
Билл Гейтс когда-то объяснил в своем блоге, почему находит историю автомобиля Ford Edsel весьма интересной и поучительной.1 Если в ней разобраться, действительно, из нее можно извлечь несколько полезных уроков, которые позволят производителям в будущем не допускать нелепых ошибок, сделанных компанией Ford при разработке и выводе на рынок модели Edsel.
Краткая история Ford Edsel
У компании Ford не было ни малейших сомнений в том, что новый продукт окажется успешным, поэтому она решительно инвестировала в Ford Edsel 400 млн долларов. Продукт был представлен общественности в 1957 году.2 Однако избыточная уверенность сослужила компании плохую службу. Компания разработала продукт без должного анализа рынка, опираясь не на предпочтения и потребности покупателя, а на свои представления о них.

Не были определены ниша для этого продукта и целевые сегменты рынка. Цена на автомобиль была слишком высока для модели среднего класса, а характеристики — недостаточно хороши для премиального. Это была громоздкая, неэкономичная машина с невнятным рыночным позиционированием.2
В результате модель не покупали, и в 1960 году ее сняли с продажи. Компания потеряла 350 млн долларов.2, 3
Уроки Ford Edsel
Не позволяй своему эго управлять разработкой
Дизайн автомобиля был разработан без изучения предпочтений потенциальных покупателей. Его разработали дизайнеры на основе решений нескольких комиссий компании. В результате модель соответствовала вкусу этих комиссий, а не потребителей.
Для определения названия модели специалисты по рекламе тестировали несколько вариантов в фокус-группах. Однако в последний момент председатель совета директоров решил, что модель будет называться Edsel, в честь сына Генри Форда Эдсела Форда.3

В результате дизайн оказался объектом насмешек, а название невыразительным и скучным.
Сконцентрируйся. Не пытайся удовлетворить всех
Разработчики модели попытались создать автомобиль буквально для всех. Публике были представлены 18 модификаций, которые, как предполагалось должны были прийтись по вкусу самым разным потребителям. Однако это вызвало только смущение у покупателей, которые не понимали, как воспринимать новый продукт. А за попытку совместить в себе одновременно маскулинность и женственность модель прозвали гермафродитом. 3
Не ставь себя в безвыходную ситуацию
Рекламная кампания для новой модели была начата еще за год до ее выпуска. Поэтому публика с любопытством и нетерпением ждала новый продукт. А когда стало понятно, что продукт плохо принимается потребителями, остановить негативную огласку оказалось невозможно.

Судя по всему, руководство Ford даже не рассматривало негативный сценарий. В компании было создано большое подразделение Edsel, а дилеров убедили в необходимости предварительного заказа крупных партий автомобилей еще до завершения разработки. 3
В итоге — избыточные траты и репутационные потери.
Не пренебрегай качеством
По данным журналиста Джона Брукса из журнала The New Yorker, зачастую у новых автомобилей обнаруживались такие дефекты как протечка масла, заедающие крышки капота и багажника, неработающие кнопки приборной панели.3
Безусловно, проблемы с качеством усугубили и без того непростую ситуацию с Ford Edsel.
Своевременно признавай поражение
Модель оказалась слишком дорогой, потребляла слишком много бензина, а когда ее представили публике, она была высмеяна прессой. Компания решила улучшить автомобиль и в 1959 году представила обновленную модель. Но это не исправило ситуацию. Люди не хотели покупать Ford Edsel. В 1960 году компания попыталась представить новую ограниченную серию модели. Но и это не помогло. В том же году Ford Edsel был снят с производства.

В результате каждый выпущенный автомобиль принес компании потерю 3200 долларов.
Один из менеджеров, ответственных за продажу Ford Edsel тогда заявил: «Люди не хотели Edsel. Для меня это загадка. Мы дали им то, что они хотели все предыдущие годы, но они почему-то не захотели это брать… А теперь публика хочет этих маленьких жуков (Volkswagen Beetle). Я этого не понимаю!» 3
Ford Edsel — мнение Билла Гейтса
В своем блоге Билл Гейтс указывает на то, что провал Ford Edsel связан с тем, что руководство Ford притворялось, будто действует, опираясь на данные рынка, но на самом деле на них не опиралось. Хотя предполагалось, что реклама и продвижение модели будет осуществляться на основе предпочтений покупателя, компания использовала скорее свои домыслы, чем научный анализ. И конечно, повлиял тот факт, что машины продавались с дефектами — текущим маслом, заедающими капотами, неработающими крышками багажника и кнопками, которые можно открыть только ударом молотка.1
Релевантно: Кейс Ford Pinto. Пятьсот погибших — не повод останавливать производство дефектной модели
- Gates B. The Best Business Book I’ve Ever Read. Gates Notes. Jul 13, 2014.
- Gilbert B. 25 of the biggest failed products from the world’s biggest companies. Business Insider. Jul 16, 2018.
- Feloni R. Why This Historic Ford Flop Is One Of Bill Gates’ Favorite Case Studies. Business Insider. Jul 23, 2014
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Макдональдизация и амазонизация — особенности современного потребления
Потребление эволюционирует вместе с обществом. Американский социолог Джордж Ритцер в восьмидесятых годах двадцатого века разработал концепцию «макдональдизации» общества. Сегодня от «макдональдизации» общество …Настоящие последние слова Стива Джобса. Кто подделал предсмертную речь создателя Apple?
Пафосная предсмертная речь Стива Джобса - подделка. На самом деле, последние слова Стива Джобса были произнесены за несколько часов до...Как извлечь сверхприбыль. Рецепт от компании Mylan, который сделал ее олицетворением корпоративной жадности
Стратегия продвижения препарата Эпипен сделала компанию Mylan олицетворением корпоративной жадности. Стремясь извлечь сверхприбыль, Mylan...Стив Джобс в Советском Союзе. Почему в СССР так и не появилось производство Apple
В 1985 году Стив Джобс в Советском Союзе провел переговоры об открытии производства Apple на территории СССР. В Москве Джобс выступил...Несдержанные обещания Илона Маска
За последние годы Илон Маск дал немало обещаний, которые не смог сдержать. В 2018 году Маск пообещал, что в Tesla больше не …
Стоит ли скрывать информацию от коллег, чтобы преуспеть самому? Данные исследований
Внутренняя конкуренция может заставить работников скрывать информацию от коллег, чтобы получить преимущества в карьерной борьбе. Однако...Ненависть к руководству проявляют 75% работников — от оскорбительных жестов до распространения слухов
75% работников иногда повышают голос на начальство, грубят или даже показывают оскорбительные жесты. Ненависть к руководству проявляется...Логотип Nike — миллиардная эмблема за 35 долларов
Один из самых узнаваемых логотипов в истории человечества - логотип Nike - был разработан студенткой. Она получила за свою работу 35 долларов. …Современные работники умственного труда готовы зарабатывать значительно меньше, работая в компании, разделяющей их ценности и взгляды
Материальное вознаграждение - важнейший фактор, заставляющий людей каждый день ходить на работу. Но, как оказывается, современным работникам умственного труда иногда важнее материального …Две составляющие успеха: мечты и реализм. Взгляд ученых и предпринимателей
По мнению психологов, мечты и реализм - две неразделимые составляющие успеха. Джефф Безос, Рэй Далио и Тим Кук с этим согласны. Их …
Культура организации. Понимание механизмов ее формирования — ключ к развитию компании
С позиций организационной социологии, корпоративная культура - это своеобразный фильтр, который пропускает приемлемые для организации влияния и отсеивает неприемлемые. При этом, речь …История хулахупа — успешнейшего продукта, жившего всего несколько месяцев
В 1950-х компания Wham-O сделала миллионы на обычном обруче, известном как хулахуп. История хулахупа началась древности, а Ричард Кнерр и ...Ford Edsel — любимый бизнес кейс Билла Гейтса. Какие уроки можно из него извлечь?
История Ford Edsel - классический пример, демонстрирующий серьезные ошибки в разработке и маркетинге. Это один из любимых бизнес-кейсов Билла Гейтса. На ошибках, …