
Среди продуктов некоторых страховых компаний можно найти такую услугу как страхование жизни ключевых сотрудников организаций. При таком виде страхования выгодоприобретателем при наступлении страхового случая выступает организация, где работал застрахованный. Т.е. организация, фактически, страхует себя от смерти своего работника.
Такая практика возникла в США, и получила название «страхование мертвых крестьян» (dead peasant insurance). Что интересно, поначалу компании имели право страховать своих работников без их ведома. Что еще интереснее, договор страхования мог быть составлен таким образом, что работник оставался застрахованным даже после его увольнения.1
Такая практика вылилась в ряд довольно сомнительных с этической точки зрения эпизодов.
Так, вдове Ирме Джонсон после смерти ее мужа, работавшего в Amegy Bank, по ошибке был доставлен чек на 4 миллиона долларов. Однако выгодополучателем в чеке был обозначен банк, а не она. Если бы не ошибка страховой компании, случайно отправившей чек вдове, она даже не узнала бы, что смерть ее мужа принесла его работодателю крупную сумму.
Что еще хуже, выяснилось, что банк приобрел страховку для Джонсона, уже после того, как ему был поставлен диагноз опухоли мозга и проведены две операции. Но и это еще не самое плохое. После покупки страховки, банк уволил Джонсона, лишив его, таким образом, медицинской страховки, а значит и медицинской помощи.1
Проблема со страхованием работодателем своих работников состоит в том, что работодателю может стать выгодна их смерть. Так в городе Рейнольдсбург (штат Огайо) работодатель заплатил наемному убийце 50 тыс долларов за убийство его работника, чтобы получить страховую премию в размере 500 тыс долларов.1
Все это привело к введению поправок в американское законодательство. Теперь работодатель может застраховать работника только с его согласия.1
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (п. 2 ст. 934): «Договор личного страхования в пользу лица, не являющегося застрахованным лицом, в том числе в пользу не являющегося застрахованным лицом страхователя, может быть заключен лишь с письменного согласия застрахованного лица. При отсутствии такого согласия договор может быть признан недействительным по иску застрахованного лица, а в случае смерти этого лица по иску его наследников.»2
Это значит, что в России никто не может застраховать жизнь человека без его личного согласия. Поэтому, если работодатель захочет застраховать своего работника, выступая в роли выгодоприобретателя при наступлении страхового случая, ему придется получить такое согласие.
Впрочем, так ли это сложно? Во-первых, когда человек приходит на новое место, ему приходится подписывать множество документов. Так что согласие можно ему просто «подсунуть» среди других бумаг. А во вторых, кто захочет начинать свою деятельность на новом месте с разборок и отказа что-либо подписывать и, как результат, испорченных отношений? Проще все подписать, тем более, что это «наша стандартная процедура для всех новых сотрудников».
Поэтому даже в наш век обширных социальных пакетов остается риск того, что компания попытается нажиться на смерти своего работника.
Дополнительно: Моральная индульгенция, которую нам дают компании
- Fisher C. Does Your Company Have A ‘Dead Peasant’ Life Insurance Policy Out On You? Nov 25, 2011.
- Гражданский кодекс РФ. Ст. 934, п. 2.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Ваша послеобеденная продуктивность хромает, и вы засыпаете на ходу? Это естественно, считает наука
Ученые считают, что сонливость после обеденного перерыва - совершенно естественное явление. Если ваша послеобеденная продуктивность снижается...Неосознанные предубеждения в HR. Как искусственный интеллект поможет в борьбе с ними
Неосознанные предубеждения и бессознательная предвзятость губительны для поиска и удержания персонала. Высокие технологии помогают избавиться от них.Почему нематериальное стимулирование не работает. Мнение экспертов
По мнению экспертов если нематериальное стимулирование не работает, нужно искать причину в отношениях работников и работодателя, а также в...Предсказания Оруэлла, воплощенные в современном офисе
В современном офисе имеется множество черт антиутопии, от характерных технологий до тотальной слежки. Предсказания Оруэлла воплощаются на новом витке...Средний возраст основателей бизнеса намного больше, чем принято думать. Создание успешного стартапа в 20 лет — красивый миф
Миф о двадцатилетнем основателе успешного бизнеса - часть современной культуры. На самом деле, средний возраст основателей бизнеса составл...
Элизабет Холмс и Theranos — история успеха и история обмана. Как пустые слова можно обратить в миллиарды.
История Theranos и Элизабет Холмс демонстрирует, что пустые слова можно обратить в миллиарды. Холмс - выдающаяся личность, начиная с голоса...Мы и они. Дистанция власти как характеристика корпоративной культуры
Дистанция власти - характеристика корпоративной культуры, определяющая степень психологического неравенства руководителей и подчиненных. Для компаний с разными вариантами организационной культуры характерна разная …Название Кремниевая долина — откуда оно взялось, и как долина называлась до эпохи высоких технологий
Название Кремниевая долина появилось в 1970-х благодаря репортеру по имени Дон Хефлер. До этого долина носило более романтичное название...Вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы. Данные исследования
Ученые установили, что вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы и лояльность компаниям, но снижает интерес к карьере.Рабочая рутина Google, Apple, Facebook и Tesla. Вот что про нее говорят сами работники
Можно подумать, что рабочая рутина работников таких компаний, как Google, Apple, Facebook и Tesla, какая-то особенная. Узнаем об этом от самих работников.
Эпатажный маркетинг как орудие войны технологических компаний. Salesforce против Microsoft, SAP и Oracle
Salesforce и ее руководитель Марк Бениофф успешно использовали эпатажный маркетинг. Microsoft и Oracle проиграли им по всем позициям...Расти или умри — брутальная культура «черных компаний». Пример Revolut
Черные компании - японский термин, означающий сверхэксплуатирующие и агрессивные к своим работникам организации, обладающие брутальной культурой. Примером служит британский Revolut.Т-образные работники — почему они необходимы компаниям
Т-образные работники универсальны и способны заменять друг друга. Они обеспечивают лучшую коммуникацию, и их требуется меньше, чем обычных...