
Компания Yahoo длительное время находилась в поисках собственной идентичности. Помимо того, что ее основной бизнес связан с Интернетом, никто не мог сформулировать, что компания собой представляет, и чем она занимается. У Yahoo совершенно отсутствовал основной вектор деятельности и центральная стратегия. Поэтому движения Интернет-гиганта были хаотичны и малоэффективны. Пытаясь как-то изменить эту ситуацию, совет директоров Yahoo сменил несколько генеральных директоров компании, однако все они оказались неспособны что-либо сделать.
Надежда на спасение Yahoo
В 2012 году на пост руководителя организации пришла Марисса Майер, которая до этого занимала пост вице-президента в Google. Это назначение казалось и инвесторам, и работникам компании настоящим спасением. Ожидалось, что молодая, трудолюбивая и полная идей Майер развернет компанию и, наконец-то, придаст ей правильный курс.

Однако этим надеждам не суждено было сбыться. Майер усердно принялась за работу, но истинного видения у нее, судя по всему, так и не возникло. Как и ее предшественники, она начала совершать хаотичные действия, основанные не столько на логике ситуации, сколько на ее личных представлениях и предпочтениях, но совершала их еще с большим энтузиазмом и энергией, чем предшествующие руководители Yahoo.
Бесплатная еда, модные телефоны и фитнес-браслеты
Не прошло и месяца с начала ее правления, как она постановила, что еда в корпоративной столовой будет для работников, имеющих полную ставку, бесплатной, а вместо устаревших телефонов Blackberry им выдадут смартфоны из флагманской линейки 2012 года- на выбор iPhone 5, Samsung Galaxy S3, HTC One X, HTC EVO 4G LTE или Nokia Lumia 920.[i] Эти нововведения Майер заимствовала у Google, где она до этого много лет работала. Таким образом, она попыталась перенести часть «магии Google» в свою новую компанию.[ii] Хорошие инициативы, но поверхностные и слишком очевидно популистские. Вряд ли бесплатная еда и современные смартфоны смогли бы превратить Yahoo в Google.

Кстати, денег на свои инициативы Майер не жалела. За два года на бесплатную еду было потрачено 450 млн долларов. А еще 2 млн (корпоративных) долларов ушли на фитнесс-браслеты, которые выдавались сотрудникам Yahoo в честь годовщины руководства Майер.
Смещение дедлайнов и запрет удаленной работы
Далее Майер начала передвигать делайны проектов и требовать от работников, чтобы они больше работали.[iii] Это право руководителя компании. Однако хорошо, когда интенсивная работа сочетается с наличием видения и адекватной стратегии. Но может ли она компенсировать их отсутствие? Когда компания движется в неверном направлении, повышение интенсивности этого движения лишь приближает катастрофу.
Противоречивым оказался и следующий шаг Майер. Она запретила удаленную работу, вызвав возмущение многих работников. Этот запрет поставил под вопрос возможность работы, например, молодых матерей, а также противоречил духу компании, чей бизнес строится на телекоммуникации.
М&А шопинг и вечеринки
За 4 года компания под ее началом, потратив 2 млрд долларов, приобрела 50 стартапов, большинство из которых, в конце концов, были попросту списаны с баланса, разработала массу стратегических планов и наняла и уволила множество директоров и вице-президентов.[iv]

И конечно, Майер не могла отказать себе в удовольствии устроить шикарную вечеринку за счет компании. В декабре 2014 года в шикарном клубе, переоборудованном из складского ангара, расположенном на пирсе на берегу залива Сан-Франциско, состоялась великолепная костюмированная вечеринка в духе Великого Гэтсби. Помещение клуба было оформлено канделябрами, шампанское лилось рекой. Был здесь даже настоящий старинный Роллс-Ройс. В общем, вечеринка обошлась Yahoo в 7 млн долларов.[v]
Неизвестно, добилась ли Майер вечеринкой какого-нибудь сплочающего эффекта. Чего она точно добилась, так это возмущения инвесторов, один из которых приготовил 99-страничную презентацию, дающую совету директоров разъяснения, почему Майер нужно уволить.[v]
Кибербезопасность и равноправие — не гламурно
По всей видимости, представления Майер о том, что нужно компании, оказались ошибочными, а интуиция подвела ее. Вся эта активность не принесла компании никакой пользы.
Но некоторые решения Майер оказались откровенно вредны. Например, она расставила приоритеты в компании с сильным уклоном в сторону коммерческих подразделений. Таким образом, подразделения, занимающиеся кибербезопасностью получали слишком маленькие бюджеты. Кроме того, Майер сознательно отстраняла команду безопасности от принятия некоторых решений и ограничивала информацию, поступающую к ней. Она считала, что акцент на кибербезопасности может негативно повлиять на предлагаемые компанией сервисы и снизить число пользователей Yahoo. В результате серверы Yahoo были взломаны и злоумышленники похитили данные 500 миллионов пользователей. На компанию посыпались судебные иски, и она стала объектом внимания Комиссии по Ценным Бумагам и Биржам.[vi], [vii]
Помимо этого, арбитрарность мышления Майер проявилась в кадровой политике. Многие работники Yahoo отмечали несправедливое распределение зарплат. В компании была введена система, позволяющая крайне субъективную оценку работы персонала и его регулярные сокращения. В довершение, ряд бывших работников мужского пола подал в суд на компанию за дискриминации по половому признаку.

Результаты
Проблемы, которые Марисса Майер не смогла решить, в комплексе с новыми, возникшими благодаря ей, проблемами подкосили Yahoo. В результате компанию, которая некогда оценивалась в 125 млрд долларов, купил Verizon за 4,8 млрд.[viii]
Похоже, способностей менеджера попросту не хватило для того, чтобы увидеть, понять и оценить контекст организации. В своих действиях Майер опиралась на неверные предпосылки, ее решения были слишком субъективны, отражая ее личные предпочтения, а не потребности бизнеса.
По всей вероятности, ситуация могла бы сложиться намного лучше, если бы Майер не прикладывала столько усердия и была бы чуть менее трудолюбивой. Ведь, как уже было сказано, если компания идет в неверном направлении, то энтузиазм и трудовой пыл лишь приближают катастрофу.
[i] Carlson N. Marissa Mayer Just Gave Every Yahoo Employee An iPhone 5. Business Insider. September 15, 2012.
[ii] Whitney L. Free food! Marissa Mayer tries a bit of Google magic at Yahoo. Cnet. July 30, 2012.
[iii] Carlson N. Forget iPhones And Free Food, This Story Illustrates The Real Big Change Marissa Mayer Is Bringing To Yahoo. Business Insider. August 23, 2012.
[iv] Tobak S. RIP Yahoo: Why Marissa Mayer Failed. FOX Business. July 26, 2016.
[v] Shontell A. Marissa Mayer is blowing money on ridiculous things like a $7 million Great Gatsby-themed party, says investor Eric Jackson. Business Insider. December 14, 2015.
[vi] Szoldra P. Yahoo won’t answer the most important question about its massive hack. Business Insider. September 28, 2016.
[vii] Szoldra P. A former insider says Marissa Mayer kept secrets from Yahoo’s security team more than once. Business Insider. October 4, 2016.
[viii] Tobak S. RIP Yahoo: Why Marissa Mayer Failed. FOX Business. July 26, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Бизнес как сайд-проект. Ричард Брэнсон рекомендует начинать свое дело, не уходя со старой работы. Пол Грэм с ним категорически несогласен
Ричард Брэнсон рекомендует начинать бизнес как сайд-проект, не уходя со старой работы. Венчурный инвестор Пол Грэм категорически с этим не согласен.Фредди Фиггерс — младенец, найденный на помойке, заработавший 62 млн. долларов
Когда ему было несколько дней от роду, Фредди Фиггерс был найден на помойке. Сегодня это 30-летний бизнесмен, заработавший 62 млн. долларов.Название Уолл-стрит — почему так названа самая деловая улица мира
Когда-то Уолл-стрит называлась Cingel. Название Уолл-стрит - все, что осталось от стены, построенной для защиты Нового Амстердама...Трудоголизм вреден, но не всем. Увлеченность работой спасает трудоголиков от болезней
Известно, что трудоголизм вреден для здоровья. Однако данные ученых свидетельствуют, что это не всегда так. Все дело в мотивах трудоголизма.Об организационной культуре Toyota
Компания Toyota - хрестоматийный пример эффективной организации. Об организационной культуре Toyota пишутся книги и научные работы. Чем же она уникальна?
Индивидуальный подход к фастфуду, доведенный до абсурда. В McDonalds не бывает бесплатного сыра
Даже в области фастфуда возможен индивидуальный подход к клиенту. Например, если вы хотите купить один слайс сыра по цене целого бургера - …Компании, которым удалось создать продуктивную корпоративную культуру (инфографика)
Культура организации определяет очень многое - субъективное самочувствие работников, удовлетворенность, мотивацию, продуктивность, а, в конечном итоге, благополучие всей компании. Хотите, чтобы работники …Коронавирус и пиво Corona: как эпидемия повлияла на легендарный бренд
Коронавирус и пиво Corona вызывают взаимные ассоциации в сознании потребителя. Однако на фоне коронавирусной эпидемии продажи пива не...Система 996. Что это за система, и в чем ее опасность
Система 996 используется главным образом китайскими хайтек компаниями. Она противоречит законодательству и ведет к сверхэксплуатации работников. Суть системы...Ваша послеобеденная продуктивность хромает, и вы засыпаете на ходу? Это естественно, считает наука
Ученые считают, что сонливость после обеденного перерыва - совершенно естественное явление. Если ваша послеобеденная продуктивность снижается...
Смысл и цель бизнеса. Корпоративная культура Ferrari
Цель бизнеса должна состоять не только в зарабатывании денег, а в чем-то большем. Цель компании Ferrari - создавать и побеждать. И не …За любовь Господа – произведение современного искусства себестоимостью 15 млн фунтов стерлингов
За любовь Господа - произведение современного искусства, авторм которого является известный современный художник Дэмиен Херст. Скульптура представляет собой человеческий череп инкрустированный более …Не можешь создать — купи. Способности и возможности компаний.
Способности и возможности компаний демонстрируют противоположно направленные тенденции. По мере роста возможностей, их способности идут на убыль. Примеры Google, Electronic Arts, Gilead.