
Маркировка «сделано в Японии» — это лучше, чем знак качества, маркировка ИСО и знак соответствия любому отраслевому стандарту, вместе взятые. Ведь «сделано в Японии» одновременно значит, что продукт тщательно продуман, грамотно спроектирован и изготовлен с применением высочайших стандартов качества. Но, каким образом японским компаниям удается производить такие превосходные продукты? Может быть, дело в технологиях? В трудолюбии? В особом менталитете?
Дело в монодзукури
На все эти вопросы можно смело ответить «да». Дело и в технологиях, и в трудолюбии, и в менталитете. И в чем-то еще, что не описать словами. В общем, дело в «монодзукури».
Монодзукури (monozukuri) дословно переводится как «создание вещей». Иногда это понятие используют просто для обозначения производства. Но понятие намного глубже и включает в себя целый ряд факторов. Оно вмещает технологическое совершенство, ноу-хау, а также особый дух, присутствующий у японских производителей. В свою очередь, понятие духа предполагает гордость за то дело, которое ты делаешь, приверженность ему, стремление к мастерству и совершенству в изготовлении своей продукции.1
Многие японцы убеждены, что именно благодаря монодзукури японские производители сумели занять лидирующее положение на мировых рынках.2
Исследователи считают, что возникновение монодзукури — это весьма длительный исторический процесс, связанный с религиозными и социальными изменениями Японии, начавшийся в 8-м веке н.э., в исторический период, известный под названием Хайан и продолжающийся по сей день.2

Монодзукури всегда связано с человеком. Это философия мастерства, ставящая акцент на стремление к совершенствованию и постоянному улучшению. Каким бы роботизированным ни было производство, машины вряд ли способны принять такую философию и использовать в своей работе.
Как мы видим, понятие монодзукури весьма объемно и многогранно. Свести его к какому-либо одному фактору невозможно. Также как, вероятно, невозможно до конца его осмыслить, не будучи японцем.
Тем не менее, попытаемся хотя бы приблизиться к этому пониманию. Возможно, в этом нам поможет пример конкретного человека, являющегося носителем философии монодзукури.
Мицуру Каваи — носитель философии монодзукури
Мицуру Каваи — семидесятилетний исполнительный вице-президент Toyota, руководитель завода Toyota в префектуре Айти. Вместо того, чтобы сидеть в своем офисе, он, одевшись в рабочую одежду и каску, каждый день отправляется на производство. Он проработал на этом заводе всю жизнь, имеет колоссальный опыт и считает теперь своим долгом передать свое мастерство последователям.
«Я задыхаюсь без звуков и запахов этого завода», говорит Каваи, — «если я оторвусь от производства, мне не будет смысла оставаться в компании.»
В эру информационных технологий, автоматизации и роботизации, когда машины все больше заменяют людей, Каваи продолжает с полной отдачей передавать свои знания и опыт следующим поколениям. Он уверен: «Только люди с большими умениями в области производства могут заниматься автоматизацией.»
Главное на производстве — человек
«Я понимаю, что в создании новых продуктов все большую роль играют искусственный интеллект и «интернет вещей»… Но, в конечном счете, это люди создают вещи, используя эти технологии. Нельзя позволить машинам занять главное место в работе. Мы должны использовать машины, делая больше, чем они могут сделать», — говорит Каваи.

Каваи утверждает, что знает по опыту, что люди, не понимающие сути работы, не знающие как машины выполняют свою часть работы, не могут по-настоящему улучшать производственный процесс.
В работе Каваи полагается на свои органы чувств и свой опыт и лишь затем на машины. Он считает, что так же должны поступать и другие работники, вовлеченные в производство. Вице-президент Toyota гордится своими умениями и своей причастностью к созданию одних из лучших автомобилей в мире. Занимая такой высокий пост, он не брезгует ручной работой, иногда довольно грязной.
Вся история Toyota теснейшим образом связана с монодзукури. Самые высокопоставленные руководители компании всегда старались не отрываться от производства и готовы были обучать своих последователей, а иногда и собственноручно устранять технические проблемы, как это делали Кийтиро и Сойтиро Тоеда.
Каваи уверен, что, несмотря на новые научно-технические разработки, японским производителям необходимо поддерживать культуру монодзукури, поскольку «в этом состоит конкурентоспособность Японии».
«Поэтому для нас так важны работники, способные браться за сложные задачи и решать их. Неважно, насколько они сложны. Такие люди необходимы, чтобы японское производство побеждало.»
- Babu V. Japan’s Culture of Craftsmanship. Business Today. April 24, 2016.
- Tanaka H. Where Has The Japanese Core Of «Monodzukuri» Come From, And Where Is It Going? (PDF). Romanian Economic Business Review. 2017. 12 (2): 57–71.
- Murai S. Hands-on Toyota exec passes down monozukuri spirit. The Japan Times. Apr 15, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Речевые характеристики лидеров. Безос — организатор, Кук — советник, Цукерберг — оригинал
Согласно исследованию, речевые характеристики лидеров могут стать ключом к пониманию культуры организаций, возглавляемых ими. Существуют шесть психотипов...Цена плохой коммуникации. Во сколько обходятся компаниям проблемы взаимодействия внутри команд
Коммуникация - важнейший фактор эффективности работы компании. Цена плохой коммуникации может быть выражена в деньгах. И эти цифры поражают.Корпоративные злоупотребления имеют культурные предпосылки. Взгляд криминологов на токсичную корпоративную культуру
Когда в компании совершаются корпоративные злоупотребления и нарушения, искать причину следует в корпоративной культуре. Так считает профессор криминологии...Как Стив Джобс вернулся в Apple и спас компанию от краха
Стив Джобс после двенадцати лет отсутствия вернулся в компанию Apple, находящуюся в состоянии тяжелого кризиса. Только видение и воля бизнесмена смогли спасти …Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтой
Оказывается, много непрочитанных сообщений - далеко не всегда признак лени и неорганизованности. Напротив, иногда - это признак хорошего тайм-менеджмента.
Корпоративные злоупотребления имеют культурные предпосылки. Взгляд криминологов на токсичную корпоративную культуру
Когда в компании совершаются корпоративные злоупотребления и нарушения, искать причину следует в корпоративной культуре. Так считает профессор криминологии...Значение логотипа Toyota. Что символизируют три овала на эмблеме автомобильного гиганта
Значение логотипа Toyota глубоко символично. Каждый из трех пересекающихся овалов имеет свой смысл. Два внутренних овала олицетворяют...Как Джефф Безос снимался в кино
Об этом мало кто знает, но Джефф Безос снимался в кино. Он сыграл роль инопланетянина. Увидеть миллиардера можно в фантастическом фильме...Мак Бук против МакБука. Как компания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы продукции Apple
Компания Microsoft наняла человека по имени Мак Бук для антирекламы MacBook производства Apple. Попытка выглядит довольно жалко...Бороться с курением в рабочее время или поощрять некурящих? Подход KCJ Training and Employment Solutions
Когда работники постоянно делают перекуры - это плохо для бизнеса. Фирмы могут бороться с курением в рабочее время. Но есть другая тактика...
Самое лучшее время для работы: время суток, день недели, месяц, сезон. Результаты исследований
Результаты исследований свидетельствуют, что продуктивность работы различается в разное время. Лучшее время для работы - ранние часы в начале недели...Uber возобновляет использование беспилотных такси после девятимесячного перерыва, связанного со смертельным ДТП. Но решены ли проблемы, из-за которых оно произошло?
Компания Uber активно работала над беспилотными такси и даже запустила в тестовом режиме несколько автомобилей на улицы городов. Однако после смертельного ДТП …Юмор в бизнесе. Мнения экспертов и научные факты
По утверждению экспертов и ученых, юмор в бизнесе может иметь колоссальные положительные эффекты. Теоретики и практики бизнеса делятся своими мнениями.