Объективная оценка персонала в реальном времени. Опыт IBM

Время чтения: 5 мин.
IBM: система оценки персонала
IBM 360 Announcement center. Flickr/Robert Nix

Ежегодные ревю персонала вышли из моды. По последним данным, они не эффективны и могут обладать демотивирующим действием. По данным исследователей, для эффективной оценки персонала сбор данных должен быть более частым и опираться на более объективные отзывы о работнике, чем те, что ежегодно пишет о нем непосредственный руководитель. 

Действительно, если задача оценки состоит в том, чтобы заставить работника в чем-то улучшиться, то сообщать ему один раз в год о том, в чем именно он должен улучшится и делать это от лица одного единственного человека — представляется нецелесообразным. Во-первых, это предполагает, что улучшения в работе должны происходить не постоянно, а только после получения годовой оценки. Во-вторых, при ежегодной оценке на ее качество будет, в первую очередь, влиять работа сотрудника за последние несколько недель, а не за весь год. А в-третьих, такая оценка едва ли заставит человека в чем-то улучшиться, поскольку работник воспринимает ее как нечто, связанное с его менеджером, а не с тем, как его деятельность воспринимается всем коллективом.1, 2  

Опыт IBM

IBM, система оценки персонала.
Flickr/Derek Bruff

В связи с этим компании переходят на альтернативные способы оценки персонала. Например, компания IBM для этих целей разработала свою собственную систему под названием “Checkpoint”. При этом, к разработке системы оценки привлекались сами работники компании.

Ранее IBM использовала обычную систему оценки с постановкой годовых целей и анализом в конце года. При этом не только оценивалась степень достижения целей, но также работники сравнивались между собой. Подобные системы были популярны в 1990-х. Они использовалась такими компаниями как Microsoft и Yahoo. Однако 2010-е принесли с собой другие тенденции. Компании стали отказываться от ежегодной оценки, которая оказалась неэффективна и зачастую демотивировала работников.

Переход на новую систему оценки персонала

IBM - система оценки персонала.
Flickr/yuankuei

Когда IBM решила изменить систему оценки персонала, было организовано онлайн-голосование по наиболее существенным вопросам организации работы с персоналом в компании. Большинство работников проголосовало за отмену старой системы оценки. Тогда HR-отдел компании через внутреннюю сеть компании предложил работникам поделиться своими соображениями о том, какая система на их взгляд была бы хороша. Было получено около 2000 комментариев на эту тему.

Работники хотели чаще получать обратную связь о своей работе, а также иметь возможность менять цели в течение года по мере изменения ситуации. Так компания пришла к оценке с использованием относительно краткосрочных целей и, по крайней мере, ежеквартальным информированием работников о получаемой ими оценке. При этом используются следующие пять групп критериев: коммерческие результаты, влияние на успех клиентов, инновационность, личная ответственность перед другими, умения.3

Постоянный диалог

Кроме того, между работниками происходит постоянный диалог на тему эффективности их работы с помощью сервиса IBM Mobile и специального приложения “ACE” (Appreciation, Coaching, Evaluation). С помощью приложения работник может запросить отзыв своего менеджера или других коллег в любой момент времени, а также задать вопрос относительно эффективности, улучшения и взаимодействия.4

Приложение ACE — разработка IBM, но использовать идею постоянного взаимодействия работника с руководителем и с командами может любая компания. Подобная система позволит более «человеческое» взаимодействие работника и организации.


Релевантно: Оценка персонала с помощью iPad. Как крупнейший хедж-фонд оценивает своих работников — принципы предельной прозрачности и абсолютной честности

Релевантно: Вызов современной организации труда от эксперта в области эффективности: избавиться от устаревших шаблонов


1. Buckingham M, Goodall A. The Feedback Fallacy. Harvard Bisiness Review. Mar-Apr, 2019.

2. Lebowitz S. Companies like Netflix say harsh feedback improves their employees’ work, but experts suggest bosses aren’t always the best judge of performance. Business Insider. Mar 19, 2019.

3. Bort J. IBM is ditching its contentious employee review system for one that employees asked for. Business Insider. Feb 1, 2016.

4. Lebowitz S. After overhauling its performance review system, IBM now uses an app to give and receive real-time feedback. Business Insider. May 20, 2016.

На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:

Мужчины - лучшие переговорщики. Причины: ложь, секс и тестостерон
Кому нравится авторитарный управленческий стиль. Каковы личностные черты работников, которые предпочитают авторитарных руководителей
Секрет продуктивности - меньше, но интенсивнее
Медитация и йога на службе у компании. Эффективность доказана наукой и подтверждена практикой
«Итальянская забастовка» и другие свойства сильной системы. Критические замечания относительно систем менеджмента качества.
Стресс и выгорание связаны с особенностями корпоративной культуры, а не только с плотным рабочим графиком и бесконечным потоком информации
Фаворитизм, непотизм и кронизм - опасные заболевания организационной культуры
Ресурсы и операции - баланс потребностей и возможностей организации
Личностное многообразие и сопричастность. Взгляд Lenovo на эффективность команд