
Любая организация представляет собой сообщество людей. В рамках такого сообщества его члены неизбежно влияют друг на друга. В научных кругах влияние, которое люди оказывают друг на друга в рамках сообщества, называют социальным.
Социальное влияние — это изменение мыслей, чувств, отношения или поведения индивида как результат его взаимодействия с другим индивидом или группой. Оно выражается физиологическими, когнитивными, эмоциональными или поведенческими изменениями индивида в связи с присутствием или действиями других людей, которые могут быть реальными, воображаемыми или предполагаемыми.[i]
Роль субъекта влияния
Из приведенного выше определения следует, что влияние может быть как намеренным, так и ненамеренным, а взаимодействие между людьми или группами людей, ведущее к возникновению влияния, носит скорее невербальный характер, но при этом сопровождает и дополняет вербальное взаимодействие. Влияние не предполагает прямого указания, касающегося выполнения определенных действий, поэтому оно относится к неимперативным переносчикам руководящих сигналов. Кроме того, влияние имеет всеобъемлющий в пределах организации характер. Потенциально все влияют на всех, независимо от статусов и рангов.
Когда речь идет об отдельных индивидах, предполагается, что влияние исходит от одного из них и направлено на другого, если же говорить о влиянии на уровне организации, состоящей из нескольких или многих индивидов, то ее влияние направлено как внутрь себя — влияние целой организации на отдельных ее работников, так и во внешнюю среду — влияние на другие организации и социум.
Чувства и эмоции
В основе влияния лежат либо чувства, либо эмоции. Чувственный или эмоциональный характер восприятия влияния отличает его от других переносчиков руководящих сигналов, таких как правила, декларации и обычаи. Влияние порождает, прежде всего, ощущение, которое затем может вести к изменению мыслей, отношения и поведения. Кроме того, субъект может оценить степень и характер влияния на объект лишь в целом, по косвенным признакам, не зная, каков его эффект на самом деле. Проще говоря, люди не способны заглядывать друг другу в голову, а потому в том, что касается влияния друг на друга, им приходится в большей степени полагаться на ощущения, интуицию и восприятие слабых невербальных сигналов.
Различия между чувствами и эмоциями состоят в том, что первые связаны с ментальным опытом, в то время как вторые представляют собой явления психо-неврологического характера, управляемые в большей степени нервной и эндокринной системами, чем разумом.[ii] Эмоции возникают в ответ на оценку ситуации и ее положительного или отрицательного значения для человека.[iii] Ядро эмоций составляет два противоположных варианта опыта — опыт, воспринимаемый как нечто хорошее, и опыт, воспринимаемый как нечто плохое — например, опыт, повлекший удовольствие, и опыт, повлекший боль.[iv]
Влияние на уровне чувств или эмоций
Чувства сопровождаются эмоциями, однако, помимо этого, в формировании чувств значительную роль играют суждения и мысли.[iii]
Соответственно, можно выделить два варианта влияния — влияние на уровне эмоций и более сложное влияние на уровне чувств.
Первый вариант характеризуется возникновением определенных эмоций в ответ на действия или присутствие других членов коллектива. Иногда их возникновение объяснимо, иногда — нет. Например, присутствие какого-то человека может вызывать раздражение или, наоборот, радость; какие-то проявления людей могут порождать злость, а какие-то — любопытство и т.д. В комплексе эмоции, испытываемые работниками на рабочих местах, образуют эмоциональный фон и рабочую атмосферу.
Эмоциональный фон и атмосфера, в первую очередь, зависят от психо-эмоциональных характеристик работников и лишены смыслового содержания. Их можно ощутить, но с ними нельзя согласиться или не согласиться, их нельзя разделить или не принять.
В то же время, более сложный вариант влияния, опирающийся на чувства, связан с ментальными характеристиками субъекта и объекта влияния и их совместимостью.
Сила влияния определяется тремя основными факторами: значимостью (силой, властью) влияющих, степенью их территориальной и временной близости к объекту влияния и их числом.[i], [v]
Роль объекта влияния
В процессе влияния активную роль играет не только субъект, но и объект влияния. От его психологической восприимчивости зависит, будет ли влияние воспринято, т.е. произойдут ли у объекта изменения чувств, эмоций или мнения под воздействием субъекта влияния или он останется глух к этому воздействию.
Можно выделить следующие варианты влияния, связанные, главным образом, с формой принятия влияния его объектом: комплаенс, идентификация и интернализация.[vi], [vii]
— Комплаенс (повиновение) — принятие влияния для получения одобрения и определенных выгод или для избежания неодобрения или наказания. Повиновение возможно только при условии контроля и наблюдения со стороны субъекта.
Комплаенс представляет собой, по сути, формальное принятие влияния. Субъект влияния не разделяет его содержания и даже может испытывать внутренний конфликт, поскольку содержание влияния противоречит его личным установкам. Поэтому комплаенс относится к формальному влиянию и подробнее рассматривается в соответствующем разделе.
— Идентификация — принятие влияния, связанное не столько с его содержанием, сколько с ролью субъекта влияния для объекта влияния. Объект принимает влияние, поскольку это ведет к желаемым им отношениям с субъектом влияния, например, когда субъект обладает большим авторитетом или привлекательностью. Соответственно идентификация возникает при условии значимости отношений субъекта и объекта влияния.
— Интернализация — истинное принятие влияния,
содержание которого в виде идей или действий соответствует системе ценностей
объекта. Истинное принятие происходит только при условии этого соответствия не
зависимо от значимости отношений или наличия контроля.
Дополнительно: Если в вашем офисе возникают такие диалоги, это верный признак бюрократизации и ручного управления
[i] Rashotte, LS. In The Blackwell Encyclopedia of Sociology (Ritzer G and Ryan JM, editors), Volume IX, “Social Influence.”. p. 4426-4429. Oxford. Blackwell Publishing. 2007.
[ii] Tyng CM, Amin HU, Saad MNM, Malik AS. The Influences of Emotion on Learning and Memory. Frontiers in Psychology 2017. Vol. 8. 1454.
[iii] Schwarz N. Feelings and Phenomenal Experiences. Social psychology. Handbook of basic principles, 2nd ed (Kruglanski A, Higgins ET (eds.)). 2007. New York. Guilford. 385-407.
[iv] Frijda NH. The laws of emotion. American Psychologist. 1998. Vol. 43, No. 5, 349-358.
[v] Latané B. The psychology of social impact. American Psychologist. 1981. Vol. 36. 343–356.
[vi] Kelman HC. Compliance, identification, and internalization: Three processes of attitude change. Journal of Conflict Resolution. 1958. Vol. 2, No. 1. 51-60.
[vii] Kelman HC. Processes of opinion change. Public Opinion Quarterly. 1961. Vol. 25. 57-78.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Рикардо Семлер и его управленческий метод. Задолго до холакратии и бирюзовых организаций…
Задолго до появления «бирюзовых организаций» и холакратии Рикардо Семлер ввел на своем предприятии систему управления, использующие их принципы.Холакратия на практике. Zappos — крупнейшая компания, внедрившая у себя принципы холакратии
Компания Zappos - крупнейшая организация, внедрившая у себя принципы холакратии. Корпоративная культура Zappos опирается на...7 принципов эффективности, которыми Илон Маск поделился с работниками Tesla в своем электронном письме
Илон Маск - основатель и глава компании Tesla в одной из электронных рассылок изложил семь принципов эффективности, которым работникам Tesla стоит следовать. …Теория Стива Джобса о том, что такое креативность и откуда она берется
Создатель Apple остается одним из самых изобретательных и инновационных предпринимателей даже после смерти. Теория Стива Джобса относительно креативности...Стив Джобс и Джон Скалли: история отношений
Считается, что Джон Скалли уволил Джобса из основанной им же компании Apple. Изначально Стив Джобс и Джон Скалли были друзьями, но событие...
Как заставить медиа работать на себя. Сколько стоит хайп — история ShipYourEnemiesGlitter и Мэтью Карпентера
Чего можно добиться, если заставить медиа работать на себя? Пример проекта ShipYourEnemiesGlitter показывает, что умелая манипуляция СМИ дает свои результаты.Неудачные бизнес-проекты Дональда Трампа
Трамп - успешный предприниматель. Однако многие неудачные бизнес-проекты Дональда Трампа вызывают вопросы, некоторые - смех...Amazon: секрет эффективности совещаний. Почему Джефф Безос отказался от презентаций Power Point
Amazon отказался от использования презентаций на совещаниях. Как показывает опыт Amazon - секрет эффективных совещаний в написании подробных изложений мыслей работников.Если в вашем офисе возникают такие диалоги, это верный признак бюрократизации и ручного управления
Бюрократия и ручное управление, в той или иной степени, присутствуют в большинстве компаний. Но в некоторых организациях дело доходит до абсурда, и …Гибкая стандартизация — основа производственной системы Toyota
В основе производственной системы Toyota лежит гибкая стандартизация, позволяющая одновременно закрепление эффективных процессов и организационное обучение.
Отсутствие профессионального развития — причина высокой ротации персонала более чем в 30% случаев
Более чем в 30% случаев отсутствие профессионального развития становится причиной ухода хороших работников. Об этом свидетельствует исследование...Чем полезно корпоративное обучение? Оно снижает «текучку» на 37%. Об этом свидетельствует исследование
По данным исследований, корпоративное обучение снижает текучесть кадров на 37%. Для 92% работников обучение - мотивирующий фактор, 83% работников лучше выполняют свои …Смысл логотипа. Когда логотип должен отсылать к продукту, а когда лучше использовать абстрактный символ. Исследования
Должен ли смысл логотипа отсылать к продукции или сервисам компании, или лучше использовать абстрактный логотип. Ученые изучили вопрос и...