус рок-звезды, которую при сходе с трапа самолета окружают фанаты.
Он также занялся политическим самопиаром и подумывал об участии в президентских выборах. Помимо этого Якокка возглавил комитет по реставрации статуи Свободы и вошел в комиссию конгресса США по сокращению бюджетных расходов. А еще он написал вторую книгу, начал вести колонку в газете, а также приобрел поместье в Италии, где занялся виноделием и производством оливкового масла. По всей вероятности, вся эта деятельность сильно отвлекала Якокку от проблем Chrysler. [i]
Что еще хуже, он вовлек компанию в диверсификационные активности, скорее направленные на удовлетворение эго самого Якокки, чем нужд компании. В 1985 году Chrysler вступает в аэрокосмический бизнес, покупая производителя частных самолетов Gulfstream Company. Примерно в то же время компания начинает дорогой и, в конечном счете, провальный совместный проект с Maserati. Проект обошелся обошедшийся Chrysler в 200 миллионов долларов. При этом Якокка игнорирует коммерческую перспективность всех этих действий. Он совершает их по собственному усмотрению.
В то время как руководитель Chrysler занимался всеми этими увлекательными вещами, окупаемость инвестиций постепенно снизилась до отметки на 31% ниже уровня рынка. При этом, Якокку явно устраивала сложившаяся ситуация, и он всеми силами оттягивал свой уход на пенсию.
После того, как Ли Якокка ушел
Когда же он все-таки был вынужден уйти, потребовал сохранить за собой возможность использовать корпоративный самолет и покупать акции компании на льготных условиях. Состояние компании после ухода Якокки оставляло желать лучшего. После короткого улучшения ее дел, она была куплена Daimler-Benz.
Что интересно, до слияния с Daimler ушедший на пенсию Якокка вместе с известным американским инвестором Кирком Керкоряном предпринял попытку недружественного поглощения Chrysler, классифицированную внутри компании как попытку рейдерского захвата.[i]
Когда все зависит от одного человека…
Очевидно, что Якокка обладал достаточными способностями для того, чтобы управлять компанией и вести ее к долгосрочному успеху и процветанию. Однако одних способностей оказалось недостаточно.
Как видно из примера Якокки, когда роль одного человека, обладающего значительными административными полномочиями, в жизни всей компании слишком велика, ее результаты будут зависеть только от него, а значит любые изменения его настроения будут вести к изменениям в работе всей организации. Высокопоставленный менеджер, используя свои большие административные полномочия, может вывести компанию из кризиса, а может ее в кризис ввергнуть. Но если у Ли Якокки были способности и на то и на другое, то у большинства менеджеров второе получается намного лучше. Поэтому управление, построенное исключительно на административных принципах, несет в себе опасность для любой организации.
Интересно, что и в свою бытность в компании Ford, еще до Chrysler, Ли Якокка также проявил себя весьма неоднозначно.
Дополнительно: «Культура манипуляций» привела к крупнейшему отзыву продукции и банкротству компании
[i] Collins J. From good to great. Why some companies make the leap… and others don‘t. New York. Random house business books. 2001. 29-30, 131-132.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Как возникла производственная система ТойотаПроизводственная система Тойота является самостоятельным объектом изучения и считается чуть ли не самым значимым достижением Toyota. Возникла она за долгие годы работы …
- Торговая война между США и Китаем. Что нужно знатьВ 2018 году между США и Китаем возникла экономическая напряженность, которая вылилась во взаимные торговые санкции. Для обеих экономик это серьезный стресс. …
- Неудачная промо-акция от Coca-Cola. Оскорбления покупателей — не лучший способ продвижения продукцииБесспорно неудачная промо-акция Coca-Cola привела к тому, что покупатели стали находить под крышками оскорбления и ругательства. Это случилось, поскольку...
- Бизнес-стратегия. Уроки генерала Карла фон КлаузевицаБизнес-стратегия берет свое начало в военной стратегии. Уроки знаменитого военного стратега Карла фон Клаузевица будут полезны любому современному стратегу.
- Чем плоха зависть к чужому успеху, и как с ней справитьсяЗависть к чужому успеху не мотивирует, как это принято считать. Напротив она обладает рядом крайне негативных эффектов. Психологи советуют...
- Amazon: секрет эффективности совещаний. Почему Джефф Безос отказался от презентаций Power PointAmazon отказался от использования презентаций на совещаниях. Как показывает опыт Amazon - секрет эффективных совещаний в написании подробных изложений мыслей работников.
- Стратегии зайца и черепахи. Какова оптимальная скорость роста бизнесаСлишком быстрый рост бизнеса опасен. Слишком медленный тоже. Необходим баланс. Стратегии зайца и черепахи позволяют достичь оптимальной скорости роста...
- Название Уолл-стрит — почему так названа самая деловая улица мираКогда-то Уолл-стрит называлась Cingel. Название Уолл-стрит - все, что осталось от стены, построенной для защиты Нового Амстердама...
- Facebook за равенство всех работников. Но некоторые «равны более, чем другие»Facebook славится своей дружелюбной культурой. Но она не для всех. Модераторы контента Facebook лишены даже самых базовых человеческих прав и работают в …
- Чем плоха зависть к чужому успеху, и как с ней справитьсяЗависть к чужому успеху не мотивирует, как это принято считать. Напротив она обладает рядом крайне негативных эффектов. Психологи советуют...
- Хамди Улукайа, создатель Chobani, делится секретами успеха. Оказывается, все просто…Хамди Улукайа, основатель компании Chobani, производящей йогурт, построил миллиардный бизнес, опираясь на очень простые, но твердые принципы.
- Технологии пришельцев на службе капиталу. Реверсивный инжиниринг НЛО — лучшая инвестиция, считают некоторые инвесторы и предпринимателиЧеловеческие технологии уже не впечатляют. Хотите разбогатеть, инвестируйте в технологии пришельцев, считают инвесторы. Реверсивный инжиниринг НЛО...
- Высшее образование необходимо? Apple, Google и IBM так не считаютСамые успешные компании, такие как Apple, Google и IBM, не считают, что высшее образование необходимо. 50% работников Apple не имеют высшег...