
В наше время стремление изменить мир или хотя бы устроить революцию в отдельной отрасли индустрии является чуть ли не обязательным атрибутом крупного бизнес-лидера. Для кого-то это действительно цель, а кто-то просто использует эту мантру для создания имиджа. История рассудит, кому это удастся, а для кого так и останется пустыми словами.
Уроки прошлого
Впрочем, бизнес-романтики и бизнес-мечтатели были всегда. Многие из них потерпели фиаско и сегодня уже забыты. А зря. История каждого из них может преподать нам полезные уроки и чему-то нас научить. Ведь учимся мы, в первую очередь, не на чужих успехах, а на чужих ошибках. Успехи редко удается воспроизвести, а вот не совершать промахи, совершенные другими, — это полпути к достижению своих собственных «оригинальных» успехов.
Когда речь заходит о революционных изменениях в автомобильной промышленности, любому сразу приходит на ум компания Tesla, которая создала суперсовременный модельный ряд электромобилей и даже отправила один из них в космос. Считается что Tesla — компания-революционер, заставившая своих конкурентов изменить подход к дизайну и производству автомобилей и установившая новые тренды в автопроме.
Главное, что движет компанией — амбиции и способность убеждать рынок и инвесторов. Но здесь таится и опасность. Большие амбиции ведут к большим тратам. В результате компания тратит больше, чем зарабатывает и постоянно зависит от инвесторов и их денег. А кроме того, ради движения вперед компании и ее лидеру Илону Маску приходится давать большие обещания, которые они не всегда способны выполнить.1
DeLorean Motor Company
А теперь перенесемся на полвека назад и познакомимся с компанией DeLorean Motor Company. Она была основана Джоном Делореаном — инженером, который до того как основать DMC являлся президентом Pontiac, возглавлял Chevrolet и занимал должность вице-президента General Motors.2

В 1974 году Делореан нашел инвесторов и основал собственную компанию. Он хотел создать суперсовременный, быстрый и долговечный автомобиль, который бы изменил облик автопорома. Для разработки были привлечены ведущие инженеры и дизайнеры того времени. 2 Это был амбициозный проект. Помимо этого, планировалось создание сверхсовременного седана, внедорожника, минивэна и суперкара мощностью 1250 л.с.3 Делореан планировал войти в «большую тройку» американских автопроизводителей (на тот момент General Motors, Ford и Chrysler) и навсегда изменить автомобильную индустрию.
Спорткар Делореана получил название DeLorean DMC-12. Отличительными чертами автомобиля стали: футуристический дизайн, кузов из нержавеющей стали, двери типа «крыло чайки» и цена 25 тыс долларов (средняя цена автомобиля в те времена составляла 10 тыс долларов). Прототип автомобиля был создан в 1977 году. «Возможно когда-нибудь это будет еще один BMW», — заявил Делореан.2

В начале 1981 года DeLorean Motor Company открыла завод в пригороде Белфаста в Северной Ирландии. Правительство Великобритании инвестировало в проект 120 миллионов долларов.2
Громкие заявления
Делореан прославился не только разработкой и производством DMC-12, но также громкими и иногда безосновательными заявлениями. Например, он заявил на пресс-конференции, что его компания получила 30 000 заказов на модель DMC-12. Как оказалось, никаких заказов не существовало.
Для поддержания интереса публики и инвесторов бизнесмен постоянно апеллировал к тому факту, что его автомобиль — это нечто уникальное, нечто такое, что не может предложить «традиционный» автопром.4
Чем все кончилось

Однако ни обещаниям Делореана, ни его амбициям не суждено было воплотиться в жизнь. На самом деле, дорогой спорткар DMC-12 не заинтересовал покупателей. Какое-то время компания балансировала на грани банкротства, а в октябре 1982 года правительство Великобритании, главный инвестор завода DMC, объявил о закрытии производства. За все время существования компании было выпущено всего 8900 автомобилей, и к моменту закрытия завода продана была только половина из них.4
Назад в будущее?
Так закончилась история DeLorean Motor Company. А вот история автомобиля DMC-12 имела продолжение. Спустя три года после закрытия завода модель была использована в культовом фильме «Назад в будущее» в качестве машины времени.5
Конечно, Tesla — не DMC, а Илон Маск — не Джон Делореан. Но определенные аналогии провести можно: стремление создавать революционные high-end продукты, зависимость от денег инвесторов, постоянное балансирование на грани убыточности, предпринимательский авантюризм, большие амбиции и громкие заявления.
Впрочем, возможно, в будущем, спустя лет пятьдесят, история Tesla будет представляться не так, как сейчас. Как это случилось с DeLorean Motor Company и ее «машиной времени» DMC-12.
- Matousek M. Tesla has transformed the car industry — but its biggest strength could become its greatest liability. Business Insider. Feb 12, 2018.
- Hakim D. John Z. DeLorean, Father of Glamour Car, Dies at 80. New York Times. Mar 21, 2005.
- Petrani M. The Proposed DeLorean Sedan Is As Coke-Tastically ’80s As You’d Imagine. Jalopnik. Apr 11, 2013.
- Fallon I. John DeLorean: The man who fooled the world. Independent. Mar 22, 2005.
- Petersen Automotive Museum. https://www.petersen[dot]org/blog/2018/5/16/back-to-the-future-delorean-comes-to-the-petersen?rq=hollywood
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Когда стратегия противоречит заявлению о миссии. Кейс Mylan
ЭпиПен - продукт компании Mylan. ЭпиПен был разработан в 1970-х и не несет в себе ровным счетом никакой инновационности. Тем не менее, …Что произошло с Microsoft, и как Google пытается избежать той же участи. Дисбаланс операционных и динамических способностей
Microsoft утратила позиции лидера хайтека. То, что произошло с Microsoft можно описать как нарушение баланса операционных и динамических способностей.Корпоративный стокгольмский синдром
Психологи всерьез заговорили о том, что существует корпоративный стокгольмский синдром. Работодатель плохо обращается с работником, но...Марк Цукерберг — дальтоник. Поэтому основной цвет Facebook — синий
Марк Цукерберг - дальтоник. Он страдает красно-зеленым дальтонизмом. Зато синий для него - самый яркий и насыщенный цвет.Город-корпорация. Amazon в Сиэтле радикально трансформировал облик всего города и поставил его в зависимость от себя
Amazon проник в во все сферы городской жизни Сиэтла и теперь контролирует их, создав город-корпорацию. Экономика и политика города подчинены интересам компании.
История липучки. Застежка, почти совершившая революцию в легкой промышленности
Flickr/marcos.sa Удивительная история восьмисот пятидесяти семи Элизабет ХолмсАналитический паралич. Пример KodakСтратегия Стива Джобса, направленная на повышение мыслительной активности - ходить, пока не …Галлюциногены на службе у корпораций. Мирон Столярофф и его попытка сделать ЛСД частью корпоративной культуры Ampex
Мирон Столярофф, высший менеджер компании Ampex, предложил интегрировать галлюциногены в корпоративную культуру Ampex. В результате...Отрицательные эмоции способствуют творческим подходам. При одном условии…
Ученые установили, что отрицательные эмоции способствуют возникновению творческих идей и подходов. Но происходит это только тогда, когда...Переговоры работодателя с профсоюзом о нижнем белье. Как работники Walt Disney World боролись с педикулезом и чесоткой
После распространения педикулеза и чесотки среди работников компании Disney потребовались переговоры работодателя с профсоюзом. Нижнее белье работников...Как дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в промышленном дизайне
Джобс так глубоко ушел в восточные духовные практики, что хотел переехать в Японию. Дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в дизайне...
Модель конкурирующих ценностей и 4 типа корпоративной культуры на примерах Apple, Facebook, Toyota и Microsoft
Модель конкурирующих ценностей Кэмерона и Куинна позволяет выделить 4 типа корпоративной культуры и оценить культуру организацию. Разберем на примерах таких компаний, как...Рикардо Семлер и его управленческий метод. Задолго до холакратии и бирюзовых организаций…
Задолго до появления «бирюзовых организаций» и холакратии Рикардо Семлер ввел на своем предприятии систему управления, использующие их принципы.Логотип Apple — история и эволюция
Современный логотип Apple - выдающийся пример индустриального дизайна. История логотипа Apple уникальна. Дизайнер Роб Янофф создал его взамен