Аналитический паралич. Пример Kodak

Время чтения: 5 мин.
Аналитический паралич. Пример Kodak
Kodak. Pexels/Wendy Wei

Аналитический паралич — это состояние, когда человек или организация настолько глубоко уходят в анализ и обдумывание различных деталей и факторов определенной ситуации, что они теряют способность принимать какие-либо решения относительно этой ситуации.[1]

Покупать или не покупать? Инвестировать или не инвестировать? Запускать новый продукт или еще немного подумать и провести дополнительный анализ? А потом еще немного… И еще… Так и возникает аналитический паралич.

Последствия могут оказаться весьма серьезными. Упущенные возможности, потеря рынка и даже банкротство. Именно по такому сценарию развивалась история компании Kodak.

Как аналитический паралич привел Kodak к банкротству

Компания Kodak изобрела первый цифровой фотоаппарат. В 1975 году инженер компании Стивен Сассон представил свое изобретение менеджменту Kodak. Это была довольно громоздкая конструкция, записывающая фотоснимки на магнитофонную кассету. Съемка длилась 50 миллисекунд, а запись фотографии — 23 секунды. Черно-белое изображение можно было просматривать на экране телевизора. Его разрешение составляло 100х100 пикселей.[2], [3]

Первая цифровая камера
Первая в мире цифровая камера.
YouTube/InventorSeries

Перспективно, но стоит еще подумать…

Менеджмент компании оценил разработку Сассона. Но увидел в ней скорее опасность, чем возможность. Ведь цифровая фотография представляла собой настоящую подрывную инновацию, которая могла угрожать основному бизнесу компании — пленочной фотографии.[4]

Менеджмент Kodak оказался неготов принять какое-либо решение относительно новой разработки. Но и останавливать проект руководство не стало. Сассону было сказано продолжать работу и совершенствовать цифровую камеру. А руководство компании решило еще подумать и собрать больше информации.

Спустя три года, в 1978 году, компания запатентовала изобретение. Тем не менее, решение относительно новой разработки все еще принято не было. Сассон продолжал совершенствовать свое изобретение, а менеджмент продолжал анализировать.[2], [3]

Аналитический паралич. Пример Kodak
Pexels/Markus Spiske

В 1989 году Сассон представил руководству Kodak уже вполне современный цифровой фотоаппарат с разрешением 1,2 мегапикселя. Для записи фотографии в нем использовалась уже не кассета, а карта памяти. Технология сжатия изображения позволяла записать на одну карту несколько снимков.

Однако аналитический паралич не отпустил руководство компании даже спустя столько лет. Руководители не дали ход цифровой камере. Они продолжили изучать возможности и перспективы нового рынка и потенциал нового продукта. Страх за существующий рынок фотопленки способствовал аналитическому параличу Kodak.[2], [3]

Аналитический паралич — последствия

Очень скоро новой технологией заинтересовались другие компании. Они начали разработку и выпуск цифровых фотоаппаратов. Когда Kodak спохватился и наконец решился прекратить свой анализ, длившийся около 20 лет, и начать выпускать цифровые камеры, оказалось слишком поздно. Рынок захватили конкуренты. Все, что смогла получить компания, были лицензионные платежи от тех из них, которые использовали ранее запатентованную Kodak технологию. Но это были лишь крохи в сравнении с быстрорастущим рынком цифровой фотографии.

Очень скоро новая цифровая технология вытеснила пленочную фотографию. Kodak лишился рынка и в 2012 году объявил о банкротстве. Так аналитический паралич стал причиной падения миллиардной компании.[2], [3]

Аналитический паралич. Пример Kodak
Flickr/get directly down

Пример Kodak не уникален

Надо заметить, что пример Kodak не является уникальным. До определенной степени похожая ситуация сложились, в свое время, в компании Xerox. Нечто похожее пережил и производитель самоклеящихся записок Post-It Notes, компания 3M. Однако для двух названых компаний все закончилось намного лучше.

Аналитический паралич переживали и многие другие организации. Тем не менее, не следует забывать, что это опасное состояние. И пример Kodak служит тому доказательством.

Поэтому приступая к анализу, стоит помнить, что невозможно собрать всю существующую на свете информацию, не давать волю своему любопытству, а также ставить дедлайны для принятия решений. Тогда аналитический паралич вам не грозит.


Дополнительно: Особенности культуры организации, препятствующие реализации стратегии. Примеры Microsoft, Sony и Nokia


  1. Analysis Paralysis. Investopedia
  2. McAlone N. This man invented the digital camera in 1975 — and his bosses at Kodak never let it see the light of day. Business Insider. August 17, 2015.
  3. Estrin J. Kodak’s first digital moment. The New York Times. August 12, 2015.
  4. Dodge D. The Innovator’s Dilemma — Why market leaders often fail. Medium. Dec 9, 2016.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ: