Может ли компании быть выгодна смерть своего работника. Страхование мертвых крестьян

Время чтения: 4 мин.
Страхование в пользу работодателя

Среди продуктов некоторых страховых компаний можно найти такую услугу как страхование жизни ключевых сотрудников организаций. При таком виде страхования выгодоприобретателем при наступлении страхового случая выступает организация, где работал застрахованный. Т.е. организация, фактически, страхует себя от смерти своего работника. 

Такая практика возникла в США, и получила название «страхование мертвых крестьян» (dead peasant insurance). Что интересно, поначалу компании имели право страховать своих работников без их ведома. Что еще интереснее, договор страхования мог быть составлен таким образом, что работник оставался застрахованным даже после его увольнения.

Такая практика вылилась в ряд довольно сомнительных с этической точки зрения эпизодов. 

Так, вдове Ирме Джонсон после смерти ее мужа, работавшего в Amegy Bank, по ошибке был доставлен чек на 4 миллиона долларов. Однако выгодополучателем в чеке был обозначен банк, а не она. Если бы не ошибка страховой компании, случайно отправившей чек вдове, она даже не узнала бы, что смерть ее мужа принесла его работодателю крупную сумму. 

Что еще хуже, выяснилось, что банк приобрел страховку для Джонсона, уже после того, как ему был поставлен диагноз опухоли мозга и проведены две операции. Но и это еще не самое плохое. После покупки страховки, банк уволил Джонсона, лишив его, таким образом, медицинской страховки, а значит и медицинской помощи.1

Проблема со страхованием работодателем своих работников состоит в том, что работодателю может стать выгодна их смерть. Так в городе Рейнольдсбург (штат Огайо) работодатель заплатил наемному убийце 50 тыс долларов за убийство его работника, чтобы получить страховую премию в размере 500 тыс долларов.

Все это привело к введению поправок в американское законодательство. Теперь работодатель может застраховать работника только с его согласия.1

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (п. 2 ст. 934): «Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.»2

Это значит, что в России никто не может застраховать жизнь человека без его личного согласия. Поэтому, если работодатель захочет застраховать своего работника, выступая в роли выгодоприобретателя при наступлении страхового случая, ему придется получить такое согласие.

Впрочем, так ли это сложно? Во-первых, когда человек приходит на новое место, ему приходится подписывать множество документов. Так что согласие можно ему просто «подсунуть» среди других бумаг. А во вторых, кто захочет начинать свою деятельность на новом месте с разборок и отказа что-либо подписывать и, как результат, испорченных отношений? Проще все подписать, тем более, что это «наша стандартная процедура для всех новых сотрудников».

Поэтому даже в наш век обширных социальных пакетов остается риск того, что компания попытается нажиться на смерти своего работника.


Дополнительно: Моральная индульгенция, которую нам дают компании


  1. Fisher C. Does Your Company Have A ‘Dead Peasant’ Life Insurance Policy Out On You? Nov 25, 2011.
  2. Гражданский кодекс РФ. Ст. 934, п. 2.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Самые популярные в Китае. Какая сеть ресторанов зарабатывает на китайцах 5 миллиардов долларов в год
Тейлор и Форд как и прежде актуальны. Далеко ли современные руководители ушли от управленческого стиля эпохи индустриализации?
Ложные корпоративные ценности разрушительны для компании. Мнение эксперта
Мы и они. Дистанция власти как характеристика корпоративной культуры
2018 год не был безоблачным для Google. 6 серьезных проблем, с которыми пришлось столкнуться компании в уходящем году
Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтой
Личностные качества успешных людей. 7 характеристик, которые помогают добиться успеха - мнение эксперта
Обычаи организации. Кого в Microsoft бросали к собакам
Компании боятся инноваций и творческих подходов. Хотя и заявляют обратное