Любая организация представляет собой сообщество людей. В рамках такого сообщества его члены неизбежно влияют друг на друга. В научных кругах влияние, которое люди оказывают друг на друга в рамках сообщества, называют социальным.
Социальное влияние — это изменение мыслей, чувств, отношения или поведения индивида как результат его взаимодействия с другим индивидом или группой. Оно выражается физиологическими, когнитивными, эмоциональными или поведенческими изменениями индивида в связи с присутствием или действиями других людей, которые могут быть реальными, воображаемыми или предполагаемыми.[i]
Роль субъекта влияния
Из приведенного выше определения следует, что влияние может быть как намеренным, так и ненамеренным, а взаимодействие между людьми или группами людей, ведущее к возникновению влияния, носит скорее невербальный характер, но при этом сопровождает и дополняет вербальное взаимодействие. Влияние не предполагает прямого указания, касающегося выполнения определенных действий, поэтому оно относится к неимперативным переносчикам руководящих сигналов. Кроме того, влияние имеет всеобъемлющий в пределах организации характер. Потенциально все влияют на всех, независимо от статусов и рангов.
Когда речь идет об отдельных индивидах, предполагается, что влияние исходит от одного из них и направлено на другого, если же говорить о влиянии на уровне организации, состоящей из нескольких или многих индивидов, то ее влияние направлено как внутрь себя — влияние целой организации на отдельных ее работников, так и во внешнюю среду — влияние на другие организации и социум.
Чувства и эмоции
В основе влияния лежат либо чувства, либо эмоции. Чувственный или эмоциональный характер восприятия влияния отличает его от других переносчиков руководящих сигналов, таких как правила, декларации и обычаи. Влияние порождает, прежде всего, ощущение, которое затем может вести к изменению мыслей, отношения и поведения. Кроме того, субъект может оценить степень и характер влияния на объект лишь в целом, по косвенным признакам, не зная, каков его эффект на самом деле. Проще говоря, люди не способны заглядывать друг другу в голову, а потому в том, что касается влияния друг на друга, им приходится в большей степени полагаться на ощущения, интуицию и восприятие слабых невербальных сигналов.
Различия между чувствами и эмоциями состоят в том, что первые связаны с ментальным опытом, в то время как вторые представляют собой явления психо-неврологического характера, управляемые в большей степени нервной и эндокринной системами, чем разумом.[ii] Эмоции возникают в ответ на оценку ситуации и ее положительного или отрицательного значения для человека.[iii] Ядро эмоций составляет два противоположных варианта опыта — опыт, воспринимаемый как нечто хорошее, и опыт, воспринимаемый как нечто плохое — например, опыт, повлекший удовольствие, и опыт, повлекший боль.[iv]
Влияние на уровне чувств или эмоций
Чувства сопровождаются эмоциями, однако, помимо этого, в формировании чувств значительную роль играют суждения и мысли.[iii]
Соответственно, можно выделить два варианта влияния — влияние на уровне эмоций и более сложное влияние на уровне чувств.
Первый вариант характеризуется возникновением определенных эмоций в ответ на действия или присутствие других членов коллектива. Иногда их возникновение объяснимо, иногда — нет. Например, присутствие какого-то человека может вызывать раздражение или, наоборот, радость; какие-то проявления людей могут порождать злость, а какие-то — любопытство и т.д. В комплексе эмоции, испытываемые работниками на рабочих местах, образуют эмоциональный фон и рабочую атмосферу.
Эмоциональный фон и атмосфера, в первую очередь, зависят от психо-эмоциональных характеристик работников и лишены смыслового содержания. Их можно ощутить, но с ними нельзя согласиться или не согласиться, их нельзя разделить или не принять.
В то же время, более сложный вариант влияния, опирающийся на чувства, связан с ментальными характеристиками субъекта и объекта влияния и их совместимостью.
Сила влияния определяется тремя основными факторами: значимостью (силой, властью) влияющих, степенью их территориальной и временной близости к объекту влияния и их числом.[i], [v]
Роль объекта влияния
В процессе влияния активную роль играет не только субъект, но и объект влияния. От его психологической восприимчивости зависит, будет ли влияние воспринято, т.е. произойдут ли у объекта изменения чувств, эмоций или мнения под воздействием субъекта влияния или он останется глух к этому воздействию.
Можно выделить следующие варианты влияния, связанные, главным образом, с формой принятия влияния его объектом: комплаенс, идентификация и интернализация.[vi], [vii]
— Комплаенс (повиновение) — принятие влияния для получения одобрения и определенных выгод или для избежания неодобрения или наказания. Повиновение возможно только при условии контроля и наблюдения со стороны субъекта.
Комплаенс представляет собой, по сути, формальное принятие влияния. Субъект влияния не разделяет его содержания и даже может испытывать внутренний конфликт, поскольку содержание влияния противоречит его личным установкам. Поэтому комплаенс относится к формальному влиянию и подробнее рассматривается в соответствующем разделе.
— Идентификация — принятие влияния, связанное не столько с его содержанием, сколько с ролью субъекта влияния для объекта влияния. Объект принимает влияние, поскольку это ведет к желаемым им отношениям с субъектом влияния, например, когда субъект обладает большим авторитетом или привлекательностью. Соответственно идентификация возникает при условии значимости отношений субъекта и объекта влияния.
— Интернализация — истинное принятие влияния,
содержание которого в виде идей или действий соответствует системе ценностей
объекта. Истинное принятие происходит только при условии этого соответствия не
зависимо от значимости отношений или наличия контроля.
Дополнительно: Если в вашем офисе возникают такие диалоги, это верный признак бюрократизации и ручного управления
[i] Rashotte, LS. In The Blackwell Encyclopedia of Sociology (Ritzer G and Ryan JM, editors), Volume IX, “Social Influence.”. p. 4426-4429. Oxford. Blackwell Publishing. 2007.
[ii] Tyng CM, Amin HU, Saad MNM, Malik AS. The Influences of Emotion on Learning and Memory. Frontiers in Psychology 2017. Vol. 8. 1454.
[iii] Schwarz N. Feelings and Phenomenal Experiences. Social psychology. Handbook of basic principles, 2nd ed (Kruglanski A, Higgins ET (eds.)). 2007. New York. Guilford. 385-407.
[iv] Frijda NH. The laws of emotion. American Psychologist. 1998. Vol. 43, No. 5, 349-358.
[v] Latané B. The psychology of social impact. American Psychologist. 1981. Vol. 36. 343–356.
[vi] Kelman HC. Compliance, identification, and internalization: Three processes of attitude change. Journal of Conflict Resolution. 1958. Vol. 2, No. 1. 51-60.
[vii] Kelman HC. Processes of opinion change. Public Opinion Quarterly. 1961. Vol. 25. 57-78.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Честность на собеседовании окупается. Результаты исследованийСоискатель перед потенциальным работодателем может выбирать разные стратегии. Честность на собеседовании, как показывают исследования,...
- Самые дорогие книги в мире. 8 книг, купленных за рекордные деньгиСписок, включающий самые дорогие книги в мире, поражает своими ценами. А самая дорогая книга этого списка была куплена Биллом Гейтсом за...
- Дэвид Блейн и его правило одного доллара. Как маг и бизнесмен принимает карьерные решенияМаг и бизнесмен Дэвид Блейн выполняет опасные трюки. Это его бизнес. Для оценки соотношения риска и выгоды от трюка он использует правило...
- Стоит ли скрывать информацию от коллег, чтобы преуспеть самому? Данные исследованийВнутренняя конкуренция может заставить работников скрывать информацию от коллег, чтобы получить преимущества в карьерной борьбе. Однако...
- Вредная продукция: установка на гедонизм или моральная индульгенция? Кейс Philip MorrisВредная продукция, которую производят некоторые компании, такие как Philip Morris представляет собой сложную моральную и этическую проблему. Каковы жизненные ценности людей, работающих …
- Корпоративная культура жадности и лицемерия? Слова и дела фармацевтических компанийЧто можно сказать об организации, провозглашающей самые благородные цели, но вступающей в картельный сговор для извлечения сверхприбыли? Разберем пример фармацевтических компаний Mylan …
- Что случилось с Kodak — чем может обернуться боязнь новогоКомпания Kodak не выдержала конкуренции со стороны производителей цифровых фотокамер. Горькая ирония состоит в том, что цифровая камера была изобретена самой компанией …
- Ненависть к руководству проявляют 75% работников — от оскорбительных жестов до распространения слухов75% работников иногда повышают голос на начальство, грубят или даже показывают оскорбительные жесты. Ненависть к руководству проявляется...
- Правила найма от Марка Цукерберга. Перед тем, как принять человека на работу, создатель Facebook всегда задает себе один и тот же вопросПеред тем как принять на работу человека, Марк Цукерберг, глава Facebook, всегда задает себе один и тот же вопрос. Ответ на него …
- Нерабочее использование интернета на рабочем месте повышает продуктивность сотрудникаПо данным ученых, нерабочее использование интернета на работе повышает продуктивность сотрудников. Этот парадоксальный вывод сделан на осн...
- Индивидуальный подход к фастфуду, доведенный до абсурда. В McDonalds не бывает бесплатного сыраДаже в области фастфуда возможен индивидуальный подход к клиенту. Например, если вы хотите купить один слайс сыра по цене целого бургера - …
- Как извлечь выгоду из провала. Дэмиен Херст сделал на банкротстве своего бизнеса 11 миллионов фунтов стерлинговИзвестный современный художник Дэмиен Херст не хотел довольствоваться славой одного из самых влиятельных художников современности и заработанными на своем искусстве десятками миллионов. …
- Почему компания Microsoft угрожала студенту Майку РоуFlickr/Dean Shareski Стресс инновации. Что это и как с ним боротьсяТехнологии пришельцев на службе капиталу. Реверсивный инжиниринг НЛО - лучшая инвестиция, считают …