
Какие работники нужны компании — глубоко знающие свое дело или обладающие широтой кругозора? Эксперты в одной области или люди, способные сотрудничать с коллегами во многих областях? А, может быть, люди должны совмещать глубокое экспертное знание с широким профессиональным кругозором и способностью эффективно взаимодействовать с экспертами в других областях? В таком случае, компании необходимы т.н. Т-образные работники.
Концепция Т-образного человека возникла в 1980-х годах и получила практическое применение в 1990-х. Компания IDEO, специализирующаяся в области промышленного дизайна, одна из первых начала «официально» использовать эту концепцию для построения межфункциональных команд. В наши дни концепция используется, по большей части, организациями, применяющими такие подходы как Agile и Scrum.[1], [2]
Генералисты, I-образные и Т-образные работники
Сотрудника, обладающего глубоким знанием в одной области, можно характеризовать как I-образного работника. Символ «I» отражает глубокую «вертикальную» ориентацию знаний и умений такого работника.
Людей, способных работать во многих направлениях и выполнять самые разные функции, но не являющихся экспертами ни в одной из них, называют генералистами. Им подходит символ в виде горизонтальной черты «-», отражающий широту, но отсутствие глубины.

Совмещение экспертного знания с разнообразием его применения и широтой профессионального кругозора дает символ «Т». Это символ предполагает, что Т-образные работники одну область знают глубоко, но при этом способны работать во многих других сферах.[1]
В чем преимущество Т-образных работников
Решение большинства проблем требует знаний и навыков не в одной, а в нескольких смежных областях. Команда, работающая над проблемой, может состоять из экспертов в каждой из них. Тогда необходимое число участников команды будет либо соответствовать числу областей, либо превышать его.
Или в команде могут быть Т-образные работники, каждый из которых, помимо того, что является экспертом в своей области, разбирается еще и в смежных областях. В такой ситуации для решения той же проблемы вам потребуется меньше людей.

Т-образие предполагает частичную взаимозаменяемость. Отсутствие коллеги на рабочем месте в команде узкоспециализированных экспертов вызывает полный паралич работы. В то же время, Т-образные люди способны подменять друг друга. По крайней мере, временно. Поэтому команды, в состав которых входят Т-образные работники, более устойчивы и адаптивны.
Кроме того, сочетание глубины и широты знаний и умений облегчает коммуникацию и взаимопонимание. Понимание областей, в которых работают коллеги, дает вам возможность говорить с ними на одном языке. Оно облегчает обмен информацией и позволяет смотреть на вещи с различных позиций.[1], [2]
Далее: Стресс инновации. Что это и как с ним бороться
- Yip J. Why T-shaped people? Medium. Mar 24, 2018.
- Shymansky S. Introduction to a T-Shape for Product Designers. Mar 1, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Водители-зомби отпугивают клиентов Uber
Китайские водители Uber отпугивают клиентов своей фотографией и получают плату за отмену поездки. Водители-зомби размещают в своем профиле Uber страшную...Консалтинговые услуги в области управления оказываются бесполезными, некоторые — откровенно вредными. Почему?
Более 60% компаний, обратившихся к консультантам в области менеджмента остаются недовольны результатом. Значительная часть IT-решений для бизнеса вызывает у работников фрустрацию.Почему компания Microsoft угрожала студенту Майку Роу
Flickr/Dean Shareski Кто такая Марисса Майер, и каким образом ее усердие и трудолюбие погубили YahooПрошедшие через века. 8 старейших фирм мираДействительно ли …Рождественская песня, написанная за 15 минут, стоимостью в состояние. Мэрайя Кери заработала на хите «All I want for Christmas is you» 60 миллионов долларов
Песня Мэрайи Кэри «All I want for Christmas is you» была написана за 15 минут в 1994 году. Она принесла певице около …Макдональдизация и амазонизация — особенности современного потребления
Потребление эволюционирует вместе с обществом. Американский социолог Джордж Ритцер в восьмидесятых годах двадцатого века разработал концепцию «макдональдизации» общества. Сегодня от «макдональдизации» общество …
Пиар или реальные действия. Два подхода к управлению кризисом. Кейс British Petroleum
Разлив нефти в Мексиканском Заливе привел к кризису в компании British Petroleum. В ответ вместо реальных действий компания развернула пиар-кампанию.Как похвалить начальника. Рекомендации экспертов
Советы экспертов: как похвалить начальника и при этом не показаться подхалимом, не испортить ни с кем отношения и не навредить своей карьере.Стресс инновации. Что это и как с ним бороться
Инновации и развитие инновационного мышления могут вызвать у работников стресс инновации. Это состояние характеризуется подавленностью и скепсисом, связанными с инновационным процессом в …Логотип Nike — миллиардная эмблема за 35 долларов
Один из самых узнаваемых логотипов в истории человечества - логотип Nike - был разработан студенткой. Она получила за свою работу 35 долларов. …Варианты правды, трактовки, интерпретации, преувеличения и ложь в публичных сообщениях компаний. Кейс Countrywide
Компании нередко строят хорошую мину при плохой игре. Анджело Мозило, основатель ипотечной компании Countrywide, прекрасно продемонстрировал это своей бравадой и оптимистичными высказываниями …
Взгляд на бизнес и управление Коносуке Мацуситы. Компании на службе обществу
Коносуке Мацусита - гуру в области бизнеса и управления. Один из самых выдающихся предпринимателей 20-го века, создатель брендов Panasonic, National и Technics. …Вызов современной организации труда от эксперта в области эффективности: избавиться от устаревших шаблонов
Организация труда часто построена на шаблонах не имеет обоснования. Известный эксперт в области эффективности предлагает подход, опирающийся на научные данные и здравый …Смысл логотипа. Когда логотип должен отсылать к продукту, а когда лучше использовать абстрактный символ. Исследования
Должен ли смысл логотипа отсылать к продукции или сервисам компании, или лучше использовать абстрактный логотип. Ученые изучили вопрос и...