Покидая пост руководителя Microsoft, Билл Гейтс оставил после себя компанию не в лучшем состоянии. Microsoft все еще оставалась IT-гигантом с огромной долей рынка ПО и колоссальной годовой выручкой. Однако бюрократия и силосный менталитет, проникшие буквально во все сферы деятельности компании, привели к стагнации и междоусобным войнам подразделений компании.
Реорганизация Стива Баллмера
В 2013 и 2016-17 годах проводились крупные реорганизации Microsoft. Первую из них инициировал Стив Баллмер, возглавлявший Microsoft с 2000 по 2014 годы. Реорганизация получила красивое название «One Microsoft». Она преследовала цель объединить разобщенный коллектив, состоящий из разрозненных подразделений, враждующих между собой. Такая ситуация в компании возникла еще во времена Гейтса, и за период руководства Баллмера она сильно ухудшилась. Подразделения буквально бились друг с другом за влияние в организации. Самые перспективные продукты оказывались жертвой этой борьбы, поскольку они не вписывались в рамки интересов влиятельных групп компании. Так Microsoft потеряла массу возможностей, отказываясь от инноваций, принесших миллиарды ее конкурентам. Возможности игнорировались компанией или попросту не воспринимались всерьез.[i]
Понимая деструктивность подобных внутрикорпоративных отношений, Баллмер решил поменять ситуацию. И лучший способ сделать это, по его мнению, оказалось механическое изменение структуры компании. Были сформированы новые продуктовые группы, переставлены менеджеры, а некоторые из них уволены.[ii] Единственное, чего Баллмер не сделал, он не попытался изменить сами отношения людей в организации и ее культуру. Еще когда реорганизация была только анонсирована, она вызвала у экспертов скепсис и непонимание.[iii], [iv]
Реорганизация Баллмера не дала результатов, и под давлением совета директоров он покинул свой пост.[i]
Преобразования Сатьи Наделлы
Реформирование 2016-2017 годов проводилось уже при новом руководителе, Сатье Наделле. Иногда его рассматривают как продолжение преобразований, начатых Баллмером. Однако по своей сути оно отличается от того, что пытался сделать Баллмер. Наделле удалось придать компании единый вектор движения и произвести в ней сущностные изменения. Сам он описал это в одном из интервью следующим образом: «Есть нечто, что может сделать только глава организации. А именно задать тот тон, который коснется души коллектива. И его культуры.» [i]
Наделла сместил фокус компании на людей, которые пользуются ее продукцией. При нем в коллективе возникла установка на создание продуктов, которые служат людям, независимо от того, какими устройствами те пользуются. Согласно Наделле: «Прибыль — это запаздывающий показатель. Ведущий показатель — использование продукта».
Новые установки, исходящие от нового руководителя были весьма позитивно восприняты как менеджерами, так и рядовыми сотрудниками. Они с радостью отказались от культа Windows, довлевшего над компанией все сорок с лишним лет ее существования, и получили свободу экспериментировать.
Преобразования Наделлы сопровождались самыми значительными сокращениями за всю историю компании. Но при этом степень взаимной враждебности между подразделениями снизилась.[i]
Как мы видим, преобразования Стива Баллмера были направлены, главным образом, на изменения физической организации — структуры компании. Но эти преобразования не решили главную проблему — проблему корпоративной культуры и взаимодействия.
Сатья Наделла подошел к вопросу иначе. Он обратился к самым основам организации, к ее «ядру», культуре и психологическим установкам. Он смог создать в компании новые установки.
Пока еще рано заявлять об
окончательном успехе реорганизации Наделлы, но в компании впервые за много лет
наметилась позитивная тенденция и появилась надежда.
Релевантно: Эти компании упустили возможности из-за несоответствия их стратегий и организационных особенностей
[i] Weinberger M. How Microsoft CEO Satya Nadella did what Steve Ballmer and Bill Gates couldn’t. Business Insider. January 30, 2016.
[ii] Yarow J. Microsoft announces its reorg. Business Insider. July 11, 2013.
[iii] Yarow J. The Ballmer Reorg Is All About Ruining This Hilarious Old Joke. Business Insider. July 12, 2013.
[iv] Hanft A. Microsoft’s Massive Reorganization — All Structure, No Culture. Huffington Post. July 18, 2013.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Джефф Безос в Южном парке — суперзлодей-телепат с гигантским мозгомДжефф Безос в Южном Парке открывает склад Амазон. При помощи телепатии он запугивает мэра и угрожает городу. Своим гигантским мозгом Джош...
- Личностные черты предпринимателей — данные двух десятилетий исследованийУченые из Гарварда выявили личностные черты предпринимателей - психологические особенности, заставляющие людей начинать свое дело...
- Сухой закон в США. Уроки для бизнесаСухой закон в США привел к закрытию десятков тысяч предприятий. Однако многие компании нашли «креативные» пути, чтобы обойти сухой закон и продолжить …
- Слова Стива Джобса о деньгах: «я никогда не делал все это ради денег»Деньги никогда не были главным приоритетом Стива Джобса. В 25 лет он уже обладал состоянием в 100 млн. Но слова Стива Джобса …
- Как ураган заставил компанию подготовиться к эпидемии коронавирусаУраган Мария неожиданным образом помог бизнесу подготовиться к эпидемии. Благодаря разработанным процедурам и практикам, а также антикризис...
- Диктатура и микроменеджмент. Почему компания NeXT Стива Джобса не стала второй Apple, и какие уроки извлек Джобс из провала NeXTСтив Джобс, покинув Apple, основал другую компьютерную фирму - компанию NeXT. Она просуществовала 12 лет, но по-настоящему успешной никогда не была. NeXT …
- Насколько полезен консалтинг в области управленияКогда компания нанимает консультантов по управлению, она должна знать, что с вероятностью 70% она не получит того результата, на который рассчитывает. Это …
- «Физический» удар по компании: стихийные бедствия и рейдерские захватыОкружающий мир влияет на компании опосредованно. Но есть события, воздействующие на компании напрямую - стихийные бедствия и рейдерские захваты.
- Рабочая рутина Google, Apple, Facebook и Tesla. Вот что про нее говорят сами работникиМожно подумать, что рабочая рутина работников таких компаний, как Google, Apple, Facebook и Tesla, какая-то особенная. Узнаем об этом от самих работников.
- Как глагол «гуглить» связан с вампирами. И какие лингвистические ухищрения Microsoft завершились полным проваломGoogle не стремился сделать глагол «гуглить» частью современного языка. А вот компания Microsoft потратила немало денег, чтобы глагол...
- Atari шок — обвал индустрии видеоигр. Уроки для бизнесаОбвал индустрии видеоигр, вошедший в историю как Atari шок, навсегда изменил ход истории развития высоких технологий. Тяжелый кризис...
- Торговая марка iPad была куплена, iPhone — отсужена. Apple была не первая компания, придумавшая эти названияОбраз Apple тесно связан с брендами iPhone и iPad. Но эти названия были придуманы до Apple. Торговая марка iPad принадлежала Fujitsu, a …
- Чем плоха зависть к чужому успеху, и как с ней справитьсяЗависть к чужому успеху не мотивирует, как это принято считать. Напротив она обладает рядом крайне негативных эффектов. Психологи советуют...