Мультфильмы Диснея вызывают отвращение к работе. Данные ученых

Время чтения: 5 мин.
Мультфильмы Диснея вызывают отвращение к работе. Данные ученых
Злая мачеха. «Золушка» студии Дисней. Flickr/JeffChristiansen

Британские ученые из Лидского и Даремского университетов пришли к удивительным выводам. Оказывается, мультфильмы Диснея могут вызывать отвращение к работе. Нередко сюжеты диснеевских мультфильмов негативно отражают работу в организации, отношения между руководителем и подчиненным и сам труд как социальное явление.

Исследователи проанализировали все 56 классических полнометражных мультфильмов студии Диснея, созданные за период с 1937 года по 2016 год. Начиная с «Белоснежки и семи гномов» (1937) и заканчивая «Моаной» (2016). Ученых интересовало, какие представления об организациях и внутрикорпоративных отношениях зрители выносят из них. В частности, насколько велика вероятность того, что мультипликационные фильмы спровоцируют отвращение к работе.

Сюжетные линии в мультфильмах Диснея, вызывающие отвращение к работе

Мультфильмы Диснея вызывают отвращение к работе. Данные ученых
Злая королева. «Белоснежка и семь гномов» студии Дисней. Flickr/Jennie Park

Ученые выявили несколько сюжетных линий, которые прослеживаются во многих мультфильмах Диснея и которые потенциально могут вызвать отвращение к работе. Особенно у маленьких зрителей, на которых продукция Диснея главным образом и рассчитана. Таких сюжетных линий пять[1]:

1. Герои должны выполнять опасную, грязную или невыполнимую работу. Этот сюжет встречается в 30 из 56 мультипликационных фильмов Диснея. Например в картинах «Белоснежка и семь гномов», «Дамбо», «Алладин», «Король лев», «Зверополис» и др. В частности, речь идет о ситуациях, связанных с жестокостью, скукой, страхом или даже смертью, связанными с выполнением работы.

2. Герои подвергаются обману, манипуляциям или издевательствам со стороны их руководителей. Сюжет встречается в 35 мультфильмах. Например, в картинах «Красавица и чудовище», «Леди и бродяга», «Планета сокровищ», «Город героев» и т.д.

3. Героям приходится выискивать позитивные стороны работы, чтобы им было проще с ней смириться. Это происходит в 32 из 56 мультфильмов. Сюжет встречается в мультфильмах «Фантазия 2000», «Покахонтас», «Вольт», «Принцесса и лягушка» и т.д.

4. Герои спасаются из ситуации, когда им необходимо работать, и возвращаются к образу жизни, не предполагающему труд. Сюжет встречается в 24 мультфильмах. В частности, «Книга джунглей», «Русалочка», «Горбун из Нотр-Дама», «Не бей копытом» и др.

5. Героям удается избавиться от необходимости выполнять неблагодарную работу. Элементы этого сюжета встречаются в большинстве мультфильмов Диснея. В качестве полноценной сюжетной линии — в 7 картинах. А именно, «Рапунцель: Запутанная история», «Принцесса и лягушка», «Ральф», «Холодное сердце», «Город героев», «Зверополис» и «Моана».

При найме молодых работников следует учитывать, что они смотрели мультфильмы Диснея

Мультфильмы Диснея вызывают отвращение к работе. Данные ученых
Стервелла Де Виль. «101 далматинец» студии Дисней. Flickr/Jennie Park

По мнению ученых, каждая из этих пяти сюжетных линий способствует возникновению у зрителей негативного отношения к работе. В частности, к работе в организации.[1]

«Мультфильмы Диснея изображают менеджеров, трудовые отношения, и ежедневную трудовую деятельность в самых темных и пессимистичных тонах», — заключают исследователи. Вполне закономерно, что после просмотра мультипликационных фильмов студии Диснея, у многих может возникнуть отвращение к работе.[1]

Ученые убеждены, что мультфильмы Диснея являются сильнейшим фактором, влияющим на мировосприятие многих людей разных культур и национальностей. И их просмотр может вести к тому, что у молодых людей формируется отрицательное восприятие работы. Они начинают трудовую деятельность на фоне негативных психологических установок в отношении организаций, руководства и труда вообще.[1]

«Наше исследование свидетельствует о том, что один из мощнейших культурных факторов западного общества, мультфильмы Диснея, на протяжении восьмидесяти лет способствуют возникновению негативных взглядов на работу и на руководство», — комментирует один из исследователей. «Наши результаты предполагают, что менеджерам и организациям следует принимать во внимание те идеи, которые сформировались в сознании молодых работников благодаря мультфильмам Диснея.»[1]


Далее: Переговоры работодателя с профсоюзом о нижнем белье. Как работники Walt Disney World боролись с педикулезом и чесоткой


  1. Griffin M, Learmonth M, Piper N. Organizational Readiness: Culturally Mediated Learning Through Disney Animation. Academy of Management Learning & Education, Vol. 17, No. 1.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: