
В наше время стремление изменить мир или хотя бы устроить революцию в отдельной отрасли индустрии является чуть ли не обязательным атрибутом крупного бизнес-лидера. Для кого-то это действительно цель, а кто-то просто использует эту мантру для создания имиджа. История рассудит, кому это удастся, а для кого так и останется пустыми словами.
Уроки прошлого
Впрочем, бизнес-романтики и бизнес-мечтатели были всегда. Многие из них потерпели фиаско и сегодня уже забыты. А зря. История каждого из них может преподать нам полезные уроки и чему-то нас научить. Ведь учимся мы, в первую очередь, не на чужих успехах, а на чужих ошибках. Успехи редко удается воспроизвести, а вот не совершать промахи, совершенные другими, — это полпути к достижению своих собственных «оригинальных» успехов.
Когда речь заходит о революционных изменениях в автомобильной промышленности, любому сразу приходит на ум компания Tesla, которая создала суперсовременный модельный ряд электромобилей и даже отправила один из них в космос. Считается что Tesla — компания-революционер, заставившая своих конкурентов изменить подход к дизайну и производству автомобилей и установившая новые тренды в автопроме.
Главное, что движет компанией — амбиции и способность убеждать рынок и инвесторов. Но здесь таится и опасность. Большие амбиции ведут к большим тратам. В результате компания тратит больше, чем зарабатывает и постоянно зависит от инвесторов и их денег. А кроме того, ради движения вперед компании и ее лидеру Илону Маску приходится давать большие обещания, которые они не всегда способны выполнить.1
DeLorean Motor Company
А теперь перенесемся на полвека назад и познакомимся с компанией DeLorean Motor Company. Она была основана Джоном Делореаном — инженером, который до того как основать DMC являлся президентом Pontiac, возглавлял Chevrolet и занимал должность вице-президента General Motors.2

В 1974 году Делореан нашел инвесторов и основал собственную компанию. Он хотел создать суперсовременный, быстрый и долговечный автомобиль, который бы изменил облик автопорома. Для разработки были привлечены ведущие инженеры и дизайнеры того времени. 2 Это был амбициозный проект. Помимо этого, планировалось создание сверхсовременного седана, внедорожника, минивэна и суперкара мощностью 1250 л.с.3 Делореан планировал войти в «большую тройку» американских автопроизводителей (на тот момент General Motors, Ford и Chrysler) и навсегда изменить автомобильную индустрию.
Спорткар Делореана получил название DeLorean DMC-12. Отличительными чертами автомобиля стали: футуристический дизайн, кузов из нержавеющей стали, двери типа «крыло чайки» и цена 25 тыс долларов (средняя цена автомобиля в те времена составляла 10 тыс долларов). Прототип автомобиля был создан в 1977 году. «Возможно когда-нибудь это будет еще один BMW», — заявил Делореан.2

В начале 1981 года DeLorean Motor Company открыла завод в пригороде Белфаста в Северной Ирландии. Правительство Великобритании инвестировало в проект 120 миллионов долларов.2
Громкие заявления
Делореан прославился не только разработкой и производством DMC-12, но также громкими и иногда безосновательными заявлениями. Например, он заявил на пресс-конференции, что его компания получила 30 000 заказов на модель DMC-12. Как оказалось, никаких заказов не существовало.
Для поддержания интереса публики и инвесторов бизнесмен постоянно апеллировал к тому факту, что его автомобиль — это нечто уникальное, нечто такое, что не может предложить «традиционный» автопром.4
Чем все кончилось

Однако ни обещаниям Делореана, ни его амбициям не суждено было воплотиться в жизнь. На самом деле, дорогой спорткар DMC-12 не заинтересовал покупателей. Какое-то время компания балансировала на грани банкротства, а в октябре 1982 года правительство Великобритании, главный инвестор завода DMC, объявил о закрытии производства. За все время существования компании было выпущено всего 8900 автомобилей, и к моменту закрытия завода продана была только половина из них.4
Назад в будущее?
Так закончилась история DeLorean Motor Company. А вот история автомобиля DMC-12 имела продолжение. Спустя три года после закрытия завода модель была использована в культовом фильме «Назад в будущее» в качестве машины времени.5
Конечно, Tesla — не DMC, а Илон Маск — не Джон Делореан. Но определенные аналогии провести можно: стремление создавать революционные high-end продукты, зависимость от денег инвесторов, постоянное балансирование на грани убыточности, предпринимательский авантюризм, большие амбиции и громкие заявления.
Впрочем, возможно, в будущем, спустя лет пятьдесят, история Tesla будет представляться не так, как сейчас. Как это случилось с DeLorean Motor Company и ее «машиной времени» DMC-12.
- Matousek M. Tesla has transformed the car industry — but its biggest strength could become its greatest liability. Business Insider. Feb 12, 2018.
- Hakim D. John Z. DeLorean, Father of Glamour Car, Dies at 80. New York Times. Mar 21, 2005.
- Petrani M. The Proposed DeLorean Sedan Is As Coke-Tastically ’80s As You’d Imagine. Jalopnik. Apr 11, 2013.
- Fallon I. John DeLorean: The man who fooled the world. Independent. Mar 22, 2005.
- Petersen Automotive Museum. https://www.petersen[dot]org/blog/2018/5/16/back-to-the-future-delorean-comes-to-the-petersen?rq=hollywood
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Sega и Nintendo — история борьбы. Соник vs. Марио: жесткое нападение, мягкая защита
Sega и Nintendo были непримиримыми соперниками с противоположными стратегиями. Sega была агрессивна и напориста. Nintendo действовала мягко и рассудительно.Уровни развития корпоративной культуры. От токсичной культуры до элитарной
Консалтинговая компания, проанализировавшая сотни организаций, выделяет уровни развития корпоративной культуры, позволяющие определить на каком этапе развития находится компания.Почему Стив Джобс перестал мыться, и к чему это привело
В определенный момент своей жизни Стив Джобс перестал мыться. Окружающие это заметили. И это не добавило Джобсу популярности среди коллег.Удовлетворенность клиента — лучшая стратегия бизнеса. Кейс Home Depot
Удовлетворенность клиента - основа успешного бизнеса. Доказательством этого служит компания Home Depot. Один из основателей компании догонял клиентов на парковке, чтобы узнать, …Корпоративные традиции. История униформы Sony
Существуют разные взгляды на вопросы униформы в компаниях. Например, Стив Джобс хотел ввести униформу в Apple, но у него это не вышло …
Гибкое планирование рабочего времени — отрицательные стороны новейшего тренда в корпоративном управлении
Гибкое планирование рабочего времени повышает мотивацию работников. Но у этого подхода есть и серьезные отрицательные стороны. Исследования...Менеджмент Генри Форда: слежка и тотальный контроль
Менеджмент Генри Форда был построен на тотальном контроле жизни его подчиненных. И это касалось не только рабочего времени, но и личной жизни …Провальная пиар кампания от McDonald’s. Какие можно извлечь уроки
Пытаясь оправдать минимальные зарплаты, McDonald’s решил научить людей обращаться с деньгами. Это была провальная пиар кампания, вызвавшая общественное недовольство.Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в Google
Не существует общепринятого понимания лидерства. Поэтому объективная оценка лидерства представляется сложной задачей. Опыт компании Google может стать полезным подспорьем при разработке оценки …Самоубийства предпринимателей. Ценой успеха нередко становится депрессия, чувство изоляции и суицид
Самоубийства предпринимателей взывают шок и недоумение. Молодой успешный перспективный человек убивает себя. Психиатры объясняют в чем причина таких суицидов.
Как похвалить начальника. Рекомендации экспертов
Советы экспертов: как похвалить начальника и при этом не показаться подхалимом, не испортить ни с кем отношения и не навредить своей карьере.Доверие начальства вызывает стресс и повышает нагрузку. Результаты исследований
Доверие начальства к подчиненным необходимо для создания продуктивных рабочих отношений. Но исследования показывают, что истощение...Стив Джобс добился успеха благодаря этому качеству
Стив Джобс, основатель Apple, не изучал рыночные сводки и не анализировал цифры. Он мало интересовался тем, что находится на рынке в данный …