
Маркировка «сделано в Японии» — это лучше, чем знак качества, маркировка ИСО и знак соответствия любому отраслевому стандарту, вместе взятые. Ведь «сделано в Японии» одновременно значит, что продукт тщательно продуман, грамотно спроектирован и изготовлен с применением высочайших стандартов качества. Но, каким образом японским компаниям удается производить такие превосходные продукты? Может быть, дело в технологиях? В трудолюбии? В особом менталитете?
Дело в монодзукури
На все эти вопросы можно смело ответить «да». Дело и в технологиях, и в трудолюбии, и в менталитете. И в чем-то еще, что не описать словами. В общем, дело в «монодзукури».
Монодзукури (monozukuri) дословно переводится как «создание вещей». Иногда это понятие используют просто для обозначения производства. Но понятие намного глубже и включает в себя целый ряд факторов. Оно вмещает технологическое совершенство, ноу-хау, а также особый дух, присутствующий у японских производителей. В свою очередь, понятие духа предполагает гордость за то дело, которое ты делаешь, приверженность ему, стремление к мастерству и совершенству в изготовлении своей продукции.1
Многие японцы убеждены, что именно благодаря монодзукури японские производители сумели занять лидирующее положение на мировых рынках.2
Исследователи считают, что возникновение монодзукури — это весьма длительный исторический процесс, связанный с религиозными и социальными изменениями Японии, начавшийся в 8-м веке н.э., в исторический период, известный под названием Хайан и продолжающийся по сей день.2

Монодзукури всегда связано с человеком. Это философия мастерства, ставящая акцент на стремление к совершенствованию и постоянному улучшению. Каким бы роботизированным ни было производство, машины вряд ли способны принять такую философию и использовать в своей работе.
Как мы видим, понятие монодзукури весьма объемно и многогранно. Свести его к какому-либо одному фактору невозможно. Также как, вероятно, невозможно до конца его осмыслить, не будучи японцем.
Тем не менее, попытаемся хотя бы приблизиться к этому пониманию. Возможно, в этом нам поможет пример конкретного человека, являющегося носителем философии монодзукури.
Мицуру Каваи — носитель философии монодзукури
Мицуру Каваи — семидесятилетний исполнительный вице-президент Toyota, руководитель завода Toyota в префектуре Айти. Вместо того, чтобы сидеть в своем офисе, он, одевшись в рабочую одежду и каску, каждый день отправляется на производство. Он проработал на этом заводе всю жизнь, имеет колоссальный опыт и считает теперь своим долгом передать свое мастерство последователям.
«Я задыхаюсь без звуков и запахов этого завода», говорит Каваи, — «если я оторвусь от производства, мне не будет смысла оставаться в компании.»
В эру информационных технологий, автоматизации и роботизации, когда машины все больше заменяют людей, Каваи продолжает с полной отдачей передавать свои знания и опыт следующим поколениям. Он уверен: «Только люди с большими умениями в области производства могут заниматься автоматизацией.»
Главное на производстве — человек
«Я понимаю, что в создании новых продуктов все большую роль играют искусственный интеллект и «интернет вещей»… Но, в конечном счете, это люди создают вещи, используя эти технологии. Нельзя позволить машинам занять главное место в работе. Мы должны использовать машины, делая больше, чем они могут сделать», — говорит Каваи.

Каваи утверждает, что знает по опыту, что люди, не понимающие сути работы, не знающие как машины выполняют свою часть работы, не могут по-настоящему улучшать производственный процесс.
В работе Каваи полагается на свои органы чувств и свой опыт и лишь затем на машины. Он считает, что так же должны поступать и другие работники, вовлеченные в производство. Вице-президент Toyota гордится своими умениями и своей причастностью к созданию одних из лучших автомобилей в мире. Занимая такой высокий пост, он не брезгует ручной работой, иногда довольно грязной.
Вся история Toyota теснейшим образом связана с монодзукури. Самые высокопоставленные руководители компании всегда старались не отрываться от производства и готовы были обучать своих последователей, а иногда и собственноручно устранять технические проблемы, как это делали Кийтиро и Сойтиро Тоеда.
Каваи уверен, что, несмотря на новые научно-технические разработки, японским производителям необходимо поддерживать культуру монодзукури, поскольку «в этом состоит конкурентоспособность Японии».
«Поэтому для нас так важны работники, способные браться за сложные задачи и решать их. Неважно, насколько они сложны. Такие люди необходимы, чтобы японское производство побеждало.»
- Babu V. Japan’s Culture of Craftsmanship. Business Today. April 24, 2016.
- Tanaka H. Where Has The Japanese Core Of «Monodzukuri» Come From, And Where Is It Going? (PDF). Romanian Economic Business Review. 2017. 12 (2): 57–71.
- Murai S. Hands-on Toyota exec passes down monozukuri spirit. The Japan Times. Apr 15, 2018.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Что хотят нам сообщить бизнес-лидеры своим внешним видом
О стиле одежды многих бизне-лидеров сказать практически нечего - костюм, галстук, туфли. Но некоторые бизнес-лидеры весьма примечательны не только своими достижениями, но …Личностные качества успешных людей. 7 характеристик, которые помогают добиться успеха — мнение эксперта
Личностные качества успешных людей включают семь черт, которые можно развить в себе. Профессор психологии Джордж Эверли предлагает простой...Офисный жаргон и персонаж комиксов Дилберт происходят из одной компании
Идея комиксов о Дилберте зародилась у Скотта Адамса, когда он работал в Pacific Bell. Из этой же компании происходит офисный жаргон, на …Как разрушить репутацию конкурента. Слух о моче в пиве Corona подорвал продажи. На их восстановление ушли годы
Чтобы разрушить репутацию конкурента, фирма Luce & Sons пустила слух, что в пиве Corona содержится моча. На восстановление продаж Corona ушло десятилетие.Компания без руководителей. Morning Star — самоуправление и 700 миллионов выручки
Morning Star - компания без руководителей с выручкой 700 млн долларов. Самоорганизация и самоуправление - главные характеристики компании...
Объективная оценка лидерства. Как ее проводят в Google
Не существует общепринятого понимания лидерства. Поэтому объективная оценка лидерства представляется сложной задачей. Опыт компании Google может стать полезным подспорьем при разработке оценки …Фредди Фиггерс — младенец, найденный на помойке, заработавший 62 млн. долларов
Когда ему было несколько дней от роду, Фредди Фиггерс был найден на помойке. Сегодня это 30-летний бизнесмен, заработавший 62 млн. долларов.Tesla 1970-x. DeLorean Motor Company — компания, которая хотела изменить мир и создала машину времени
DeLorean Motor Company - забытая сегодня компания, которую можно сравнить с современной Tesla. Она создала DMC-12 - «машину времени» из фильма «Назад …Офисные девушки для мотивации. Китайские стартапы нанимают привлекательных девушек для поднятия тонуса своих программистов
Китайские стартапы нанимают привлекательных девушек для поднятия тонуса своих программистов. Офисные девушки играют с работниками в пинг-по...Предсказания Оруэлла, воплощенные в современном офисе
В современном офисе имеется множество черт антиутопии, от характерных технологий до тотальной слежки. Предсказания Оруэлла воплощаются на новом витке...
Звуковая торговая марка Harley-Davidson. Как компания хотела получить торговую марку на рев мотора
Harley-Davidson попытались зарегистрировать права на звук своих моторов. Звуковая торговая марка Harley-Davidson спровоцировала настоящую войну юристов.Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтой
Оказывается, много непрочитанных сообщений - далеко не всегда признак лени и неорганизованности. Напротив, иногда - это признак хорошего тайм-менеджмента.Слоган Just Do It был вдохновлен словами убийцы перед казнью
Одна из самых успешных маркетинговых кампаний в истории использовала слоган Just Do It. Слоган бы инспирирован последними словами Гэри Гилмора, убийцы...