Рано или поздно любому бизнесу приходится задаться вопросом: как долго он планирует существовать? В зависимости от того, каков ответ на этот вопрос, в организации будет формироваться корпоративная культура долгосрочного и краткосрочного типа.
Долгосрочная ориентация предполагает направление мыслей, видения и усилий на будущее. В то время как фокус краткосрочной ориентации находится на настоящем. Краткосрочная и долгосрочная ориентации определяют, живет ли организация здесь и сейчас или своей работой закладывает основу будущей устойчивости и процветания.
Долгосрочную ориентацию характеризуют последовательность, настойчивость, сосредоточенность, краткосрочную – частые смены направления, доминирование текущих финансовых целей и стремление «выжать» максимум из текущей ситуации, независимо от того, как это скажется на будущем.
Корпоративная культура долгосрочного типа — примеры IKEA и Toyota
Примером организации с долгосрочно ориентированной культурой служит IKEA. Компания постоянно предпринимает действия, направленные на уменьшение ротации кадров даже среди низкоквалифицированного персонала.[1], [2] Для IKEA огромную роль играет баланс работа-жизнь ее сотрудников, в т.ч. потому, что правильный баланс обеспечивает восстановление сил и морального духа работников и ведет к повышению продуктивности в долгосрочной перспективе. Переработки и перенапряжение не приветствуются компанией.
IKEA не стремится осваивать новые виды бизнеса, которые считаются источником относительно быстрых и легких денег (например, интернет-торговлю). Основным конкурентным преимуществом компании остается качество ее продукции и постепенное развитие существующей бизнес-модели.[3], [4] Устойчивое развитие — важнейшая часть бизнеса IKEA.[5]
Другой пример — Toyota. Здесь также преобладает корпоративная культура долгосрочного типа.
Один из принципов производственной системы Toyota звучит так: принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.
Роберт Б. Маккарри, бывший исполнительный вице-президент Toyota Motors Sales, так сказал об этом: «Решающими факторами успеха являются терпение, ориентация не на немедленный результат, а на долгосрочную перспективу, постоянные вложения в людей, продукцию и предприятие и самые жесткие требования к качеству».[6]
По мнению же Джеффри Лайкера, автора «Дао Toyota»: «Именно постоянство цели объясняет, почему из года в год Toyota неизменно получает прибыль. Можете спокойно заключать пари, что ее продажи вырастут по сравнению с прошлым годом, вы обязательно выиграете. Не ждите от нее рывков вперед и кардинальных изменений стратегии. Не ждите от совета директоров пересмотра прежней системы и перестройки компании. Из года в год вы будете наблюдать медленное неуклонное движение вперед (…) Речь идет не о краткосрочных прибылях и обогащении кучки руководителей.»[7] В чем это проявляется? Собственно, во всем — в кадровой политике, в рыночной стратегии, в организации производства, в отношениях с поставщиками, в принятии решений, в обучении и самоанализе и т.д.[8]
Корпоративная культура краткосрочного типа — примеры Amazon и dot-com компаний конца 1990-х
Организаций, построенных на краткосрочно ориентированной культуре, великое множество. Отсутствие видения (истинного видения, а не заявления о видении на сайте компании), частая смена или отсутствие стратегии, поиск легких путей заработка, экономия на персонале или отсутствие идеи и системности в его подборе, превалирование финансовых целей над развитием, ориентация на акционерную стоимость компании — все это признаки краткосрочной ориентации культуры организации.
Работники в условиях краткосрочной культуры существуют здесь и сейчас и по-настоящему не связывают свою жизнь с жизнью компании. Это может относиться к рядовому персоналу (я всегда найду себе другую работу), к менеджерам (какая разница, что будет с компанией после меня) и даже к собственникам организации (компания должна приносить деньги, какое мне дело до развития).
Элементы корпоративной культуры краткосрочного типа могут обнаруживаться на самых разных предприятиях — начиная от парикмахерских и продуктовых магазинов и заканчивая крупнейшими компаниями.
Довольно яркий пример организаций с краткосрочно ориентированной культурой представляли собой многие американские интернет-компании конца ХХ века, чье существование и последовавшее банкротство спровоцировали возникновение одного из крупнейших «пузырей» в истории индустрии, известного как dot com bubble.
Тем не менее, краткосрочная ориентация культуры не обязательно означает, что срок существования компании, обладающей такой культурой, непременно будет коротким. Например, компания Amazon.com благополучно пережила коллапс Интернет-рынка и превратилась в гиганта онлайн коммерции. При этом, по ряду признаков культура компании обладает чертами краткосрочной ориентации. Она построена не на достижении устойчивости и синергии, а на агрессивной индивидуальной конкуренции и вытеснении работников друг другом. Успех компании опирается на «выжимании» из каждого сотрудника максимума , а средняя продолжительность работы в компании составляет всего 1 год.
Релевантно: Культура организации. Понимание механизмов ее формирования — ключ к развитию компании
Источники
- Smith G. IKEA is the latest company to bump up the wages of its lowest-paid staff. Fortune. June 25, 2015.
- Zillman C. Ikea Is Giving All U.S. Employees Paid Parental Leave No Matter How Many Hours They Work. Fortune. December 6, 2016.
- IKEA Eyes Higher Quality to Fend off New Rivals. Fortune. July 8, 2016.
- Lutz A. Ikea’s Strategy For Becoming The World’s Most Successful Retailer. January 15, 2015.
- Kelly-Detwiler P. IKEA’s Aggressive Approach To Sustainability Creates Enormous Business Opportunities. Forbes. February 7, 2014.
- Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 109.
- Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 122.
- Лайкер Д. Дао Toyota. 14 принципов менеджмента ведущей компании мира. 11-е издание. Москва. Альпина Паблишер. 2016. 73-78.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Самые популярные в Китае. Какая сеть ресторанов зарабатывает на китайцах 5 миллиардов долларов в годНа китайском рынке фастфуда присутствуют несколько глобальных игроков. Но самым успешным является сеть KFC, которая потеснила даже McDonalds. Возможно, ей это удалось, …
- Открыто высказывать свое мнение — нежелательно. Даже в самой либеральной из компаний. Джеймс Деймор из Google в этом убедилсяДаже в одной из самых либеральных компаний мира Google открыто высказывать свое мнение может быть опасно. История Джеймса Дэймора, чье мнение не …
- Насколько ваша работа опасна для психики — тест от эксперта в области психологии трудаАтмосфера вашей компании давит на психику? Тест профессора Робинсона определит, насколько ваша работа опасна для психики и здоровья в целом.
- Как была сделана легендарная фотография Стива Джобса, ставшая его визитной карточкой при жизни и после смертиКлассическая черно-белая фотография Стива Джобса была сделана в 2006 году. Она нравилась Джобсу и стала его визитной карточкой при жизни и...
- Культура организации. Понимание механизмов ее формирования — ключ к развитию компанииС позиций организационной социологии, корпоративная культура - это своеобразный фильтр, который пропускает приемлемые для организации влияния и отсеивает неприемлемые. При этом, речь …
- Что произошло с Microsoft, и как Google пытается избежать той же участи. Дисбаланс операционных и динамических способностейMicrosoft утратила позиции лидера хайтека. То, что произошло с Microsoft можно описать как нарушение баланса операционных и динамических способностей.
- Много непрочитанных сообщений в почте способствует продуктивности. Три типа пользователей электронной почтойОказывается, много непрочитанных сообщений - далеко не всегда признак лени и неорганизованности. Напротив, иногда - это признак хорошего тайм-менеджмента.
- Анекдотические истории о клиентоориентированном подходеКогда клиент хочет вернуть товар продавцу, порой случаются весьма анекдотические истории. Высокие стандарты обслуживания могут вести к казусам.
- Пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира. Оргия как стимулятор продажСкандальный пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира Munich Re. Компания признала, что это была ошибка...
- Город Иу, поставляющий две трети всех рождественских товаров в миреПорядка 60% мировых рождественских товаров экспортируется из единственного города. Город Иу в Китае известен как крупнейший центр оптовой...
- Рождественская песня, написанная за 15 минут, стоимостью в состояние. Мэрайя Кери заработала на хите «All I want for Christmas is you» 60 миллионов долларовПесня Мэрайи Кэри «All I want for Christmas is you» была написана за 15 минут в 1994 году. Она принесла певице около …
- Как компания Hugo Boss производила униформу для национал-социалистов и вермахтаИстория компании Hugo Boss началась в 1930-х. Компания Hugo Boss производила униформу для гитлеровских элитных подразделений - СС, СА и...
- Революция коммуникации в докомпьютерную эру. Офисные стикеры Post-It Notes — миллиардный продукт, от которого компания чуть не отказаласьОфисные стикеры Post-It Notes были изобретены случайно. Компания не хотела выводить их на рынок. Когда они достигли рынка произошла революция коммуникации.