
Среди продуктов некоторых страховых компаний можно найти такую услугу как страхование жизни ключевых сотрудников организаций. При таком виде страхования выгодоприобретателем при наступлении страхового случая выступает организация, где работал застрахованный. Т.е. организация, фактически, страхует себя от смерти своего работника.
Такая практика возникла в США, и получила название «страхование мертвых крестьян» (dead peasant insurance). Что интересно, поначалу компании имели право страховать своих работников без их ведома. Что еще интереснее, договор страхования мог быть составлен таким образом, что работник оставался застрахованным даже после его увольнения.1
Такая практика вылилась в ряд довольно сомнительных с этической точки зрения эпизодов.
Так, вдове Ирме Джонсон после смерти ее мужа, работавшего в Amegy Bank, по ошибке был доставлен чек на 4 миллиона долларов. Однако выгодополучателем в чеке был обозначен банк, а не она. Если бы не ошибка страховой компании, случайно отправившей чек вдове, она даже не узнала бы, что смерть ее мужа принесла его работодателю крупную сумму.
Что еще хуже, выяснилось, что банк приобрел страховку для Джонсона, уже после того, как ему был поставлен диагноз опухоли мозга и проведены две операции. Но и это еще не самое плохое. После покупки страховки, банк уволил Джонсона, лишив его, таким образом, медицинской страховки, а значит и медицинской помощи.1
Проблема со страхованием работодателем своих работников состоит в том, что работодателю может стать выгодна их смерть. Так в городе Рейнольдсбург (штат Огайо) работодатель заплатил наемному убийце 50 тыс долларов за убийство его работника, чтобы получить страховую премию в размере 500 тыс долларов.1
Все это привело к введению поправок в американское законодательство. Теперь работодатель может застраховать работника только с его согласия.1
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (п. 2 ст. 934): «Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.»2
Это значит, что в России никто не может застраховать жизнь человека без его личного согласия. Поэтому, если работодатель захочет застраховать своего работника, выступая в роли выгодоприобретателя при наступлении страхового случая, ему придется получить такое согласие.
Впрочем, так ли это сложно? Во-первых, когда человек приходит на новое место, ему приходится подписывать множество документов. Так что согласие можно ему просто «подсунуть» среди других бумаг. А во вторых, кто захочет начинать свою деятельность на новом месте с разборок и отказа что-либо подписывать и, как результат, испорченных отношений? Проще все подписать, тем более, что это «наша стандартная процедура для всех новых сотрудников».
Поэтому даже в наш век обширных социальных пакетов остается риск того, что компания попытается нажиться на смерти своего работника.
Дополнительно: Моральная индульгенция, которую нам дают компании
- Fisher C. Does Your Company Have A ‘Dead Peasant’ Life Insurance Policy Out On You? Nov 25, 2011.
- Гражданский кодекс РФ. Ст. 934, п. 2.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Корпоративные традиции. История униформы Sony
Существуют разные взгляды на вопросы униформы в компаниях. Например, Стив Джобс хотел ввести униформу в Apple, но у него это не вышло …Крупнейшие сокращения численности персонала в истории. Семь компаний — семь причин
Сокращения численности персонала - одна из стандартных мер, которой менеджмент реагирует на кризисы. Семь реальных компаний - семь разных причин сокращений.Умный ответ на вызовы рынка. IKEA внедряет принципы философии циркулирования
Потребительское поведение на рынке мебели меняется, и IKEA отвечает расширением своей бизнес-модели и применением принципов философии циркулирования.Самые нелепые провалы бизнес-проектов как иллюстрация проблем проектного управления
Организация работы по типу проекта имеет весьма серьезные дефициты. Приведенные кейсы иллюстрируют основную проблему проектного управления, а именно...Финансовые пирамиды и схема Понци
Финансовые пирамиды - обманные сетевые финансовые схемы. Схема Понци - разновидность финансовой пирамиды. Принцип финансовой пирамиды...
Самая частая причина проблем – люди. Самая главная причина успехов – тоже люди. Мнение главы Burger King
Дэниэл Шварц, глава Бургер Кинг, убежден в том, что существует три основные причины проблем компании. И главная из них - это неправильно …Переговоры работодателя с профсоюзом о нижнем белье. Как работники Walt Disney World боролись с педикулезом и чесоткой
После распространения педикулеза и чесотки среди работников компании Disney потребовались переговоры работодателя с профсоюзом. Нижнее белье работников...Билл Гейтс о деньгах: «На что все это потратить? Сколько гамбургеров ты можешь съесть?»
Что говорит миллиардер Билл Гейтс о деньгах? Создатель Microsoft видит единственный логичный способ потратить свои деньги, а именно...Производитель винтовки М16 в мирное время балансирует на грани банкротства. Во времена военных конфликтов Colt процветает
С самого основания компания Colt, производитель винтовки М16, процветала только во времена военных конфликтов, в которых участвовали США.Человеческие способности компенсируют недостатки процессов. Процессы не могут компенсировать недостаток способностей. Проблема пустой коробки
Всегда ли внедрение жестких процедур идет на пользу работе? Формализованные производственные процессы уменьшают влияние человеческого фактора, но снижают способность организации к решению …
Название Уолл-стрит — почему так названа самая деловая улица мира
Когда-то Уолл-стрит называлась Cingel. Название Уолл-стрит - все, что осталось от стены, построенной для защиты Нового Амстердама...Имитация успеха по-китайски. Китайские компании нанимают актеров, чтобы казаться успешнее
Чтобы быть похожими на богатые международные организации китайские компании нанимают белых иностранцев. Имитация успеха важна в китайской бизнес-культуре...Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтой
Оказывается, много непрочитанных сообщений - далеко не всегда признак лени и неорганизованности. Напротив, иногда - это признак хорошего тайм-менеджмента.