Как возникают корпоративные обычаи и традиции

Время чтения: 4 мин.
Традиция компании
Flickr/r000pert

Организации представляют собой социальные группы, связанные системой формальных и неформальных отношений и общностью деятельности. Как и в любой социальной группе в организации могут возникать определенные устойчивые формы поведения, называемые также обычаями.

Обычай — исходный, наиболее простой тип культурной регуляции на основе целостных, привычных образцов поведения, совершаемого по установленному поводу в определенное время и в определенном месте.[i] Обычай представляет собой частную наиболее стереотипную разновидность традиции [ii], однако, если понятие традиции применимо в большей степени к достаточно обширным и устойчивым группам людей [iii], то обычай функционирует лишь в отдельных областях общественной жизни и выражает наиболее неуклонное следование воспринятым из прошлого образцам. [ii]  

Можно выделить три основных признака обычая организации как частного случая традиции:

1. Преемственный характер, т.е. передача обычаев от старожилов организации новичкам.

2. Устойчивость — для того, чтобы обычай продолжал существовать его не нужно специально поддерживать (иначе он превращается в правило). Более того, изменение обстоятельств внешней среды мало влияет на существование обычая. Это связано с его третьей характеристикой.

3. Неподверженность анализу и критике — работники в своей массе не задаются вопросом о целесообразности определенных способов поведения. Мы делаем так, потому что всегда так делали. А если и находятся люди, пытающиеся подвергнуть сомнению правильность подобного способа поведения, то их критика не принимается коллективом, поскольку стереотип поведения слишком глубоко укоренен в коллективном сознании. 

Таким образом, обычай заключает в себе черты, которые в ситуации изменений сохраняются и остаются неизменными. [iv] Поэтому важным свойством обычаев является их неизменность и независимость от изменений условий существования организации.

Как правило, обычаи возникают как результат приспособительной реакции, т.е. как результат воздействия внешнего или внутреннего контекста на организацию. Однако по каким-то причинам они приобретают такую устойчивость в коллективе, что даже после изменения воздействий внешнего контекста, они не меняются, хоть и утрачивают свою адаптивную функцию. Таким образом, с какого-то момента обычаи перестают отражать необходимость и начинают жить сами по себе.      

В зависимости от степени адекватности внешней и внутренней среде организации можно выделить три фазы существования обычая — зарождение, фаза зрелости и дегенеративная фаза.

Можно предположить, что существуют компании, в которых традиции не формируются. Такая ситуация наблюдается, в первую очередь, в разобщенных коллективах с большой текучестью персонала и сотрудниками, чья система ценностей и потребностей сформирована вокруг 1-го и 2-го уровней (по А. Маслоу). В сплоченных же коллективах, существующих длительное время, непременно возникают особые устойчивые формы поведения, которые можно назвать обычаями и традициями. Как, например, традиция, возникшая в Microsoft в 1990-х «бросать к собакам» проштрафившийся программистов [v]  или традиция ношения униформы в Sony.

Точно таким же образом могут закрепляться самые различные действия компании. Никто уже не вспоминает, почему все так поступают, но поступают все именно так.


[i] Культурология XX век (ред. Левит СЯ). Том второй. Энциклопедия. Статья «Обычай». Санкт-Петербург. Университетская книга. 1998.

[ii] Философский энциклопедический словарь (гл. редакция: Ильичёв Л. Ф., Федосеев П. Н., Ковалёв С. М., Панов В. Г.). Статья «Обычай». Москва. Советская энциклопедия. 1983.

[iii] Философия: Энциклопедический словарь (под редакцией А.А. Ивина.). Москва. Гардарики. 2004.

[iv] Graburn NHH. What is tradition? Museum Anthropology. Vol. 24, No. 2/3. 6-11.

[v] Weinberger M. Microsoft used to threaten to send weak programmers to work on a bizarre app about dogs. Business Insider. November 3, 2015.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Как мы влияем друг на друга на рабочем месте. Влияние как неотъемлемая часть корпоративной культуры
Оценка персонала с помощью iPad. Как крупнейший хедж-фонд оценивает своих работников - принципы предельной прозрачности и абсолютной честности
Почему лучше искать новую работу, не уходя со старой: даже несколько дней без работы сильно снижают шансы соискателя
Удовлетворенность клиента - лучшая стратегия бизнеса. Кейс Home Depot
Ваши работники ходят по собеседованиям? Это хорошо - считают в LinkedIn и Netflix
Плоская иерархия - что стоит за словами о равенстве и свободе работников в компаниях
Имитация успеха по-китайски. Китайские компании нанимают актеров, чтобы казаться успешнее
Правила найма от Марка Цукерберга. Перед тем, как принять человека на работу, создатель Facebook всегда задает себе один и тот же вопрос
Переговоры работодателя с профсоюзом о нижнем белье. Как работники Walt Disney World боролись с педикулезом и чесоткой