
Многие компании стремятся минимизировать влияние человеческого фактора на их бизнес-процессы. Предполагается, что таким образом можно снизить временные и технологические потери и добиться гладкого функционирования организации — как механизма с хорошо смазанными шестернями.
Однако всегда ли это так? Нивелируя человеческий фактор, мы не только устраняем влияние негативных свойств работника как человека с его склонностью создавать проблемы, но и теряем такое противоположное свойство живого человеческого ума как умение решать проблемы.
Проблема пустой коробки
В журнале Inc. была описана поучительная история, хорошо иллюстрирующая этот тезис. В истории рассказывается о т.н. проблеме пустой коробки. На одной фабрике, производящей зубную пасту возникла проблема. Переодически в партии продукта попадали пустые коробки, которые, в конечном итоге, оказывались у клиентов, вызывая их недовольство и ведя к дополнительным тратам на транспортировку незаполненной упаковки. Со временем компания начала терять клиентов, которые переходили к более надежным поставщикам. Тогда высшие менеджеры компании принялись вырабатывать решение, которое бы позволило удалять пустые коробки с производственной линии. Потратив полгода и сотни тысяч долларов они действительно пришли к умному решению. В производственную линию были встроены чувствительные весы. Каждый раз, когда на весах оказывалась пустая коробка, линия должна была автоматически останавливаться. Звуковой сигнал должен был оповещать рабочих о необходимости удалить коробку с конвейера. Система предусматривала автоматическое репортирование каждого такого случая в центральный офис. Отличное эффективное решение.1
Однако через некоторое время руководство компании обратило внимание на то, что сообщения о пустых коробках, поначалу поступавшие с фабрики, совершенно перестали поступать. По какой-то причине, пустые коробки перестали попадать на весы. Один из менеджеров, озадаченный такой ситуацией, отправился на фабрику, чтобы посмотреть, что происходит. Каково было его удивление, когда он обнаружил у конвейера перед весами обычный офисный вентилятор. Когда коробки оказывались напротив него, пустая более легкая упаковка сдувалась вентилятором на пол. Менеджер подозвал ближайшего рабочего и спросил его о вентиляторе. «А, это? Мы поставили его сюда, когда нам надоел громкий сигнал», — был ответ.1
Процессы не должны подавлять способности
Доподлинно неизвестно, когда и в какой компании случилась эта история, но она демонстрирует как человеческая сообразительность может могут компенсировать недостатки процесса. В данном случае рабочие, поставленные в рамки производственных процессов, не были заинтересованы в решении проблемы до тех пор, пока они не начали испытывать дискомфорт от громкого сигнала. Зато когда это случилось, они проявили замечательные способности и сообразительность, найдя простое, эффективное и, что немаловажно, дешевое решение. Как мы видим, способности рабочих компенсировали недостаток процесса, только решали они не проблему их компании (пустые коробки), а собственную проблему (звуковой сигнал), поэтому решение пришло слишком поздно.
Представим себе, что в коллективе рабочих был бы более высокий уровень лидерства, и они пустили бы в ход свои способности еще до того, как менеджеры пустили в ход свои. Компания сэкономила бы время и деньги, которые она могла бы пустить на развитие или поощрения работников. Но для этого у них изначально должно было бы быть больше свободы действий на рабочем месте.
С другой стороны, большинство тех, кто работал на производственных предприятиях, с легкостью представят себе ситуацию, когда процессы отлажены, описаны и автоматизированны, а работа движется кое-как с постоянными задержками и «непредвиденными ситуациями». Люди ленятся и не хотят брать на себя ответственность. Это демонстрирует, что недостатки процесса можно компенсировать за счет человеческих способностей, а недостаток способностей не компенсирует ни один процесс.
- Christensen T. What a Toothpaste Factory Teaches Us About Creativity. Inc. June 14, 2016.
На главную ИЛИ ЧИТАТЬ ЕЩЕ:
Самая частая причина проблем – люди. Самая главная причина успехов – тоже люди. Мнение главы Burger King
Дэниэл Шварц, глава Бургер Кинг, убежден в том, что существует три основные причины проблем компании. И главная из них - это неправильно …Вовлеченная команда и вовлекающее лидерство не терпят полумер. Частичная вовлеченность ведет к проблемам
Вовлеченная команда требует приверженности. Формальное вовлекающее лидерство вызывает демотивацию и снижает эффективность работы. Полумеры...Социальное происхождение лидера организации влияет на ее стратегию
Ученые выяснили, что социальное происхождение лидера компании влияет на его готовность идти на стратегические риски и на стратегию организа...Доверие начальства вызывает стресс и повышает нагрузку. Результаты исследований
Доверие начальства к подчиненным необходимо для создания продуктивных рабочих отношений. Но исследования показывают, что истощение...Недостаток эмоционального интеллекта имеет генетические предпосылки. Но над этим можно работать
Успех человека зависит от его эмоционального интеллекта. Поэтому недостаток эмоционального интеллекта опасен. Ученые выявили генетические факторы, определяющие эмоциональный интеллект.
Билл Гейтс о коронавирусе
Билл Гейтс - не только миллиардер, но и большой авторитет в области общественного здоровья. Что говорит Билл Гейтс о коронавирусе.Предсказания Оруэлла, воплощенные в современном офисе
В современном офисе имеется множество черт антиутопии, от характерных технологий до тотальной слежки. Предсказания Оруэлла воплощаются на новом витке...Как извлечь сверхприбыль. Рецепт от компании Mylan, который сделал ее олицетворением корпоративной жадности
Стратегия продвижения препарата Эпипен сделала компанию Mylan олицетворением корпоративной жадности. Стремясь извлечь сверхприбыль, Mylan...В чем секрет японского производства. Монодзукури — что это, и как оно работает
Монодзукури - японское понятие, обозначающее сочетание ноу-хау, технологического совершенства, особой производственной философии, приверженности своему делу, стремления к совершенству, мастерства и настроя.Отрицательные эмоции способствуют творческим подходам. При одном условии…
Ученые установили, что отрицательные эмоции способствуют возникновению творческих идей и подходов. Но происходит это только тогда, когда...
Загадочные названия японских компаний: Sony, Canon, Nissan, Panasonic, Bridgestone, Toyota, Mitsubishi
Названия японских компаний - явление особое. Многие из компаний изначально имели японские названия. Но выход на международный рынок вынудил их использовать более …Лидерство в кризис: эти руководители компаний отказались от своих зарплат из-за эпидемии коронавируса
Многие руководители крупных компаний отказываются от своих зарплат из-за эпидемии коронавируса. Истинное лидерство в кризис требует...Крупнейший производитель потребительских товаров 1990-х. Эра могущества Philip Morris
В начале 1990-х табачная компания Philip Morris являлась крупнейшим производителем потребительских товаров в мире. Компания имела многочисленные связи в самых разных областях, …