Современное управление практически полностью построено на аксиомах. Например, никто не ставит под сомнение правильность того, что основной критерий продвижения по карьерной лестнице — это мнение менеджмента о том или ином работнике. Никто не требует доказательств того, что рабочий день должен длиться восемь часов, т.е длительность ежедневной работы должна составлять тот максимум, который позволяют трудовые законодательства большинства стран. И никто не сомневается в том, что беседа с увольняющимся сотрудником — это хороший способ сбора информации о своей компании для дальнейших улучшений, которые позволят в будущем дольше удерживать хороших работников.
Возможно, подобные аксиомы некогда возникли как логическое следствие существовавшей на тот момент ситуации. Но ситуации меняются, а аксиомы остаются, устаревшие, навевающие тоску, тянущие компанию назад.

Профессор социальной психологии Адам Грант из Уортонской школы бизнеса (той самой, которую в свое время закончили Дональд Трамп, Илон Маск, Сундар Пичаи, Уоррен Баффет и Джон Скалли) предлагает совершенно иной подход. Со свойственной ученым любовью к обоснованиям и доказательствам, он считает, что управление должно строиться на актуальных на сегодняшний день научных данных, имеющихся в распоряжении человечества.
Работать меньше, но более сосредоточенно
Так, Адам Грант утверждает, что если сократить рабочий день на два часа — с восьми до шести часов, то продуктивность работы не пострадает, а может даже повыситься.1
В основе этого предложения лежат данные исследований. Одно из них было проведено в Швеции, где рабочий день в одной из компаний, занимающейся уходом за пожилыми людьми, был сокращен до шести часов. При этом оплата труда не изменилась. В результате повысилась продуктивность труда и улучшилось здоровье и субъективное самочувствие работников.
В другой компании в Новой Зеландии была введена четырехдневная рабочая неделя (без изменения оплаты). Компания занимается трастовым управлением, в ней работает 240 человек. Результаты перехода на четырехдневную неделю были позитивными. Производительность труда повысилась, а уровень стресса у работников — снизился на 7%. 78% сотрудников заявили, что они стали хорошо справляться со своими задачами (до введения четырехдневной недели эта цифра составляла 54%).2 Более того, было отмечено повышение уровня лояльности работников работодателю. Многие высказали готовность прилагать больше усилий для блага компании.
Чем это объясняется? «Продуктивность труда — это не столько тайм-менеджмент, сколько менеджмент внимания работника.» — заявляет профессор Адам Грант.1

Действительно, данные исследований свидетельствуют о том, что лучше работать меньше, но более сосредоточено.1 Эти данные подтверждают теорию другого эксперта в области организации труда — профессора Университета Калифорнии Мортена Хансена, который утверждает, что для достижения успеха работать надо не больше, а «умнее».
А что говорят практики?
Если ученые для вас не авторитеты, обратимся к практикам. Аналогичного мнения придерживаются Ричард Брэнсон и Билл Гейтс. Брэнсон утверждает: «Если работать эффективнее, нет причины, почему бы не получилось тратить на работу меньше времени и при этом сохранять имеющийся уровень эффективности работы, а то и повышать его.»2
В свою очередь, Билл Гейтс делает ставку на научно-технический прогресс (что для Гейтса вполне естественно), который позволит сократить время пребывания людей на рабочем месте и при этом повысить эффективность. «Больше свободного времени — это совсем не плохо,» — утверждает он.2 С коллегами соглашается и Джек Ма, который предрекает сокращение продолжительности рабочего дня и рабочей недели в ближайшие годы.3
Эффективные механизмы карьерного продвижения и создание проактивных команд
Другая аксиома современного управления касается продвижения работников по карьерной лестнице. Традиционно все решения относительно перестановок персонала принимаются менеджментом. Однако по утверждению профессора Адама Гранта как раз лидеры очень часто оказываются не способны правильно оценивать персонал.
«Люди считают, что чем выше они оказываются в корпоративной иерархии, тем лучше они способны оценивать характер подчиненных. На самом деле, чем больше у вас корпоративной власти, тем хуже вы можете оценивать персонал, поскольку тем больше людей ведут себя с вами неестественно, стараясь впечатлить вас,» — утверждает Грант.
Грант разделяет работников на тейкеров и гиверов. Первые действуют только в своих интересах, стремясь урвать для себя кусок получше. Вторые стараются на благо общего дела. Согласно наблюдениям Гранта, тейкеры чаще оказываются на лидирующих позициях, при том, что гиверы на этих позициях приносят гораздо больше пользы.
Считается, что на лидерских позициях должны оказываться экстраверты. Однако исследования профессора Гранта свидетельствуют, что экставерты и интроверты одинаково результативны в качестве лидеров. В то же время, интроверты оказываются более эффективными лидерами проактивных команд, в которых люди проявляют инициативы и генерируют много идей.4 Логичен и обратный вывод, если вы хотите создавать проактивные команды, позволяйте заниматься этим экстравертам.
Лучше не никогда и не поздно, а вовремя
Что касается интервью с увольняющимися сотрудниками, то, по мнению Гранта, сама их идея лишена здравого смысла. Когда вы задаете вопросы, почему тот или иной человек решил покинуть компанию после того, как он принял такое решение, оказывается уже слишком поздно. Вместо этого, имеет смысл проводить такие беседы до того, как люди начали уходить.4
Профессор Адам Грант считается экспертом в области эффективности труда. Поэтому, возможно, к его мнению стоит прислушаться. Но даже если Грант не является для вас авторитетом, прислушаться стоит к здравому смыслу и к науке, которая свидетельствует, что многие из применяемых на современных предприятиях шаблонов устарели и перестали быть актуальными. Стоит ли выстраивать управление на не требующих доказательства аксиомах, тогда как имеются доказательства того, что аксиомы эти ошибочны. Не лучше ли руководствоваться логикой и здравым смыслом. И конечно экспериментировать. Возможно, ваши работники станут работать эффективнее, если предложить им работать меньше, но «умнее» и более сосредоточено, а адекватные механизмы получения от них обратной связи до того, как они написали заявление об уходе, а также карьерного продвижения сделают эффективной всю компанию. Не к этому ли стремится каждый хороший руководитель?
Релевантно: Объективная оценка персонала в реальном времени. Опыт IBM
- Berger S. Wharton’s top professor says America should shorten the work day by 2 hours. CNBC. Sep 19, 2018.
- Clifford C. Tech advances should make 4-day workweek a reality for the 21st century, says labor expert. CNBC. Sep 10, 2018.
- Alibaba’s Jack Ma: In The Next 30 Years People Will Work 4 Hours A Day | CNBC. YouTube.
- Silverstien S, Cohn R. A Wharton professor and organizational psychologist says leaders promote the wrong people, exit interviews miss the point, and there’s an easy way to find out if someone is stealing. Jan 31, 2019.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Карьера и зарплата в Японии. Система ненко — чем старше, тем выше
Система ненко и система пожизненной занятости предполагают, что карьера и зарплата в Японии определяются не заслугами и квалификацией, а...Две составляющие успеха: мечты и реализм. Взгляд ученых и предпринимателей
По мнению психологов, мечты и реализм - две неразделимые составляющие успеха. Джефф Безос, Рэй Далио и Тим Кук с этим согласны. Их …Макиавеллизм и карьера — темная сторона личности на пути к вершине
Макиавеллизм - особый тип личности, опасный для окружающих, но позволяющий человеку быстро сделать карьеру. Ложь, лесть и манипуляции...Галлюциногены на службе у корпораций. Мирон Столярофф и его попытка сделать ЛСД частью корпоративной культуры Ampex
Мирон Столярофф, высший менеджер компании Ampex, предложил интегрировать галлюциногены в корпоративную культуру Ampex. В результате...Как дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в промышленном дизайне
Джобс так глубоко ушел в восточные духовные практики, что хотел переехать в Японию. Дзен-буддизм Стива Джобса привел к революции в дизайне...
Система канбан. В чем суть
Канбан - простая система, используемая на предприятиях Тойота, позволяющая отслеживать необходимость пополнения запасов деталей в сборочных ячейках. Для этого используются специальные карточки …Любимые художественные книги Стива Джобса. Три произведения, которыми вдохновлялся создатель Apple
Основатель Apple ценил искусство и литературу. Это отразилось в продуктах его компании. Любимые художественные книги Стива Джобса - это удивительное...Самые нелепые провалы бизнес-проектов как иллюстрация проблем проектного управления
Организация работы по типу проекта имеет весьма серьезные дефициты. Приведенные кейсы иллюстрируют основную проблему проектного управления, а именно...Что случилось с Kodak — чем может обернуться боязнь нового
Компания Kodak не выдержала конкуренции со стороны производителей цифровых фотокамер. Горькая ирония состоит в том, что цифровая камера была изобретена самой компанией …Лучшие маркетинговые и PR кампании McDonald’s за последние 10 лет
За последние годы компания McDonald’s провела немало качественных маркетинговых и PR кампаний. Лучшие PR кампании McDonald’s...
Опасности аутсорсинга. Как можно потерять рынок из-за избыточного доверия к контрактным организациям
Аутсорсинг далеко не всегда так эффективен, как принято считать, а иногда он и вовсе опасен. Опасности аутсорсинга связаны, главным образо...Консалтинговые услуги в области управления оказываются бесполезными, некоторые — откровенно вредными. Почему?
Более 60% компаний, обратившихся к консультантам в области менеджмента остаются недовольны результатом. Значительная часть IT-решений для бизнеса вызывает у работников фрустрацию.Бесплатная система учета рабочего времени. Мастер-класс Билла Гейтса по микроменеджменту
В молодые годы Билл Гейтс активно практиковал микроменеджмент. Его личная бесплатная система учета рабочего времени подчиненных - свидетельство этого.