
Рано или поздно любому бизнесу приходится задаться вопросом: как долго он планирует существовать? В зависимости от того, каков ответ на этот вопрос, в организации будет формироваться корпоративная культура долгосрочного и краткосрочного типа.
Долгосрочная ориентация предполагает направление мыслей, видения и усилий на будущее. В то время как фокус краткосрочной ориентации находится на настоящем. Краткосрочная и долгосрочная ориентации определяют, живет ли организация здесь и сейчас или своей работой закладывает основу будущей устойчивости и процветания.
Долгосрочную ориентацию характеризуют последовательность, настойчивость, сосредоточенность, краткосрочную – частые смены направления, доминирование текущих финансовых целей и стремление «выжать» максимум из текущей ситуации, независимо от того, как это скажется на будущем.
Корпоративная культура долгосрочного типа — примеры IKEA и Toyota
Примером организации с долгосрочно ориентированной культурой служит IKEA. Компания постоянно предпринимает действия, направленные на уменьшение ротации кадров даже среди низкоквалифицированного персонала.[1], [2] Для IKEA огромную роль играет баланс работа-жизнь ее сотрудников, в т.ч. потому, что правильный баланс обеспечивает восстановление сил и морального духа работников и ведет к повышению продуктивности в долгосрочной перспективе. Переработки и перенапряжение не приветствуются компанией.
IKEA не стремится осваивать новые виды бизнеса, которые считаются источником относительно быстрых и легких денег (например, интернет-торговлю). Основным конкурентным преимуществом компании остается качество ее продукции и постепенное развитие существующей бизнес-модели.[3], [4] Устойчивое развитие — важнейшая часть бизнеса IKEA.[5]
Другой пример — Toyota. Здесь также преобладает корпоративная культура долгосрочного типа.
Один из принципов производственной системы Toyota звучит так: принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.
Роберт Б. Маккарри, бывший исполнительный вице-президент Toyota Motors Sales, так сказал об этом: «Решающими факторами успеха являются терпение, ориентация не на немедленный результат, а на долгосрочную перспективу, постоянные вложения в людей, продукцию и предприятие и самые жесткие требования к качеству».[6]
По мнению же Джеффри Лайкера, автора «Дао Toyota»: «Именно постоянство цели объясняет, почему из года в год Toyota неизменно получает прибыль. Можете спокойно заключать пари, что ее продажи вырастут по сравнению с прошлым годом, вы обязательно выиграете. Не ждите от нее рывков вперед и кардинальных изменений стратегии. Не ждите от совета директоров пересмотра прежней системы и перестройки компании. Из года в год вы будете наблюдать медленное неуклонное движение вперед (…) Речь идет не о краткосрочных прибылях и обогащении кучки руководителей.»[7] В чем это проявляется? Собственно, во всем — в кадровой политике, в рыночной стратегии, в организации производства, в отношениях с поставщиками, в принятии решений, в обучении и самоанализе и т.д.[8]
Корпоративная культура краткосрочного типа — примеры Amazon и dot-com компаний конца 1990-х
Организаций, построенных на краткосрочно ориентированной культуре, великое множество. Отсутствие видения (истинного видения, а не заявления о видении на сайте компании), частая смена или отсутствие стратегии, поиск легких путей заработка, экономия на персонале или отсутствие идеи и системности в его подборе, превалирование финансовых целей над развитием, ориентация на акционерную стоимость компании — все это признаки краткосрочной ориентации культуры организации.
Работники в условиях краткосрочной культуры существуют здесь и сейчас и по-настоящему не связывают свою жизнь с жизнью компании. Это может относиться к рядовому персоналу (я всегда найду себе другую работу), к менеджерам (какая разница, что будет с компанией после меня) и даже к собственникам организации (компания должна приносить деньги, какое мне дело до развития).
Элементы корпоративной культуры краткосрочного типа могут обнаруживаться на самых разных предприятиях — начиная от парикмахерских и продуктовых магазинов и заканчивая крупнейшими компаниями.
Довольно яркий пример организаций с краткосрочно ориентированной культурой представляли собой многие американские интернет-компании конца ХХ века, чье существование и последовавшее банкротство спровоцировали возникновение одного из крупнейших «пузырей» в истории индустрии, известного как dot com bubble.
Тем не менее, краткосрочная ориентация культуры не обязательно означает, что срок существования компании, обладающей такой культурой, непременно будет коротким. Например, компания Amazon.com благополучно пережила коллапс Интернет-рынка и превратилась в гиганта онлайн коммерции. При этом, по ряду признаков культура компании обладает чертами краткосрочной ориентации. Она построена не на достижении устойчивости и синергии, а на агрессивной индивидуальной конкуренции и вытеснении работников друг другом. Успех компании опирается на «выжимании» из каждого сотрудника максимума , а средняя продолжительность работы в компании составляет всего 1 год.
Релевантно: Культура организации. Понимание механизмов ее формирования — ключ к развитию компании
Источники
- Smith G. IKEA is the latest company to bump up the wages of its lowest-paid staff. Fortune. June 25, 2015.
- Zillman C. Ikea Is Giving All U.S. Employees Paid Parental Leave No Matter How Many Hours They Work. Fortune. December 6, 2016.
- IKEA Eyes Higher Quality to Fend off New Rivals. Fortune. July 8, 2016.
- Lutz A. Ikea’s Strategy For Becoming The World’s Most Successful Retailer. January 15, 2015.
- Kelly-Detwiler P. IKEA’s Aggressive Approach To Sustainability Creates Enormous Business Opportunities. Forbes. February 7, 2014.
- Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 109.
- Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 122.
- Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 73-78.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Кто такая Марисса Майер, и каким образом ее усердие и трудолюбие погубили Yahoo
Марисса Майер, долгое время работавшая в Google, возглавила компанию Yahoo в 2012 году. Yahoo к тому моменту находилась в кризисе, и совет …Изобретательность в решении проблем делает бизнес успешным. Примеры
Зачастую простая человеческая изобретательность в решении проблем делает ненужными сложные технологические и управленческие решения. Например, компания...Плоская организационная структура. 3 причины устранить иерархию в организации
Плоская организационная структура обеспечивает гибкость, адаптивность и способствует инновационному мышлению. Профессор Тим Кастелле утверждает, что...Вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы. Данные исследования
Ученые установили, что вовлеченное отцовство повышает удовлетворенность от работы и лояльность компаниям, но снижает интерес к карьере.Принцип равенства работников не для Google? Два класса сотрудников компании с разными правами и возможностями
В компании Google персонал разделен на два класса, имеющих разные права и возможности. Принцип равенства работников в таких условиях не выполняется.
Картина за 90 миллионов. Дэвид Хокни — самый дорогой из ныне живущих художников
Картина Дэвида Хокни - Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами) является на сегодняшний день самой дорогой картиной живущего художника. Она была куплена …Социальное происхождение лидера организации влияет на ее стратегию
Ученые выяснили, что социальное происхождение лидера компании влияет на его готовность идти на стратегические риски и на стратегию организа...Как ураган заставил компанию подготовиться к эпидемии коронавируса
Ураган Мария неожиданным образом помог бизнесу подготовиться к эпидемии. Благодаря разработанным процедурам и практикам, а также антикризис...Компания без руководителей. Morning Star — самоуправление и 700 миллионов выручки
Morning Star - компания без руководителей с выручкой 700 млн долларов. Самоорганизация и самоуправление - главные характеристики компании...Как победить страх неудачи. Советы Ричарда Брэнсона
Бизнесмен, известный своим бесстрашием, дает советы о том, как победить страх неудачи. Именно это умение позволило Брэнсону заработать 4 млрд. долларов.
«Чистки» в Tesla — вынужденная мера или часть корпоративной культуры?
Когда в компании наблюдаются резкие пики набора персонала, а затем через короткое время - массовые сокращения, это наводит на мысль о безграмотной …Как возникают корпоративные обычаи и традиции
У организаций по мере существования возникает такой феномен культуры как традиции и обычаи. Рассмотрим, как это происходит, за счет каких механизмов и …Значение логотипа Toyota. Что символизируют три овала на эмблеме автомобильного гиганта
Значение логотипа Toyota глубоко символично. Каждый из трех пересекающихся овалов имеет свой смысл. Два внутренних овала олицетворяют...