
Многие компании стремятся минимизировать влияние человеческого фактора на их бизнес-процессы. Предполагается, что таким образом можно снизить временные и технологические потери и добиться гладкого функционирования организации — как механизма с хорошо смазанными шестернями.
Однако всегда ли это так? Нивелируя человеческий фактор, мы не только устраняем влияние негативных свойств работника как человека с его склонностью создавать проблемы, но и теряем такое противоположное свойство живого человеческого ума как умение решать проблемы.
Проблема пустой коробки
В журнале Inc. была описана поучительная история, хорошо иллюстрирующая этот тезис. В истории рассказывается о т.н. проблеме пустой коробки. На одной фабрике, производящей зубную пасту возникла проблема. Переодически в партии продукта попадали пустые коробки, которые, в конечном итоге, оказывались у клиентов, вызывая их недовольство и ведя к дополнительным тратам на транспортировку незаполненной упаковки. Со временем компания начала терять клиентов, которые переходили к более надежным поставщикам. Тогда высшие менеджеры компании принялись вырабатывать решение, которое бы позволило удалять пустые коробки с производственной линии. Потратив полгода и сотни тысяч долларов они действительно пришли к умному решению. В производственную линию были встроены чувствительные весы. Каждый раз, когда на весах оказывалась пустая коробка, линия должна была автоматически останавливаться. Звуковой сигнал должен был оповещать рабочих о необходимости удалить коробку с конвейера. Система предусматривала автоматическое репортирование каждого такого случая в центральный офис. Отличное эффективное решение.1
Однако через некоторое время руководство компании обратило внимание на то, что сообщения о пустых коробках, поначалу поступавшие с фабрики, совершенно перестали поступать. По какой-то причине, пустые коробки перестали попадать на весы. Один из менеджеров, озадаченный такой ситуацией, отправился на фабрику, чтобы посмотреть, что происходит. Каково было его удивление, когда он обнаружил у конвейера перед весами обычный офисный вентилятор. Когда коробки оказывались напротив него, пустая более легкая упаковка сдувалась вентилятором на пол. Менеджер подозвал ближайшего рабочего и спросил его о вентиляторе. «А, это? Мы поставили его сюда, когда нам надоел громкий сигнал», — был ответ.1
Процессы не должны подавлять способности
Доподлинно неизвестно, когда и в какой компании случилась эта история, но она демонстрирует как человеческая сообразительность может могут компенсировать недостатки процесса. В данном случае рабочие, поставленные в рамки производственных процессов, не были заинтересованы в решении проблемы до тех пор, пока они не начали испытывать дискомфорт от громкого сигнала. Зато когда это случилось, они проявили замечательные способности и сообразительность, найдя простое, эффективное и, что немаловажно, дешевое решение. Как мы видим, способности рабочих компенсировали недостаток процесса, только решали они не проблему их компании (пустые коробки), а собственную проблему (звуковой сигнал), поэтому решение пришло слишком поздно.
Представим себе, что в коллективе рабочих был бы более высокий уровень лидерства, и они пустили бы в ход свои способности еще до того, как менеджеры пустили в ход свои. Компания сэкономила бы время и деньги, которые она могла бы пустить на развитие или поощрения работников. Но для этого у них изначально должно было бы быть больше свободы действий на рабочем месте.
С другой стороны, большинство тех, кто работал на производственных предприятиях, с легкостью представят себе ситуацию, когда процессы отлажены, описаны и автоматизированны, а работа движется кое-как с постоянными задержками и «непредвиденными ситуациями». Люди ленятся и не хотят брать на себя ответственность. Это демонстрирует, что недостатки процесса можно компенсировать за счет человеческих способностей, а недостаток способностей не компенсирует ни один процесс.
- Christensen T. What a Toothpaste Factory Teaches Us About Creativity. Inc. June 14, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Метод успешных совещаний. Меньше говорить, больше писать — мнение экспертов и опыт практиков
Профессор Рогелберг создал метод успешных совещаний, который позволит повысить эффективность рабочих встреч. Метод работает - доказано Amazon.Гибкое планирование рабочего времени — отрицательные стороны новейшего тренда в корпоративном управлении
Гибкое планирование рабочего времени повышает мотивацию работников. Но у этого подхода есть и серьезные отрицательные стороны. Исследования...Как глагол «гуглить» связан с вампирами. И какие лингвистические ухищрения Microsoft завершились полным провалом
Google не стремился сделать глагол «гуглить» частью современного языка. А вот компания Microsoft потратила немало денег, чтобы глагол...Самые нелепые провалы бизнес-проектов как иллюстрация проблем проектного управления
Организация работы по типу проекта имеет весьма серьезные дефициты. Приведенные кейсы иллюстрируют основную проблему проектного управления, а именно...Технологии и корпоративная культура. Технологии усугубляют проблемы, если проблема в культуре. Мнение эксперта
Интернет-платформы и приложения для бизнеса должны быть совместимы с культурой компании. Технологии и корпоративная культура могут образовывать порочные круги...
Как Стив Джобс вернулся в Apple и спас компанию от краха
Стив Джобс после двенадцати лет отсутствия вернулся в компанию Apple, находящуюся в состоянии тяжелого кризиса. Только видение и воля бизнесмена смогли спасти …Названия товаров IKEA — откуда они берутся и что означают
Что обозначают названия товаров IKEA, как они придумываются, и почему компания не использует коды для идентификации товаров...Смысл логотипа. Когда логотип должен отсылать к продукту, а когда лучше использовать абстрактный символ. Исследования
Должен ли смысл логотипа отсылать к продукции или сервисам компании, или лучше использовать абстрактный логотип. Ученые изучили вопрос и...Преемственность — секрет успеха Facebook. Мнение Марка Цукерберга
Преемственность - основа устойчивости команд Facebook. Именно она стала основой успеха компании. Так считает Марк Цукерберг - создатель Facebook.Как уволиться из компании и стоит ли поддаваться на встречное предложение работодателя о повышении
Эксперт отвечает на вопрос, как уволиться из компании с наименьшими потерями, и стоит ли принимать встречное предложение о повышении.
Город Иу, поставляющий две трети всех рождественских товаров в мире
Порядка 60% мировых рождественских товаров экспортируется из единственного города. Город Иу в Китае известен как крупнейший центр оптовой...The Cola Wars. Войны кол — история конкуренции Pepsi и Coca Cola
Конкуренция между Pepsi и Coca-Cola была ожесточенной с самой первой встречи компаний на рынке. Она вошла в историю как «войны кол» - …Бесполезные совещания и их последствия. Цифры впечатляют
Бесполезные совещания в 2019 году обойдутся компаниям в 400 млрд. Проведенное исследования свидетельствует о том, что они демотивируют и фрустрируют...