
Маркировка «сделано в Японии» — это лучше, чем знак качества, маркировка ИСО и знак соответствия любому отраслевому стандарту, вместе взятые. Ведь «сделано в Японии» одновременно значит, что продукт тщательно продуман, грамотно спроектирован и изготовлен с применением высочайших стандартов качества. Но, каким образом японским компаниям удается производить такие превосходные продукты? Может быть, дело в технологиях? В трудолюбии? В особом менталитете?
Дело в монодзукури
На все эти вопросы можно смело ответить «да». Дело и в технологиях, и в трудолюбии, и в менталитете. И в чем-то еще, что не описать словами. В общем, дело в «монодзукури».
Монодзукури (monozukuri) дословно переводится как «создание вещей». Иногда это понятие используют просто для обозначения производства. Но понятие намного глубже и включает в себя целый ряд факторов. Оно вмещает технологическое совершенство, ноу-хау, а также особый дух, присутствующий у японских производителей. В свою очередь, понятие духа предполагает гордость за то дело, которое ты делаешь, приверженность ему, стремление к мастерству и совершенству в изготовлении своей продукции.1
Многие японцы убеждены, что именно благодаря монодзукури японские производители сумели занять лидирующее положение на мировых рынках.2
Исследователи считают, что возникновение монодзукури — это весьма длительный исторический процесс, связанный с религиозными и социальными изменениями Японии, начавшийся в 8-м веке н.э., в исторический период, известный под названием Хайан и продолжающийся по сей день.2

Монодзукури всегда связано с человеком. Это философия мастерства, ставящая акцент на стремление к совершенствованию и постоянному улучшению. Каким бы роботизированным ни было производство, машины вряд ли способны принять такую философию и использовать в своей работе.
Как мы видим, понятие монодзукури весьма объемно и многогранно. Свести его к какому-либо одному фактору невозможно. Также как, вероятно, невозможно до конца его осмыслить, не будучи японцем.
Тем не менее, попытаемся хотя бы приблизиться к этому пониманию. Возможно, в этом нам поможет пример конкретного человека, являющегося носителем философии монодзукури.
Мицуру Каваи — носитель философии монодзукури
Мицуру Каваи — семидесятилетний исполнительный вице-президент Toyota, руководитель завода Toyota в префектуре Айти. Вместо того, чтобы сидеть в своем офисе, он, одевшись в рабочую одежду и каску, каждый день отправляется на производство. Он проработал на этом заводе всю жизнь, имеет колоссальный опыт и считает теперь своим долгом передать свое мастерство последователям.
«Я задыхаюсь без звуков и запахов этого завода», говорит Каваи, — «если я оторвусь от производства, мне не будет смысла оставаться в компании.»
В эру информационных технологий, автоматизации и роботизации, когда машины все больше заменяют людей, Каваи продолжает с полной отдачей передавать свои знания и опыт следующим поколениям. Он уверен: «Только люди с большими умениями в области производства могут заниматься автоматизацией.»
Главное на производстве — человек
«Я понимаю, что в создании новых продуктов все большую роль играют искусственный интеллект и «интернет вещей»… Но, в конечном счете, это люди создают вещи, используя эти технологии. Нельзя позволить машинам занять главное место в работе. Мы должны использовать машины, делая больше, чем они могут сделать», — говорит Каваи.

Каваи утверждает, что знает по опыту, что люди, не понимающие сути работы, не знающие как машины выполняют свою часть работы, не могут по-настоящему улучшать производственный процесс.
В работе Каваи полагается на свои органы чувств и свой опыт и лишь затем на машины. Он считает, что так же должны поступать и другие работники, вовлеченные в производство. Вице-президент Toyota гордится своими умениями и своей причастностью к созданию одних из лучших автомобилей в мире. Занимая такой высокий пост, он не брезгует ручной работой, иногда довольно грязной.
Вся история Toyota теснейшим образом связана с монодзукури. Самые высокопоставленные руководители компании всегда старались не отрываться от производства и готовы были обучать своих последователей, а иногда и собственноручно устранять технические проблемы, как это делали Кийтиро и Сойтиро Тоеда.
Каваи уверен, что, несмотря на новые научно-технические разработки, японским производителям необходимо поддерживать культуру монодзукури, поскольку «в этом состоит конкурентоспособность Японии».
«Поэтому для нас так важны работники, способные браться за сложные задачи и решать их. Неважно, насколько они сложны. Такие люди необходимы, чтобы японское производство побеждало.»
- Babu V. Japan’s Culture of Craftsmanship. Business Today. April 24, 2016.
- Tanaka H. Where Has The Japanese Core Of «Monodzukuri» Come From, And Where Is It Going? (PDF). Romanian Economic Business Review. 2017. 12 (2): 57–71.
- Murai S. Hands-on Toyota exec passes down monozukuri spirit. The Japan Times. Apr 15, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Как уволиться из компании и стоит ли поддаваться на встречное предложение работодателя о повышении
Эксперт отвечает на вопрос, как уволиться из компании с наименьшими потерями, и стоит ли принимать встречное предложение о повышении.Офис открытого типа — враг продуктивности. Мнение экспертов
Многие компании выбирают офис открытого типа, в котором большинство работников находятся в едином пространстве. Психологи предупреждают - продуктивность...Что значит буква «i» в названиях продуктов Apple (iPhone, iPad и т.д.) и откуда она взялась
Буква "i" в названиях продуктов Apple впервые появилась в 1998 году, когда Джобс представил публике компьютер iMac. Буква "i" означает...Лицемерная благотворительность? Истинные цели благотворительности компаний
Каковы истинные цели благотворительности компаний, которые обманывают клиентов, эксплуатируют работников и вредят обществу? Несоответствие...Илон Маск в Симпсонах, Детстве Шелдона, Южном парке, Теории большого взрыва и Железном человеке 2
Илон Маск в Симпсонах - романтик, в Детстве Шелдона - циник, в Железном человеке - мечтатель, в Теории большого взрыва - филантроп, …
Гибкая стандартизация — основа производственной системы Toyota
В основе производственной системы Toyota лежит гибкая стандартизация, позволяющая одновременно закрепление эффективных процессов и организационное обучение.Технологии пришельцев на службе капиталу. Реверсивный инжиниринг НЛО — лучшая инвестиция, считают некоторые инвесторы и предприниматели
Человеческие технологии уже не впечатляют. Хотите разбогатеть, инвестируйте в технологии пришельцев, считают инвесторы. Реверсивный инжиниринг НЛО...Минусы автоматизации. Как безработная получила счет на 12 тысяч триллионов евро, и служба поддержки отказывалась признавать ошибку
Автоматизация несет в себе не только преимущества, но и недостатки. Главные минусы автоматизации состоят в том, что люди перестают думать...Кейс Olympus. Что стало причиной гибели людей — жадность, плохая коммуникация или самоуверенность компании?
Упорное нежелание компании Olympus проинформировать клиентов о дефектном продукте привели к тяжелым последствиям. Самоуверенность? Плохая коммуникация? Жадность?Сколько стоит корпоративная культура. Новый тренд в оценке компаний — аудит культуры организации
Корпоративная культура - важнейшая часть компании, которую можно оценить в деньгах. Так считает Марк Бениофф, руководитель многомиллиардной корпорации Salesforce.
Откуда берется креативность. МРТ при приеме на работу позволит выявить самых творческих кандидатов
Ученые из Гарварда нашли ответ на вопрос, откуда берется креативность. МРТ при приеме на работу может выявить самых творческих соискателей...Ford Edsel — любимый бизнес кейс Билла Гейтса. Какие уроки можно из него извлечь?
История Ford Edsel - классический пример, демонстрирующий серьезные ошибки в разработке и маркетинге. Это один из любимых бизнес-кейсов Билла Гейтса. На ошибках, …Лидерство в Японии и на западе — в чем различия
Лидерство в Японии отличается от западных представлений о лидерстве. У японцев лидерство не связано с такими категориями как харизма, видение и публичность. …