
После окончания Второй Мировой Войны японцы трудились больше всех в мире. Возможно, японское экономическое чудо связано, в том числе, с этим фактом. Однако вместе с чудом самые длинные рабочие дни принесли с собой реальные опасности. Переработка оказалась вредна для здоровья, в стране начали отмечаться случаи смерти людей, спровоцированные ею. Это явление получило в Японии название «кароси» (иногда произносится как «кароши»).
Медицинскими причинами смерти в такой ситуации обычно являются инфаркты и инсульты. Иногда сюда же относят суициды, вызванные стрессом от переработки.
К середине 1980-х кароси достигла таких масштабов, что она была признана самостоятельным социальным феноменом. С 1987 года Министерство Здравоохранения Японии ведет специальный учет случаев кароси. Кроме того, это явления получило и юридическую силу. Если установлено, что причиной смерти стала кароси, то семья умершего может претендовать на компенсацию от правительства Японии, а также на выплаты от работодателя, которые иногда исчисляются миллионами долларов.
Кароси — типичные случаи

Первый случай кароси был официально зафиксирован в 1969 году, когда 29-летний работник отдела доставки крупнейшей японской газеты умер от инсульта после нескольких отработанных смен. В 1980-х, во время японского финансового кризиса отмечались многочисленные случаи кароси среди высокопоставленных японских менеджеров.
А типичный случай можно описать следующим примером. Кенджи Хамада (42) был работником охранного предприятия в Токио. Его типичная рабочая неделя состояла из ежедневных 15-часовых смен и четырехчасовой дороги до работы. Однажды его нашли на рабочем месте, лежащим лицом на столе. Сначала все думали, что он просто спит, но через несколько часов стало понятно, что он мертв. Причина смерти — инфаркт.1
Другой пример. Мива Садо (31), журналист телеканала NHK, проработав 159 сверхурочных часов в месяц всего с двумя выходными умерла от острой сердечной недостаточности, вызванной кароси.2
А вот пример самоубийства, связанного с рабочим стрессом и переработкой. Матсури Такахаши (24) перерабатывала более 100 часов в месяц. Незадолго до самоубийства она написала в социальной сети «Я хочу умереть» и «Я физически и морально уничтожена». Спустя некоторое время она убила себя. Это далеко не уникальный случай. В Японии фиксируется примерно 2000 таких самоубийств в год.2
Дело чести и повод для гордости

Японское правительство и профсоюзы договорились о законодательном ограничении переработок до 100 часов за один месяц или в среднем 80 часов в месяц за последние 6 месяцев. Но проблема лежит глубже.
Дело в том, что в японии переработка рассматривается как доблесть и дело чести. Многие работники гордятся тем, что остаются на рабочем месте допоздна.3 И это относится не только к японцам.
Некоторые компании Силиконовой Долины славятся долгими рабочими часами своих сотрудников. Но, пожалуй, наиболее выдающимся примером является Илон Маск, руководитель Tesla и SapceX.
Рабочий график Илона Маска

В одном из интервью Маск признался, что иногда по три-четыре дня он не выходит из офиса, не видит своих детей и друзей. Бизнесмен встретил свой последний день рождения на работе и с 2001 года не уходил в полноценный отпуск. Рабочая неделя Маска составляет 120 часов, что в три раза больше средней 40-часовой рабочей недели.4
Такой режим не может не сказываться на здоровье бизнесмена. Илон Маск признается, что «чувствует, что за 2018 год он состарился на 5 лет», и что у него проблемы со сном, — без снотворного часто заснуть не получается.4 Неудивительно, что после таких признаний акции Tesla упали на 9%.
При этом, эффективность такого рабочего графика неочевидна. Компания Tesla постоянно находится на грани серьезного финансового кризиса и в высшей степени зависима от денег инвесторов. У последних ситуация в компании не перестает вызывать озабоченность.5 Помимо этого у компании имеют место серьезные организационные сложности и проблемы корпоративной культуры.
Много ≠ эффективно

Кстати, во многих российских компаниях переработки рассматриваются как нечто бесспорно позитивное. Нередко российские руководители приравнивают длительное нахождение их подчиненных на рабочем месте к эффективности их труда. Однако, как показывает практика, эффективность труда лишь косвенно зависит от проведенного на рабочем месте времени. Исследования демонстрируют, что личная эффективность зависит не столько от времени, посвященного работе, сколько от правильного выбора рабочей тактики.
И не стоит забывать, что кароси — реальность, и переработка может обернуться тяжелыми последствиями для здоровья.
- Gorvett Z. Can you work yourself to death? BBC. Sep 13, 2016
- McCurry J. Japanese woman ‘dies from overwork’ after logging 159 hours of overtime in a month. The Guardian. Oct 5, 2017
- Warnock E. Japan by the Numbers: ‘Karoshi’. Tokyo Review. Oct 12, 2017
- Cain A, Lebowitz S. Elon Musk says he aged 5 years from running Tesla in 2018 — but experts think that kind of work ethic is dangerous. Business Insider. Mar 16, 2019.
- Lopez L. Wall Street is worried that Tesla’s going broke yet again. Business Insider. Mar 16, 2019.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Преступление с использованием искусственного интеллекта — первое в истории применение ИИ для противоправных действий
Первое в истории преступление с использованием искусственного интеллекта произошло в Великобритании. Преступники похитили...Ваша послеобеденная продуктивность хромает, и вы засыпаете на ходу? Это естественно, считает наука
Ученые считают, что сонливость после обеденного перерыва - совершенно естественное явление. Если ваша послеобеденная продуктивность снижается...Человеческие способности компенсируют недостатки процессов. Процессы не могут компенсировать недостаток способностей. Проблема пустой коробки
Всегда ли внедрение жестких процедур идет на пользу работе? Формализованные производственные процессы уменьшают влияние человеческого фактора, но снижают способность организации к решению …Хотите попросить о повышении? Делайте это голодными
Хотите попросить о повышении? Делайте это натощак, советуют ученые. Хотите, чтобы подчиненные не просили повышений? Накормите их...Личностное многообразие и сопричастность. Взгляд Lenovo на эффективность команд
Личностное многообразие и сопричастность - тренд в современном корпоративном управлении, направленный на создание инновационных и созидательных команд.
Лучший способ повысить продуктивность, эффективность и креативность вашего труда. Как ходьба стимулирует умственную деятельность
Научные исследования демонстрируют, что ходьба и пешие прогулки - лучший способ повысить продуктивность и эффективность умственного труда.Варианты правды, трактовки, интерпретации, преувеличения и ложь в публичных сообщениях компаний. Кейс Countrywide
Компании нередко строят хорошую мину при плохой игре. Анджело Мозило, основатель ипотечной компании Countrywide, прекрасно продемонстрировал это своей бравадой и оптимистичными высказываниями …История полароида. Как каприз трехлетнего ребенка создал ролевую модель для Стива Джобса
История полароида, камеры моментальной печати, началась с каприза трехлетнего ребенка. А его изобретатель стал для Стива Джобса примером и...Самые дорогие книги в мире. 8 книг, купленных за рекордные деньги
Список, включающий самые дорогие книги в мире, поражает своими ценами. А самая дорогая книга этого списка была куплена Биллом Гейтсом за...Секты и стаи. Корпоративная культура брутальных компаний
Корпоративная культура этих компаний заняла бы первые места в списке самых токсичных культур. Примеры корпоративных культур Amazon, Uber,...
Макиавеллизм и карьера — темная сторона личности на пути к вершине
Макиавеллизм - особый тип личности, опасный для окружающих, но позволяющий человеку быстро сделать карьеру. Ложь, лесть и манипуляции...Скука на работе как источник мотивации и стимулятор творческого подхода. Результаты исследования
Результаты исследований свидетельствуют, что скука на работе иногда выступает как источник мотивации и стимулирует творческое мышление...Tesla Roadster и Стармен — к звездам под Дэвида Боуи
Tesla Roadster - первый в истории автомобиль, отпавленный в космос. Крыша спортивного кабриолета открыта, за рулем расположился Стармен, на экране бортового компьютера …