Многие компании стремятся минимизировать влияние человеческого фактора на их бизнес-процессы. Предполагается, что таким образом можно снизить временные и технологические потери и добиться гладкого функционирования организации — как механизма с хорошо смазанными шестернями.
Однако всегда ли это так? Нивелируя человеческий фактор, мы не только устраняем влияние негативных свойств работника как человека с его склонностью создавать проблемы, но и теряем такое противоположное свойство живого человеческого ума как умение решать проблемы.
Проблема пустой коробки
В журнале Inc. была описана поучительная история, хорошо иллюстрирующая этот тезис. В истории рассказывается о т.н. проблеме пустой коробки. На одной фабрике, производящей зубную пасту возникла проблема. Переодически в партии продукта попадали пустые коробки, которые, в конечном итоге, оказывались у клиентов, вызывая их недовольство и ведя к дополнительным тратам на транспортировку незаполненной упаковки. Со временем компания начала терять клиентов, которые переходили к более надежным поставщикам. Тогда высшие менеджеры компании принялись вырабатывать решение, которое бы позволило удалять пустые коробки с производственной линии. Потратив полгода и сотни тысяч долларов они действительно пришли к умному решению. В производственную линию были встроены чувствительные весы. Каждый раз, когда на весах оказывалась пустая коробка, линия должна была автоматически останавливаться. Звуковой сигнал должен был оповещать рабочих о необходимости удалить коробку с конвейера. Система предусматривала автоматическое репортирование каждого такого случая в центральный офис. Отличное эффективное решение.1
Однако через некоторое время руководство компании обратило внимание на то, что сообщения о пустых коробках, поначалу поступавшие с фабрики, совершенно перестали поступать. По какой-то причине, пустые коробки перестали попадать на весы. Один из менеджеров, озадаченный такой ситуацией, отправился на фабрику, чтобы посмотреть, что происходит. Каково было его удивление, когда он обнаружил у конвейера перед весами обычный офисный вентилятор. Когда коробки оказывались напротив него, пустая более легкая упаковка сдувалась вентилятором на пол. Менеджер подозвал ближайшего рабочего и спросил его о вентиляторе. «А, это? Мы поставили его сюда, когда нам надоел громкий сигнал», — был ответ.1
Процессы не должны подавлять способности
Доподлинно неизвестно, когда и в какой компании случилась эта история, но она демонстрирует как человеческая сообразительность может могут компенсировать недостатки процесса. В данном случае рабочие, поставленные в рамки производственных процессов, не были заинтересованы в решении проблемы до тех пор, пока они не начали испытывать дискомфорт от громкого сигнала. Зато когда это случилось, они проявили замечательные способности и сообразительность, найдя простое, эффективное и, что немаловажно, дешевое решение. Как мы видим, способности рабочих компенсировали недостаток процесса, только решали они не проблему их компании (пустые коробки), а собственную проблему (звуковой сигнал), поэтому решение пришло слишком поздно.
Представим себе, что в коллективе рабочих был бы более высокий уровень лидерства, и они пустили бы в ход свои способности еще до того, как менеджеры пустили в ход свои. Компания сэкономила бы время и деньги, которые она могла бы пустить на развитие или поощрения работников. Но для этого у них изначально должно было бы быть больше свободы действий на рабочем месте.
С другой стороны, большинство тех, кто работал на производственных предприятиях, с легкостью представят себе ситуацию, когда процессы отлажены, описаны и автоматизированны, а работа движется кое-как с постоянными задержками и «непредвиденными ситуациями». Люди ленятся и не хотят брать на себя ответственность. Это демонстрирует, что недостатки процесса можно компенсировать за счет человеческих способностей, а недостаток способностей не компенсирует ни один процесс.
- Christensen T. What a Toothpaste Factory Teaches Us About Creativity. Inc. June 14, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
- Эффективность команды связана с разнообразием ее составаСогласно исследованиям ученых, эффективность команд напрямую зависит от разнообразия их состава. Поэтому в команды надо включать людей с разными профилями и культурой
- Личностные черты предпринимателей — данные двух десятилетий исследованийУченые из Гарварда выявили личностные черты предпринимателей - психологические особенности, заставляющие людей начинать свое дело...
- Стив Джобс в Pixar. Две личности Джобса или почему партнеры старались назначать встречи с бизнесменом на пятницыДжобс руководил анимационной студией Pixar до 2006 года параллельно с работой в Apple. Стив Джобс в Pixar был совсем другим человеком - …
- Пружинка на миллиард. Слинки — одна из самых прибыльных игрушек в историиИгрушка-пружинка, известная также как Слинки, была изобретена случайно военным инженером. Случайное изобретение принесло 3 млрд. долларов...
- Расти или умри — брутальная культура «черных компаний». Пример RevolutЧерные компании - японский термин, означающий сверхэксплуатирующие и агрессивные к своим работникам организации, обладающие брутальной культурой. Примером служит британский Revolut.
- Система канбан. В чем сутьКанбан - простая система, используемая на предприятиях Тойота, позволяющая отслеживать необходимость пополнения запасов деталей в сборочных ячейках. Для этого используются специальные карточки …
- Джобс и Гейтс ограничивали своих детей в использовании гаджетов. Другие лидеры Кремниевой долины поступают так жеБольшинство создателей индустрии высоких технологий ограничивали своих детей в использовании гаджетов и компьютеров. Джобс и Гейтс запреща...
- Индивидуальный подход к фастфуду, доведенный до абсурда. В McDonalds не бывает бесплатного сыраДаже в области фастфуда возможен индивидуальный подход к клиенту. Например, если вы хотите купить один слайс сыра по цене целого бургера - …
- Пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира. Оргия как стимулятор продажСкандальный пример нематериального стимулирования от крупнейшей перестраховочной компании мира Munich Re. Компания признала, что это была ошибка...
- Смысл и цель бизнеса. Корпоративная культура FerrariЦель бизнеса должна состоять не только в зарабатывании денег, а в чем-то большем. Цель компании Ferrari - создавать и побеждать. И не …
- Миллиардеры Билл Гейтс и Джефф Безос сами моют посуду. Почему они это делают?Билл Гейтс долгое время оставался самым богатым человеком планеты. В январе 2018 года это место занял Джефф Безос. Однако статус самого богатого …
- Uber возобновляет использование беспилотных такси после девятимесячного перерыва, связанного со смертельным ДТП. Но решены ли проблемы, из-за которых оно произошло?Компания Uber активно работала над беспилотными такси и даже запустила в тестовом режиме несколько автомобилей на улицы городов. Однако после смертельного ДТП …
- Сидни Финкельштейн о делегированииВот, что думает профессор Сидни Финкельштейн о делегировании, изучив подходы многих выдающихся бизнес-лидеров к управлению. Делегирование...