Вовлеченная команда и вовлекающее лидерство не терпят полумер. Частичная вовлеченность ведет к проблемам

Время чтения: 4 мин.
Вовлеченная команда и вовлекающее лидерство не терпят полумер. Частичное вовлечение ведет к проблемам
Pexels/Rawpixel Ltd

Высшая форма лидерства предполагает не столько управление командой, сколько ее вовлечение в рабочую деятельность. Истинный лидер не принуждает людей, он делает так, что их становится не нужно принуждать. Вовлеченная команда сама стремится работать — кнуты и пряники ей для этого не нужны. Работники, входящие в ее состав, заинтересованы не в формальном выполнении своих функций, а в достижении реальных результатов.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что целью многих компаний становится вовлекающее лидерство. По крайней мере, так они говорят. Но насколько компании действительно привержены идеям вовлекающего лидерства?

«Формальное» вовлекающее лидерство ведет к демотивации

Исследователи из университета Гонконга утверждают, что нередко менеджеры предполагают, что «умеренного уровня вовлеченного лидерства достаточно для того, чтобы повысить эффективность и продуктивность работников». «Это обычное явление для организаций», — считают ученые. «Идеи вовлеченности весьма популярны. Но их воплощение зачастую сводится к полумерам.»[1]

Нередко дело не идет дальше объявления о том, что «у нас теперь вовлекающее лидерство» и что «мы теперь — вовлеченная команда». Однако такой подход таит в себе опасность. Об этом свидетельствуют данные исследования ученых из Гонконга. Они провели опрос 770 работников и 220 руководителей из трех разных компаний.

Анализ данных показал, что у работников может возникать негативная реакция на предложение руководителя участвовать в принятии решений, которые раньше он принимал единолично. Сотрудники воспринимают подобное нововведение как дополнительную нагрузку и попытку руководителя переложить на них часть своей ответственности. Если практика вовлекающего лидерства на этом останавливается, это ведет к демотивации коллектива.[1]

Вовлеченная команда требует приверженности

Но если лидер действительно привержен идеям вовлекающего лидерства и продолжает работать над их практическим воплощением, то ситуация радикально меняется. Когда руководитель начинает делиться с подчиненными информацией, давать им возможность высказываться и использовать на практике их идеи, то постепенно формируется вовлеченная команда. Эффективность работы возрастает. Уровень мотивации повышается. Результаты улучшаются.

Одним из важнейших аспектов в создании вовлеченных команд является предоставление людям максимума информации. По данным исследователей: «Работникам необходима полная информация, чтобы работать как вовлеченная команда. Предоставление информации снимает защитные блоки в сознании людей. И наоборот, когда сотрудники получают от руководства недостаточно информации (независимо от того декларируется ли вовлекающее лидерство или нет) у них возникают сомнения относительно последствий их вовлеченного участия в рабочих процессах и чувство небезопасности. Эти ощущения, в свою очередь, ведут к снижению их рабочей активности и эффективности их труда.»[1]

Нельзя быть немного вовлеченным

Полученные данные свидетельствуют о том, что вовлекающее лидерство не терпит полумер. Когда компании и менеджеры недостаточно привержены идеям вовлекающего лидерства, но пытаются использовать эту концепцию в своей работе, это ведет к фрустрации и демотивации в коллективе. И только тогда, когда работники чувствуют искреннее и твердое стремление руководителя создать вовлеченную команду, вовлекающее лидерство начинает работать.

«Не секрет, что вовлекающее лидерство — вызов для руководителей. Наше исследование демонстрирует, что недостаточная приверженность идеям вовлекающего лидерства не только ведет к провалу попыток их использования, но и может сильно навредить организации. Поэтому, если вы решили создать вовлеченную команду — идите до конца. Или даже не начинайте», — рекомендует проф. Кэтрин Лам, руководившая исследованием.[1]


Далее: Google исследовал эффективность удаленных команд. Каковы выводы исследования и рекомендации компании


  1. Lam CK, Xu H, Chan SCH. The Threshold Effect of Participative Leadership and the Role of Leader Information Sharing. 2014. Academy of Management Journal. Vol. 58, No. 3

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: