
Маркировка «сделано в Японии» — это лучше, чем знак качества, маркировка ИСО и знак соответствия любому отраслевому стандарту, вместе взятые. Ведь «сделано в Японии» одновременно значит, что продукт тщательно продуман, грамотно спроектирован и изготовлен с применением высочайших стандартов качества. Но, каким образом японским компаниям удается производить такие превосходные продукты? Может быть, дело в технологиях? В трудолюбии? В особом менталитете?
Дело в монодзукури
На все эти вопросы можно смело ответить «да». Дело и в технологиях, и в трудолюбии, и в менталитете. И в чем-то еще, что не описать словами. В общем, дело в «монодзукури».
Монодзукури (monozukuri) дословно переводится как «создание вещей». Иногда это понятие используют просто для обозначения производства. Но понятие намного глубже и включает в себя целый ряд факторов. Оно вмещает технологическое совершенство, ноу-хау, а также особый дух, присутствующий у японских производителей. В свою очередь, понятие духа предполагает гордость за то дело, которое ты делаешь, приверженность ему, стремление к мастерству и совершенству в изготовлении своей продукции.1
Многие японцы убеждены, что именно благодаря монодзукури японские производители сумели занять лидирующее положение на мировых рынках.2
Исследователи считают, что возникновение монодзукури — это весьма длительный исторический процесс, связанный с религиозными и социальными изменениями Японии, начавшийся в 8-м веке н.э., в исторический период, известный под названием Хайан и продолжающийся по сей день.2

Монодзукури всегда связано с человеком. Это философия мастерства, ставящая акцент на стремление к совершенствованию и постоянному улучшению. Каким бы роботизированным ни было производство, машины вряд ли способны принять такую философию и использовать в своей работе.
Как мы видим, понятие монодзукури весьма объемно и многогранно. Свести его к какому-либо одному фактору невозможно. Также как, вероятно, невозможно до конца его осмыслить, не будучи японцем.
Тем не менее, попытаемся хотя бы приблизиться к этому пониманию. Возможно, в этом нам поможет пример конкретного человека, являющегося носителем философии монодзукури.
Мицуру Каваи — носитель философии монодзукури
Мицуру Каваи — семидесятилетний исполнительный вице-президент Toyota, руководитель завода Toyota в префектуре Айти. Вместо того, чтобы сидеть в своем офисе, он, одевшись в рабочую одежду и каску, каждый день отправляется на производство. Он проработал на этом заводе всю жизнь, имеет колоссальный опыт и считает теперь своим долгом передать свое мастерство последователям.
«Я задыхаюсь без звуков и запахов этого завода», говорит Каваи, — «если я оторвусь от производства, мне не будет смысла оставаться в компании.»
В эру информационных технологий, автоматизации и роботизации, когда машины все больше заменяют людей, Каваи продолжает с полной отдачей передавать свои знания и опыт следующим поколениям. Он уверен: «Только люди с большими умениями в области производства могут заниматься автоматизацией.»
Главное на производстве — человек
«Я понимаю, что в создании новых продуктов все большую роль играют искусственный интеллект и «интернет вещей»… Но, в конечном счете, это люди создают вещи, используя эти технологии. Нельзя позволить машинам занять главное место в работе. Мы должны использовать машины, делая больше, чем они могут сделать», — говорит Каваи.

Каваи утверждает, что знает по опыту, что люди, не понимающие сути работы, не знающие как машины выполняют свою часть работы, не могут по-настоящему улучшать производственный процесс.
В работе Каваи полагается на свои органы чувств и свой опыт и лишь затем на машины. Он считает, что так же должны поступать и другие работники, вовлеченные в производство. Вице-президент Toyota гордится своими умениями и своей причастностью к созданию одних из лучших автомобилей в мире. Занимая такой высокий пост, он не брезгует ручной работой, иногда довольно грязной.
Вся история Toyota теснейшим образом связана с монодзукури. Самые высокопоставленные руководители компании всегда старались не отрываться от производства и готовы были обучать своих последователей, а иногда и собственноручно устранять технические проблемы, как это делали Кийтиро и Сойтиро Тоеда.
Каваи уверен, что, несмотря на новые научно-технические разработки, японским производителям необходимо поддерживать культуру монодзукури, поскольку «в этом состоит конкурентоспособность Японии».
«Поэтому для нас так важны работники, способные браться за сложные задачи и решать их. Неважно, насколько они сложны. Такие люди необходимы, чтобы японское производство побеждало.»
- Babu V. Japan’s Culture of Craftsmanship. Business Today. April 24, 2016.
- Tanaka H. Where Has The Japanese Core Of «Monodzukuri» Come From, And Where Is It Going? (PDF). Romanian Economic Business Review. 2017. 12 (2): 57–71.
- Murai S. Hands-on Toyota exec passes down monozukuri spirit. The Japan Times. Apr 15, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Что такое бункерный менталитет, и как он погубил бренд Sony Walkman
Бункерное мышление и автаркия подразделений компании Sony привели к тому, что суперуспешный бренд Sony Walkman деградировал и потерял рыночные позиции.Лидерство в кризис: эти руководители компаний отказались от своих зарплат из-за эпидемии коронавируса
Многие руководители крупных компаний отказываются от своих зарплат из-за эпидемии коронавируса. Истинное лидерство в кризис требует...Сон как часть корпоративной стратегии
Официально позволив сотрудникам спать на работе, компании способствуют возникновению творческих подходов и решений. Стратегический сон...Марк Цукерберг в массовой культуре: Южный Парк, Симпсоны, Социальная сеть + бонус
Создатели Южного Парка и Симпсонов не могли пройти мимо личности Цукерберга. Как и кинематографисты, снявшие биографическую картину Социальная сеть. Ну и конечно, …Энибот (Anybots Inc.) — роботизация офисной работы
Энибот - робот производства компании Anybot, который может сходить за вас на совещание, сделать презентацию или просто перекинуться парой слов с коллегами.
Билл Гейтс о деньгах: «На что все это потратить? Сколько гамбургеров ты можешь съесть?»
Что говорит миллиардер Билл Гейтс о деньгах? Создатель Microsoft видит единственный логичный способ потратить свои деньги, а именно...Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтой
Оказывается, много непрочитанных сообщений - далеко не всегда признак лени и неорганизованности. Напротив, иногда - это признак хорошего тайм-менеджмента.Активная инерция как феномен корпоративной культуры: примеры Kodak и Microsoft
Активная инерция связана с накоплением привычек организации. Компания Kodak обанкротилась из-за активной инерции, а Microsoft утратила свои лидирующие позиции.Город-корпорация. Amazon в Сиэтле радикально трансформировал облик всего города и поставил его в зависимость от себя
Amazon проник в во все сферы городской жизни Сиэтла и теперь контролирует их, создав город-корпорацию. Экономика и политика города подчинены интересам компании.История Volkswagen Beetle. В 81 год «жук» уходит на покой
История Volkswagen Beetle началась в 1930-х и закончилась в 2019 году. VW Beetle - одна из успешнейших моделей в истории. Фердинанд Порше...
Как мотивировать работников? Обеспечьте их взаимодействие с внутренними клиентами
Чтобы мотивировать работников, нужно обеспечить их активное взаимодействие с внутренними клиентами. Исследования профессора управления...Принцип генти генбуцу, круг Тайити Оно и хоренсо — увидеть своими глазами и передать знание другим. Важнейшие производственные принципы Toyota
Генти генбуцу - важнейший принцип производственной системы Toyota. Для того, чтобы решить проблему, необходимо глубокое понимание ее сути. Чтобы понять суть, необходимо …История развития менеджмента объясняет многие дефициты современного корпоративного управления
Менеджмент возник при переходе от ремесленного производства к промышленному. Усложнение производственных процессов привело к возникновению потребности в эффективном планировании времени и ресурсов …