
Жертвы Талидомида — десятки тысяч новорожденных, а вся история препарата — одна из крупнейших трагедий в истории мировой фармацевтической индустрии.
В середине 1950-х немецкая фармацевтическая компания Grünenthal начала продажу препарата Талидомид. Препарат предназначался для лечения утренней тошноты и плохого самочувствия у беременных. Эффективность и безопасность препарата была проверена на животных. Грызуны хорошо переносили дозу в 600 раз превышающую терапевтическую дозу человека.[i] Ни у производителя, ни у европейских регуляторных органов, ни у врачей не было сомнений в безопасности Талидомида, ведь у них было знание о безопасности, подкрепленное научными данными.
Жертвы Талидомида демонстрируют, что знание относительно
Спустя несколько лет — в 1961-62 годах эта уверенность обернулось одной из величайших катастроф в истории фармацевтики и многочисленными жертвами Талидомида. Оказалось, что использование препарата ведет к врожденной патологии, гибели новорожденных или прерыванию беременности. В Европе около 20 тыс. детей родились с тяжелейшими пороками развития, 80 тыс. — погибло. Если жертвы Талидомида выживали, они оставались инвалидами, зачастую практически лишенными конечностей. [ii]

Таким образом, то, что представлялось людям твердым истинным знанием, оказалось лишь их представлениями об истине, причем ошибочными.
История с Талидомидом в корне изменила подходы к выдаче разрешений на продажу лекарственных препаратов и привела к существенному устрожению требований, предъявляемых к исследованиям лекарств в ходе разработки.[i]
Интересно, что исследования самого Талидомида, проведенные позже должным образом, показали его эффективность при некоторых злокачественных заболеваниях, а также при проказе.[i], [iii] Это дало начало новым представлениям об истине, которые мы называем знаниями. Талидомид до сих пор используется в медицине, но теперь по другим показаниям — беременным он строго противопоказан.
Талидомид демонстрирует, что осторожность не бывает избыточной. Как служащая Фрэнсис Келси спасла тысячи жизней
Еще до того, как выяснилось, что Талидомид опасен, производитель попытался попасть с препаратом и на американский рынок. В 1960 году в Европе Талидомид уже вовсю продавался, а в США производитель только подал заявку и продуктовое досье в Агентство по Лекарственным Средствам и Пищевым продуктам (FDA), чтобы получить разрешение на продажу препарата. Предполагалось, что это будет рутинная процедура. Просто клерк FDA поставит штамп на заявку, и препарат окажется на рынке.[iv]
Однако какие-то научные данные в поданных документах показались подозрительными сотруднице FDA Фрэнсис Келси. Она не одобрила препарат, а потребовала у производителя дополнительную информацию.

Производителю (в США это была компания William S. Merrell Company) не понравилась реакция Фрэнсис Келси. Он обратился к ее начальству, называя «жалким бюрократом». Однако Келси не отступилась. Производитель вновь попытался обойти решение эксперта. И вновь ему это не удалось.
Противостояние продолжалось до 1961 года, когда в Европе появились жертвы Талидомида и оттуда начали поступать сообщения о тяжелых побочных эффектах препарата.[iv]
Разумеется, после этого производителю было отказано в разрешении на продажу препарата, а Фрэнсис Келси стала национальным героем. В 1962 году президент Джон Ф. Кеннеди вручил ей высшую государственную награду, какую может получить штатский служащий, за «предотвращение всеобщей трагедии, связанной с врожденными аномалиями развития». Фрэнсис Келси была удостоена и других наград, в т.ч. международных.[iv]
[i] The return of Thalidomide. BBC. January 31, 2005.
[ii] Evans H. Thalidomide: how men who blighted lives of thousands evaded justice. The Guardian. November 14, 2014.
[iii] Press Association. Thalidomide scandal: 60-year timeline. The Guardian. 1 September 2012.
[iv] McFaden RD. Frances Oldham Kelsey, Who Saved U.S. Babies From Thalidomide, Dies at 101. The New York Times. Aug 7, 2015.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
История развития менеджмента объясняет многие дефициты современного корпоративного управления
Менеджмент возник при переходе от ремесленного производства к промышленному. Усложнение производственных процессов привело к возникновению потребности в эффективном планировании времени и ресурсов …Что нужно знать о Huawei, китайском индустриальном гиганте, который может стать причиной открытой торговой войны между Китаем и США
Компания Huawei стала с одной стороны поводом, а с другой стороны жертвой торговой войны между США и Китаем. Что это за компания …Рост китайских городов поражает воображение (вид из космоса)
Рост китайских городов, заснятый из космоса, представляет собой впечатляющее зрелище. Население некоторых из них выросло более чем на 100% за последние...Управление по способностям. Стратегия, повышающая прибыль на 30% и снижающая «текучку» на 72%
Компании, практикующие управление по способностям демонстрируют значительно лучшие показатели. Об этом свидетельствуют исследования. В чем суть стратегии...Странная бизнес идея. Эта компания зарабатывает $7 млн. в год, находя тех, кто не убирает улицы за своими собаками
Анализ собачьих экскрементов позволяет выявить хозяев, которые не убирают улицы за своими питомцами. Эта странная бизнес идея приносит мил...
Жадность или убеждения. В чем IKEA противоречит своему собственному кодексу поведения
Кодекс поведения IKEA, основан на бесспорных общечеловеческих ценностях. Впрочем, в одном IKEA противоречит своему собственному кодексу. Налоговые схемы, используемые компанией вызывают вопросы …Смысл логотипа. Когда логотип должен отсылать к продукту, а когда лучше использовать абстрактный символ. Исследования
Должен ли смысл логотипа отсылать к продукции или сервисам компании, или лучше использовать абстрактный логотип. Ученые изучили вопрос и...Рабочая рутина Google, Apple, Facebook и Tesla. Вот что про нее говорят сами работники
Можно подумать, что рабочая рутина работников таких компаний, как Google, Apple, Facebook и Tesla, какая-то особенная. Узнаем об этом от самих работников.Крупнейший производитель потребительских товаров 1990-х. Эра могущества Philip Morris
В начале 1990-х табачная компания Philip Morris являлась крупнейшим производителем потребительских товаров в мире. Компания имела многочисленные связи в самых разных областях, …Культура организации. Понимание механизмов ее формирования — ключ к развитию компании
С позиций организационной социологии, корпоративная культура - это своеобразный фильтр, который пропускает приемлемые для организации влияния и отсеивает неприемлемые. При этом, речь …
Tesla 1970-x. DeLorean Motor Company — компания, которая хотела изменить мир и создала машину времени
DeLorean Motor Company - забытая сегодня компания, которую можно сравнить с современной Tesla. Она создала DMC-12 - «машину времени» из фильма «Назад …Метод успешных совещаний. Меньше говорить, больше писать — мнение экспертов и опыт практиков
Профессор Рогелберг создал метод успешных совещаний, который позволит повысить эффективность рабочих встреч. Метод работает - доказано Amazon.Когда проявление эмпатии на работе начинает вредить вам
Считается, что проявление эмпатии на работе способствует возникновению эмоциональных связей с коллегами и клиентами. Но опасность...