Ответ на вопрос о том, каково главное качество лидера, напрямую зависит от нашего понимания лидерства. Проблема в том, что концепция лидерства очень плохо поддается определению.
Ее осмысление человечеством происходило на протяжении более чем двух тысячелетий. Идеи, касающиеся лидерства, можно встретить в трудах Конфуция, Платона и Макиавелли. В наше время концепция лидерства постоянно находится в поле зрения исследователей в области менеджмента и бизнеса.
Современное понимание лидерства
Как результат, на сегодняшний день существует значительное число различных определений. Однако ни одно из них нельзя считать универсальным и общепризнанным.[1]
Подобная ситуация наводит авторов, изучающих вопросы лидерства, на мысль о том, что поиск единого определения лишен смысла, поскольку содержание этого понятия зависит от формулировки изучаемой проблемы[2]
Определенно сказать можно одно. На протяжении истории человеческой мысли понимание лидерства значительно эволюционировало. В разные времена лидеры рассматривались как люди, наделенные властью, исключительные люди, герои и харизматики или просто те, кто способен повести за собой других людей.[1]
Современные подходы в области менеджмента требуют с одной стороны более широкого взгляда на вопросы лидерства и рассмотрения его в определенном контексте, с другой — глубокого осмысления содержания, вкладываемого в понятие лидерства.
В наши дни главное качество лидера — это не воля и харизма
Многие современные исследователи связывают лидерство не со статическими характеристиками личности лидера, а с его способностью к умственному созиданию. Они усматривают теснейшую связь между лидерством и видением как фактором, придающим смысл работе других сотрудников, или модифицирующим их мотивацию и компетенции.[3]
Таким образом, лидерство можно рассматривать как способность создавать видение и переносить его на корпоративную реальность.[4] Соответственно, главное качество лидера в современном бизнесе — это наличие видения и умение осуществлять этот перенос.
Современный лидер
Опираясь на сказанное выше, мы приходим к качествам, присущим современному лидеру – для создания видения ему необходимы хорошие умственные и творческие способности и развитое воображение. И лишь на третьем месте находится харизма, часто, но не всегда, нужная для того, чтобы быть услышанным коллегами.
Главное качество лидера на конкретных примерах: Цукерберг, Маск, Джобс, Гейтс
Личности нескольких современных бизнес-лидеров были проанализированы с помощью специального программного обеспечения и мощного компьютера, производства компании IBM.[5]
Согласно анализу личности Марка Цукерберга, основателя, руководителя и владьлеца большей части многомиллиардной компании Facebook, наиболее выраженной чертой его личности является интеллект. Далее следуют эмоциональность, неумеренность, меланхолия и потребность в социализации.[5]
По свидетельствам людей лично знакомых с Цукербергом, он склонен к задумчивости, дисциплинирован, открыт к идеям других, последователен, щедр искромен.[6] Все это не мешает ему действовать решительно, когда речь заходит об интересах его дела, которому он безмерно предан.[7]
Наиболее выраженным качеством личности другого современного лидера, Илона Маска (компании Tesla, PayPal, SpaceX) согласно исследованиям также является интеллект. Далее следуют неумеренность, осторожность, эмоциональность, склонность к альтруизму.[8]
Основной сильной стороной Стива Джобса, очевидно, было его визионерство – способность создавать видение, видеть будущее своего бизнеса и отрасли в целом.[9] Согласно мнению психологов, сила Джобса состояла не в том, что он был харизматичен, а в его умении предсказывать поведение рынка и создавать креативные команды.[10]
Билл Гейтс построил всю свою карьеру на сильной логике и математических способностях. Если в его случае и можно говорить о харизматичной личности, то это харизма человека, чей фокус находится на деле, которое он делает.[11]
Главное качество лидера в разных отраслях
По данным все того же исследования с применением суперкомпьютера IBM, включавшего в себя анализ успешных руководителей семи отраслей промышленности, во всех семи отраслях главным качеством лидера является интеллект.
Интересно, что уверенное волевое харизматичное поведение, которое часто считается главной чертой лидера, существенную роль играют только в трех отраслях — сфере развлечений оно находится на втором месте, в индустрии моды — на шестом, в средствах массовой информации — на третьем. В остальных отраслях — финансы, юриспруденция, маркетинг и медицина оно не вошло в шестерку основных качеств лидера.[12]
Дополнительно: Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в Google
- Silva A. What is Leadership? Journal of Business Studies Quarterly. 2016. Vol. 8, No. 1. 1-5.
- McCleskey JA. Situational, Transformational, and Transactional Leadership and Leadership Development. Journal of Business Studies Quarterly. 2014. Volume 5, Number 4. 117-130.
- Bass BM. From transactional to transformational leadership: Learning to share the vision. Organizational Dynamics. 1990. Vol. 18, No. 3. 19-31.
- Bennis WG, Townsend R. Reinventing leadership. New York. Harper Collins Publishers. 2005. 45-61.
- Snyder B. Mark Zuckerberg’s top 5 personality traits, according to an IBM supercomputer. NBC. June 28, 2017.
- Lashinsky A. The Unexpected Management Genius of Facebook’s Mark Zuckerberg. Fortune. November 10, 2016.
- Carlson N. Mark Zuckerberg’s Hidden Talent: Firing People. Business Insider. May 14, 2012.
- Snyder B. Elon Musk’s top 5 personality traits, according to an IBM supercomputer. CNBC. June 29, 2017.
- Dye L. Was Steve Jobs Smart? Scientists on the Keys to Success. ABC News. November 2, 2011.
- Lebowitz S. The surprising reason Steve Jobs is a terrible role model for most aspiring leaders. Business Insider. October 22, 2015.
- Schwabel D. How to Master the Art and Science of Charisma. Forbes. April 13, 2012.
- Snyder B. The No. 1 personality trait of highly successful people across 8 industries. CNBC. June 30, 2017.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Закон тривиальности и рабочие совещания. Почему самые простые пункты повестки ведут к самым долгим и непродуктивным дискуссиям?Закон тривиальности, известный также как эффект велосипедного сарая, объясняет почему многие совещания оказываются бесполезными.
- Рабочая рутина Google, Apple, Facebook и Tesla. Вот что про нее говорят сами работникиМожно подумать, что рабочая рутина работников таких компаний, как Google, Apple, Facebook и Tesla, какая-то особенная. Узнаем об этом от самих работников.
- Как звучало заявление о миссии Lehman Brothers, и насколько оно соответствовало действительностиКрупнейший инвестиционный банк Lehman Brothers злоупотреблял высокорисковыми долговыми инструментами и применял ряд обманных практик. В какой-то момент сумма безнадежных долгов достигла такой …
- Вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы. Данные исследованияУченые установили, что вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы и лояльность компаниям, но снижает интерес к карьере.
- Стресс и выгорание связаны с особенностями корпоративной культуры, а не только с плотным рабочим графиком и бесконечным потоком информацииСогласно исследованиям, стресс и выгорание на рабочем месте связаны не только с перегрузками и интенсивным рабочим графиком. В значительной степени, офисный стресс …
- За любовь Господа – произведение современного искусства себестоимостью 15 млн фунтов стерлинговЗа любовь Господа - произведение современного искусства, авторм которого является известный современный художник Дэмиен Херст. Скульптура представляет собой человеческий череп инкрустированный более …
- Идеальная бизнес-модель. Пирамида любопытства — заплатить, чтобы узнать, кто заплатил ещеЛюди платят вам за то, что они создают информационный повод для упоминания вашей компании и рекламируют ее. Идеальная бизнес-модель для небольшого бизнеса.
- Что произошло с Microsoft, и как Google пытается избежать той же участи. Дисбаланс операционных и динамических способностейMicrosoft утратила позиции лидера хайтека. То, что произошло с Microsoft можно описать как нарушение баланса операционных и динамических способностей.
- Преимущества стартапов перед большими компаниями. И как компании пытаются сохранить ихНебольшие компании обладают способностями, которых нет у крупных компаний. Преимущества стартапов перед большими компаниями состоят в...
- Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей — жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?Упорное нежелание компании Olympus проинформировать клиентов о дефектном продукте привели к тяжелым последствиям. Самоуверенность? Плохая коммуникация? Жадность?
- Элизабет Холмс и Theranos — история успеха и история обмана. Как пустые слова можно обратить в миллиарды.История Theranos и Элизабет Холмс демонстрирует, что пустые слова можно обратить в миллиарды. Холмс - выдающаяся личность, начиная с голоса...
- 2018 год не был безоблачным для Google. 6 серьезных проблем, с которыми пришлось столкнуться компании в уходящем годуВ 2018 году компания Google столкнулась с серюезными проблемами. Среди них: протесты работников, беспрецедентные штрафы, обвинения в злоупотреблениях, уход ключевого персонала, секс-скандалы …
- Хотите попросить о повышении? Делайте это голоднымиХотите попросить о повышении? Делайте это натощак, советуют ученые. Хотите, чтобы подчиненные не просили повышений? Накормите их...