В наше время стремление изменить мир или хотя бы устроить революцию в отдельной отрасли индустрии является чуть ли не обязательным атрибутом крупного бизнес-лидера. Для кого-то это действительно цель, а кто-то просто использует эту мантру для создания имиджа. История рассудит, кому это удастся, а для кого так и останется пустыми словами.
Уроки прошлого
Впрочем, бизнес-романтики и бизнес-мечтатели были всегда. Многие из них потерпели фиаско и сегодня уже забыты. А зря. История каждого из них может преподать нам полезные уроки и чему-то нас научить. Ведь учимся мы, в первую очередь, не на чужих успехах, а на чужих ошибках. Успехи редко удается воспроизвести, а вот не совершать промахи, совершенные другими, — это полпути к достижению своих собственных «оригинальных» успехов.
Когда речь заходит о революционных изменениях в автомобильной промышленности, любому сразу приходит на ум компания Tesla, которая создала суперсовременный модельный ряд электромобилей и даже отправила один из них в космос. Считается что Tesla — компания-революционер, заставившая своих конкурентов изменить подход к дизайну и производству автомобилей и установившая новые тренды в автопроме.
Главное, что движет компанией — амбиции и способность убеждать рынок и инвесторов. Но здесь таится и опасность. Большие амбиции ведут к большим тратам. В результате компания тратит больше, чем зарабатывает и постоянно зависит от инвесторов и их денег. А кроме того, ради движения вперед компании и ее лидеру Илону Маску приходится давать большие обещания, которые они не всегда способны выполнить.1
DeLorean Motor Company
А теперь перенесемся на полвека назад и познакомимся с компанией DeLorean Motor Company. Она была основана Джоном Делореаном — инженером, который до того как основать DMC являлся президентом Pontiac, возглавлял Chevrolet и занимал должность вице-президента General Motors.2
В 1974 году Делореан нашел инвесторов и основал собственную компанию. Он хотел создать суперсовременный, быстрый и долговечный автомобиль, который бы изменил облик автопорома. Для разработки были привлечены ведущие инженеры и дизайнеры того времени. 2 Это был амбициозный проект. Помимо этого, планировалось создание сверхсовременного седана, внедорожника, минивэна и суперкара мощностью 1250 л.с.3 Делореан планировал войти в «большую тройку» американских автопроизводителей (на тот момент General Motors, Ford и Chrysler) и навсегда изменить автомобильную индустрию.
Спорткар Делореана получил название DeLorean DMC-12. Отличительными чертами автомобиля стали: футуристический дизайн, кузов из нержавеющей стали, двери типа «крыло чайки» и цена 25 тыс долларов (средняя цена автомобиля в те времена составляла 10 тыс долларов). Прототип автомобиля был создан в 1977 году. «Возможно когда-нибудь это будет еще один BMW», — заявил Делореан.2
В начале 1981 года DeLorean Motor Company открыла завод в пригороде Белфаста в Северной Ирландии. Правительство Великобритании инвестировало в проект 120 миллионов долларов.2
Громкие заявления
Делореан прославился не только разработкой и производством DMC-12, но также громкими и иногда безосновательными заявлениями. Например, он заявил на пресс-конференции, что его компания получила 30 000 заказов на модель DMC-12. Как оказалось, никаких заказов не существовало.
Для поддержания интереса публики и инвесторов бизнесмен постоянно апеллировал к тому факту, что его автомобиль — это нечто уникальное, нечто такое, что не может предложить «традиционный» автопром.4
Чем все кончилось
Однако ни обещаниям Делореана, ни его амбициям не суждено было воплотиться в жизнь. На самом деле, дорогой спорткар DMC-12 не заинтересовал покупателей. Какое-то время компания балансировала на грани банкротства, а в октябре 1982 года правительство Великобритании, главный инвестор завода DMC, объявил о закрытии производства. За все время существования компании было выпущено всего 8900 автомобилей, и к моменту закрытия завода продана была только половина из них.4
Назад в будущее?
Так закончилась история DeLorean Motor Company. А вот история автомобиля DMC-12 имела продолжение. Спустя три года после закрытия завода модель была использована в культовом фильме «Назад в будущее» в качестве машины времени.5
Конечно, Tesla — не DMC, а Илон Маск — не Джон Делореан. Но определенные аналогии провести можно: стремление создавать революционные high-end продукты, зависимость от денег инвесторов, постоянное балансирование на грани убыточности, предпринимательский авантюризм, большие амбиции и громкие заявления.
Впрочем, возможно, в будущем, спустя лет пятьдесят, история Tesla будет представляться не так, как сейчас. Как это случилось с DeLorean Motor Company и ее «машиной времени» DMC-12.
- Matousek M. Tesla has transformed the car industry — but its biggest strength could become its greatest liability. Business Insider. Feb 12, 2018.
- Hakim D. John Z. DeLorean, Father of Glamour Car, Dies at 80. New York Times. Mar 21, 2005.
- Petrani M. The Proposed DeLorean Sedan Is As Coke-Tastically ’80s As You’d Imagine. Jalopnik. Apr 11, 2013.
- Fallon I. John DeLorean: The man who fooled the world. Independent. Mar 22, 2005.
- Petersen Automotive Museum. https://www.petersen[dot]org/blog/2018/5/16/back-to-the-future-delorean-comes-to-the-petersen?rq=hollywood
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Гитарист Metallica Кирк Хэмметт находит вдохновение в предпринимательствеВыпив пива со старым знакомым, Кирк Хэмметт основал компанию. Гитарист Metallica находит вдохновение в предпринимательстве и относится к делу с любовью.
- «Ты уволен!» — несостоявшийся бренд Дональда ТрампаДональд Трамп попытался зарегистрировать торговую марку «Ты уволен», чтобы сделать ее частью своего бренда. Однако ему это не удалось. Фраза оказалась...
- Факты об Amazon, которые вы не зналиИнтересные факты о компании Amazon Джеффа Безоса: изначально компания носила неблагозвучное название, интернет-торговля далеко не единственный ее бизнес, 41 бренд находится во …
- Беспорядок на столе как источник творческих идейБеспорядок на столе и в рабочем помещении способствует творческому мышлению. Порядок, напротив, ставит в рамки. Результаты исследования психологов...
- Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в GoogleНе существует общепринятого понимания лидерства. Поэтому объективная оценка лидерства представляется сложной задачей. Опыт компании Google может стать полезным подспорьем при разработке оценки …
- Миллиардеры Билл Гейтс и Джефф Безос сами моют посуду. Почему они это делают?Билл Гейтс долгое время оставался самым богатым человеком планеты. В январе 2018 года это место занял Джефф Безос. Однако статус самого богатого …
- Лицемерная благотворительность? Истинные цели благотворительности компанийКаковы истинные цели благотворительности компаний, которые обманывают клиентов, эксплуатируют работников и вредят обществу? Несоответствие...
- Burma-Shave — компания, отправившая человека на Марс. Странные результаты необычной рекламной кампанииКомпания Burma-Shave попала в неудобную ситуацию. Покупатель всерьез воспринял ее шутливую рекламу и потребовал, чтобы его отправили на Марс.
- Когда проявление эмпатии на работе начинает вредить вамСчитается, что проявление эмпатии на работе способствует возникновению эмоциональных связей с коллегами и клиентами. Но опасность...
- Ненависть к руководству проявляют 75% работников — от оскорбительных жестов до распространения слухов75% работников иногда повышают голос на начальство, грубят или даже показывают оскорбительные жесты. Ненависть к руководству проявляется...
- Откуда берется креативность. МРТ при приеме на работу позволит выявить самых творческих кандидатовУченые из Гарварда нашли ответ на вопрос, откуда берется креативность. МРТ при приеме на работу может выявить самых творческих соискателей...
- История развития менеджмента объясняет многие дефициты современного корпоративного управленияМенеджмент возник при переходе от ремесленного производства к промышленному. Усложнение производственных процессов привело к возникновению потребности в эффективном планировании времени и ресурсов …
- Как не отвлекаться на социальные сети и новостные сайты. Результаты исследованийДанные исследований демонстрируют, что офисным работникам становится все труднее не отвлекаться на социальные сети и нерелевантные сайты.