Какие работники нужны компании — глубоко знающие свое дело или обладающие широтой кругозора? Эксперты в одной области или люди, способные сотрудничать с коллегами во многих областях? А, может быть, люди должны совмещать глубокое экспертное знание с широким профессиональным кругозором и способностью эффективно взаимодействовать с экспертами в других областях? В таком случае, компании необходимы т.н. Т-образные работники.
Концепция Т-образного человека возникла в 1980-х годах и получила практическое применение в 1990-х. Компания IDEO, специализирующаяся в области промышленного дизайна, одна из первых начала «официально» использовать эту концепцию для построения межфункциональных команд. В наши дни концепция используется, по большей части, организациями, применяющими такие подходы как Agile и Scrum.[1], [2]
Генералисты, I-образные и Т-образные работники
Сотрудника, обладающего глубоким знанием в одной области, можно характеризовать как I-образного работника. Символ «I» отражает глубокую «вертикальную» ориентацию знаний и умений такого работника.
Людей, способных работать во многих направлениях и выполнять самые разные функции, но не являющихся экспертами ни в одной из них, называют генералистами. Им подходит символ в виде горизонтальной черты «-», отражающий широту, но отсутствие глубины.
Совмещение экспертного знания с разнообразием его применения и широтой профессионального кругозора дает символ «Т». Это символ предполагает, что Т-образные работники одну область знают глубоко, но при этом способны работать во многих других сферах.[1]
В чем преимущество Т-образных работников
Решение большинства проблем требует знаний и навыков не в одной, а в нескольких смежных областях. Команда, работающая над проблемой, может состоять из экспертов в каждой из них. Тогда необходимое число участников команды будет либо соответствовать числу областей, либо превышать его.
Или в команде могут быть Т-образные работники, каждый из которых, помимо того, что является экспертом в своей области, разбирается еще и в смежных областях. В такой ситуации для решения той же проблемы вам потребуется меньше людей.
Т-образие предполагает частичную взаимозаменяемость. Отсутствие коллеги на рабочем месте в команде узкоспециализированных экспертов вызывает полный паралич работы. В то же время, Т-образные люди способны подменять друг друга. По крайней мере, временно. Поэтому команды, в состав которых входят Т-образные работники, более устойчивы и адаптивны.
Кроме того, сочетание глубины и широты знаний и умений облегчает коммуникацию и взаимопонимание. Понимание областей, в которых работают коллеги, дает вам возможность говорить с ними на одном языке. Оно облегчает обмен информацией и позволяет смотреть на вещи с различных позиций.[1], [2]
Далее: Стресс инновации. Что это и как с ним бороться
- Yip J. Why T-shaped people? Medium. Mar 24, 2018.
- Shymansky S. Introduction to a T-Shape for Product Designers. Mar 1, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Высказывания Илона Маска о коронавирусе создали ему репутацию «технологического ковидиота No. 1» — по версии New York PostВ последнее время Илона Маска часто критикуют за пустословие. Высказывания Илона Маска о коронавирусе и последовавшие дела еще раз демонст...
- Как мы влияем друг на друга на рабочем месте. Влияние как неотъемлемая часть корпоративной культурыСоциальное влияние - неотъемлемая часть корпоративной культуры и важный фактор, который следует учитывать, управляя коллективом. Существует три механизма социального влияния - комплаенс, …
- Оценка персонала с помощью iPad. Как крупнейший хедж-фонд оценивает своих работников — принципы предельной прозрачности и абсолютной честностиРэй Далио - руководитель крупнейшего хедж-фонда внедрил оценку персонала в реальном времени с использованием приложения для iPad.
- Как начинать бизнес — постепенно или с полной отдачей? Результаты исследованияНачинать бизнес можно, полностью бросаясь в него с головой, или постепенно, не уходя с основной работы. Ученые установили: более успешными...
- Больше никаких боссов — это приказ. Кто стоит за идеями холакратииХолакратия - система управления и вариант организационной структуры, разработанные Брайаном Робертсоном. При холакратии в компании отсутствует менеджмент и централизованное принятие решений. Предполагается, …
- Гибкое планирование рабочего времени — отрицательные стороны новейшего тренда в корпоративном управленииГибкое планирование рабочего времени повышает мотивацию работников. Но у этого подхода есть и серьезные отрицательные стороны. Исследования...
- Ваш путь до места работы тяжел и неприятен? Сравните с этим…Ваш ежедневный путь до места работы кажется вам кошмаром? Оцените его по шкале Министерства транспорта Японии. Вы поймете, все не так плохо...
- Отрицательные эмоции способствуют творческим подходам. При одном условии…Ученые установили, что отрицательные эмоции способствуют возникновению творческих идей и подходов. Но происходит это только тогда, когда...
- Польза от конкуренции: как использовать силу конкурентов себе во благо. Советы практикаКакую пользу предприниматель может извлечь из конкуренции? Миллиардер и успешный бизнесмен Том Голисано считает, что польза от конкуренции...
- Когда проявление эмпатии на работе начинает вредить вамСчитается, что проявление эмпатии на работе способствует возникновению эмоциональных связей с коллегами и клиентами. Но опасность...
- Компания закрылась после обзора на YouTube. Усиленный пиар при проблемах с качеством может обернуться катастрофой. Кейс стартапа KanoaПиар не заменяет качества. В этом убедились создатели компании KANOA, которые попытались продвигать заведомо некачественный продукт за счет агрессивной PR-кампании. Единственный правдивый …
- Эпатажный маркетинг как орудие войны технологических компаний. Salesforce против Microsoft, SAP и OracleSalesforce и ее руководитель Марк Бениофф успешно использовали эпатажный маркетинг. Microsoft и Oracle проиграли им по всем позициям...
- Самый дорогой частный дом в мире за 1 миллиард долларов — небоскреб АнтилияСамый дорогой частный дом в мире имеет высоту 173 метра. В доме есть кинотеатр на 50 зрителей, храм, фитнес-центр, парковка на 150 …