
Какие работники нужны компании — глубоко знающие свое дело или обладающие широтой кругозора? Эксперты в одной области или люди, способные сотрудничать с коллегами во многих областях? А, может быть, люди должны совмещать глубокое экспертное знание с широким профессиональным кругозором и способностью эффективно взаимодействовать с экспертами в других областях? В таком случае, компании необходимы т.н. Т-образные работники.
Концепция Т-образного человека возникла в 1980-х годах и получила практическое применение в 1990-х. Компания IDEO, специализирующаяся в области промышленного дизайна, одна из первых начала «официально» использовать эту концепцию для построения межфункциональных команд. В наши дни концепция используется, по большей части, организациями, применяющими такие подходы как Agile и Scrum.[1], [2]
Генералисты, I-образные и Т-образные работники
Сотрудника, обладающего глубоким знанием в одной области, можно характеризовать как I-образного работника. Символ «I» отражает глубокую «вертикальную» ориентацию знаний и умений такого работника.
Людей, способных работать во многих направлениях и выполнять самые разные функции, но не являющихся экспертами ни в одной из них, называют генералистами. Им подходит символ в виде горизонтальной черты «-», отражающий широту, но отсутствие глубины.

Совмещение экспертного знания с разнообразием его применения и широтой профессионального кругозора дает символ «Т». Это символ предполагает, что Т-образные работники одну область знают глубоко, но при этом способны работать во многих других сферах.[1]
В чем преимущество Т-образных работников
Решение большинства проблем требует знаний и навыков не в одной, а в нескольких смежных областях. Команда, работающая над проблемой, может состоять из экспертов в каждой из них. Тогда необходимое число участников команды будет либо соответствовать числу областей, либо превышать его.
Или в команде могут быть Т-образные работники, каждый из которых, помимо того, что является экспертом в своей области, разбирается еще и в смежных областях. В такой ситуации для решения той же проблемы вам потребуется меньше людей.

Т-образие предполагает частичную взаимозаменяемость. Отсутствие коллеги на рабочем месте в команде узкоспециализированных экспертов вызывает полный паралич работы. В то же время, Т-образные люди способны подменять друг друга. По крайней мере, временно. Поэтому команды, в состав которых входят Т-образные работники, более устойчивы и адаптивны.
Кроме того, сочетание глубины и широты знаний и умений облегчает коммуникацию и взаимопонимание. Понимание областей, в которых работают коллеги, дает вам возможность говорить с ними на одном языке. Оно облегчает обмен информацией и позволяет смотреть на вещи с различных позиций.[1], [2]
Далее: Стресс инновации. Что это и как с ним бороться
- Yip J. Why T-shaped people? Medium. Mar 24, 2018.
- Shymansky S. Introduction to a T-Shape for Product Designers. Mar 1, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Ваш путь до места работы тяжел и неприятен? Сравните с этим…
Ваш ежедневный путь до места работы кажется вам кошмаром? Оцените его по шкале Министерства транспорта Японии. Вы поймете, все не так плохо...История создания iPad
Компания Apple экспериментировала с планшетами с начала 1990-х. История создания iPad началась с прототипа, который по характеристикам...Как дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в промышленном дизайне
Джобс так глубоко ушел в восточные духовные практики, что хотел переехать в Японию. Дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в дизайне...Сухой закон в США. Уроки для бизнеса
Сухой закон в США привел к закрытию десятков тысяч предприятий. Однако многие компании нашли «креативные» пути, чтобы обойти сухой закон и продолжить …«Чистки» в Tesla — вынужденная мера или часть корпоративной культуры?
Когда в компании наблюдаются резкие пики набора персонала, а затем через короткое время - массовые сокращения, это наводит на мысль о безграмотной …
Юмор в бизнесе. Мнения экспертов и научные факты
По утверждению экспертов и ученых, юмор в бизнесе может иметь колоссальные положительные эффекты. Теоретики и практики бизнеса делятся своими мнениями.«Чистки» в Tesla — вынужденная мера или часть корпоративной культуры?
Когда в компании наблюдаются резкие пики набора персонала, а затем через короткое время - массовые сокращения, это наводит на мысль о безграмотной …«Итальянская забастовка» и другие свойства сильной системы. Критические замечания относительно систем менеджмента качества.
Система менеджмента качества традиционно рассматривается как нечто полезное для компании. Однако она несет в себе и серьезные деструктивные черты, которые надо учитывать, …Ненависть к мухам принесла этому бизнесмену-эксцентрику миллионы
Ненависть к мухам заставила Лоренцо Маджоре изобрести ружье для охоты на мух. Так заработал миллионы. Охота на мух оказалась востребованным...Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение мыслительной активности — ходить, пока не придешь к решению
Творческий подход и нестандартное мышление являлись сильными сторонами создателя Apple. Стратегия Стива Джобса, направленная на повышение...
Об организационной культуре Toyota
Компания Toyota - хрестоматийный пример эффективной организации. Об организационной культуре Toyota пишутся книги и научные работы. Чем же она уникальна?Компания Uber и Трэвис Каланик — «Блестящие мерзавцы». Токсичная культура на театральных подмостках
Компания Uber прославилась своей токсичной культурой. Трэвис Каланик немало поспособствовал возникновению такой культуры. Феномен Uber инспирировал спектакль «Блестящие мерзавцы» (Brilliant jerks).Слоган Just Do It был вдохновлен словами убийцы перед казнью
Одна из самых успешных маркетинговых кампаний в истории использовала слоган Just Do It. Слоган бы инспирирован последними словами Гэри Гилмора, убийцы...