Источник бизнес-идей Джеффа Безоса. Бизнесмен о важности блужданий и поисков

Время чтения: 4 мин.
Джефф Безос. Flickr/Steve Jurvetson

Джефф Безос, создатель Amazon, построил невероятно успешную компанию. Бешеный темп ее роста наводит на мысль о чрезвычайной эффективности компании и самого Джеффа Безоса — об их способности ставить цели и достигать их.

Однако в недавнем письме акционерам бизнесмен сообщает о том, что эффективность — это далеко не единственный фактор успеха. Иногда необходимы «блуждание» и поиски. Более того, Безос указывает на необходимость нахождения баланса между эффективным выполнением работы и блужданием.

«Бизнес направляется чутьем, предчувствием, интуицией и любопытством. Уверенность в том, что это принесет пользу клиентам, стоит того, чтобы быть несколько хаотичными и искать различные пути. Необходимо находить баланс между эффективностью и блужданием. Нам нужно и то и другое. Величайшие «нелинейные» открытия требуют блужданий», — пишет Джефф Безос.1

Эффективность и креативность

Джефф Безос, граффити.
Джефф Безос, граффити. Flickr/thierry ehrmann

Сообщение Безоса наводит на довольно важную мысль — нельзя быть одновременно продуктивным и креативным. Периодически необходимо выходить за пределы рутины (даже если это очень эффективная рутина), «блуждать» и заниматься поиском нового.

«Между продуктивностью и креативностью существуют фундаментальные противоречия», — заявляет психолог Арт Маркман. — «Продуктивные люди систематически продвигаются от задачи к задаче. Они совершают стабильный и измеримый прогресс, двигаясь к своим целям. Они эффективно используют свое время. С креативностью все иначе. Ей нужно время и пространство для роста.»2

Глава маркетинга компании IMDb (принадлежит Amazon), Так Андерсон, придерживается такого же мнения: «Как вы можете прийти к новым творческим идеям, если вы постоянно видите одних и тех же людей, одни и те же здания и просиживаете за одним и тем же рабочем столом и в одних и тех же стандартных конференц-залах?»2

Об этом же пишет Виталий Фридман, основатель Smashing Magazine: «Рутина убийственна для творчества. Она убийственна для инновации и проблем, бросающих вызов. Ведь она препятствует экспериментированию, возникновению спонтанных решений и странных идей.»2

В общем, если вы хотите вдохновения, вам следует на какое-то время перестать быть эффективным и переключиться.2

А что делает сам Безос, чтобы переключитсья

Джефф Безос. Flickr/James Duncan Davidson

Переключаться можно по-разному, и единого универсального рецепта для этого не существует. Вот, например, как это делает создатель Amazon.

Джефф Безос, с недавних пор самый богатый человек планеты, известен тем, что, имея возможность нанять практически всех посудомоек мира, сам моет посуду. Во время этой процедуры у бизнесмена возникает возможность отключиться от рабочей рутины и дать волю творческим размышлениям. Таким образом, мытье посуды становится источником вдохновения и творчества, которые, в свою очередь, необходимы для возникновения бизнес-идей.3


Дополнительно: Джефф Безос высмеян и изображен в «Южном парке» как суперзлодей-телепат с гигантским мозгом. В эпизоде также поднимается вполне серьезный вопрос об условиях работы на складах Amazon


  1. Gilbert B. Jeff Bezos just sent his annual letter to Amazon shareholders — read it here. Business Insider. Apr 11, 2019.
  2. Stillman J. Jeff Bezos’ Latest Shareholder Letter Makes the Case Against Too Much Efficiency. Apr 12, 2019. Inc.
  3. Stillman J. The Science of Why Jeff Bezos and Bill Gates Still Do the Dishes. Inc. Nov 1, 2018.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: