
Жертвы Талидомида — десятки тысяч новорожденных, а вся история препарата — одна из крупнейших трагедий в истории мировой фармацевтической индустрии.
В середине 1950-х немецкая фармацевтическая компания Grünenthal начала продажу препарата Талидомид. Препарат предназначался для лечения утренней тошноты и плохого самочувствия у беременных. Эффективность и безопасность препарата была проверена на животных. Грызуны хорошо переносили дозу в 600 раз превышающую терапевтическую дозу человека.[i] Ни у производителя, ни у европейских регуляторных органов, ни у врачей не было сомнений в безопасности Талидомида, ведь у них было знание о безопасности, подкрепленное научными данными.
Жертвы Талидомида демонстрируют, что знание относительно
Спустя несколько лет — в 1961-62 годах эта уверенность обернулось одной из величайших катастроф в истории фармацевтики и многочисленными жертвами Талидомида. Оказалось, что использование препарата ведет к врожденной патологии, гибели новорожденных или прерыванию беременности. В Европе около 20 тыс. детей родились с тяжелейшими пороками развития, 80 тыс. — погибло. Если жертвы Талидомида выживали, они оставались инвалидами, зачастую практически лишенными конечностей. [ii]

Таким образом, то, что представлялось людям твердым истинным знанием, оказалось лишь их представлениями об истине, причем ошибочными.
История с Талидомидом в корне изменила подходы к выдаче разрешений на продажу лекарственных препаратов и привела к существенному устрожению требований, предъявляемых к исследованиям лекарств в ходе разработки.[i]
Интересно, что исследования самого Талидомида, проведенные позже должным образом, показали его эффективность при некоторых злокачественных заболеваниях, а также при проказе.[i], [iii] Это дало начало новым представлениям об истине, которые мы называем знаниями. Талидомид до сих пор используется в медицине, но теперь по другим показаниям — беременным он строго противопоказан.
Талидомид демонстрирует, что осторожность не бывает избыточной. Как служащая Фрэнсис Келси спасла тысячи жизней
Еще до того, как выяснилось, что Талидомид опасен, производитель попытался попасть с препаратом и на американский рынок. В 1960 году в Европе Талидомид уже вовсю продавался, а в США производитель только подал заявку и продуктовое досье в Агентство по Лекарственным Средствам и Пищевым продуктам (FDA), чтобы получить разрешение на продажу препарата. Предполагалось, что это будет рутинная процедура. Просто клерк FDA поставит штамп на заявку, и препарат окажется на рынке.[iv]
Однако какие-то научные данные в поданных документах показались подозрительными сотруднице FDA Фрэнсис Келси. Она не одобрила препарат, а потребовала у производителя дополнительную информацию.

Производителю (в США это была компания William S. Merrell Company) не понравилась реакция Фрэнсис Келси. Он обратился к ее начальству, называя «жалким бюрократом». Однако Келси не отступилась. Производитель вновь попытался обойти решение эксперта. И вновь ему это не удалось.
Противостояние продолжалось до 1961 года, когда в Европе появились жертвы Талидомида и оттуда начали поступать сообщения о тяжелых побочных эффектах препарата.[iv]
Разумеется, после этого производителю было отказано в разрешении на продажу препарата, а Фрэнсис Келси стала национальным героем. В 1962 году президент Джон Ф. Кеннеди вручил ей высшую государственную награду, какую может получить штатский служащий, за «предотвращение всеобщей трагедии, связанной с врожденными аномалиями развития». Фрэнсис Келси была удостоена и других наград, в т.ч. международных.[iv]
[i] The return of Thalidomide. BBC. January 31, 2005.
[ii] Evans H. Thalidomide: how men who blighted lives of thousands evaded justice. The Guardian. November 14, 2014.
[iii] Press Association. Thalidomide scandal: 60-year timeline. The Guardian. 1 September 2012.
[iv] McFaden RD. Frances Oldham Kelsey, Who Saved U.S. Babies From Thalidomide, Dies at 101. The New York Times. Aug 7, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Рабство в современном мире. Что можно обнаружить, если проанализировать цепи поставок крупнейших брендов
Многие крупные производители имеют довольно смутные представления о том, что происходит в их цепях поставок. Nestle, Zara, Samsung и другие компании выявляли …Стратегии зайца и черепахи. Какова оптимальная скорость роста бизнеса
Слишком быстрый рост бизнеса опасен. Слишком медленный тоже. Необходим баланс. Стратегии зайца и черепахи позволяют достичь оптимальной скорости роста...Комментарии Yahoo относительно потери данных полумиллиарда пользователей. Как не надо делать
Пренебрежение стандартами кибербезопасности повлекло похищение данных полумиллиарда пользователей Yahoo. Как трактовать заявление Yahoo по этому поводу?Стратегический флирт на работе. Имеет ли он смысл. Данные исследований
Имеет ли смысл флирт на работе? По данным ученых, стратегический флирт с коллегами и руководителями, направленный на получение преимуществ...Интерьеры Google (30 фотографий). В каких офисах работают люди в одной из самых передовых компаний нашего времени
Каждый офис компании Google - выдающееся дизайнерское решение. Интерьеры Google отличаются яркостью и оригинальностью. Так проявляется идентичность компании.
Лучшие маркетинговые и PR кампании McDonald’s за последние 10 лет
За последние годы компания McDonald’s провела немало качественных маркетинговых и PR кампаний. Лучшие PR кампании McDonald’s...Логотип Apple — история и эволюция
Современный логотип Apple - выдающийся пример индустриального дизайна. История логотипа Apple уникальна. Дизайнер Роб Янофф создал его взаменВ Toyota знают: для выявления истинных причин проблем надо задать вопрос «почему?» шесть раз
В Toyota выработали эффективный способ выявления причин проблем. Нужно последовательно задать вопрос «почему?» несколько раз. Ответ на последнее «почему» и будет настоящей …Коронавирус и пиво Corona: как эпидемия повлияла на легендарный бренд
Коронавирус и пиво Corona вызывают взаимные ассоциации в сознании потребителя. Однако на фоне коронавирусной эпидемии продажи пива не...Эпатажный маркетинг как орудие войны технологических компаний. Salesforce против Microsoft, SAP и Oracle
Salesforce и ее руководитель Марк Бениофф успешно использовали эпатажный маркетинг. Microsoft и Oracle проиграли им по всем позициям...
Анекдотические истории о клиентоориентированном подходе
Когда клиент хочет вернуть товар продавцу, порой случаются весьма анекдотические истории. Высокие стандарты обслуживания могут вести к казусам.Культура организации. Понимание механизмов ее формирования — ключ к развитию компании
С позиций организационной социологии, корпоративная культура - это своеобразный фильтр, который пропускает приемлемые для организации влияния и отсеивает неприемлемые. При этом, речь …Сон как часть корпоративной стратегии
Официально позволив сотрудникам спать на работе, компании способствуют возникновению творческих подходов и решений. Стратегический сон...