Многие компании стремятся минимизировать влияние человеческого фактора на их бизнес-процессы. Предполагается, что таким образом можно снизить временные и технологические потери и добиться гладкого функционирования организации — как механизма с хорошо смазанными шестернями.
Однако всегда ли это так? Нивелируя человеческий фактор, мы не только устраняем влияние негативных свойств работника как человека с его склонностью создавать проблемы, но и теряем такое противоположное свойство живого человеческого ума как умение решать проблемы.
Проблема пустой коробки
В журнале Inc. была описана поучительная история, хорошо иллюстрирующая этот тезис. В истории рассказывается о т.н. проблеме пустой коробки. На одной фабрике, производящей зубную пасту возникла проблема. Переодически в партии продукта попадали пустые коробки, которые, в конечном итоге, оказывались у клиентов, вызывая их недовольство и ведя к дополнительным тратам на транспортировку незаполненной упаковки. Со временем компания начала терять клиентов, которые переходили к более надежным поставщикам. Тогда высшие менеджеры компании принялись вырабатывать решение, которое бы позволило удалять пустые коробки с производственной линии. Потратив полгода и сотни тысяч долларов они действительно пришли к умному решению. В производственную линию были встроены чувствительные весы. Каждый раз, когда на весах оказывалась пустая коробка, линия должна была автоматически останавливаться. Звуковой сигнал должен был оповещать рабочих о необходимости удалить коробку с конвейера. Система предусматривала автоматическое репортирование каждого такого случая в центральный офис. Отличное эффективное решение.1
Однако через некоторое время руководство компании обратило внимание на то, что сообщения о пустых коробках, поначалу поступавшие с фабрики, совершенно перестали поступать. По какой-то причине, пустые коробки перестали попадать на весы. Один из менеджеров, озадаченный такой ситуацией, отправился на фабрику, чтобы посмотреть, что происходит. Каково было его удивление, когда он обнаружил у конвейера перед весами обычный офисный вентилятор. Когда коробки оказывались напротив него, пустая более легкая упаковка сдувалась вентилятором на пол. Менеджер подозвал ближайшего рабочего и спросил его о вентиляторе. «А, это? Мы поставили его сюда, когда нам надоел громкий сигнал», — был ответ.1
Процессы не должны подавлять способности
Доподлинно неизвестно, когда и в какой компании случилась эта история, но она демонстрирует как человеческая сообразительность может могут компенсировать недостатки процесса. В данном случае рабочие, поставленные в рамки производственных процессов, не были заинтересованы в решении проблемы до тех пор, пока они не начали испытывать дискомфорт от громкого сигнала. Зато когда это случилось, они проявили замечательные способности и сообразительность, найдя простое, эффективное и, что немаловажно, дешевое решение. Как мы видим, способности рабочих компенсировали недостаток процесса, только решали они не проблему их компании (пустые коробки), а собственную проблему (звуковой сигнал), поэтому решение пришло слишком поздно.
Представим себе, что в коллективе рабочих был бы более высокий уровень лидерства, и они пустили бы в ход свои способности еще до того, как менеджеры пустили в ход свои. Компания сэкономила бы время и деньги, которые она могла бы пустить на развитие или поощрения работников. Но для этого у них изначально должно было бы быть больше свободы действий на рабочем месте.
С другой стороны, большинство тех, кто работал на производственных предприятиях, с легкостью представят себе ситуацию, когда процессы отлажены, описаны и автоматизированны, а работа движется кое-как с постоянными задержками и «непредвиденными ситуациями». Люди ленятся и не хотят брать на себя ответственность. Это демонстрирует, что недостатки процесса можно компенсировать за счет человеческих способностей, а недостаток способностей не компенсирует ни один процесс.
- Christensen T. What a Toothpaste Factory Teaches Us About Creativity. Inc. June 14, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Энибот (Anybots Inc.) — роботизация офисной работыЭнибот - робот производства компании Anybot, который может сходить за вас на совещание, сделать презентацию или просто перекинуться парой слов с коллегами.
- Логотип Apple — история и эволюцияСовременный логотип Apple - выдающийся пример индустриального дизайна. История логотипа Apple уникальна. Дизайнер Роб Янофф создал его взамен
- Переговоры работодателя с профсоюзом о нижнем белье. Как работники Walt Disney World боролись с педикулезом и чесоткойПосле распространения педикулеза и чесотки среди работников компании Disney потребовались переговоры работодателя с профсоюзом. Нижнее белье работников...
- Facebook за равенство всех работников. Но некоторые «равны более, чем другие»Facebook славится своей дружелюбной культурой. Но она не для всех. Модераторы контента Facebook лишены даже самых базовых человеческих прав и работают в …
- Социальное происхождение лидера организации влияет на ее стратегиюУченые выяснили, что социальное происхождение лидера компании влияет на его готовность идти на стратегические риски и на стратегию организа...
- Какая музыка повышает продуктивность работы, и какая работа становится продуктивнее под музыкуМузыка повышает продуктивность. Но не всякая и не всегда. Важно, какую работу вы выполняете и какую музыку при этом слушаете. Исследования...
- Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созиданияПрокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.
- Как победить страх неудачи. Советы Ричарда БрэнсонаБизнесмен, известный своим бесстрашием, дает советы о том, как победить страх неудачи. Именно это умение позволило Брэнсону заработать 4 млрд. долларов.
- Польза от конкуренции: как использовать силу конкурентов себе во благо. Советы практикаКакую пользу предприниматель может извлечь из конкуренции? Миллиардер и успешный бизнесмен Том Голисано считает, что польза от конкуренции...
- Как гибкое ценообразование может взбесить покупателей. Пример Coca-ColaCoca-Cola попыталась ввести гибкое ценообразование на свою продукцию с помоющью специальных автоматов. Попытка вызвала негодование покупателей.
- Стратегия выжидания. Прокрастинация как инструмент созиданияПрокрастинация может быть полезна. Это своеобразная стратегия выжидания, дающее время для созревания идей. Так считает профессор менеджмента Адам Грант.
- Чем полезно корпоративное обучение? Оно снижает «текучку» на 37%. Об этом свидетельствует исследованиеПо данным исследований, корпоративное обучение снижает текучесть кадров на 37%. Для 92% работников обучение - мотивирующий фактор, 83% работников лучше выполняют свои …
- Компания Uber и Трэвис Каланик — «Блестящие мерзавцы». Токсичная культура на театральных подмосткахКомпания Uber прославилась своей токсичной культурой. Трэвис Каланик немало поспособствовал возникновению такой культуры. Феномен Uber инспирировал спектакль «Блестящие мерзавцы» (Brilliant jerks).