Среди продуктов некоторых страховых компаний можно найти такую услугу как страхование жизни ключевых сотрудников организаций. При таком виде страхования выгодоприобретателем при наступлении страхового случая выступает организация, где работал застрахованный. Т.е. организация, фактически, страхует себя от смерти своего работника.
Такая практика возникла в США, и получила название «страхование мертвых крестьян» (dead peasant insurance). Что интересно, поначалу компании имели право страховать своих работников без их ведома. Что еще интереснее, договор страхования мог быть составлен таким образом, что работник оставался застрахованным даже после его увольнения.1
Такая практика вылилась в ряд довольно сомнительных с этической точки зрения эпизодов.
Так, вдове Ирме Джонсон после смерти ее мужа, работавшего в Amegy Bank, по ошибке был доставлен чек на 4 миллиона долларов. Однако выгодополучателем в чеке был обозначен банк, а не она. Если бы не ошибка страховой компании, случайно отправившей чек вдове, она даже не узнала бы, что смерть ее мужа принесла его работодателю крупную сумму.
Что еще хуже, выяснилось, что банк приобрел страховку для Джонсона, уже после того, как ему был поставлен диагноз опухоли мозга и проведены две операции. Но и это еще не самое плохое. После покупки страховки, банк уволил Джонсона, лишив его, таким образом, медицинской страховки, а значит и медицинской помощи.1
Проблема со страхованием работодателем своих работников состоит в том, что работодателю может стать выгодна их смерть. Так в городе Рейнольдсбург (штат Огайо) работодатель заплатил наемному убийце 50 тыс долларов за убийство его работника, чтобы получить страховую премию в размере 500 тыс долларов.1
Все это привело к введению поправок в американское законодательство. Теперь работодатель может застраховать работника только с его согласия.1
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (п. 2 ст. 934): «Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.»2
Это значит, что в России никто не может застраховать жизнь человека без его личного согласия. Поэтому, если работодатель захочет застраховать своего работника, выступая в роли выгодоприобретателя при наступлении страхового случая, ему придется получить такое согласие.
Впрочем, так ли это сложно? Во-первых, когда человек приходит на новое место, ему приходится подписывать множество документов. Так что согласие можно ему просто «подсунуть» среди других бумаг. А во вторых, кто захочет начинать свою деятельность на новом месте с разборок и отказа что-либо подписывать и, как результат, испорченных отношений? Проще все подписать, тем более, что это «наша стандартная процедура для всех новых сотрудников».
Поэтому даже в наш век обширных социальных пакетов остается риск того, что компания попытается нажиться на смерти своего работника.
Дополнительно: Моральная индульгенция, которую нам дают компании
- Fisher C. Does Your Company Have A ‘Dead Peasant’ Life Insurance Policy Out On You? Nov 25, 2011.
- Гражданский кодекс РФ. Ст. 934, п. 2.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Нарциссические боссы и их двойные стандартыНекоторые руководители склонны к эгоизму и самолюбованию. Эти нарциссические боссы обычно применяют двойные стандарты к себе и подчиненным...
- Tesla 1970-x. DeLorean Motor Company — компания, которая хотела изменить мир и создала машину времениDeLorean Motor Company - забытая сегодня компания, которую можно сравнить с современной Tesla. Она создала DMC-12 - «машину времени» из фильма «Назад …
- Коллективизм и индивидуализм в современной организации. Откуда в компаниях с большими зарплатами высокая текучесть кадров?Коллективизм и индивидуализм - важнейшие характеристики организационной культуры любой компании. Корпоративный индивидуализм проявляется формальным следованием коллективным правилам и нормам, но соблюдением при …
- Что означают название и логотип AudiНазвание и логотип Audi возникли в процессе многочисленных слияний и поглощений автомобильных компаний. Слово Audi означает...
- Бизнес-стратегия. Уроки генерала Карла фон КлаузевицаБизнес-стратегия берет свое начало в военной стратегии. Уроки знаменитого военного стратега Карла фон Клаузевица будут полезны любому современному стратегу.
- Модель конкурирующих ценностей и 4 типа корпоративной культуры на примерах Apple, Facebook, Toyota и MicrosoftМодель конкурирующих ценностей Кэмерона и Куинна позволяет выделить 4 типа корпоративной культуры и оценить культуру организацию. Разберем на примерах таких компаний, как...
- Ката совершенствования — основная предпосылка бережливого производстваБережливое производство требует постоянного улучшения всех процессов организации. Ката совершенствования - инструмент производственной системы Toyota, основанный на непрерывном улучшении.
- Неудачные бизнес-проекты Дональда ТрампаТрамп - успешный предприниматель. Однако многие неудачные бизнес-проекты Дональда Трампа вызывают вопросы, некоторые - смех...
- Какая музыка повышает продуктивность работы, и какая работа становится продуктивнее под музыкуМузыка повышает продуктивность. Но не всякая и не всегда. Важно, какую работу вы выполняете и какую музыку при этом слушаете. Исследования...
- Психологическая безопасность — свойство эффективных команд. И задача лидера — ее созданиеПсихологическая безопасность - важнейшая предпосылка эффективной работы любой команды. Создание психологической безопасности - главная задача лидера.
- Преобразование компании. Как избежать хождения по кругу и планомерно двигаться в намеченном направленииПреобразование компании - процесс сложный и медленный. Часто менеджмент пытается найти какое-либо универсальное решение, которое позволит трансформировать организацию
- Этика социальной сети. Можно ли объединить мир и не нарушить этические и легальные нормы. Кейс FacebookЭтика социальной сети Facebook вызывала сомнения у пользователей, регуляторных органов и политиков. Развитие сети сопровождалось несколькими скандалами, связанными с нарушением частной жизни …
- Взаимные обвинения и поиск виноватых — токсичная рабочая атмосфераВзаимные обвинения нередко становятся частью корпоративной культуры. Поиск виноватых в таких условиях начинает заменять поиск решения проблемы.