
Организации представляют собой социальные группы, связанные системой формальных и неформальных отношений и общностью деятельности. Как и в любой социальной группе в организации могут возникать определенные устойчивые формы поведения, называемые также обычаями.
Обычай — исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте.[i] Обычай представляет собой частную наиболее стереотипную разновидность традиции [ii], однако, если понятие традиции применимо в большей степени к достаточно обширным и устойчивым группам людей [iii], то обычай функционирует лишь в отдельных областях общественной жизни и выражает наиболее неуклонное следование воспринятым из прошлого образцам. [ii]
Можно выделить три основных признака обычая организации как частного случая традиции:
1. Преемственный характер, т.е. передача обычаев от старожилов организации новичкам.
2. Устойчивость — для того, чтобы обычай продолжал существовать его не нужно специально поддерживать (иначе он превращается в правило). Более того, изменение обстоятельств внешней среды мало влияет на существование обычая. Это связано с его третьей характеристикой.
3. Неподверженность анализу и критике — работники в своей массе не задаются вопросом о целесообразности определенных способов поведения. Мы делаем так, потому что всегда так делали. А если и находятся люди, пытающиеся подвергнуть сомнению правильность подобного способа поведения, то их критика не принимается коллективом, поскольку стереотип поведения слишком глубоко укоренен в коллективном сознании.
Таким образом, обычай заключает в себе черты, которые в ситуации изменений сохраняются и остаются неизменными. [iv] Поэтому важным свойством обычаев является их неизменность и независимость от изменений условий существования организации.
Как правило, обычаи возникают как результат приспособительной реакции, т.е. как результат воздействия внешнего или внутреннего контекста на организацию. Однако по каким-то причинам они приобретают такую устойчивость в коллективе, что даже после изменения воздействий внешнего контекста, они не меняются, хоть и утрачивают свою адаптивную функцию. Таким образом, с какого-то момента обычаи перестают отражать необходимость и начинают жить сами по себе.
В зависимости от степени адекватности внешней и внутренней среде организации можно выделить три фазы существования обычая — зарождение, фаза зрелости и дегенеративная фаза.
Можно предположить, что существуют компании, в которых традиции не формируются. Такая ситуация наблюдается, в первую очередь, в разобщенных коллективах с большой текучестью персонала и сотрудниками, чья система ценностей и потребностей сформирована вокруг 1-го и 2-го уровней (по А. Маслоу). В сплоченных же коллективах, существующих длительное время, непременно возникают особые устойчивые формы поведения, которые можно назвать обычаями и традициями. Как, например, традиция, возникшая в Microsoft в 1990-х «бросать к собакам» проштрафившийся программистов [v] или традиция ношения униформы в Sony.
Точно таким же образом могут закрепляться самые различные действия компании. Никто уже не вспоминает, почему все так поступают, но поступают все именно так.
[i] Культурология XX век (ред. Левит СЯ). Том второй. Энциклопедия. Статья «Обычай». Санкт-Петербург. Университетская книга. 1998.
[ii] Философский энциклопедический словарь (гл. редакция: Ильичёв Л. Ф., Федосеев П. Н., Ковалёв С. М., Панов В. Г.). Статья «Обычай». Москва. Советская энциклопедия. 1983.
[iii] Философия: Энциклопедический словарь (под редакцией А.А. Ивина.). Москва. Гардарики. 2004.
[iv] Graburn NHH. What is tradition? Museum Anthropology. Vol. 24, No. 2/3. 6-11.
[v] Weinberger M. Microsoft used to threaten to send weak programmers to work on a bizarre app about dogs. Business Insider. November 3, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Tesla Roadster и Стармен — к звездам под Дэвида БоуиTesla Roadster - первый в истории автомобиль, отпавленный в космос. Крыша спортивного кабриолета открыта, за рулем расположился Стармен, на экране бортового компьютера …
Коронавирус и пиво Corona: как эпидемия повлияла на легендарный брендКоронавирус и пиво Corona вызывают взаимные ассоциации в сознании потребителя. Однако на фоне коронавирусной эпидемии продажи пива не...
Эффект Даннинга-Крюгера. Почему бездари убеждены в своей одаренностиЭффект Даннинга-Крюгера объясняет, почему многие бездарные работники убеждены в своих выдающихся способностях и высокой квалификации.
«Физический» удар по компании: стихийные бедствия и рейдерские захватыОкружающий мир влияет на компании опосредованно. Но есть события, воздействующие на компании напрямую - стихийные бедствия и рейдерские захваты.
Как разрушить репутацию конкурента. Слух о моче в пиве Corona подорвал продажи. На их восстановление ушли годыЧтобы разрушить репутацию конкурента, фирма Luce & Sons пустила слух, что в пиве Corona содержится моча. На восстановление продаж Corona ушло десятилетие.
Имитация успеха по-китайски. Китайские компании нанимают актеров, чтобы казаться успешнееЧтобы быть похожими на богатые международные организации китайские компании нанимают белых иностранцев. Имитация успеха важна в китайской бизнес-культуре...
Авария в Мексиканском заливе. Уроки от British PetroleumАвария в Мексиканском заливе произошла в связи с несколькими обстоятельствами. У трех компаний, работавших на платформе не оказалось необходимых процедур...
Высшее образование необходимо? Apple, Google и IBM так не считаютСамые успешные компании, такие как Apple, Google и IBM, не считают, что высшее образование необходимо. 50% работников Apple не имеют высшег...
Офисный жаргон и персонаж комиксов Дилберт происходят из одной компанииИдея комиксов о Дилберте зародилась у Скотта Адамса, когда он работал в Pacific Bell. Из этой же компании происходит офисный жаргон, на …
«Уважаемый богатый подонок…» К чему может привести ошибка при рассылке информации клиентамОшибка при рассылке информации клиентам может привести к весьма курьезным последствиям и нередко впоследствии требует извинений. В этом убедились...
Предсмертное письмо Стива ДжобсаСоздатель Apple покинул пост главы компании в августе 2011 года, в ноябре он скончался. Предсмертное письмо Стива Джобса, обращенное к...
Кто такая Марисса Майер, и каким образом ее усердие и трудолюбие погубили YahooМарисса Майер, долгое время работавшая в Google, возглавила компанию Yahoo в 2012 году. Yahoo к тому моменту находилась в кризисе, и совет …
Лидерство в современной команде — не индивидуальная, а групповая чертаКоманды с одним лидером ушли в прошлое. Лидерство в современной команде должно стать эстафетной палочкой, которую получает работник, наибо...
























