Недобросовестная конкуренция и прогресс. Что заставило гробовщика изобрести телефон

Время чтения: 3 мин.
Недобросовестная конкуренция и прогресс. Что заставило гробовщика изобрести телефон
Flickr/Frederic BISSON

Конкуренция и прогресс идут рука об руку. Чем больше предпринимателям приходится придумывать уловок и ухищрений, чтобы обойти конкурентов, тем больше, в конечном итоге, выигрывает человечество.

Правда, речь идет о честной конкуренции. В ее основе лежит стремление предложить покупателю нечто, чего нет у других. В результате продукция приобретает новые полезные свойства. Ее качество возрастает, а цена снижается.

Недобросовестная конкуренция, напротив, ведет к тому, что производители теряют интерес к улучшению продукции. Ведь при ней решающую роль играет не продукция, а та степень низости, на которую готовы идти предприниматели, чтобы одолеть соперников.

Впрочем, иногда, парадоксальным образом, и недобросовестная конкуренция может принести пользу.

Телефония и недобросовестная конкуренция похоронных бюро

В конце 1880-х годов Элмон Строуджер (1839-1902) был единственным гробовщиком в одном из канзасских городов. Его бизнес процветал, ведь он обладал монополией.

В какой-то момент в городе появилось второе похоронное бюро. И по непонятной причине люди стали обращаться только в него. А бизнес Строуджера начал нести убытки. Строуджер решил разобраться, что происходит.[1]

В те времена телефонная связь осуществлялась через телефонистов. Когда человеку надо было куда-либо позвонить, он звонил телефонисту. Тот соединял его с нужным абонентом. Строуджер выяснил, что его конкурент женат на телефонистке, обслуживающей город. Когда кому-либо требовались услуги похоронного бюро, телефонистка направляла их к своему мужу. А Строуджер оставался не у дел.

Такая ситуация его никак не устраивала. И он решил изобрести телефон, который позволит совершать звонки без участия телефонистов. Что он успешно и сделал, разработав первую в мире автоматическую телефонную станцию, а также дисковый телефон.[1]

Подобные коммутаторы изобретались и патентовались и до Строуджера. Но он разработал первую работающую модель, пригодную для широкого применения.

Более того, недобросовестная конкуренция со стороны второго гробовщика и его жены подтолкнули его к созданию компании по производству и внедрению новых телефонных систем — Strowger Automatic Telephone Exchange Company. Она была основана в 1892 году. Спустя 6 лет Строуджер продал свой патент и долю в компании и переехал во Флориду. Там он вернулся к похоронному бизнесу, которым и занимался до конца своей жизни.

Изобретение Строуджера оказалось весьма востребованным. Автоматические телефонные станции, созданные по его проекту, широко использовались в разных странах. Как и телефоны с дисковым набором номеров.[1]

Так гробовщик совершил революцию в телекоммуникации и навсегда защитил свободную конкуренцию от вмешательства телефонистов.


Далее: Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказалась


  1. Kansas Historical Society. Almon Strowger. Feb 2019.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Компания IBM и ее изобретения
Неиссякаемый источник креативности для бизнеса - секрет от создателя многочисленных технологических компаний
Хамди Улукайа, создатель Chobani, делится секретами успеха. Оказывается, все просто...
Нужно ли бизнес-образование, чтобы преуспеть в бизнесе. И, если нет, что может его заменить
Пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира. Оргия как стимулятор продаж
Uber возобновляет использование беспилотных такси после девятимесячного перерыва, связанного со смертельным ДТП. Но решены ли проблемы, из-за которых ...
Tesla 1970-x. DeLorean Motor Company - компания, которая хотела изменить мир и создала машину времени
Илон Маск в Симпсонах, Детстве Шелдона, Южном парке, Теории большого взрыва и Железном человеке 2
Производитель винтовки М16 в мирное время балансирует на грани банкротства. Во времена военных конфликтов Colt процветает