В наше время стремление изменить мир или хотя бы устроить революцию в отдельной отрасли индустрии является чуть ли не обязательным атрибутом крупного бизнес-лидера. Для кого-то это действительно цель, а кто-то просто использует эту мантру для создания имиджа. История рассудит, кому это удастся, а для кого так и останется пустыми словами.
Уроки прошлого
Впрочем, бизнес-романтики и бизнес-мечтатели были всегда. Многие из них потерпели фиаско и сегодня уже забыты. А зря. История каждого из них может преподать нам полезные уроки и чему-то нас научить. Ведь учимся мы, в первую очередь, не на чужих успехах, а на чужих ошибках. Успехи редко удается воспроизвести, а вот не совершать промахи, совершенные другими, — это полпути к достижению своих собственных «оригинальных» успехов.
Когда речь заходит о революционных изменениях в автомобильной промышленности, любому сразу приходит на ум компания Tesla, которая создала суперсовременный модельный ряд электромобилей и даже отправила один из них в космос. Считается что Tesla — компания-революционер, заставившая своих конкурентов изменить подход к дизайну и производству автомобилей и установившая новые тренды в автопроме.
Главное, что движет компанией — амбиции и способность убеждать рынок и инвесторов. Но здесь таится и опасность. Большие амбиции ведут к большим тратам. В результате компания тратит больше, чем зарабатывает и постоянно зависит от инвесторов и их денег. А кроме того, ради движения вперед компании и ее лидеру Илону Маску приходится давать большие обещания, которые они не всегда способны выполнить.1
DeLorean Motor Company
А теперь перенесемся на полвека назад и познакомимся с компанией DeLorean Motor Company. Она была основана Джоном Делореаном — инженером, который до того как основать DMC являлся президентом Pontiac, возглавлял Chevrolet и занимал должность вице-президента General Motors.2
В 1974 году Делореан нашел инвесторов и основал собственную компанию. Он хотел создать суперсовременный, быстрый и долговечный автомобиль, который бы изменил облик автопорома. Для разработки были привлечены ведущие инженеры и дизайнеры того времени. 2 Это был амбициозный проект. Помимо этого, планировалось создание сверхсовременного седана, внедорожника, минивэна и суперкара мощностью 1250 л.с.3 Делореан планировал войти в «большую тройку» американских автопроизводителей (на тот момент General Motors, Ford и Chrysler) и навсегда изменить автомобильную индустрию.
Спорткар Делореана получил название DeLorean DMC-12. Отличительными чертами автомобиля стали: футуристический дизайн, кузов из нержавеющей стали, двери типа «крыло чайки» и цена 25 тыс долларов (средняя цена автомобиля в те времена составляла 10 тыс долларов). Прототип автомобиля был создан в 1977 году. «Возможно когда-нибудь это будет еще один BMW», — заявил Делореан.2
В начале 1981 года DeLorean Motor Company открыла завод в пригороде Белфаста в Северной Ирландии. Правительство Великобритании инвестировало в проект 120 миллионов долларов.2
Громкие заявления
Делореан прославился не только разработкой и производством DMC-12, но также громкими и иногда безосновательными заявлениями. Например, он заявил на пресс-конференции, что его компания получила 30 000 заказов на модель DMC-12. Как оказалось, никаких заказов не существовало.
Для поддержания интереса публики и инвесторов бизнесмен постоянно апеллировал к тому факту, что его автомобиль — это нечто уникальное, нечто такое, что не может предложить «традиционный» автопром.4
Чем все кончилось
Однако ни обещаниям Делореана, ни его амбициям не суждено было воплотиться в жизнь. На самом деле, дорогой спорткар DMC-12 не заинтересовал покупателей. Какое-то время компания балансировала на грани банкротства, а в октябре 1982 года правительство Великобритании, главный инвестор завода DMC, объявил о закрытии производства. За все время существования компании было выпущено всего 8900 автомобилей, и к моменту закрытия завода продана была только половина из них.4
Назад в будущее?
Так закончилась история DeLorean Motor Company. А вот история автомобиля DMC-12 имела продолжение. Спустя три года после закрытия завода модель была использована в культовом фильме «Назад в будущее» в качестве машины времени.5
Конечно, Tesla — не DMC, а Илон Маск — не Джон Делореан. Но определенные аналогии провести можно: стремление создавать революционные high-end продукты, зависимость от денег инвесторов, постоянное балансирование на грани убыточности, предпринимательский авантюризм, большие амбиции и громкие заявления.
Впрочем, возможно, в будущем, спустя лет пятьдесят, история Tesla будет представляться не так, как сейчас. Как это случилось с DeLorean Motor Company и ее «машиной времени» DMC-12.
- Matousek M. Tesla has transformed the car industry — but its biggest strength could become its greatest liability. Business Insider. Feb 12, 2018.
- Hakim D. John Z. DeLorean, Father of Glamour Car, Dies at 80. New York Times. Mar 21, 2005.
- Petrani M. The Proposed DeLorean Sedan Is As Coke-Tastically ’80s As You’d Imagine. Jalopnik. Apr 11, 2013.
- Fallon I. John DeLorean: The man who fooled the world. Independent. Mar 22, 2005.
- Petersen Automotive Museum. https://www.petersen[dot]org/blog/2018/5/16/back-to-the-future-delorean-comes-to-the-petersen?rq=hollywood
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Как дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в промышленном дизайнеДжобс так глубоко ушел в восточные духовные практики, что хотел переехать в Японию. Дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в дизайне...
- Как развить ответственность в работниках. Совет практикаУмение развить ответственность в работниках - основа успеха руководителя. Руководители-жертвы на это не способны. Рикардо Семлер из Semco...
- Бирюзовые организации Фредерика Лалу и их корпоративная культураС тех пор, как Фредерик Лалу опубликовал свою книгу Открывая организации будущего, идея бирюзовых организаций приобрела большую популярность. Однако построение бирюзовой организации …
- Личностные качества успешных людей. 7 характеристик, которые помогают добиться успеха — мнение экспертаЛичностные качества успешных людей включают семь черт, которые можно развить в себе. Профессор психологии Джордж Эверли предлагает простой...
- История хулахупа — успешнейшего продукта, жившего всего несколько месяцевВ 1950-х компания Wham-O сделала миллионы на обычном обруче, известном как хулахуп. История хулахупа началась древности, а Ричард Кнерр и ...
- Мак Бук против МакБука. Как компания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы продукции AppleКомпания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы MacBook производства Apple. Попытка выглядит довольно жалко...
- Что такое face time, и какова отрицательная сторона удаленной работыFace time - очень важный фактор для карьеры. Это время, которое работник проводит перед глазами руководителя. Отрицательная сторона удаленной работы...
- Об организационной культуре ToyotaКомпания Toyota - хрестоматийный пример эффективной организации. Об организационной культуре Toyota пишутся книги и научные работы. Чем же она уникальна?
- Как создатель FedEx спас компанию, играя в блэкджекКогда компания FedEx была на грани банкротства, создатель FedEx спас компанию, поставив последние 5 тыс. долларов в казино. Выигрыш...
- О том, как Coca-Cola продавала воду из-под кранаDasani - бутилированная вода производства Coca-cola. В 2001 Coca-cola проводила апсейл-кампанию совместно с ресторанами Olive Garden. Как оказалось, в рамках кампании покупателям …
- Фаворитизм, непотизм и кронизм — опасные заболевания организационной культурыФаворитизм - несправедливый патронаж, назначение на должности, не соответствующие квалификации фаворитов. Непотизм и кронизм - варианты фаворитизма. Например...
- Как мы влияем друг на друга на рабочем месте. Влияние как неотъемлемая часть корпоративной культурыСоциальное влияние - неотъемлемая часть корпоративной культуры и важный фактор, который следует учитывать, управляя коллективом. Существует три механизма социального влияния - комплаенс, …
- Самые нелепые провалы бизнес-проектов как иллюстрация проблем проектного управленияОрганизация работы по типу проекта имеет весьма серьезные дефициты. Приведенные кейсы иллюстрируют основную проблему проектного управления, а именно...